Пояснительная записка к презентации
кокошник
PPT / 3.41 Мб
Муниципальный конкурс исследовательских и творческих работ
«Шаг в науку-2017»
Секция: наука, техника, искусство: взгляд в будущее
Направление: культурология
Тема: Загадочный кокошник
Костина Валентина, МОУ «СОШ №2 п.Карымское»
10 «Б» класс, п. Карымское
Научный руководитель: Волкова Галина
Юрьевна, учитель технологии
первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №2 п. Карымское»
п. Карымское, 2017
Тема: Загадочный кокошник
Костина Валентина Евгеньевна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс
Краткая аннотация
Данная работа посвящена исследованию головного убора - кокошник, как одного из элементов русского народного костюма.
Тема: Загадочный кокошник
Костина Валентина Евгеньевна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс
Аннотация
Цель: изготовить кокошник с целью исследования назначения в русском народном костюме.
Задачи:
- изучить научную, историческую литературу;
-отобрать необходимый материал, проанализировать его;
- выяснить значимость кокошника для русского народа;
- изучить способы изготовления кокошника и изготовить его;
- провести анкетирование среди учащихся с целью выяснения их знаний о народных традициях (о кокошниках), представить результаты в диаграмме;
Объект исследования: головной убор – кокошник.
Предметом исследования: назначение кокошника, как одного из элементов русского народного костюма.
Гипотеза исследования: знания о культурных традициях русского народа через изучение и изготовление кокошника, повысит наш уровень знаний о жизни, обычаях и традициях наших предков.
Методы исследования: теоретический (анализ исторической, научной литературы); эмпирический (анкетирование обучающихся 7-11 классов МОУ «СОШ №2 п. Карымское»); практический метод (изучение технологии изготовления кокошника; изготовление кокошника).
Выводы: проанализировав информацию, нужно отметить, что в последние годы стали уделять внимание возрождению национальных традиций, которые становятся исторической памятью. Кокошник имел очень большую роль для русского народа -это не аксессуар, который может быть, а может, нет, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. При выполнении кокошника мы изучили способы его изготовления и использовали один из этих способов. Также проанализировали результаты анкетирования.
Тема: Загадочный кокошник
Костина Валентина Евгеньевна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс
Научная статья
Думаю, не раз кто-то на сцене, кто-то на экране телевизора видел этих красавиц (рис. 1). Роскошные наряды, чудесные головные уборы... Кокошником называются эти головные уборы.
Кокошник... Такое звонкое слово, как коклюшки! Что же это такое — кокошник? Стало интересно.
Рис. 1
Современные кутюрье1 и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника — подкупающее сочетание роскоши и простоты заставляет снова и снова обращаться к этому символу русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.
Народный костюм является важным историческим источником. Русский народный костюм может рассказать об эпохе, традициях, обычаях и нравах. Головной убор в женском национальном костюме, это не аксессуар, который может быть, а может, нет, это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды.
История кокошника
История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка2 и сорока3 носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.[1]
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других
местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».
Источником исследования послужил энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Волосник –головной убор.
Работая над исследованием, выяснили, что кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом4, бисером, бусами, речным жемчугом, золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Вышивка золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. Имел матерчатое дно. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены спадающие на плечи жемчужные нити, сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. [2]
Форма кокошников в разных регионах довольна, разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, а висках и т.д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники5 и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу-кокошник.
Виды кокошников
По конструкции выделяют четыре вида кокошников:
1. Однорогий кокошник обычно имел бисерную или жемчужную поднизь-сетку6, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. (Приложение I)
2. Кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом имел небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник - полосуткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь - жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. (Приложение II)
3.Кокошник с плоским овальным верхом имел выступ надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным подзатыльником. (Приложение III)
4. Двугребенчатый, или седлообразный кокошник – с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником - узкой полоской ткани, завязывавшейся вокруг головы.[3](Приложение IV)
Вывод: проанализировав литературу, пришли к выводу, кокошник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы, символ русского народного костюма. Головные уборы русских имеют какую-то древнюю связь с птицами: это сохранено в их названиях (кокошник – от общеславянского кокошь – курица-наседка; сорока). Нет сомнения, что головной убор имел апотропейное7 значение, служил оберегом. Так же по конструкции выделяют четыре вида кокошников (однорогий кокошник, кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским верхом, кокошник с плоским овальным верхом, двугребенчатый, или седлообразный кокошник).
Традиции ношения кокошника
Одежда россиян имела много интересного и в каждой области России имела свои особенности и отличия. Одежда делилась на мир верхний и мир земной. Головной убор – мир верхний, одежда от плеч до пола – мир земной, в котором обитает человек. Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать от воздействия недобрых сил.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Не нарушая традиций общества, человек стремился хоть чем-то выделить себя внешне. Без головного убора комплект одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, "простоволосой", женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Они делились на девичий и женский головной убор. Термин "женский" на народном языке означает "бабий", то есть принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников8.
В течение длительного времени складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать свои волосы. Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Изучив различные источники литературы, смогли узнать, что в Забайкальском крае, в костюме так же использовали кокошник, как элемент народного костюма.
В Л. Дедлов, путешествовавший по Забайкалью в 1896 г. писал о семейских так:
«Бабы – образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах и с кокошниками и шлыками9 на голове.»
Старообрядцы10 семейские – своеобразная группа русских, широко расселившихся по Забайкалью от Селенги до Амура. Переселившиеся за Байкал более 200 лет назад, семейские принесли с собой и отчасти сохранили до сих пор быт и одежду, которые, несомненно имеют этнографическую общность с материальной культурой центральных и северорусских областей.
Головной убор девушки состоял из платка, завязанного концами назад. В праздники, идя в молельный дом, на голову надевали повязки с бисерными кистями. Обыкновенно они надевались на «гумажку» - картон, вырезанный в виде кокошника и обёрнутый шалью, концы которой опускались на спину, а верх головы оставался открытым. Кичка (или кича) в Красночикойском районе Читинской области (начиная от Урлука и далее на восток) делалась с полукруглым очельем. Соответственно кички и кокошник был с более широким передком, немного наклонен вперёд.
Кокошник, составляющий праздничный головной убор, надевался поверх кички, соответствуя ей по форме. Шили его с небольшим закруглённым очельем. Кокошник богато украшали, сплошь покрывали узором из серебряной или золотой нити, или вышивали, оставляя просветы фона. Изготавливали кокошники особые мастерицы. Поверх кокошника повязывался шёлковый платок – атлас или тонкая кашемировая шаль, причём так, чтобы было видно расшитое дно кокошника. (Приложение V). Подзатыльник подвязывали сзади на кичку под кокошник. Шили его из бархата, парчи, шёлка, украшали позументами или вышивали золотой нитью.
В Читинской области (сёла Урлук, Кочон, Красный Чикой, Новосалия и др.) повязывали небольшой сложенный платок по очелью кокошника. [4]
Для работы над статьёй были использованы следующие источники Ф.Ф Болонев. Старообрядцы Забайкалья в XVIII –XX в в. –М., 2004.- 350 с., Ф.Ф. Болонев. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики. – Барнаул, 2001.-51 с.
В Новое время вплоть до 1920-х кокошник сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный». В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком!». В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.[5]
Кокошник в «высшем обществе»
Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом [6], кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812-14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе11).[6]
Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля «историзм» вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в «оперном» стиле русские кокошники. (Приложение VI)
Значение орнамента, цвета
Народный костюм — своеобразная форма эстетического самовыражения, где цвет — это язык народа, особый способ выражения чувств.
Красный цвет – символ огня, жизни, полноты жизни, красоты, здоровья, солнца, страсти, любви, жизненной энергии, жизненной силы, энергии солнца. Белый цвет- это воздух, свет, свобода, чистота, невинности и любви. Непрочность чистота и святость. Синий цвет является символом неба, мужского начала, защита. Желтый цвет – его ещё называют золотой или цвет золота. По сути, он означает радость и открытость. Этот солнечный символ энергии Солнца, а ещё целительного мёда и пшеницы, что означает богатство, достаток и благополучие. Зелёный цвет считается женским цветом, символ весны, молодости, энергии и обновления всего живого. Голубой, зелёный и розовый отвечают за духовность человека.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент - металлическая ленточка - обрисовывает его по краям, а внутри каждой части "канителью" (витая проволочка) вышивается орнамент - оберег. В центре располагается стилизованная "лягушка" - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей - символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.
Вывод: Цвет в одежде позволяет определить материальный достаток человека, определить, откуда человек родом. Цвет может нести защитную функцию, например жёлтый цвет радость, открытость, благополучие. Поэтому основными цветами, считаются: красный, жёлтый, белый, а так же кокошник не просто украшал голову, и был женским оберегом.
Источники литературы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Волосник - головной убор в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. 1890—1907.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Кокошник в 4 т-СПб. 1907-1909
Терешкович Т.А. Мода в одежде и аксессуарах. Словарь – справочник. Ростов-на Дону, 2008, с.125-126
Болонев Ф.Ф. Старообрябцы Забайкалья вXVIII-XX вв.-М., 2004.-350 с.
БолоневФ.Ф. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики.- Барнаул, 2001.-51 с.
МолотоваЛ.Н. , СоснинаН.Н. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29-30
Васильев А. Красота в изгнании. М., 2000. 181-195
Вейс Г. История культуры народов мира. Загадки великой культуры. Россия X-XX вв.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- 144 с
Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135
Интернет - ресурсы
1.http://clubs.ya.ru/4611686018427397615/replies.xml?item_no=5731
http://www.pinterest.com/kirakoktysh/kokoshnik/
2.https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnik-ot-sedoj-stariny-i-do-nashih-dnej
3. https://www.livemaster.ru/topic/363249-nemnogo-o-kokoshnikah
4. http://www.liveinternet.ru/users/sancase/post314367787
5. https://www.factroom.ru/life/kokoshnik
6. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/84-1-0-2672
7. http://womanadvice.ru/russkiy-kokoshnik
8. Кокошник (головной убор). Википедия https://ru.wikipedia.org/
9. Женские головные уборы. http://kykolnik.livejournal.com/184953.html
10. http://anastgal.livejournal.com/1062134.html
Тема: Загадочный кокошник
Костина Валентина Евгеньевна
Забайкальский край, п. Карымское
МОУ «СОШ №2 п. Карымское» 10-Б класс
План исследования
Исследуя тему «Загадочный кокошник», наиболее содержательными и важными считается изучение следующих вопросов: назначения кокошника, как один из элементов в русском народном костюме, изготовление и его предназначение.
В результате данной работы была выдвинута гипотеза: знания о культурных традициях русского народа, через изучение и изготовление кокошника, повысит наш уровень знаний о жизни, обычаях и традициях наших предков.
При работе над исследованием, был использован метод анкетирования, который проводился среди обучающихся МОУ «СОШ №2 п. Карымское», результаты представлены в диаграммах (приложение VII).
Вывод: данных диаграммы показывают, что все опрошенные знают, что такое кокошник, но большинство не знает виды кокошников.
Также в исследовательской работе использовался практический метод: был изготовлен кокошник.
Практическая значимость данные исследования и разработка технологической карты могут использоваться на уроках технологи, изобразительного искусства, МХК, истории.
Технологическая карта изготовления кокошника
Таблица 1
Этапы выполнения |
Графическое изображение |
Инструменты, материалы |
Изготовить шаблон из картона |
Линейка, карандаш |
|
Вырезать шаблон- основа для кокошника |
Ножницы |
|
Перенести на ткань по готовому шаблону с припуском 1-2 см. |
Готовый шаблон, ткань, портновской мел |
|
Соединить основу кокошника с тканью (прошить на швейной машинке) |
Готовая основа, ткань, нитки, швейная машина |
|
Отделка кокошника |
Тесьма, бусины, термоклей, лента |
|
Изделие готово! |
Для выполнения кокошника мною были изучены их виды, так же проанализированы исторические данные по теме.
Используя современные материалы, изготовили кокошник взяв за основу модель Симбирской губернии, для этого пользовались источником литературы Р. М. Кирсанова. Костюм в русской художественной культуре. М., 1995. С.143-135.
Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а за тем носили по большим праздникам до рождения ребёнка.
Вывод: В чём же загадка кокошника?
А. Аверьянов пишет «Национальная одежда дает человеку ощущения единства со своим народом, устанавливает связь через века с прошедшими и грядущими поколениями, вплетает личность в узор вечности… Жив народ и нация не исчезнет, пока поют люди народные песни и носят национальные одежды, пока обращаются они с молитвой к Богу.»
Как можно образно выразиться, именно кокошник богатейшее наследие древней Руси - наши корни!
Приложение I
Приложение II
Приложение III
Приложение IV
Приложение V
Приложение VI
А.Малюков. «Портрет императрицы Александры Федоровны». 1836. Эрмитаж, Санкт-Петербург. (Мотивы кокошника только используются, сам же он в данном случае превратился в фантазийную конструкцию с огромными драгоценными камнями.)
Иван Крамской. «Портрет императрицы Марии Федоровны». 1881. Эрмитаж, Санкт-Петербург. (На голове императрицы бриллиантовая триара, напоминающая русский кокошник)
Приложение VII
Анкета для опроса одноклассников
1.Что такое кокошник?
-старинная обувь - старинная одежда - старинный головной убор - не знаю
2. Когда могли носить кокошник в давние времена?
По праздникам, всегда, не знаю.
3. Где, на ком можно увидеть кокошник в наше время?
Снегурочка, артисты, иллюстрации
4.Знаете, как изготавливали кокошник раньше?
Знаю, не знаю.
5.Знаете ли вы какие-либо виды кокошников?
Знаю, не знаю
6. На что похож кокошник?
------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Кутюрье - художник-модельер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia
2 Кичка - старинный женский головной убор
3 Сорока – старинный головной убор замужних женщин.
4 Позумент - золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Волосник – головной убор.
5 Подзатыльник – украшение к сороке или кокошнику.
6 Поднизь-сетка – бахрома или сетка из нанизанного жемчуга, бисера в женском головном уборе.
7 Атропей - талисман, которому в древности приписывалось свойство оберегать людей, животных, жилища и посевы от влияния злых духов и т. д. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . https://www.livemaster.ru/topic/363249-nemnogo-o-kokoshnikah
8 Подшальник – небольшой женский платок
9 Шлык - старинный головной убор русских замужних крестьянок в виде островерхого колпачка или повязки, плотно облегающих голову и скрывающих волосы.
10 Старообрядцы – высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Ф.Ф. Болонев. Старообрябцы Забайкалья вXVIII-XX вв.-М., 2004.-350 с. Ф.Ф. Болонев. Старообрядцы Алтая и Забайкалья: Опыт сравнительной характеристики.- Барнаул, 2001.-51 с.
11 Арселье(от фран. arcelet) – женский головной убор 1510-1600 г.г. представлял металлический каркас в форме сердца или подковы. Л.Н. Молотова, Н.Н. Соснина. Русский народный костюм из собрания Государственного музея этнографии народов СССР, Л., 1984, с. 29-30
Забелина Маргарита Владимировна
Волкова Галина Юрьевна