Исследовательская работа по математике «Эти загадочные проценты»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевский район Воронежская область
VII межмуниципальная научно-практическая конференция
обучающихся общеобразовательных организаций
«Школьная исследовательская инициатива»
Физико-математическая секция
Эти загадочные проценты
Исследовательская работа
Автор - Грищенко Максим, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевский район Воронежская область
Научный руководитель –
Медведева Татьяна Петровна
учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевский район Воронежская область
х. Хвощеватое, 2017 г.
Оглавление:
1. Введение..……………………………………………………………...........................3 - 4 с
2. Основная часть...…………………………………………................................... 5-14 с
2.1. История возникновения процента..........………………………….................. 5 с
2.2. Понятие «процент»........…...…...……………………….............................. 6-7 с
2.3. Социологический опрос……………………………………………..................... ..8 с
2.4. Виды задач на проценты и способы их решения………………............9-10 с
В жизни важно обладать знаниями, но важнее уметь их применять. Одна из главных задач математического образования - обеспечение математической грамотности школьников: готовность и способность решать жизненные задачи с помощью математики.
Актуальность. «Проценты» - одна из сложнейших тем математики. Значение этой темы очень велико. Она затрагивает многие сферы нашей жизни: финансовую, экономическую, социальную, интеллектуальную, личную, демографическую и др. Изучение процентов продиктовано самой жизнью. Мы ежедневно получаем информацию в процентах: на 14 марта полеводы подкормили озимые на 17% всего массива, магазин предоставляет скидку на все товары на 20%, банк начисляет 5,1 % годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д. Человек должен уметь свободно просчитать предложения магазинов, различных банков, кредитных отделов и выбирать наиболее выгодные. Текстовые задачи на проценты включены в материалы итоговой аттестации за курс основной и средней школ.
В прошлом году моя сестра сдавала экзамен по математике, т. к. заканчивала 9 классов. При подготовке к экзамену она пользовалась пособием «Математика. Подготовка к ОГЭ - 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из любопытства я полистал книгу и обнаружил, что каждый тренировочный вариант содержит задачу на проценты. Некоторые из них я включил в свою исследовательскую работу.
Цель работы: расширение знаний о применении процентных вычислений в различных сферах деятельности и жизни человека.
Задачи:
- выяснить историю происхождения процентов;
- рассмотреть основные типы задач на проценты;
- раскрыть практическую значимость процентов;
- показать широту применения процентных вычислений при решении задач из разных сфер жизнедеятельности человека;
- провести статистическое исследование;
- обобщить результаты работы.
Объект исследования: различные типы задач по теме «Проценты».
Предмет исследования: практические задачи на проценты и процентное содержание, иллюстрирующие использование процентных расчетов в различных сферах жизнедеятельности человека.
Методы исследования:
1. теоретический анализ научной и учебной литературы, поиск необходимой информации в сети Интернет, систематизация полученной информации, обобщение выводов;
2. практический метод: решение различных задач на проценты, в том числе из сборников ОГЭ, представление результатов исследований в виде таблиц;
3. опросно-диагностический метод.
2. Основная часть
2.1. История возникновения процента
Слово «процент» произошло от латинского слова «pro centum» и означает буквально «за сотню» или «со ста».
Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, то есть, пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, то есть сложные проценты (так их называют в наше время). Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческую тайну фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Он известен замечательным разнообразием научных открытий.
2.2. Что такое процент?
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, теперь проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике.
Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка начинается с конца XVIII века. Об этом свидетельствует сравнительный анализ текстов двух фундаментальных учебников по математике Ефима Войтеховского (первое издание 1795 года) и Т.Ф. Осиповского (первое издание 1802 года). В обоих учебниках имеется по несколько задач «на проценты по вкладу», но Е. Войтеховский оперирует исключительно сотыми долями, тогда как Т.Ф. Осиповский уже употребляет термин «процент». Знак « %» происходит, как полагают, от итальянского слова «cento» (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно «cto». Путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t превратилась в наклонную черту (/) и возник современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где наборщик по ошибке вместо «cto» напечатал «%».
Нынче процент – это сотая доля целого, принимаемого за единицу. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; подоходный налог с зарплаты берется в размере 13%, то есть 13 сотых от зарплаты; 3,5% жира в молоке означает, что 3,5 сотых массы продукта составляет жир или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,5 грамма жира.
Проценты тесно связаны с обыкновенными и десятичными дробями.
В повседневной жизни нужно знать о числовой связи дробей и процентов, поэтому стоит запомнить несколько простых равенств. Так, половина — 50%, четверть — 25%, три четверти — 75%, одна пятая — 20%, три пятых — 60%, а один – 100%.
Дробь |
1/2 |
1/4 |
3/4 |
1/5 |
2/5 |
3/5 |
1/10 |
1/20 |
1/50 |
Десятичная дробь |
0,5 |
0,25 |
0,75 |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
Проценты |
50% |
25% |
75% |
20% |
40% |
60% |
10% |
5% |
2% |
2.3. Социологический опрос
Я решил провести опрос жителей нашего села с целью выяснения, знают ли они определение процента. Было опрошено 40 человек, возраст которых от 10 лет и старше.
На вопрос «Что такое процент?» были получены следующие ответы:
Варианты ответов |
Число ответивших |
% |
Сотая часть числа |
25, в т.ч. 17 учащихся |
62,5 |
Что-то из математики |
8 |
20 |
Это прибыль |
2 |
5 |
Банковские расчёты |
3 |
7,5 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
5 |
Вывод: опрос показал, большая часть опрошенных знает, что такое процент.
2.4. Виды задач на проценты и способы их решения.
Основные задачи на проценты можно разделить на три группы:
1) Нахождение процентов от числа.
Чтобы найти проценты от числа, нужно:
1) представить проценты в виде дроби (десятичной или обыкновенной); 2) умножить число на эту дробь.
Задача: Плата за телефон составляет 400 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 9% . На сколько рублей повысится плата в следующем году? [5,115 ]
Решение: 9% = 0,09; 400 · 0,09 = 36 (р.) повысится плата за телефон в следующем году .
Ответ: на 36 рублей.
2) Нахождение числа по его процентам. Чтобы найти число по его процентам, нужно: 1) представить проценты в виде дроби (десятичной или обыкновенной); 2) разделить значение процентов на эту дробь. Задача: Вес Вани равен 45 кг и составляет 90% от среднего веса мальчиков того же возраста, что и Ваня. Какой средний вес мальчиков Ваниного возраста? [5,125]
Решение: 90% = 0,9; 45 : 0,9 = 50 (кг) средний вес мальчиков .
Ответ: 50 кг
3) Нахождение процентного отношения чисел. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо:
1. найти отношение этих чисел, т. е. одно число разделить на другое; 2. результат умножить на 100 и дописать знак процента. Задача: Поступивший в продажу в сентябре мобильный телефон стоил 2400 рублей. В октябре он стал стоить 1320 рублей. Сколько процентов составляет новая цена от первоначальной? [5,94] Решение: 1) 1320 : 2400 = 0,55 = 55% составляет новая цена от первоначальной?
Ответ: 55%
Задачи, связанные с банковскими расчетами решаются с помощью сложных процентов. Я хотел бы в будущем разобраться с их решением, так как сегодня мне не хватает знаний.
Решение задач на проценты составлением пропорции.
При решении задач на проценты некоторая величина b принимается за 100%, а ее часть – величина a – принимается за x % и составляется пропорция:
= Из пропорции по двум известным величинам определяют неизвестную третью величину, пользуясь правилами нахождения неизвестного крайнего (среднего) члена пропорции.
Задача . В парке растёт 36 берёз. Сколько всего деревьев в парке, если клёны составляют 52%?
Решение: Берёзы составляют 100% - 52% = 48% всех деревьев. Берёзы: 36 д. - 48% Все деревья: х д. - 100%
Составляем пропорцию: = х = = 75 Ответ: 75 деревьев.
Решение задач на проценты алгебраическим методом.
Задача. Одна из сторон прямоугольника на 42% больше другой, его площадь
равна 568 см2. Найдите меньшую из сторон прямоугольника. Решение: Пусть х см – меньшая сторона прямоугольника, тогда большая сторона - 1,42 х см. Площадь прямоугольника равна 568 см2. Составим и решим уравнение:
х · 1,42 х = 568,
1,42х2 = 568,
х2 = 400, х1 = 20 и х2 = - 20, -20 не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: Меньшая сторона прямоугольника равна 20 см.
2.5. Проценты в повседневной жизни
Можно и нужно для задач
брать примеры из окружающей жизни.
Н.К. Крупская
Проценты широко применяются в повседневной жизни. Я показал это на следующих задачах.
Зарплата.
Мне не раз приходилось слышать выражение «грязная зарплата». Я никак не мог понять, где она испачкалась. Первые разъяснения по этому вопросу мне дала мама, а более подробно этот вопрос был рассмотрен на уроке математики, когда мы изучали тему «Проценты». Я решил проанализировать зарплату мамы и выяснить, как из «грязной» получается «чистая» зарплата.
Мама работает библиотекарем Хвощеватовской сельской библиотеки. Её оклад составляет 8091рубля.
В нашей семье 2 детей, значит, сумма, не облагаемая налогом, составляет 1400 • 2 = 2800 рублей.
8091 – 2800 = 5291– сумма, которая облагается 13% налогом – НДФЛ.
5291 • 0,13 = 688 р.
Значит, «чистая» зарплата мамы составляет
8091 – 688 = 7403 рубля.
Ответ: 7403рубля.
Бюджет семьи
В начале своей исследовательской работы я изучил много различной литературы о процентах. Меня заинтересовала информация о бюджете семьи: чтобы достичь финансового успеха, необходимо разделить общий доход семьи на три части:
50% - на нужды семьи (продукты, платежи, транспорт и т. п.)
30% - на желанные вещи (хобби, путешествия, походы в кино, театр и др.)
20% - на сбережения.
Сначала откладываем 20%, а потом тратим на всё остальное.
Рассчитаю бюджет нашей семьи, доход которой составляет 15000 + 7400 = 22400 рублей.
На сбережения |
20% |
22400 • 0,2 = 4480 |
На необходимые вещи |
50% |
22400 • 0,5 = 11200 |
На желанные вещи |
30% |
22400 • 0,3 = 6720 |
Вывод: На практике получается совсем другой расклад бюджета: на желанные вещи, да и на сбережения не всегда остаётся указанное количество денег, т. к. постоянно происходит повышение цен на продукты питания, одежду и другие услуги.
Задача по вкладу.
Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. Сбербанк начисляет на срочный вклад 9% годовых. Какая сумма будет на счету вкладчика через год? [4,99]
Решение: 9% = 0,09; 5 000 • 0,09 = 450 р., то через год на счету вкладчика будет 5000 + 450 = 5450 (р.).
Ответ: 5450 руб.
Здравоохранение.
Задача. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если в исследовании приняло участие 500 курящих человек.
Решение: 80% = 0,8; 500 • 0,8 = 400 (ч.)
Вывод: 400 человек из 500 курящих страдают заболеванием легких!
Распродажа.
Задача . Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15 %, а в декабре еще на 10 %. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Решение. Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 р.
360 • 0,85 = 306 (р).
Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта, теперь следует искать 90 % от 306 р.
306 • 0,9 = 275,4 (р.).
Ответ: 275 рублей 40 копеек.
Скидки
Мама совершила покупку в нашем местном магазине. Я составил таблицу её покупок.
Наименование товара |
Цена (руб.) |
Количество (шт.) |
Стоимость (руб.) |
Моющее средство «AOS» |
90 |
1 |
90 |
Порошок «Лоск» |
68 |
1 |
68 |
З/п «Новый жемчуг» |
30 |
1 |
30 |
Т/мыло |
18 |
2 |
36 |
Известь |
40 |
1 |
40 |
Белизна |
35 |
1 |
35 |
Итого |
209 |
В «Калачеевских зорях» за 14 марта я увидел рекламу о скидке на все товары бытовой химии на 20% в магазине «Магнит косметик» и решил подсчитать, сколько денег сэкономила бы наша семья, если бы всё это мама купила в Калаче. [3,11]
Решение. 20% = 0,2; 209 • 0,2 = 41,8 (руб.)
Ответ: 41 рублей 80 копеек.
41 рублей 80 копеек - сумма небольшая, ну, всё-таки, как говорится: «Копейка рубль бережёт».
Задача на растворы.
В прошлом году моя сестра закончила 9 классов и сдавала экзамен по математике. К экзамену она готовится по книге «Математика. Подготовка к ОГЭ - 2016» под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Из любопытства я полистал книгу и обнаружил, что в тренировочные варианты включены задачи на проценты. Вот одна из них.
В сборнике «Типовые тестовые задания 2016» я обнаружил задачи на растворы. Для меня эти задачи самые сложные.
К 120 г раствора, содержащего 80% соли, добавили 480 г раствора, содержащего 20 % той же соли. Сколько процентов соли содержится в получившемся растворе? [4,78]
Решение: 1) 80% = 0,8; 120 • 0,8 = 96(г) соли в 80% растворе;
2) 20% = 0,2; 480 • 0,2=96(г) соли во 20% растворе;
3) 96 + 96 = 192 (г) соли
4) 120+480 = 600 (г) жидкости (растворителя).
5) 192 : 600 = 0,32 = 32% соли содержится в получившемся растворе.
Ответ: 32%.
Учитель химии мне сказала, что задачи данного типа решают и на уроках химии. Значит, решая такие задачи на уроках математики, мы изучаем химию уже в 6 классе.
Задачи с процентами из литературы. Эта задача не осталась без моего внимания: В романе М. Е. Салтыкова - Щедрина « Господа Головлевы» сын Порфирия Владимировича Петя проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эти деньги взаймы. Он говорил: « Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц». Подсчитайте, сколько денег готов вернуть Петя через год. Согласилась ли бабушка на его условия.
Решение: 5% в месяц, значит, 60% в год. 60% = 0,6
3000 • 0,6 + 3000 = 4800 (руб) Петя вернул бы бабушке через год.
Предложение заманчивое за год получить прибавку в 1800 руб, но игроки – ненадёжные люди. Думаю, бабушка не согласится на условия Пети.
Ответ: 4800 рублей.
3. Заключение
В ходе своего исследования я пришёл к выводу, что проценты помогают нам:
- грамотно разбираться в большом потоке информации;
- правильно вкладывать деньги;
- совершать выгодные покупки, экономя на скидках;
- грамотно брать кредиты, выбирая более выгодный вариант;
- решать математические задачи.
Проценты творят чудеса. Зная их, бедный может стать богатым, обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Трудно назвать область, где бы ни применялись проценты. В своей работе я показал применение понятия «процент» при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, здравоохранение, литература, химия, быт и др.).
Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. Данная тема оставляет широкое поле для дальнейших исследований.
4. Литература:
- Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М, 2010г.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М, 2011г.
- «Калачеевские зори» № 18 от 14 марта 2017 г.
- Математика. 9-й класс. По дготовка к ОГЭ – 2016. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016год: учебно-методическое пособие / Под ред. Лысенко и др. – Ростов на Дону: Легион, 2015.
- ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. 3 модуля. 30 вариантов типовых тестовых заданий / Высоцкий И.Р. и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
- Минаева С.С., Дроби и проценты. 5 – 7 классы /С.С. Минаева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 125 с.
- Шевкин А.В., Текстовые задачи по математике: 5 – 6. – М.: ИЛЕКСА, 2011. – 106 с.