Эволюция героя времени в русской литературе XIX века

1
0
Материал опубликован 20 April 2020

Автор публикации: А. Короткова, ученица 11А класса

Проектная работа

Тема:

Эволюция героя времени в русской литературе XIX века


Выполнила: Короткова Александра

ученица 11 класса ГБОУ СОШ №511


Руководитель: Петрищева

Ольга Викторовна

Учитель русского языка и литературы

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга


Наименование учебного заведения: ГБОУ СОШ №511

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга



1.Введение.

«Зависит ли от времени представление о личности героя, подчиняется ли этот образ моде? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического. Всё остальное, на мой взгляд, лишь смена внешних аксессуаров. Замена кожанки двадцатых годов на элегантную тройку восьмидесятых не имеет значения, если под обеими бьётся честное, открытое сердце».

Эти рассуждения Юрия Нагибина из книги «Время жить» заставили меня задуматься, существует ли мода на типаж, черты характера, внешний вид героя. Ведь в каждом произведении классической русской литературы перед нами предстает персонаж, черты которого мы можем найти в себе и окружающих: Евгений Онегин, Григорий Печорин, Илья Обломов, Евгений Базаров. Оказывается, проблема героя времени волновала многих писателей. Таким образом, у меня возникла следующая гипотеза.

Предположим, что русская литература реализма демонстрирует образы типичных для своего времени героев, то есть показывает изменение облика – внешнего и внутреннего - героя времени, отражающего свою эпоху. Все эти герои являются образованными людьми, и все проходят испытание жизнью. Также в этих персонажах, как в зеркале, мы видим отображение культуры соответствующего времени.

Эта тема хорошо исследована как в школьной практике, так и в научном мире. Михаил Бахтин в очерке 1975 года «Слово о романе» отметил: «Особою разновидностью романа испытания является русский роман испытания интеллигента на его социальную пригодность и полноценность (тема “лишнего человека”), в свою очередь распадающийся на ряд подразновидностей (от Пушкина до испытания интеллигента в революции)». Типичность и сходство персонажей романтической и реалистической литературы отмечал Дмитрий Мережковский в труде «Пушкин» (1896 г.): «Существует глубокая связь Онегина с героями Байрона, так же как с Печориным и Раскольниковым, с Алеко и Кавказским пленником. Но это не подражание – это русская, в других литературах небывалая, попытка развенчать демонического героя». Также автор отмечает: «Онегин не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу. Как Алеко – по выражению старого цыгана – он «зол и смел». Как Печорин и Раскольников, он – убийца, и преступление его так же лишено силы и величия, как и его добродетели».

А Н.Г.Долинина уже в ХХ веке, в 1975 году в статье «Печорин и наше время» отметила: «Печорин не образец для подражания; он только герой своего времени. Но вслед за ним пришли другие времена и другие герои. История России не остановилась — она шла дальше».

Принимая во внимание взгляды тех, кто исследовал эту тему до меня, ставлю перед собой задачу изучить произведения XIX века. Целью моей работы будет исследование эволюции героя времени.



2.Основная часть.



2.1. Исследовать образ каждого героя я буду по следующим критериям:

1. социальный статус;

2. образование;

3. образ жизни; культура соответствующей эпохи в жизни героя;

4. мнение общества о герое;

5.черты характера;

6. внешний облик персонажа;

7. испытание дружбой;

8. испытание любовью;

9. взгляды на жизнь, поиски смысла жизни;

10. обзор литературы по проблеме на основе критических статей.





2.2. Евгений Онегин А.С.Пушкина – типичный герой времени 20-х годов XIX века.

Заглавный герой романа «Евгений Онегин» - дворянин, типичный представитель высшего общества России поколения 20-х годов XIX века (действие романа происходит с 1819 по 1825 гг.). Онегин получил поверхностное образование: французский гувернер

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил…


В начале романа жизнь Онегина «однообразна и пестра»: прогулки, обеды, балы, посещение театров, любовные интриги. Но скоро он осознает бессмысленность этой суеты и начинает искать что-то новое.

Высший свет решил, «что он умен и очень мил» на основании следующего:


Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцовал

И кланялся непринужденно…

Кстати, не зря роман в стихах Пушкина назван «энциклопедией русской жизни»: культура театра 1-ой трети XIX века представлена нам именами театральных гениев Дидло, Истоминой и других.


Никого из окружающих не интересовал внутренний мир Евгения, кроме Автора, который видит в Онегине что-то большее.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

При этом истинные черты Онегина могут увидеть далеко не все, поскольку на публике он предпочитает появляться в образе тоскующего романтического героя.


Внешний облик молодого человека полностью соответствует современной ему моде: «Как денди лондонский одет».


Каждый значительный персонаж русской литературы проходит два испытания – дружбой и любовью. Евгений не умеет по-настоящему дружить, именно поэтому он относится к Ленскому слегка пренебрежительно, для шутки разжигая ревность молодого поэта. Финал этой дружбы трагичен: побоявшись сплетен, Онегин убил Ленского на дуэли.



Испытание любовью Онегин тоже не смог пройти, так как холодом своего рассудка загубил в себе зарождающееся чувство к Татьяне Лариной. Так он теряет счастье, которое «было так возможно, так близко!..»

В финале романа Евгений «чужой для всех, ничем не связан», чувствует себя одиноким и не видит особого смысла в своей жизни.


Обзор литературы по проблеме на основе критических статей.

В литературной критике были высказаны разные мысли о характере Онегина.

В.Г.Белинский в труде 1845 года «Сочинения Александра Пушкина» (статья 8) утверждал: «Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его».

Демократ-разночинец Д.И.Писарев был сторонником активного образа жизни и противником праздности, поэтому не нашел для Онегина ни одного оправдания: «Евгений Онегин - не что иное как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде 20-х годов». Думаю, такое резкое изменение взгляда на типичные черты данного персонажа связано с тем, что Писарев написал свой отзыв через 20 лет после Белинского, в 1865 году («Пушкин и Белинский»), когда на историческую арену вышел уже новый герой – умница, добившийся всего своим умом и трудолюбием, разночинец, похожий на самого Д.Писарева или на Н.Чернышевского и Н.Добролюбова. Словом, в 60-е годы XIX века Онегин преобразится в Базарова, став актуальным для этого времени персонажем.


2.3. Григорий Печорин М.Ю.Лермонтова – типичный герой времени

30-х годов XIX века.


Этот герой младше Онегина на 10 лет, действие романа происходит в 30-е годы XIX века. Социальный статус, образование и образ жизни у него практически такие же, как у Онегина.

Печорин умеет очаровать любого, и все же окружающие видят противоречивость его характера. Это хорошо выразил Максим Максимыч:

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен».


Печорин умный, смелый, находчивый, но эти замечательные качества он почему-то использует против себя, принося окружающим только вред. При этом герой глубоко исследует свой внутренний мир и признает себя безнравственным.

Внешность Григория Александровича очень привлекательна: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…» Даже в походе по горам он одет в модный бархатный сюртук и белоснежное белье. Повествуя о судьбе персонажа, М.Лермонтов попутно показывает нам элементы культурной жизни дворян 30-х годов XIX века: речь, нравы, занятия представителей «водяного общества».

Практически все мужчины хотят дружить с Печориным: простой служака Максим Максимыч, наивный молодой Грушницкий, умный и проницательный доктор Вернер. Однако Григорий никому не открывает свою душу. В результате обижен холодностью бывшего сослуживца Максим Максимыч, убит на дуэли Грушницкий и отказывается от общения доктор Вернер.

Женщины тоже тянутся к Печорину, хотят любить его, но это разрушает их жизнь: похищена из родительского дома, а позже убита Бэла; муж Веры узнал о ее измене с Печориным, первая любовь Мери жестоко растоптана.

Поколение Печорина – это люди, не знающие, куда применить «силы великие» своей души и поэтому не видящие смысла в своей жизни. Думаю, это связано с тем, что жестокое подавление восстания декабристов дало людям ощущение, что они не смогут никак повлиять на ход истории. Не случайно в фабульном финале романа Печорин ищет гибели и находит ее на кавказской войне.


Обзор литературы по проблеме на основе критических статей.

Сам Лермонтов подчеркивал, что Печорин – это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

В.Г.Белинский, поняв и оправдав Онегина, просто восхищается Печориным:

«Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь» ( «Герой нашего времени».Сочинение М. Лермонтова» В. Г. Белинский, 1840).

Казалось бы, Печорин – это Онегин нового времени. Эту точку зрения разделял и Белинский, утверждая: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою... Печорин — это Онегин нашего времени". И все же в Печорине есть черты будущих активных героев, таких, как Базаров. Печориндеятель не только по натуре, но и по убеждению. Поступки Печорина мелки, кипучая деятельность его пуста и бесплодна. Время поставило его, по мнению Белинского, перед альтернативой: «или решительное бездействие, или пустая деятельность».


2.4. Илья Обломов - – типичный герой времени 50-х годов XIX века.

Илья Ильич Обломов -потомственный дворянин 50-х годов XIX века. В возрасте 13-14 лет маленький Илюша поступает на учебу в пансион, после его окончания уезжает в Москву учиться в университете. Обломов не любил учиться и трудиться, никогда не был любознательным ребенком, также не отличался блестящим умом. Но даже несмотря на это, учеба в университете дала ему массу теоретических знаний, которые Обломов никогда не стремился отработать и закрепить на практике. Образование Илья получал исключительно «для галочки».

Обломов придерживается монотонного и спокойного образа жизни. Он не посещает балы, приемы и редко выходит на улицу. Большую часть дня Обломов лежит на диване, совмещая это удовольствие с приемами пищи, сном, встречами гостей и раздумьями. Его жизнь скучна и однообразна, каждый новый день идентичен предыдущему. Но именно в постоянстве и спокойствии Илья Ильич видит свое счастье. Ему нравится «плыть по течению», он не любит перемены и не умеет решать свои проблемы, панически боится малейших изменений в привычном распорядке дня.

Мнение общества о герое никак не освещается в романе, но мы можем проследить, как окружение повлияло на него. Обломов рос среди безразличных, боязливых, ленивых и поверхностных людей, основным занятием которых было вкусно покушать и хорошо поспать. Эти люди и сформировали у Ильи представления о жизни и ее ценностях -он просто перенял их убеждения. Все детство героя ограждали от труда и ответственности, родители словно оберегали его от самостоятельности, и со своей задачей Обломовы справились блестяще. Илюша впитывал в себя пороки общества, в котором вырос, и стал воплощением этих пороков.

Основные черты характера Обломова -лень, безразличие, беспомощность, безвольность и боязливость. Но помимо негативных качеств, в нем есть доброта, честность, спокойствие и нежность.

О внешности Ильи Ильича известно следующее:


«…Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами…»


«…Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким…»


«...Обломов как то обрюзг не по летам…»


Чаще всего носит свой любимый старый халат, который выглядит небрежно и давно вышел из моды:


«…Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, -[…] …-Это не шлафрок, а халат, -сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата…»


Илья не следит за своей внешностью: он не любит бриться, носить фрак, полнота совсем не смущает его. Ему не нужно производить впечатление на кого-то, поэтому его не заботит отражение в зеркале или чьи-то колкие слова в свой адрес.

Дружба и отношения Андрея Штольца и Ильи Обломова занимают особое место в романе. Их дружба началась еще с детстве- они учились в одном пансионате и со временем стали друзьями на всю жизнь, несмотря на все свои различия. Обломов не забывает своего лучшего друга даже во взрослом возрасте, всегда рад принять Штольца у себя в гостях, поговорить, поделиться своими мечтами и мыслями, и, в свою очередь, всегда готов уделить свое внимание Андрею. Илья Ильич умеет ценить дружбу и достойно проходит это испытание.

В роли любовного интереса Обломова выступают сразу две женщины: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Знакомство с Ольгой совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ильинской Илья Ильич кардинально меняется как снаружи, так и внутри:


«…Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки […] Халата не видать на нем[…]воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает…»


Но вскоре Обломов устает от жизни, которую ему навязала возлюбленная, отношения кажутся ему тяжелой ношей, но он старается изо всех сил дабы угодить любимой. Спустя время, Ольга разочаровывается в Обломове и бросает все попытки изменить его, понимая, что тот никогда не будет по-настоящему счастлив, ведя активный образ жизни. Когда и сама Ильинская осознает, что зачахнет с ним со скуки, их отношения прекращаются.

Илья Ильич не смог измениться ради любимой женщины, хоть и прилагал все усилия.

После разрыва с Ольгой, Обломов долго болеет, и болезнь эта сближает его с Агафьей Пшеницыной, которая заботится о нем и молится о его здоровье. Агафья влюбляется в Обломова, считает его особенным и необычным мужчиной. Она полюбила его таким, какой он есть, и не требовала от Ильи подвигов или изменений, в отличие от Ольги. В этих отношениях Обломов чувствует комфорт, заботу и понимание со стороны своей спутницы, он счастлив, ведь ему больше не нужно притворяться другим человеком ради любви к себе.

Сложно судить, прошел ли Обломов испытание любовью. Обломов отвергает Ольгу, которая могла дать ему новую, наполненную яркими красками жизнь, но в союзе с которой ни один не был бы счастлив, и находит свой идеал в Агафье, которая поддерживает его лежачий образ жизни, даруя ему свою любовь и заботу. Не случайно, именно в браке с Пшеницыной у Ильи рождается сын.

То, к чему стремятся большинство людей, Обломова не прельщает: его не волнуют успехи в обществе, слава, деньги. Он спокойный созерцатель, видит смыслом своей жизни гармонию с собой и окружающими, отсутствие конфликтов.



Культура входит на страницы романа незаметно: в виде арии, которую поёт Ольга Ильинская, развлечений петербургской молодежи (например, поездка в Петергоф).



Обзор литературы по проблеме на основе критических статей.

Роман «Обломов» в русской критике

Известные литературоведы пытались ответить на вопрос: «Так кто же такой Обломов?» Приведу их высказывания в виде таблицы.

Н.А.Добролюбов

«Что такое обломовщина»?

1859 г.

«…Да все оттого, что Обломов, как барин, не хочет и не умеет работать и не понимает отношений своих ко всему окружающему»

Д.И.Писарев

«Обломов». Роман

И.А.Гончарова»

1859 г.

«…Создав себе какой-то фантастический мир, Обломов сохранил чистоту и свежесть чувства, характеризующую ребенка; но эта свежесть бесполезна и для него, и для других…Жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи, они (Обломовы) стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской,- и не могут шагнуть решительно из одной в другую.»

А.В.Дружинин

«Обломов». Роман

И.А.Гончарова»

1859 г.

«…Нежная, любящая натура Обломовых вся озаряется через любовь… Он любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному».

Д.Мережковский

«Гончаров»

1890 г.

«Разве какой-нибудь Штольц, гордый своими совершенствами, возбуждает столько любви и человеческой симпатии, как бедный Илья Ильич?

Б.Бурсов

«Национальное

своеобразие русской литературы»

1964 г.

«Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не делать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб своему человеческому достоинству…Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью».

Ю.Айхенвальд

«Силуэты русских

писателей»

1906-1910 гг.

«Для того, чтобы быть Обломовым, вовсе не надо лежать по целым дням…Можно вести самый подвижный образ жизни, можно странствовать по Европе, как это делает Штольц, и все-таки быть Обломовым».

П.Вайль, А.Генис

«Родная речь»

1995 г.

Обломов является в романе законченным, совершенным и оттого неподвижным. Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что появился на свет…Несовместимость Обломова с миром «других» происходит оттого, что он мертвый среди живых. Его завершенность, законченность, одинокая самодостаточность – это совершенство трупа, мумии.



Я думаю, что истину можно найти, взяв понемногу из каждого высказывания



2.5. Евгений Базаров И.С. Тургенева – типичный герой времени 60-х годов XIX века.

Автор не случайно четко указывает действие романа- 1859 год: так подчеркивается, что разночинец Базаров является типичным героем нового времени- 60-х годов XIX века.


Мать Базарова - дворянка, но он с гордостью акцентирует внимание на другом: «Мой дед землю пахал», подразумевая свое крестьянское происхождение. Евгений Васильевич получает высшее медицинское образование, постоянно совершенствуется, проводит опыты, уделяет внимание и теории, и практике.

Этот молодой человек ведет независимый образ жизни: у родителей не был уже 3 года, в любой компании чувствует себя уверенно, встает рано утром и сразу начинает свои медицинские опыты.

Люди разделились в своем отношении к Базарову на 2 лагеря: одни, как Аркадий, восхищаются им и пытаются подражать; другие, как Павел Петрович, его бессильно ненавидят и безуспешно пытаются навязать ему свои принципы. Но Евгения это мало волнует, так как он позиционирует себя нигилистом.

Базаров предстает перед читателем как резкий, прямолинейный, уверенный в себе, опровергающий любые авторитеты. При этом он умен, трудолюбив, убедителен.

Портрет Базарова красноречив: балахон указывает на то, что внешность для него не главное, а красные руки – на то, что Базаров не боится труда (для сравнения – холеные руки Павла Петровича с маникюром.

Испытание дружбой весьма неоднозначно: он понимает временность своей дружбы с Аркадием, понимает, что через некоторое время из нигилиста тот превратится в барина, точную копию своего отца Николая Петровича.

В начале романа Евгений полностью отрицает возможность любви, высмеивает любовную трагедию Павла Петровича Кирсанова. Словно в наказание за это вскоре он сам безответно влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Любовь сильно изменила систему ценностей Базарова: жизнь пробила в ней брешь. Ранее Базаров смеялся над Кирсановыми, декламировавшими стихи, а теперь он сам разговаривает метафорами: «Дуньте на угасающую лампаду…». Теперь он не может относиться к женщине только как к физиологическому объекту. И все же личность молодого человека стала неизмеримо богаче, он понял в жизни то, что раньше отрицал.

Главным для Евгения в жизни была активность и полезность для общества. Главный упрек от него Павлу Петровичу и ему подобным в том, что они ничего не делают. Даже смерть Базарова связана с его попыткой найти лекарство от тифа.

Прошло 10 лет со времен Обломова, и на историческую арену явился новый герой-разночинец, не дворянин. Казалось бы, он очень похож на Штольца, но очень важно, что Базаров - русский. Так мы видим очередной шаг в эволюции героя времени.



Обзор литературы по проблеме на основе критических статей.

«Павел Петрович возмущает Базарова, как разночинца, как демократа по натуре, как человека труда и трудовой этики. Это - вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал» - так отмечал Д. Н. Овсянико-Куликовский в 1907 году в своем труде «Базаров, как отрицатель и как общественно-психологический и национальный тип».

Ю.Манн сделал интересное сопоставление: ««В том же 1859 году, к которому приурочено действие романа, появилось художественное произведение, в котором большая и существенная часть того, что отрицает Базаров, была подвергнута иному — чисто художественному — отрицанию: Гончаров старую, отживающую, спящую, лениво мечтающую Россию свел к обломовщине <...> в сущности Базаров всем существом своим отрицает не что иное, как всероссийскую обломовщину — во всех ее видах и проявлениях. ... Если хотите, это гамлетизирующий Дон Кихот — сочетание необычное и в, старом смысле ненормальное.» (Ю. Манн. Базаров и другие).

В.М.Маркович в очерке «человек в романах Тургенева» тоже говорит о типичности Базарова: «Читатель вправе предполагать, что таких, как Базаров, и впрямь немало. Но каждого из них можно представить себе только по аналогии с самим Базаровым — социальным «бобылем», самостоятельно избравшим жизненную программу, воспринимающим задачу переделки мира как свою собственную цель и просто учитывающим существование других себе подобных. Такие люди не образуют, не могут образовать что-либо подобное коллективу— устойчивое, жизнеспособное единство, связанное изнутри не просто одинаковостью, но и общностью тех, кто его составляет».

Так сопоставлены два типичных героя времени.

3. Заключение.

Типы человеческого поведения, мастерски воплощенные русскими писателями в образах таких героев, как Евгений Онегин, Григорий Печорин, Илья Обломов, Евгений Базаров в своих коренных чертах вечны и возникают в жизни во все времена. Как пытались главные герои романов построить свои отношения с окружающим миром, решить для себя такие проблемы, как любовь, дружба, отношение к природе и к искусству? Мы читаем об этом, и, возможно, понимаем, как разрешить эти же проблемы в нашей собственной жизни.

Каждый из нас сам выбирает, что ему ближе – быть мягким созерцателем, как Обломов, или «кипучим» деятелем, как Базаров? А кто-то не может найти смысла в своем существовании, совсем как Онегин и Печорин».

Вот как решил для себя этот вопрос Юрий Нагибин: «Я по-прежнему преклоняюсь перед людьми яркими, активными, умелыми, ловкими, азартно и вдохновенно делающими своё дело. Мне нравится смелость и решительность их поступков, умение быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения.

Самым ценным в человеке кажется мне жизненная активность, – может быть, потому, что по роду работы я несколько лишён этого качества. Не беда, что эти люди порой заблуждаются, важно, что они горят, неистовствуют, а не влачат жалкое, ползучее существование, что они полны заразительной жажды труда, что их подвижничество заставляет тебя глубоко почувствовать, что значит посвятить себя большому, настоящему делу!»

При этом Нагибин отмечает, что и в ХХ веке стали появляться своеобразные новые Обломовы: «Я знаю, что с некоторых пор стало модно рекламировать свою беспомощность, отрешённость от жизни. «О! Я не боец!» – звучит из уст молодого человека как-то особенно мягко, застенчиво и... горделиво. В стремлении сделать своих героев милыми недотёпами и квёлыми добряками я вижу раздражение современных художников против эгоистического практицизма, холодной расчётливости и дефицита чувств, зла, так резко обозначившихся в нашей жизни».

Эти мысли из книги Юрия Нагибина «Время жить» очень мне нравятся. Они и натолкнули меня на предположение, которое я проверяла в данной работе.

Гипотеза о том, что русская литература реализма демонстрирует образы типичных для своего времени героев, то есть показывает эволюцию героя времени, отражающего свою эпоху, подтвердилась.



Список использованной литературы

1. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум/ Авт.- сост. Г.И.Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.- М, 1997

2.Нагибин Ю. Время жить. https://mybrary.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/150539-yurii-nagibin-vremya-zhit.html

3. Пушкин А.С.. Евгений Онегин. https://librebook.me/evgenii_onegin

4. Лермонтов М.Ю.Герой нашего времени.

https://librebook.me/geroi_nashego_vremeni_lermontov_mihail_iurevich/vol2/1

4. https://bookscafe.net/read/goncharov_ivan-oblomov-82498.html

5. https://bookscafe.net/read/turgenev_ivan-otcy_i_deti-150187.html

6. https://bookscafe.net/read/sholohov_mihail-tihiy_don_tom_1-74274.html






17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.