Исследовательская работа «Эта загадочная плесень»
Автор публикации: О. Боброва, ученица 3А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Гимназия»
Проект - исследование
на тему:
«Эта загадочна плесень»
Выполнила: ученица 3 «А» класса
Боброва Ольга
Руководитель:
учитель начальных классов
Моккиева Ольга Игоревна
Костомукша, 2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….…………3
I. Основная часть
Что такое плесень? ……………………………………….…………………………4
Виды плесени …………………………………………………..……………………4
II. Практическая часть. Условия появления и развития плесени. ………………………6
III. Выводы и заключение ..………………………………………………………………...7
IV. Список литература……………………………………………………………………...8
V. Приложение …………………………………………………………………………......9
Введение.
В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет?
Интерес к теме возник, когда мы вернулись от бабушки и вдруг обнаружили, что хлеб в полиэтиленовом пакете, забытый на столе на кухне, покрылся зелёным налётом, а на хлебе, который находился в холодильнике (так принято в нашей семье) этого налёта практически не было. В голове возникли вопросы Почему один и тот же хлеб сохранился в холодильнике лучше, чем на столе? Откуда же эта плесень могла взяться, и что она собой представляет?
Объект исследования: плесень.
Цель исследования: выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.
Задачи:
познакомиться с видами плесени;
ознакомиться с применением плесени в разных видах деятельности ( медицина, пищевая промышленность и в быту);
создать разные условия для выращивания плесени;
вырастить объект исследования в домашних условиях.
Гипотеза: я смогу вырастить плесень в домашних условиях.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, анкетирование.
Место выполнения исследовательского проекта:
Республика Карелия, г. Костомукша, МБОУ КГО Гимназия Г. Костомукша,
Сроки выполнения работы: август 2017 г. – январь 2018 г.
Основная часть.
1.Что такое плесень?
Плесень – это налет на продуктах питания, растительных остатках и иных органических веществах, образованный плесневыми грибами. Мы сталкиваемся с ней постоянно: привычная, разноцветная. Человек либо не замечает ее, либо избавляется от нее.
Первое, что я сделала в своём исследовании, посмотрела на плесень через лупу. Увиденное, перед вами. Из других источников я узнала, что размножение плесени осуществляется спорами. Для этого отдельные гифы или их ещё называют спорангиеносцы, поднимаются вертикально, на их концах образуются расширения в виде круглых черных головок, которые называются спорангии. Здесь происходит созревание спор. Споры очень мелкие, легкие и многочисленные. Спорангий легко растворяется водой, в результате чего споры высыпаются наружу и легко разносятся ветром.
Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Из документального фильма «Плесень» я узнал, что она окружает нас повсюду, являясь неотъемлемой частью существования жизни на нашей планете. Ей не страшны даже радиация и космическое пространство.
Плесень - это простонародное название грибов, которые, могут появляться в самых разных местах и каждая имеет своё название. Та, которая растёт на камне, бетоне, краске, называется плесневыми грибками. Плесень, которую мы встречаем на древесине, называется грибками гниения, а дрожжевыми грибками называется плесень, которая образуется на пищевых продуктах. Так же мы можем встретить плесень и в самых необычных местах: в горшках с цветами и даже на книгах.
2. Виды плесени.
Вредная плесень
Из энциклопедии я узнала, что плесень попадает в организм человека через вдыхаемый воздух, через поверхность кожи или проглатывается вместе с пищей. И если в доме появилась плесень на продуктах – немедленно от них избавляйтесь.
Плесень – яд! Не исключение и бабушкино варенье! В Новогодние праздники мы с мамой открыли банку и увидела там плесень, но благодаря полученным мною знаниям о этих грибах, мы сразу его выбросили.
Вывод: Плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает. ( не говорить)
Но у плесени, кроме вредных есть и полезные свойства. Первый антибиотик — пенициллин, использование которого в медицине спасло жизнь миллионам людей, тоже плесень . Его называют Доктор – плесень. (КУПИМ В АПТЕКЕ)
«Благородная» плесень». Так же я узнала о существовании благородной плесени, этот грибок называют серой гнилью. Очень много продуктов (ягоды, фрукты) приходят из-за него в негодность. Но в Германии, Франции и Венгрии благодаря этому виду грибка получают самые вкусные и знаменитые виды вин. Поэтому становится понятно, почему в этих странах эту плесень называют «благородной».
Голубая плесень. Если благородная плесень была изучена не так уж и давно, то голубая плесень известна с очень давних времен. Этот вид – незаменимая составляющая часть мраморных сыров (Рокфор, Горгонзола, Стилтон). Летом в Петрозаводске я видела эти сыры в продаже и попробовала. Предлагаю и вам оценить его вкусовые качества. Удивило меня и то, что сыр с такой плесенью производят у нас в Карелии на Сямозерской сыроварне. (СЛАЙД Оля с сыром) + сямозерские сыры.
Есть сыры и с белой плесенью. С её участием появляются на свет такие знаменитые сыры, как Камамбер и Бри. СЛАЙД. Такие сыры у нас в Карелии тоже начали производить на Валаамской сыроварне. Но такой сыр даже самого высокого качества не рекомендуется будущим мамам и детям.
Практическая часть. Условия появления и развития плесени.
Начала я своё исследование с опроса учащихся третьих классов, и вот какие результаты я получила. Выводы по итогам опроса:
…. ребят знают, что такое плесень;
….приходилось встречать плесень;
…. ребят считают, что плесень это вред;
Что плесенью можно лечить знают…..школьников;
Так же в анкете был вопрос «Какой из сыров ты бы съел?» Были представлены два вида сыра, один с плесенью и простой сливочный…Большинство ребят съели бы простой сыр, ….%, съели бы сыр с плесенью (таких ребят меньше), но были и такие, кто съел бы оба предложенных продукта.
Из этого следует, что большинство моих одноклассников знают или не знают об опасности для здоровья человека, которая возникает при употреблении в пищу заплесневелых продуктов. Но все же, я считаю, что нужно больше рассказывать о вреде плесени. Прежде чем это сделать, я должна сама узнать больше о ней. Наиважнейшей задачей моего исследования было вырастить объект (плесень) в домашних условиях при различной влажности и температуре. Для развития и роста плесневых грибов в качестве питательной среды я выбрала белый хлеб.
Оборудование: 4 одинаковых одноразовых тарелки, 4 кусочка хлеба, градусник и холодильник:
Тарелка №1 - открытая в холодильнике.
Тарелка №2 - открытая на столе при комнатной температуре (в комнате примерно +25 - 26 градусов).
Тарелка №3 помещена в пакет для создания влажной среды и в холодильник.
№4, как № 3, только на столе при комнатной температуре.
Фотографии сделаны в 1, 4, 7 дни.
1 Я выяснила, что комфортнее всего плесени во влажной теплой среде. Потому, что первой плесень выросла на хлебе который находился в пакете на столе.
2 Комфортная температура для роста плесени и причём, чем выше температура воздуха, тем появление и развитие происходит быстрее.
3 Отсутствие проветривания благотворно влияет на рост плесени, т.к. в закрытом пакете плесень росла быстрее, чем на хлебе без пакета.
ВЫВОД: для появления плесени нужна влажность и тепло, и отсутствие сквозняков. В таких условиях плесень быстро появляется и хорошо растет. Следовательно, чтобы сохранить хлеб от плесени, необходимо хранить его в сухом и прохладном месте.
Заключение
Я смогла вырастить плесень в домашних условиях. Моя гипотеза подтвердилась. Выполняя эту работу, я узнала, что плесень бывает разной. Проделав опыты, я поняла, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.
Я научилась находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы.
Поставленные в работе задачи полностью выполнены, в результате нее была достигнута основная цель - выявить благоприятные условия возникновения плесени и вырастить её в домашних условиях.
На память о моём выступлении, хочу подарить вам памятку, как защитить хлеб от плесени.
Список используемой литературы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (10 издание 2005 г.)
Энциклопедия « Я познаю мир. Ботаника ». Автор Ю. Н. Касаткина (« Астрель », Москва, 2006 г.)
Биология для увлеченных. Автор Н. И. Околитенко (« Феникс », Ростов - на – Дону, 2006 г.)
Плешаков В.В. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М., «Просвещение», 2000 г.
Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 14. М., Большая Российская энциклопедия, 2006.
6. Большая энциклопедия природы. Грибы. Издательство: ООО "Мир книги", 2005. Том 8.
7. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга под редакцией Г.П.Шалаева. Издательство: АСТ-ЛТД. Москва, 1998 год; тома 6 и10.
8. http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm
9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80471/Плесень
10. http://www.inflora.ru/diet/diet234.html
11. http://probudites.ru/raznoe4.html
Приложения
Приложение № 1 Анкетирование третьеклассников.
Анкета
Ты знаешь, что такое плесень?
Приходилось ли тебе встречать её?
Где? Напиши.
По-твоему плесень - это вред или польза? (подчеркни!)
Знаешь ли ты, что плесень можно есть во время болезни?
Какой из этих сыров ты бы съел?? Поставьте 1 – первый, 2 – второй и 3 – оба. ( на слайде будет 2 кусочка сыра, один простой, а другой с плесенью, съедобный)
Приложение №2
Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе.
Предотвратит хлеб от плесени горсточка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу.
От плесени, поможет кусочек древесного угля, завернутый в марлю, если положить его в хлебницу.
3. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завернутым в льняную салфетку.