12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артеменко Татьяна Васильевна62
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Шахтёрск

Управление образования администрации города Шахтерска

Методический кабинет

Методическая разработка

по литературе

«На вернисаже как-то раз…»

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

Артёменко Татьяна Васильевна

МОУ «Шахтёрская СШ №4»,

учитель русского языка и литературы

2018

Класс: 8

Предмет: литература

Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2016 г.

Название раздела, темы: Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

Тема урока: «На вернисаже как-то раз…». А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы.

Тип урока: применения знаний и умений.

Форма урока: литературный вернисаж.

Цели урока:

1) Образовательная: познакомить учащихся с творчеством великих русских поэтов, углубить навыки анализа поэтического текста, продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся; знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе.

2) Развивающая: создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развитие творческих способностей; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; творческие способности

3) Воспитательная: содействовать формированию патриотических чувств; содействовать развитию интереса  к изучению литературы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе. Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Формирование УУД

Прогнозируемые результаты:

Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности ценить свою Родину. На примере отношения поэтов к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Метапредметные:

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития личности учащихся через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, установление аналогий; построение рассуждений.

Предметные: познакомить с тематикой и идейно-художественным содержанием стихотворений, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения; научиться определять тему и идею произведения; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.

Дидактические средства: учебник, карточки самоконтроля, тетради.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, аудиозаписи концерта

А. Вивальди «Осень», «Зима», «Весна», из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня»; компьютер, гитара, букеты осенних листьев, распущенные ветки деревьев.

Основные термины, понятия: лирика, поэзия, пейзажная лирика, изобразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора).

Сценарный план урока:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Н. Заболоцкий

I. Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

1. Прием «Удивляй» (исполняют обучающиеся)

На вернисаже как-то раз век XIX в анфас

А мы вдвоем, а мы с тобою

Ах как прекрасен вернисаж

Поэты так встречают нас

А мы вдвоем, а мы с тобою

Ах вернисаж, ах вернисаж

Какой портрет, какой пейзаж

А я смотрю, смотрю на вас

-Что такое вернисаж? (торжественная выставка, открытие).

- У нас сегодня литературный вернисаж. На нем мы познакомимся с творчеством поэтов XIX века.

Эмоциональный настрой учащихся.

- Надеюсь, тему литературного вернисажа вам подскажет видеоотрывок.

Учитель: О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: Вспомните известные вам произведения русских поэтов о природе.

- А как вы думаете, каждому ли человеку природа открывает свои тайны?

- Я согласна с вами, что только внимательному и наблюдательному человеку открыты все тайны природы. Каждый из нас встречал восход солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты, ходил за грибами.

- Постарайтесь предположить тему урока

Сообщение темы урока.

(Тема. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века)

- Природа открывается не каждому, а только особенному человеку, сегодня нам предстоит быть очарованными природой, открыть её тайны.

 II. Целеполагание

Звучит музыка из серии скрипичных концертов гениального Антонио Вивальди (Времена года. Зима)

- Какое настроение у вас вызвала эта музыка? Что вы представляете, слушая эту музыку?

(Музыка – одна, а картины – разные, в этом особенность музыки.)

Итак, природа – это

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

- Как вы понимаете слова поэта?

(Свожу к мнению о том, что целью занятия будет на примере лирических произведений, понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык).

- Сформулируйте цели урока, используя слова-подсказки: обратить внимание, научиться сравнивать, познакомиться, выявить, уметь правильно…

1. Познакомиться со стихотворениями великих русских поэтов.

2. Научиться сравнивать стихотворения: уметь правильно определять общие черты стихотворений, выявить отличия.

3. Обратить внимание на особенности изображения образа природы А.С. Пушкиным,

М.Ю. Лермонтовым, Ф.И. Тютчевым, А. А. Фетом, А.Н. Майковым.

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.

 III. Осознания  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

1. Актуализация знаний (3 мин.)

Концепт родной природы в творчестве русских поэтов XIX века

Прием «Денотатный граф»

- Что каждому из нас дает природа?

 

РОДНАЯ ПРИРОДА

 

 

Воспитывает Восхищает Вдохновляет Исцеляет Побуждает Возвышает Призывает

Любовь к Родине Красота Дар душевные к творчеству чувства любить силы для

Отчизна внутренняя творчества недуги к созданию понимать борьбы

«малая родина» спокойствие к оптимизму чувствовать веру

величие

Дает Укрепляет Позволяет забыть Впитываем

силы для борьбы дух о суете успокоение

веру об эгоизме гармонию

о заботах

неудачах

(Читает ученик)

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

- Н. Заболоцкий нам приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и дает возможность всем желающим заглянуть в иной мир, который находится на расстоянии вытянутой руки, но так и остается незамеченным.

IV. Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Мы сегодня работаем в группах: 1-я представляет творчество А.С Пушкина, 2-я – творчество М.Ю. Лермонтова, 3-я творчество Ф.И. Тютчева, 4-я творчество А.А. Фета, 5-я творчество

А.Н. Майкова. В каждой группе есть актёры, литературоведы, которым было дано задание подобрать материал об истории создания стихотворений.

- Послушайте отрывок из концерта великого композитора Антонио Вивальди «Времена года» Осень.

- А вы как представляете себе осень?

А.С.Пушкин не раз повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал. На него находило вдохновение.

Группа А.С. Пушкина.

Литературный критик: История создания. Жанр.

Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Осипова постоянно посылала Пушкину цветы из своего сада. Когда в очередной раз принесли от нее букет, поэт решил посвятить своей подруге стихотворение.

При жизни поэта «Цветы последние милей…» не публиковались. Впервые читатели смогли познакомиться с этой миниатюрой в 1838 году в журнале «Современник».

Первоначально стихотворение называлось «Последние цветы». Стихотворение «Цветы последние милей…» относится к жанру элегии.

Чтение стихотворения «актером»

­- Каким чувством пронизаны строки? (грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь)

(Чтение стихотворений иллюстрируется презентацией)

Звучит музыка

Учитель: Одна из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова – это тема одиночества. Она воплощена и в пейзажной лирике поэта. Лермонтов умел одухотворять и оживлять природу, наделять её человеческими страстями. Картины осенней природы созвучны тоскливому состоянию души.

Группа М.Ю. Лермонтов

Литературный критик: История создания. Жанр.

Одним из лучших стихотворений пейзажной лирики можно по праву считать его произведение «Осень». Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой. Именно там Михаил Лермонтов впервые глазами поэта увидел и оценил красоту и величие русской матушки-природы.

Чтение стихотворения «актером»

- Как ведут себя люди и звери? Передает ли это все вместе настроение поэта?

Звучит музыка

- Тема природы самая любимая в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева, ему как поэту доступны тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Его называли    певцом природы.

3. Группа Ф.И. Тютчев

Литературный критик: История создания. Жанр.

Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Тютчев ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни. Поэт одушевляет природу, сопоставляет её с состоянием человеческой души, чувствует и показывает красоту обычных явлений природы.

Слушаем в исполнении народной артистки Росссии А.Покровской (П.И. Чайковский «Осенняя песня»)

- Какие строки вызвали ваш эмоциональный отклик? (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)

Звучит музыка А. Вивальди о весне

Группа А.А. Фет

Литературный критик: История создания.

Стихотворение «Первый ландыш» было написано Фетом весной 1854 года после загородной прогулки, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление. Он был поражен, насколько мудра и щедра природа, а также восхищен красотой весеннего леса, который только начинает пробуждаться от зимней спячки.

Символом весны для поэта является первый ландыш, которым Фет искренне восхищается, отмечая: «Какая девственная нега в душистой чистоте твоей!».

Чтение стихотворения «актером»

- Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека?

Группа А.Н. Майков

Литературный критик: История создания. Жанр.

Стихи Аполлона Майкова вызывают восхищение у читателей. В 1857 году поэт опубликовал стихотворение «Поле зыблется цветами…», которое представляет собой небольшую зарисовку, посвященную теплому летнему дню.

Чтение стихотворения «актером»

- Как оживает природа весной у Майкова?

Прием «Диаграмма Венна»

- Давайте сравним какие чувства вызывает у человека осень и весна? Что у них общее и в чем различие? Что объединяет эти стихотворения? (Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года).

 

ВЕСНА

Радость

пробуждение

ОСЕНЬ

Грусть

одиночество

 

 

Учитель: Каждая группа сделает анализ своих стихотворений, а результат оформит в виде кластера. В творческих работах попробуйте отразить тему, основную мысль, композицию произведений.

Офтальмологическая пауза

V. Создание творческого продукта

1. Представление работ (кластеров)

Задача: проанализировать поэтические тексты (тему, идею, средства художественной выразительности, размер, способ рифмовки)

Задание группам: результат оформить в виде кластера

2. Составить стихотворения по заданным рифмам

На минуту представим себя поэтами, попытаемся по данным рифмам сочинить стихотворения.

Группа 1

Снег - смех,

Мороз - замерз.

Группа 2.

ручей - лучей,

нежный – подснежник.

Группа 3.

Небо - мне бы,

Солнце – оконце.

Группа 4.

Морозы - слезы,

Вьюга - с юга.

Группа 5.

Листья - мысли,

В даль – жаль.

V.  Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Оценивание критиками

V. Рефлексия

Учитель: Русская природа в изображении наших поэтов – очень важная тема, благодаря которой в поэзии были совершены значительные художественные открытия. Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души.

Прием «Закончите предложение…» (обучающиеся в своих группах передают осенние листья и весенние веточки)

- Соприкосновение с поэзией XIX века помогло мне…

Ответы детей:

- …больше узнать о …;

- …ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

- …увидеть красоту в самых обычных предметах;

- …получить наслаждение от урока.

Домашнее задание

На выбор

Коллаж «Красивые места родной природы»

Эссе «А душу можно ль рассказать?»

Сочинить свое стихотворение, посвященное любому времени года.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.