Урок литературы на тему «Поэзия родной природы в русской литературе XIX века» (8 класс)
Управление образования администрации города Шахтерска
Методический кабинет
Методическая разработка
по литературе
«На вернисаже как-то раз…»
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
Артёменко Татьяна Васильевна
МОУ «Шахтёрская СШ №4»,
учитель русского языка и литературы
2018
Класс: 8
Предмет: литература
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г.
Название раздела, темы: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
Тема урока: «На вернисаже как-то раз…». А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы.
Тип урока: применения знаний и умений.
Форма урока: литературный вернисаж.
Цели урока:
1) Образовательная: познакомить учащихся с творчеством великих русских поэтов, углубить навыки анализа поэтического текста, продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся; знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе.
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; творческие способности
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе. Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Формирование УУД
Прогнозируемые результаты:
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Метапредметные:
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития личности учащихся через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, установление аналогий; построение рассуждений.
Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения; научиться определять тему и идею произведения; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
Дидактические средства: учебник, карточки самоконтроля, тетради.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, аудиозаписи концерта
А. Вивальди «Осень», «Зима», «Весна», из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня»; компьютер, гитара, букеты осенних листьев, распущенные ветки деревьев.
Основные термины, понятия: лирика, поэзия, пейзажная лирика, изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора).
Сценарный план урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
I. Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Прием «Удивляй» (исполняют обучающиеся)
На вернисаже как-то раз век XIX в анфас
А мы вдвоем, а мы с тобою
Ах как прекрасен вернисаж
Поэты так встречают нас
А мы вдвоем, а мы с тобою
Ах вернисаж, ах вернисаж
Какой портрет, какой пейзаж
А я смотрю, смотрю на вас
-Что такое вернисаж? (торжественная выставка, открытие).
- У нас сегодня литературный вернисаж. На нем мы познакомимся с творчеством поэтов XIX века.
Эмоциональный настрой учащихся.
- Надеюсь, тему литературного вернисажа вам подскажет видеоотрывок.
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель: Вспомните известные вам произведения русских поэтов о природе.
- А как вы думаете, каждому ли человеку природа открывает свои тайны?
- Я согласна с вами, что только внимательному и наблюдательному человеку открыты все тайны природы. Каждый из нас встречал восход солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты, ходил за грибами.
- Постарайтесь предположить тему урока
Сообщение темы урока.
(Тема. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века)
- Природа открывается не каждому, а только особенному человеку, сегодня нам предстоит быть очарованными природой, открыть её тайны.
II. Целеполагание
Звучит музыка из серии скрипичных концертов гениального Антонио Вивальди (Времена года. Зима)
- Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что вы представляете, слушая эту музыку?
(Музыка – одна, а картины – разные, в этом особенность музыки.)
Итак, природа – это
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы понимаете слова поэта?
(Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирических произведений, понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык).
- Сформулируйте цели урока, используя слова-подсказки: обратить внимание, научиться сравнивать, познакомиться, выявить, уметь правильно…
1. Познакомиться со стихотворениями великих русских поэтов.
2. Научиться сравнивать стихотворения: уметь правильно определять общие черты стихотворений, выявить отличия.
3. Обратить внимание на особенности изображения образа природы А.С. Пушкиным,
М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым, А. А. Фетом, А.Н. Майковым.
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.
III. Осознания недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
1. Актуализация знаний (3 мин.)
Концепт родной природы в творчестве русских поэтов XIX века
Прием «Денотатный граф»
- Что каждому из нас дает природа?
РОДНАЯ ПРИРОДА
Воспитывает Восхищает Вдохновляет Исцеляет Побуждает Возвышает Призывает
Любовь к Родине Красота Дар душевные к творчеству чувства любить силы для
Отчизна внутренняя творчества недуги к созданию понимать борьбы
«малая родина» спокойствие к оптимизму чувствовать веру
величие
Дает Укрепляет Позволяет забыть Впитываем
силы для борьбы дух о суете успокоение
веру об эгоизме гармонию
о заботах
неудачах
(Читает ученик)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
- Н. Заболоцкий нам приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.
IV. Открытие новых знаний.
Работа в группах.
Мы сегодня работаем в группах: 1-я представляет творчество А.С Пушкина, 2-я – творчество М.Ю. Лермонтова, 3-я творчество Ф.И. Тютчева, 4-я творчество А.А. Фета, 5-я творчество
А.Н. Майкова. В каждой группе есть актёры, литературоведы, которым было дано задание подобрать материал об истории создания стихотворений.
- Послушайте отрывок из концерта великого композитора Антонио Вивальди «Времена года» Осень.
- А вы как представляете себе осень?
А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение.
Группа А.С. Пушкина.
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение.
При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».
Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии.
Чтение стихотворения «актером»
- Каким чувством пронизаны строки? (грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь)
(Чтение стихотворений иллюстрируется презентацией)
Звучит музыка
Учитель: Одна из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова – это тема одиночества. Она воплощена и в пейзажной лирике поэта. Лермонтов умел одухотворять и оживлять природу, наделять её человеческими страстями. Картины осенней природы созвучны тоскливому состоянию души.
Группа М.Ю. Лермонтов
Литературный критик: История создания. Жанр.
Одним из лучших стихотворений пейзажной лирики можно по праву считать его произведение «Осень». Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой. Именно там Михаил Лермонтов впервые глазами поэта увидел и оценил красоту и величие русской матушки-природы.
Чтение стихотворения «актером»
- Как ведут себя люди и звери? Передает ли это все вместе настроение поэта?
Звучит музыка
- Тема природы самая любимая в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева, ему как поэту доступны тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Его называли певцом природы.
3. Группа Ф.И. Тютчев
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Тютчев ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни. Поэт одушевляет природу, сопоставляет её с состоянием человеческой души, чувствует и показывает красоту обычных явлений природы.
Слушаем в исполнении народной артистки Росссии А.Покровской (П.И. Чайковский «Осенняя песня»)
- Какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик? (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)
Звучит музыка А. Вивальди о весне
Группа А.А. Фет
Литературный критик: История создания.
Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.
Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!».
Чтение стихотворения «актером»
- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?
Группа А.Н. Майков
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихи Аполлона Майкова вызывают восхищение у читателей. В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню.
Чтение стихотворения «актером»
- Как оживает природа весной у Майкова?
Прием «Диаграмма Венна»
- Давайте сравним какие чувства вызывает у человека осень и весна? Что у них общее и в чем различие? Что объединяет эти стихотворения? (Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года).
ВЕСНА
Радость
пробуждение
ОСЕНЬ
Грусть
одиночество
Учитель: Каждая группа сделает анализ своих стихотворений, а результат оформит в виде кластера. В творческих работах попробуйте отразить тему, основную мысль, композицию произведений.
Офтальмологическая пауза
V. Создание творческого продукта
1. Представление работ (кластеров)
Задача: проанализировать поэтические тексты (тему, идею, средства художественной выразительности, размер, способ рифмовки)
Задание группам: результат оформить в виде кластера
2. Составить стихотворения по заданным рифмам
На минуту представим себя поэтами, попытаемся по данным рифмам сочинить стихотворения.
Группа 1
Снег - смех,
Мороз - замерз.
Группа 2.
ручей - лучей,
нежный – подснежник.
Группа 3.
Небо - мне бы,
Солнце – оконце.
Группа 4.
Морозы - слезы,
Вьюга - с юга.
Группа 5.
Листья - мысли,
В даль – жаль.
V. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Оценивание критиками
V. Рефлексия
Учитель: Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души.
Прием «Закончите предложение…» (обучающиеся в своих группах передают осенние листья и весенние веточки)
- Соприкосновение с поэзией XIX века помогло мне…
Ответы детей:
- …больше узнать о …;
- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;
- …увидеть красоту в самых обычных предметах;
- …получить наслаждение от урока.
Домашнее задание
На выбор
Коллаж «Красивые места родной природы»
Эссе «А душу можно ль рассказать?»
Сочинить свое стихотворение, посвященное любому времени года.
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Татьяна Васильевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Артеменко Татьяна Васильевна