12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моккиева Ольга Игоревна24
Россия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Костомукшского городского округа

«Гимназия»


 

Проект - исследование

на тему:

«Эта загадочна плесень»

 

 

Выполнила: ученица 3 «А» класса

Боброва Ольга

Руководитель:

учитель начальных классов

Моккиева Ольга Игоревна

Костомукша, 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…………3

I. Основная часть

Что такое плесень? ……………………………………….…………………………4

Виды плесени …………………………………………………..……………………4

II. Практическая часть. Условия появления и развития плесени. ………………………6

III. Выводы и заключение ..………………………………………………………………...7

IV. Список литература……………………………………………………………………...8

V. Приложение …………………………………………………………………………......9

 


 

Введение.

 В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет?

Интерес к теме возник, когда мы вернулись от бабушки и вдруг обнаружили, что хлеб в полиэтиленовом пакете, забытый на столе на кухне, покрылся зелёным налётом, а на хлебе, который находился в холодильнике (так принято в нашей семье) этого налёта практически не было. В голове возникли вопросы Почему один и тот же хлеб сохранился в холодильнике лучше, чем на столе? Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет?

Объект исследования: плесень.

Цель исследования: выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.

Задачи:

познакомиться с видами плесени;

ознакомиться с применением плесени в разных видах деятельности ( медицина, пищевая промышленность и в быту);

создать разные условия для выращивания плесени;

вырастить объект исследования в домашних условиях.

Гипотеза: я смогу вырастить плесень в домашних условиях.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, анкетирование.

Место выполнения исследовательского проекта:
Республика Карелия, г. Костомукша, МБОУ КГО Гимназия Г. Костомукша,

 

Сроки выполнения работы: август 2017 г. – январь 2018 г.


 


 

Основная часть.

1.Что такое плесень?

Плесень – это налет на продуктах питания, растительных остатках и иных органических веществах, образованный плесневыми грибами. Мы сталкиваемся с ней постоянно: привычная, разноцветная. Человек либо не замечает ее, либо избавляется от нее.

Первое, что я сделала в своём исследовании, посмотрела на плесень через лупу. Увиденное, перед вами. Из других источников я узнала, что размножение плесени осуществляется спорами. Для этого отдельные гифы или их ещё называют спорангиеносцы, поднимаются вертикально, на их концах образуются расширения в виде круглых черных головок, которые называются спорангии. Здесь происходит созревание спор. Споры очень мелкие, легкие и многочисленные. Спорангий легко растворяется водой, в результате чего споры высыпаются наружу и легко разносятся ветром.

Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Из документального фильма «Плесень» я узнал, что она окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования жизни на нашей планете. Ей не страшны даже радиация и космическое пространство.

Плесень - это простонародное название грибов, которые, могут появляться в самых разных местах и каждая имеет своё название. Та, которая растёт на камне, бетоне, краске, называется плесневыми грибками. Плесень, которую мы встречаем на древесине, называется грибками гниения, а дрожжевыми грибками называется плесень, которая образуется на пищевых продуктах. Так же мы можем встретить плесень и в самых необычных местах: в горшках с цветами и даже на книгах.

2. Виды плесени.

Вредная плесень

Из энциклопедии я узнала, что плесень попадает в организм человека через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатывается вместе с пищей. И если в доме появилась плесень на продуктах – немедленно от них избавляйтесь.

Плесень – яд! Не исключение и бабушкино варенье! В Новогодние праздники мы с мамой открыли банку и увидела там плесень, но благодаря полученным мною знаниям о этих грибах, мы сразу его выбросили.

Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает. ( не говорить)

Но у плесени, кроме вредных есть и полезные свойства. Первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей, тоже плесень . Его называют Доктор – плесень. (КУПИМ В АПТЕКЕ)

«Благородная» плесень». Так же я узнала о существовании благородной плесени, этот грибок называют серой гнилью. Очень много продуктов (ягоды, фрукты) приходят из-за него в негодность. Но в Германии, Франции и Венгрии благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые виды вин. Поэтому становится понятно, почему в этих странах эту плесень называют «благородной».

Голубая плесень. Если благородная плесень была изучена не так уж и давно, то голубая плесень известна с очень давних времен. Этот вид – незаменимая составляющая часть мраморных сыров (Рокфор, Горгонзола, Стилтон). Летом в Петрозаводске я видела эти сыры в продаже и попробовала. Предлагаю и вам оценить его вкусовые качества. Удивило меня и то, что сыр с такой плесенью производят у нас в Карелии на Сямозерской сыроварне. (СЛАЙД Оля с сыром) + сямозерские сыры.

Есть сыры и с белой плесенью. С её участием появляются на свет такие знаменитые сыры, как Камамбер и Бри. СЛАЙД. Такие сыры у нас в Карелии тоже начали производить на Валаамской сыроварне. Но такой сыр даже самого высокого качества не рекомендуется будущим мамам и детям.


 

Практическая часть. Условия появления и развития плесени.

Начала я своё исследование с опроса учащихся третьих классов, и вот какие результаты я получила. Выводы по итогам опроса:

…. ребят знают, что такое плесень;

….приходилось встречать плесень;

…. ребят считают, что плесень это вред;

Что плесенью можно лечить знают…..школьников;

Так же в анкете был вопрос «Какой из сыров ты бы съел?» Были представлены два вида сыра, один с плесенью и простой сливочный…Большинство ребят съели бы простой сыр, ….%, съели бы сыр с плесенью (таких ребят меньше), но были и такие, кто съел бы оба предложенных продукта.

Из этого следует, что большинство моих одноклассников знают или не знают об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов. Но все же, я считаю, что нужно больше рассказывать о вреде плесени. Прежде чем это сделать, я должна сама узнать больше о ней. Наиважнейшей задачей моего исследования было вырастить объект (плесень) в домашних условиях при различной влажности и температуре. Для развития и роста плесневых грибов в качестве питательной среды я выбрала белый хлеб.

Оборудование: 4 одинаковых одноразовых тарелки, 4 кусочка хлеба, градусник и холодильник:

Тарелка №1 - открытая в холодильнике.
Тарелка №2 - открытая на столе при комнатной температуре (в комнате примерно +25 - 26 градусов).

Тарелка №3 помещена в пакет для создания влажной среды и в холодильник.
№4, как № 3, только на столе при комнатной температуре.

Фотографии сделаны в 1, 4, 7 дни.


 

1 Я выяснила, что комфортнее всего плесени во влажной теплой среде. Потому, что первой плесень выросла на хлебе который находился в пакете на столе.

2 Комфортная температура для роста плесени и причём, чем выше температура воздуха, тем появление и развитие происходит быстрее.

3 Отсутствие проветривания благотворно влияет на рост плесени, т.к. в закрытом пакете плесень росла быстрее, чем на хлебе без пакета.

ВЫВОД: для появления плесени нужна влажность и тепло, и отсутствие сквозняков. В таких условиях плесень быстро появляется и хорошо растет. Следовательно, чтобы сохранить хлеб от плесени, необходимо хранить его в сухом и прохладном месте.


 

Заключение

Я смогла вырастить плесень в домашних условиях. Моя гипотеза подтвердилась. Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Проделав опыты, я поняла, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. 

Я научилась находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы.

Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате нее была достигнута основная цель - выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.

На память о моём выступлении, хочу подарить вам памятку, как защитить хлеб от плесени.



 

Список используемой литературы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005 г.)

Энциклопедия « Я познаю мир. Ботаника ». Автор Ю. Н. Касаткина (« Астрель », Москва, 2006 г.)

Биология для увлеченных. Автор Н. И. Околитенко (« Феникс », Ростов - на – Дону, 2006 г.)

Плешаков В.В. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М., «Просвещение», 2000 г.

Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 14. М., Большая Российская энциклопедия, 2006.

6. Большая энциклопедия природы. Грибы. Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8.

7. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга под редакцией Г.П.Шалаева. Издательство: АСТ-ЛТД. Москва, 1998 год; тома 6 и10.

8. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm

9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80471/Плесень

10. http://www.inflora.ru/diet/diet234.html

11. http://probudites.ru/raznoe4.html

 

 


 

Приложения

Приложение № 1 Анкетирование третьеклассников.

Анкета

Ты знаешь, что такое плесень?

Приходилось ли тебе встречать её?

Где? Напиши.

По-твоему плесень - это вред или польза? (подчеркни!)

Знаешь ли ты, что плесень можно есть во время болезни?

Какой из этих сыров ты бы съел?? Поставьте 1 – первый, 2 – второй и 3 – оба. ( на слайде будет 2 кусочка сыра, один простой, а другой с плесенью, съедобный)


 

Приложение №2

Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе.

Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу.


 

От плесени, поможет кусочек древесного угля, завернутый в марлю, если положить его в хлебницу.


 

3. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завернутым в льняную салфетку.

Автор материала: О. Боброва (3 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.