12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Слюйменова Галина Анатольевна17
2

Урок на тему «Сказочное и реальное в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Особенности композиции и жанра произведения»

Урок литературы в 5 классе, разработанный учителем МБОУ «Лицей №200»,Слюйменовой Галиной Анатольевной

Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь.

Г.Х.Андерсен

1. Тема: «Сказочное и реальное в произведении К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Особенности композиции и жанра произведения».

2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

3.Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен работе с произведением К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», построен как урок - исследование, урок-беседа.

4.Предмет: литература.

5.Класс: учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

6.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

7.Технология:данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничать , соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

Развиваемые компетенции:

- ценностно-смысловая( способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки);

-общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни);

-учебно-познавательная(добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание ,анализ);

-информационная (владение различными средствами информации, поиск информации);

-коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ);

-личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

Развиваемые УУД:

Личностные - нравственно-этическая ориентация

Регулятивные - целеполагание, осознание уровня усвоения материала

Познавательные - самостоятельный поиск информации

Общеучебные - самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

Логические - анализ текста, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные- умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

Цели урока:

 Предметные : овладение навыками анализа текста, умение выделять сказочные элементы , определять их смысловую значимость , соотносить сказочное и реальное, определять жанровое своеобразие произведения.

 Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста.

Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной,  проектор, иллюстрации к сказке «Теплый хлеб».

I.Итак, сегодня, ребята, у нас второй урок по сказке Паустовского «Теплый хлеб».На прошлом уроке мы с вами обсудили смысл названия произведения, начали разговор о героях сказки. Определили, кто из героев являются главными, кто –второстепенными.

Посмотрите на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку и попробуйте сформулировать тему урока. Как вы понимаете слова Г.Х.Андерсена? О чем сегодня пойдет речь? ( Учащиеся отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели и задачи).

II. Назовите еще раз главных героев и зачитайте их характеристики, которые вы выписали из текста, представьте классу иллюстрации , на которых изображены эти герои ( по желанию).

Конь Мальчик-вороной конь, раненый, пострадал от врага.

Мельник Панкрат- скорый на работу и сердитый старик, и ребята считали его колдуном, быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня.

Мальчик Филька- по прозвищу « Ну тебя», молчаливый, недоверчивый, отвечал сердитым баском, бабка выговаривала ему за неласковость.

-Ребята, чьи иллюстрации показались вам наиболее интересными? Соответствуют ли они вашему представлению о героях?

Каких героев мы с вами еще встретили в сказке?

Ветер, мороз, вороны, сорока, лисицы, мальчишки, бабка, мальчик Николай.

Это герои реальные или сказочные?

( С одной стороны это реальные герои, но изображает их автор как сказочных).

III. Работа в группах с текстом. Найдите и зачитайте описание животных ( 1 гр.), природных явлений ( 2 гр.),других героев (3 гр.)

Можно ли сказать, что Паустовский выдумывает каких-то особенных сказочных героев?(Нет, он ничего специально не выдумывает, он обычных героев изображает как сказочных).

А сказка-это повествование о фантастических событиях .Но любая фантастика всегда неразрывно связана с реальностью. Давайте посмотрим, какие элементы относятся к реальному, какие – к фантастическому. Но прежде чем составлять таблицу , подберите синонимы к терминам –реальное и фантастическое ( привычное, обычное, часто встречающееся – необычайное, непривычное, удивительное, странное, то, во что трудно поверить).

IV.(Учащиеся делятся на 5 групп и работают над задачей ). Затем каждая группа в любой форме представляет свой продукт ( таблица, устный ответ, схема, рисунок).

Фантастическое: конь вызывает мороз и метель, рассказ бабки о том, что 10 лет после мороза стояла голая земля, обегал ее стороной всякий зверь; сорока за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер , попросила прогнать мороз. Ветер, мороз, лисицы уподобляются человеку.

А что реального?

Действие происходит во время Гражданской войны: немецкий снаряд ранил коня, проходила кавалерия. Живется всем тяжело и трудно: Филька жует кусок хлеба, круто посыпанный солью. В деревне есть мельница, где Панкрат мелет муку. В деревне дети, бабы да старики: идет война, все мужики на фронте. Автор указывает на время, дает название деревне- Бережки. Все это делает происходящее реальным.

V.Вы все знаете, что в художественном произведении немаловажную роль играют картины природы. Сейчас мы послушаем подготовленное сообщение на тему « Как меняется природа в сказке и для чего автор показывает нам эти изменения ?»

Таким образом, природа тоже не остается равнодушной к происходящим событиям: она то тихая, спокойная, то холодная, безжалостная. Она наказывает людей за их злобу, безрассудство, равнодушие.

VI.Ребята, Паустовский назвал свое произведение сказка. Согласны ли вы с таким жанровым определением?

Вспомните элементы композиции сказки (зачин, основная часть и концовка).

Есть ли здесь традиционные зачин и концовка?

Какие сюжетно- композиционные элементы народной сказки здесь присутствуют? Давайте вспомним с вами построение волшебной сказки.

Что очень часто является завязкой волшебной сказки? (Существует табу, запрет, который герой нарушает; дальше идут испытания, в конце-награда).

Есть ли здесь эти элементы?

Какой же запрет нарушил Филька? (Не делай зла ни людям, ни животным).

Через какие испытания он прошел? (Испытание смертью, нужно проявить смекалку, чтобы найти избавление от стужи, разбивал лед на реке, раскаялся и пришел просить прощения).

Какую награду Филька получил?(Конь простил мальчика, все улыбались, были счастливы).

Таким образом, мы с вами увидели, что жанровое своеобразие этого произведения нашло отражение не только на уровне образной системы произведения , но и на уровне композиции, т.е. построения.

Как вы думаете, почему у автора реальные события переплетаются со сказочными?

(Оказывается , чудо есть и в реальной жизни, в делах каждого дня: люди, соединившись, смогли прорубить замерзшую реку, помирить коня и Фильку, победить смерть. И , как в любой сказке, добро побеждает зло .Но победа достается не только с помощью волшебных помощников, а прежде всего совместными усилиями, совместным трудом).

Кроме того, мы встречаем в произведении такие выражения:

«Зачем помирать? Надеяться надо».

«Льготного срока не будет».

«Хлеб-соль подносить».

«Не только человеку извинение требуется».

На что похожи эти выражения? ( На пословицы и поговорки. Что подчеркивает связь с фольклором)

Итак, как можно определить жанр этого произведения?

Чему же учит нас эта сказка?

VII. Рефлексия.

- Понравился ли урок?

- Что показалось интересным?

-Что вызвало затруднение?

-Узнал ли ты что-то новое и важное для себя?

-Оцени свою работу на уроке.

Домашнее задание: написать письмо Фильке или К.Г.Паустовскому.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.