12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Татьяна Васильевна62 Россия, Донецкая Народная Респ., г. Шахтёрск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок на тему «Поэзия родной природы в русской литературе XIX века»
Управление образования администрации города Шахтерска
Методический кабинет
Методическая разработка
по литературе
«На вернисаже как-то раз…»
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
Артёменко Татьяна Васильевна
МОУ «Шахтёрская СШ №4»,
учитель русского языка и литературы
2018
Класс: 8
Предмет: литература
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г.
Название раздела, темы: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
Тема урока: «На вернисаже как-то раз…». А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы.
Тип урока: применения знаний и умений.
Форма урока: литературный вернисаж.
Цели урока:
1) Образовательная: познакомить учащихся с творчеством великих русских поэтов, углубить навыки анализа поэтического текста, продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся; знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе.
2) Развивающая: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; творческие способности
3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса к изучению литературы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе. Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.
Формирование УУД
Прогнозируемые результаты:
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Метапредметные:
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития личности учащихся через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, установление аналогий; построение рассуждений.
Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения; научиться определять тему и идею произведения; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
Дидактические средства: учебник, карточки самоконтроля, тетради.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, аудиозаписи концерта
А. Вивальди «Осень», «Зима», «Весна», из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня»; компьютер, гитара, букеты осенних листьев, распущенные ветки деревьев.
Основные термины, понятия: лирика, поэзия, пейзажная лирика, изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора).
Сценарный план урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
I. Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
1. Прием «Удивляй» (исполняют обучающиеся)
На вернисаже как-то раз век XIX в анфас
А мы вдвоем, а мы с тобою
Ах как прекрасен вернисаж
Поэты так встречают нас
А мы вдвоем, а мы с тобою
Ах вернисаж, ах вернисаж
Какой портрет, какой пейзаж
А я смотрю, смотрю на вас
-Что такое вернисаж? (торжественная выставка, открытие).
- У нас сегодня литературный вернисаж. На нем мы познакомимся с творчеством поэтов XIX века.
Эмоциональный настрой учащихся.
- Надеюсь, тему литературного вернисажа вам подскажет видеоотрывок.
Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Учитель: Вспомните известные вам произведения русских поэтов о природе.
- А как вы думаете, каждому ли человеку природа открывает свои тайны?
- Я согласна с вами, что только внимательному и наблюдательному человеку открыты все тайны природы. Каждый из нас встречал восход солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты, ходил за грибами.
- Постарайтесь предположить тему урока
Сообщение темы урока.
(Тема. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века)
- Природа открывается не каждому, а только особенному человеку, сегодня нам предстоит быть очарованными природой, открыть её тайны.
II. Целеполагание
Звучит музыка из серии скрипичных концертов гениального Антонио Вивальди (Времена года. Зима)
- Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что вы представляете, слушая эту музыку?
(Музыка – одна, а картины – разные, в этом особенность музыки.)
Итак, природа – это
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
- Как вы понимаете слова поэта?
(Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирических произведений, понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык).
- Сформулируйте цели урока, используя слова-подсказки: обратить внимание, научиться сравнивать, познакомиться, выявить, уметь правильно…
1. Познакомиться со стихотворениями великих русских поэтов.
2. Научиться сравнивать стихотворения: уметь правильно определять общие черты стихотворений, выявить отличия.
3. Обратить внимание на особенности изображения образа природы А.С. Пушкиным,
М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым, А. А. Фетом, А.Н. Майковым.
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.
III. Осознания недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
1. Актуализация знаний (3 мин.)
Концепт родной природы в творчестве русских поэтов XIX века
Прием «Денотатный граф»
- Что каждому из нас дает природа?
РОДНАЯ ПРИРОДА
Воспитывает Восхищает Вдохновляет Исцеляет Побуждает Возвышает Призывает
Любовь к Родине Красота Дар душевные к творчеству чувства любить силы для
Отчизна внутренняя творчества недуги к созданию понимать борьбы
«малая родина» спокойствие к оптимизму чувствовать веру
величие
Дает Укрепляет Позволяет забыть Впитываем
силы для борьбы дух о суете успокоение
веру об эгоизме гармонию
о заботах
неудачах
(Читает ученик)
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
- Н. Заболоцкий нам приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.
IV. Открытие новых знаний.
Работа в группах.
Мы сегодня работаем в группах: 1-я представляет творчество А.С Пушкина, 2-я – творчество М.Ю. Лермонтова, 3-я творчество Ф.И. Тютчева, 4-я творчество А.А. Фета, 5-я творчество
А.Н. Майкова. В каждой группе есть актёры, литературоведы, которым было дано задание подобрать материал об истории создания стихотворений.
- Послушайте отрывок из концерта великого композитора Антонио Вивальди «Времена года» Осень.
- А вы как представляете себе осень?
А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение.
Группа А.С. Пушкина.
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихотворение
При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».
Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии.
Чтение стихотворения «актером»
- Каким чувством пронизаны строки? (грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь)
(Чтение стихотворений иллюстрируется презентацией)
Звучит музыка
Учитель: Одна из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова – это тема одиночества. Она воплощена и в пейзажной лирике поэта. Лермонтов умел одухотворять и оживлять природу, наделять её человеческими страстями. Картины осенней природы созвучны тоскливому состоянию души.
Группа М.Ю. Лермонтов
Литературный критик: История создания. Жанр.
Одним из лучших стихотворений пейзажной лирики можно по праву считать его произведение «Осень». Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой. Именно там Михаил Лермонтов впервые глазами поэта увидел и оценил красоту и величие русской матушки-природы.
Чтение стихотворения «актером»
- Как ведут себя люди и звери? Передает ли это все вместе настроение поэта?
Звучит музыка
- Тема природы самая любимая в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева, ему как поэту доступны тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Его называли певцом природы.
3. Группа Ф.И. Тютчев
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества
Слушаем в исполнении народной артистки Росссии А.Покровской (П.И. Чайковский «Осенняя песня»)
- Какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик? (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)
Звучит музыка А. Вивальди о весне
Группа А.А. Фет
Литературный критик: История создания.
Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.
Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!».
Чтение стихотворения «актером»
- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?
Группа А.Н. Майков
Литературный критик: История создания. Жанр.
Стихи Аполлона Майкова вызывают восхищение у читателей. В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню.
Чтение стихотворения «актером»
- Как оживает природа весной у Майкова?
Прием «Диаграмма Венна»
- Давайте сравним какие чувства вызывает у человека осень и весна? Что у них общее и в чем различие? Что объединяет эти стихотворения? (Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года).
ВЕСНА
Радость
пробуждение
ОСЕНЬ
Грусть
одиночество
Учитель: Каждая группа сделает анализ своих стихотворений, а результат оформит в виде кластера. В творческих работах попробуйте отразить тему, основную мысль, композицию произведений.
Офтальмологическая пауза
V. Создание творческого продукта
1. Представление работ (кластеров)
Задача: проанализировать поэтические тексты (тему, идею, средства художественной выразительности, размер, способ рифмовки)
Задание группам: результат оформить в виде кластера
2. Составить стихотворения по заданным рифмам
На минуту представим себя поэтами, попытаемся по данным рифмам сочинить стихотворения.
Группа 1
Снег - смех,
Мороз - замерз.
Группа 2.
ручей - лучей,
нежный – подснежник.
Группа 3.
Небо - мне бы,
Солнце – оконце.
Группа 4.
Морозы - слезы,
Вьюга - с юга.
Группа 5.
Листья - мысли,
В даль – жаль.
V. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Оценивание критиками
V. Рефлексия
Учитель: Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души.
Прием «Закончите предложение…» (обучающиеся в своих группах передают осенние листья и весенние веточки)
- Соприкосновение с поэзией XIX века помогло мне…
Ответы детей:
- …больше узнать о …;
- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;
- …увидеть красоту в самых обычных предметах;
- …получить наслаждение от урока.
Домашнее задание
На выбор
Коллаж «Красивые места родной природы»
Эссе «А душу можно ль рассказать?»
Сочинить свое стихотворение, посвященное любому времени года.