12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ника196
Россия, Владимирская обл., Муром
3

Эссе-рецензия «Комикс, как серьёзное произведение, на примере «Мауса»».

Эссе-рецензия «Комикс, как серьёзное произведение, на примере «Мауса»».

Крайне удручает отношение некоторых людей к рисованным произведениям. По каким-то странным, непонятным мне причинам некоторые люди не воспринимают серьёзно мультипликацию, комиксы или игры. Это оправдывается тем, что для них всякая рисованная история является продуктом только для детей, словно сам факт того, что в том или ином произведении была использована анимация, априори делает её нищевой. Примечательно ещё то, что, ограничив себя только "взрослым", подобный народ отрицает культурную значимость тех же мультфильмов.

Подобных случаев совсем не мало и не надо долго искать в памяти или, по крайней мере, в Интернете самых интересных случаев описанного мною выше отношения. К примеру, в 2015 году в России изъяли из продажи комикс «Маус», так как «такая серьезная тема была представлена в виде комикса» (1). На самом деле более вероятно, что книга изъята была по причине наличия запрещённой нацистской символики как на обложке её, так и внутри. Но сам факт существования такой отмазки много говорит об отношении к медиа в целом. Или Владимир Мединский, бывший Министр Культуры РФ, который прямо оскорбил целую группу людей своим мнением о комиксах и о их читателях: «Комиксы — это для тех, кто плохо умеет читать. Я очень плохо отношусь к комиксам. Комикс — это как жевательная резинка, как вам сказать, это не еда. Комикс — это ориентация должна быть на ребёнка, который только учится читать, до семи-восьми лет. Но взрослому человеку читать комиксы — это признаться, что «я дебил, я читаю комиксы»» (2). Мало того, что Министр Культуры повёл себя крайне безкультурно, обозвав целую группу людей и назвав их занятие тупым, что уже звучит сюреалистично, так ещё и подобные люди для многих могут служить примером. Таким образом, бывший Министр Культуры ещё и уничтожает репутационно новую, сравнительно молодую нишу современной культуры.

Так что же такое этот «Маус»? И почему он себе позволяет иметь на обложке и внутри себя запрещённую нацистскую символику? Полное название данного произведения — «Маус: Рассказ выжившего». Это комикс, который многие относят к жанру графического романа, повествующий о жизни Владека Шпигельмана, польском еврее, который прошёл вместе со своей женой Освенцим, о последствиях еврейских гонений в нацистской Германии и об отношениях отца с сыном. То есть, кроме тематики Холокоста, здесь также присутствует классическая для литературы тема отцов и детей.
«Маус» написан в стиле "рассказа в рассказе", так как произведение начинается с того, что Арт Шпигельман, автор комикса, приходит к своему отцу однажды и говорит: «Я всё хочу комикс про тебя... про твою жизнь в Польше, про войну» (3). По мере чтения читатель наблюдает сразу и прошлое, и настоящее, поэтому, для себя, я разделил произведение на три части, по хронологии, дав им названия «До войны», «Война и плен» и «Последствия плена».

«До войны» имеет важную функцию в художественном строе всего комикса. Данная часть подготавливает читателя к последующим событиям. Здесь нам показывают, кто такой Владек, как он познакомился со своей будущей женой Аней или как родился их первый сын Рышо. Убери эту часть из повествования и мы просто увидим, как неизвестный нам персонаж рассказывает про то, как он в молодости отправился на войну и попал в плен. Читатель может и сопереживал бы ему, но не на том же уровне, на котором соперживаешь, зная что это за человек и что с ним было до этих страшных событий. «Война и плен» это свойственная часть для произведений о происходящем в Аушвице и Биркенау. Здесь нам показывают, как быстро была захвачена Польша и как относились немецкие солдаты с еврейскими плеными. Арт прекрасно осознавал, что здесь он не новатор, что и до него было много других писателей, которые писали про себя или про своих родственников, пережившие тот ужас. Поэтому главная суть всего комикса, по моему мнению, сокрыта не в прошлом, а в настоящем.

Именно «Последствия плена» являются источником идей конкретно Арта Шпигельмана. Здесь нам показывают, каким скрягой стал Владек. Старший Шпигельман может поднять на улице грязный старый провод, ведь вот он, лежит прямо на земле, никому ненужный. Он бережёт каждый цент, копит на старость, прекрасно осознавая что она давным давно уже наступила. Он копит не от нищей жизни, ведь Владек имеет на счету миллионы, да и в прошлом не упоминается, что он был нищим, а скорее из-за страшных событий, которые ему пришлось пережить во время войны. Он много тратил денег на взятки и на еду, берёг каждую крошку хлеба. Не раз встречается упоминание, что как только все получали посылки с едой в плену, пока все всё съедали, Владек хранил полученое на будущее. Его безумное желание сохранить каждый лишний доллар доходит до того, что он не может купить даже расчёску своей второй жене Мале, так как он давал ей ежемесячно по 50 долларов и не больше. Но и Мала прошла лагеря, в ней так же можно заметить странности, она хочет всех денег мужа. Она постоянно заставляла его переписывать наследство что в болезни, что в здравии. Она не хотела, чтобы что-то досталось Арту и кузену Владека, она всё хотела забрать себе. В какой-то момент она просто забирает с общего банковского счёта все деньги и уезжает от Владека, вернувшись лишь спустя долгое время, когда узнала, что её муж серьёзно болен и без неё или без Арта ему практически не обойтись. Откуда взялась, вдруг, вторая жена, когда я упоминал до этого Аню? А всё просто, мать Арта Шпигельмана наложила на себя руки из-за депресии, которая также, может быть, является последствием тех роковых событий. Арт показывает через эту часть каким образом повлияли нацистские пытки на еврейский народ не только физически, но и психологически. Но, кроме переживших лагеря, в романе есть ещё одна жертва...

А именно сам Арт. Казалось бы, что за глупость, автор «Мауса» родился в 1948 году. Тогда, когда война прошла, а мир лишь разгребал её последствия.
Я ранее упоминал первого сына семейства Шпигельманов, Рышо. В отличии от своих родителей, с войны он не вышел. Был отравлен ядом, чтобы не отправиться в немецкие лагеря, где многие дети становились подопытными нечеловеческих эксперементов или просто нещадно убиты нацистскими солдатами. Это повлияло на всю семью в целом. В том числе и на Арта. В комиксе он называет своего брата призраком и рассказывает про его фотографию следующее:
«Родителям не нужно было моё фото... ведь вот он я живой! Фото не закатывала истерик, не попадала в неприятности... Она была идеальным ребёнком, а я — занозой в пальце. У меня не было шансов. Конечно, вслух никто не говорил о Рышо, но фотография была немым укором: он бы стал доктором, он бы женился на богатой еврейке... Вот урод» (4). Он буквально соревновался в игре «Кто любимейший ребёнок?» даже не с братом, а с его фотографией, памятью о нём. Кроме брата-призрака, Арт упоминает кошмары, где нацисты заставляли его выбирать между родителями, кого посадить в камеру с газом, или где те же немцы врывались к нему в класс и забирали его и других еврейских детей. И хотя Арт не так сильно страдает от того, что его родители прошли лагеря, он всё равно остаётся частичной жертвой по этому ряду причин. Таким образом, получается, что даже после конца своего существования нацистская Германия смогла опорочить не только разум выживших, но и тех, кто не видел случившегося.

Это была сюжетная составляющая, но мы же говорим про комикс, про произведение визуальное. Даже самые обыкновенные, нацеленные на широкую аудиторию фильмы пытаются играть и с визуальными образами. Встречается ли здесь подобное? Конечно!
Главное, что видит среднестатистический читатель, когда только-только начинает читать книгу — это вид всех персонажей романа. Каждая раса в данной книге изображена в виде соответсвующего вида животного: евреи — мыши, нацисты — коты, поляки — свиньи, американцы — собаки, французы — лягушки и другие...
Может показаться, что подобным образом Арт всех представителей разных наций объеденяет в одни группы и, расставляя ярлыки, говорит «Они злые, а вот те добрые». Словно все евреи — трусы, как мыши, раз прятались во времена войны, буквально чуть ли не в норы, все поляки — ведут себя по-свински или все американцы являются храбрыми, преданными и смелыми, раз они сравниваются с собаками, но нет, данным образом высмеивается идеология нацизма. Те тоже винили во всём конкретную расу, возвышая свою собственную до небес. Но при этом нам показывают образ, придуманный автором, но вот действия персонажей под образ не были подстроены. Образы есть образы, а люди остаются людьми. Так, в некоторых моментах появляется некоторый резонанс. К примеру, во время войны, пересидев зачистку еврейского гетто, Владек и Аня отправляются в Сосновец, где им банально негде жить, ведь их дома отданы во владение полякам. Няня, сидевшая с Рышо до войны, не собирается брать на себя такую ношу, как беглые евреи, и единственный ночлег, который они смогли себе позволить, это холодный сарай, чья хозяйка приносила им немного еды. Если Владек ещё смог бы выжить, так как он был в молодости довольно крепким, сильным и выносливым, то Аня в такой обстановке просто окалела бы, так как на дворе была зима. Их жизни были спасены пани Мотоновой. Продавая на чёрном рынке еду, эта храбрая женщина в добавок приняла, хоть и не за дёшево, двух беглых евреев, прекрасно осознавая, что скорее всего это повлечёт за собой отнюдь не радужные последствия, когда каждый второй поляк готов был сдать беглого еврея или просто похожего на него человека. Разве можно назвать её свиньёй? Нет, конечно же! Но при этом, некоторые образы прекрасно подходят к некоторым владельцам этих образов. И виноват в этом не автор, который нарисовал очередного нациста в виде кота. Виноват в этом сам немец. Каждый раз, когда видишь, как немецкий солдат до смерти избивает исхудалое тельце пленного еврея на страницах книги, в голове сразу появляется мысль «Да, именно так рвёт и мечет кот загнанную в угол мышь». Кроме сравнения людей с животными в произведении есть и другие примеры символизма, показанные визуальным путём. Отдельного упоминания достойно начало второй главы второй части. В отличии от других глав, где Арт приходит к отцу и начинает его спрашивать о его жизни, после чего настоящее полностью сменяется повествованием о минувшем, здесь нас встречает Арт Шпигельман с информацией о том, что скоро у него родится дочь и что его отец мёртв. Нарисован он необычно. Если раньше все были нарисованы чисто антропоморфными животными, то теперь автор изображает на себе маску мыши. До этого подобные маски были нарисованы на евреях, притворяющиеся поляками. Рабочее место Арта Шпигельмана находится на горе из исхудалых трупов еврейских пленных, которые изображены уже чисто мышами, без масок. Арт упоминает о своей депрессии. Данные рисунки показывают сомнение Шпигельмана в своей работе: его произведение буквально основано на боли тех евреев, что погибали в Освенциме, он ощущает груз ответсвенности за этот комикс и сомнения пораждают мысли о том, что он не достоен писать про столь серьёзную тему, что он лишь притворщик и лжец, который делает вид, что его эта тема волнует. Но носителем маски является здесь не только Арт. На следующей странице появляются журналисты и один представитель производителя мерчендайза, которые также изображены в масках. Они встают на трупы евреев, чтобы приблизиться к Арту Шпигельману. Это так же показывает отношение Арта к этим и подобным им людям — они самые настоящие притворщики, готовые пренебрежительно идти по головам, чтобы состряпать новый загаловок или заполучить новый контракт на производство мерча по популярной на тот момент теме. Далее, под градом вопросов, Арт постепенно уменьшается, становится значительно моложе. Таким образом показывается, что он чувствует себя маленьким и незначительным. Он уходит к психологу, который также пережил Холокост. Тот помогает Арту вернуться в свою калею и, постепенно, из ребёнка он вновь растёт до своего возраста. Шпигельман выражает своё нежелание продолжать работу, его одолевает депрессия, он не хочет и думать о второй части книги (в своё время комикс выходил в двух частях, да и по сей день можно найти в продаже допечатки тех изданий, хотя и существует книга, в составе которого имеются сразу обе части романа). Психолог и тут воодущевляет художника, рассказав какого было в лагерях одним единственным «БУ!» После сеанса Арт возвращается писать, но сразу же падает духом, как только включает диктофон вновь, где отец, словно не замечая просьбы сына продолжить повествование о лагерях, негодует на то, что Мала просит больше денег от него. Падение духа показано всё тем же приёмом: Арт становится вновь младше и меньше. Видно, что данная часть написана под влиянием смерти отца и депрессии, показана очень интересная тема сомнений творца в своём творении.
Так же замечу, что произведение написано в чёрно-белых тонах. И дело не в том, что автору неожиданно стало лень заниматься колорингом. Арт следит даже за шрифтом в своих произведениях и их локализациях. Лучше автора никто другой не скажет, почему
«Рассказ выжившего» написан только чёрными и белыми красками, поэтому я нашёл слова Арта Шпигельмана, адресованные Джеффу Смиту, автору комикса «Боун», который первое время не хотел разукрашивать собственную работу и который не сразу понял, почему автор самого популярного чёрно-белого комикса говорит ему разукрасить этого самого «Боуна»: ««Маус» рассказывает о Холокосте, о войне. Это очень тяжёлый рассказ. Он должен быть чёрно-белым. «Боун» же рассказывает о жизни и он будет не закончен, пока не выйдет в цвете» (5).
То есть комикс — это не просто та же литература, только в картинках, это полноценный формат, в котором есть свои особенности, не соблюдая которые, очень вероятно, что ты напишешь посредственность. Обыкновенно, открывая книгу с картинками, картинка в ней лишь дополняет описанное, потому что автор изначально не подстраивался под иллюстрацию и, возможно, даже не знал о том, что у его произведения когда-то они будут. Открывая комикс, иллюстрация без лишних слов, сама покажет то, что ты должен видеть и знать, из текста лишь диалоги и пометки автора (существуют комиксы, в котором и этого всего нет), которые писали потому, что авторы считали, что иллюстрации недостаточно и нужно какое-то пояснение к ней. Комикс изначально пишут с пониманием того, что всё будет проиллюстрированно, даже аллюзии, сравнения и прочие литературные приёмы. Комикс — это симбиоз рисунка и истории. Здесь одинаково важна иллюстрация и сюжет.

«Маус: Рассказ выжившего» — это очень красочная, не смотря на то, что она нарисована в чёрно-белых цветах, очень личная, благодаря чему естественная, правдивая и просто страшная история. Не случайно это был первый комикс, который вспоминался всем, когда Владимир Мединский заявил о том, что комикс — детская ниша. Это комикс не просто о Холокосте. Скорее он о людях, пережившие ужасные события и об их взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми, незаставшие настоящих ужасов. Неважно, какое то было событие, важен человек, который видел, как могли умирать его родственники и друзья, как мог умирать в каком-то смысле и он сам, который смог выжить и выйти оттуда, после чего он смог оставить после себя больше, чем утратил когда-то давно.
Что до отношения к комиксу и прочим рисованным медиа... Пока мы не сможем договориться между собою и будем продолжать нещадно унижать людей за их личные интересы, за их туалет или вовсе за их врождённые качества, среди нас будет существовать ещё сотни тысяч, а то и миллионы таких же Гитлеров, не считающие отдельные расы человеческими. И кто знает, вдруг, один из этих Гитлеров
уже точно уничтожит всех неугодных ему, учтив ошибки своего предшевственника?



1. https://www.bbc.com/russian/russia/2015/04/150427_moscow_holocaust_book_recall
2.
https://www.bbc.com/russian/news-49585332
3. «Маус». Стр. 14
4.
«Маус». Стр. 175
5. https://www.youtube.com/watch?v=HoOqNEMn0UE (1:01:15)

Автор материала: С. Ганин (1 курс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.