12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина14171
учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа
Материал размещён в группе «Детское творчество»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Южа Ивановской области



ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«ГЕОМЕТРИЯ В ЖИВОПИСИ»


Выполнила: Козлова Наталья

ученица 5 «в» класса

МБОУСОШ г. Южм

Руководитель:

учитель математики

Чурина Е.В.

г. Южа

2023 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение……………………………………………………

3

Глава1 Геометрические фигуры помогают рисовать

4

Всё состоит из фигур

4

Геометрические фигуры помогают рисовать

4

Симметрия

5

Перспектива – геометрия живописи

5

ГлаваIIФигуры в рисунках

6

2.1. Фигуры в моих рисунках

6

2.2. Симметрия в картине

8

2.3. Перспектива в композиции рисунка

9

Заключение

10

Список литературы

10


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность проекта:

В пятом классе мы ещё не изучаем геометрию в полном объёме, но я заметила при рисовании своих игрушек, что контур головы похож на круг, а тело на овал. И мне стало интересно вначале очертить контур головы и тела, а потом уже рисовать маленькие детали. А на рисунке какие игрушки располагаются ближе ко мне, а какие дальше, то здесь, как подсказал мне дедушка, работает правило перспективы. Эта тема для меня интересна и необычна.



Проблема проекта:

Определить в контуре объекта похожие геометрические фигуры и соединить их на плоскости листа. И расположить объекты одни ближе, другие дальше от зрителя.

Цель:

Показать взаимосвязь науки и живописи

Задачи:

1) Показать связь геометрических фигур в контуре объекта

2) Научиться использовать познания геометрии для рисунка

Продукт проекта:

Рисунок



Целевая аудитория:

Учащиеся пятых классов

Глава 1. Геометрические фигуры помогают рисовать.

В пятом классе мы ещё не изучаем геометрию в полном объёме, но я заметила при рисовании своих игрушек, что контур головы похож на круг, а тело на овал. И мне стало интересно вначале очертить контур головы и тела, а потом уже рисовать маленькие детали. А на рисунке какие игрушки располагаются ближе ко мне, а какие дальше, то здесь, как подсказал мне дедушка, работает правило перспективы. Эта тема для меня интересна и необычна.

Всё состоит из фигур.

Всё, что нас окружает можно представить в виде фигур. На что похожа Земля? Верно, на круг. Разделочная доска на кухне – это два прямоугольника и окружность с края маленького прямоугольника. Монитор компьютера можно представить в виде множества квадратов, глаз рыбы – это круг. Любые дома чаще всего это квадраты и треугольники. Автомобиль, самолет, ракета, катер, любая техника – это все тоже множество фигур. Фотографии, картинки – это множество квадратов. Если посмотреть на одни из самых загадочных пирамид в Египте, тов разрезе мы так же увидим множество треугольников.

Геометрические фигуры помогают рисовать.

Как меня учил дедушка, чтобы нарисовать какой-либо объект, надо внимательно посмотреть на него и определить из каких основных фигур этот объект состоит, а потом расположить эти фигуры относительно друг друга и плавно соединить их между собой. Так и получится, что солнце – это круг; цыплёнок – это два круга, пять треугольников и точка; дом – это два прямоугольника – стены и окно, а треугольник-крыша. Так можно разложить на простые геометрические фигурки и более сложный объект. Иллюстрацией моих слов может служить эта картинка (рис.1)

t1688926179aa.jpg

Рис.1.

Симметрия

Изучая в пятом классе1 симметричные рисунки, нам рассказывали, что у симметричных фигур есть ось симметрии. Фигура может иметь и более одной оси симметрии. Например, прямоугольник, отличный от квадрата, имеет две оси симметрии, а квадрат – четыре. Объекты, имеющие ось симметрии легко воспринимаются и приятны для глаза. Недаром в Древней Греции слово «симметрия» обозначало гармонию и красоту.

Именно это мне и желательно в моих рисунках. Рисуя лицо своей куклы, я знаю, что ось симметрии проходит сверху вниз по голове. И относительно этой оси располагаются глаза, уши нос и рот. И чем точнее я нарисую эти симметричные детали на лице, тем симпатичнее получается лицо моей куклы.

Симметрию можно наблюдать и в снежинке, которую держала вчера на ладошке; и в каждом листике цветка, что стоит в горшке у нас на подоконнике. Зная, что существует ось симметрии, мне и рисовать многие фигуры становится проще: проводишь ось, а слева и справа от неё на равном удалении друг от друга рисуешь зеркальное отображение. И получается красивое и гармоничное изображение. Поэтому знание симметрии помогает в изображении многих предметов на бумаге.

Перспектива – геометрия живописи

Когда я разглядывала предметы, которые находились в комнате передо мной, то задавалась вопросом: «А как мне изобразить на листе бумаги два совершенно одинаковых мячика, но один лежит на столе ближе ко мне, а второй на дальнем краю»? Если рисовать их одним размером, то на рисунке не видно, что второй лежит дальше. Вот тогда и познакомилась с перспективой, прочитав о ней в литературе2.

Я узнала, что люди издревле научились отображать всевозможные объекты окружающего их трехмерного мира на двумерную плоскость картины. Но насколько точно и насколько убедительно эти плоские образы отражали реальные трехмерные прообразы? На эти вопросы ответила наука, и прежде всего геометрия. хотя решение столь простой на первый взгляд задачи растянулось на тысячелетия.

Из прочитанного я поняла, что пространство, уходящее от меня вдаль сходится в одной точке на линии горизонта. Именно к этой точке и стремятся сойтись линии крыш на зданиях, обочины дороги и фонарные столбы, становясь всё меньше и меньше, всё ближе друг к другу чем дальше расположены от меня.

Оказалось, что перспектива - это очень просто. Это чистая геометрия, которую можно выучить всем3. Но значит ли это, что изучив геометрию перспективы, каждый может стать художником? Математически точная перспектива - это еще не живопись, а только чертеж, хотя бы и такой простой, как воспроизведенный здесь.



t1688926179ab.jpg

Рис.2 Перспектива в рисунке

Перспектива - это только геометрическая основа живописи. Но эта основа мертва, до тех пор, пока художник не вложит в нее частичку своей души, не сделает ее живописью. Думаю, что при этом в чем-то можно и поступиться геометрией (что часто и делали знаменитые художники) во имя жизни самого искусства живописи.

Так, в недрах искусства живописи нам дано обнаружить свидетельство тесных уз между наукой и искусством.

Глава 2. Фигуры в рисунках

2.1. Фигуры в моих рисунках

В своем рисунке я вначале стараюсь изобразить объект из простых геометрических фигур. Кухонную доску составляю из двух прямоугольников: один побольше, другой совсем маленький с отверстием в виде окружности на самом краю. (рисунок 3)

t1688926179ac.jpg

Рисунок 3.

Затем плавно округляю края прямоугольников и места их соединений (рисунок 4)

t1688926179ad.jpg

Рисунок 4



2.2. Симметрия в картине

Рисуя большую новогоднюю ёлку, я провожу вначале сверху вниз ось симметрии.

Затем относительно этой оси строю равносторонний треугольник.

А затем в контуре этого треугольника на равном расстоянии друг от друга располагаю ветки ели и раскрашиваю их (рисунок 5).

t1688926179ae.gift1688926179ae.gift1688926179af.jpg

Рисунок 5

2.3. Перспектива в композиции рисунка

Располагая на рисунке 8 идущих в школу учителя и учеников, мне помогает знание перспективы, чтобы показать, кто из них расположен ближе ко мне, а кто дальше. Рисую ось горизонта и располагаю на ней точку схода (F). Затем от неё веду линию к точке 2, на горизонтали от которой в точке 1 располагаю первого ученика, спешащего на урок. Слева от него и ближе ко мне ставлю на горизонтальной линии второго мальчика, который отвернулся от школы, потому что забыл дома портфель. По закону перспективы он выше и шире первого, и расположен на горизонтальной линии, которую провела у самого края рисунка. Дальше от первого ученика в центре рисунка изображаю идущего на занятия учителя. Он гораздо меньше ученика, но отчетливо видна шляпа, костюм и портфель, что означает, что это учитель. А справа от него на горизонтальной линии, расположенной у самой линии горизонта, располагаю едва различимого идущего неспеша третьего ученика, и портфеля у него тоже не видно. Он совсем маленький на рисунке, и расположен по закону перспективы так, что становится понятно, что это не гномик, а обычного роста мальчик, только идущий вдалеке от наблюдателя.

t1688926179ag.jpg

Рисунок 8 Перспектива в композиции рисунка.

Именно знание перспективы помогает мне вначале определить место расположения каждого персонажа будущего рисунка, его размеры, чтобы на плоском листе наблюдатель увидел глубину трёхмерного пространства. А затем начинаю в деталях прорисовывать тот объект, что находится всех ближе ко мне. А другие объекты по мере их удаления прорисовываются не так детально, а самые дальние – лишь едва угадываются в силуэте.

Заключение.

Знание геометрии, геометрических фигур, симметрии и перспективы помогают и облегчают начинающему художнику обозначить предметы на листе бумаги, правильно расположить их и соединить воедино, чтобы было не только узнаваемо и читаемо, но красиво и гармонично.

А геометрическая основа перспективы создаёт ощущение реальности в композиции рисунка, а красота восприятия живописи полностью зависит от дарования и мастерства творца.

Так воедино соединяются геометрия и живопись.

Список литературы:

Мерзляк А. Г, Полянский В. Б., Якир М. С., Математика 5 класс, § 15. Прямоугольник . Ось симметрии фигуры, М., ООО Издательский центр « Вентана-Граф», 2018 г.

https://fb.ru/article/387983/geometriya-v-jivopisi-krasota-chetkih-form-istoriya-zarojdeniya-stilya-hudojniki-nazvaniya-proizvedeniy-razvitie-i-perspektivyi?ysclid=le5wlzt18v111879708

https://mydocx.ru/2-26238.html?ysclid=le5wpq96lh46837193

1https://gdz-raketa.ru/matematika/3-klass/moro-uchebnik/2-chast-stranica-73/?ysclid=le5whg6ksk707208083

2https://fb.ru/article/387983/geometriya-v-jivopisi-krasota-chetkih-form-istoriya-zarojdeniya-stilya-hudojniki-nazvaniya-proizvedeniy-razvitie-i-perspektivyi?ysclid=le5wlzt18v111879708

3https://mydocx.ru/2-26238.html?ysclid=le5wpq96lh468371935

Автор материала: Н. Козлова (5 класс)
Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.