Игры и игрушки детей во время Великой Отечественной войны

8
1
Материал опубликован 11 January 2021 в группе

Автор публикации: К. Пульникова, ученица 6Б класса


Презентация "Детские игры и игрушки во время и после ВОВ"
PPTX / 2.52 Мб

/data/files/h1610379950.pptx (Презентация "Детские игры и игрушки во время и после ВОВ")Муниципальное автономное образовательное учреждение «Предметно-языковая школа «Дуплекс» г. Перми

614068, г. Пермь, ул. Толмачева, 18

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

среди УЧАЩИХСЯ 5-11 классов

«ШАГ В НАУКУ»


Секция истории








Игры и игрушки детей

во время Великой Отечественной войны








Работу выполнила

Пульникова Ксения,

Ученица 6 Б класса


Научный руководитель

Курбатова Надежда Витальевна,

учитель русского языка и литературы











ПЕРМЬ

2020



Содержание

Проблема…………………………………………………………………………...

3

Введение…………………………………………………………………………...

4

Основная часть



Глава 1. Влияние игры на жизнь ребёнка……………………………………

5


Глава 2. Война и дети…………………………………………………………

6


Глава 3. Игры и игрушки детей войны………………………………………

7

Заключение………………………………………………………………………...

10

Список использованных ресурсов………………………………………………..

11

































Введение

Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль, разрушение, страдание.

Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. В военное время невыносимо трудно было всем: и взрослым, и детям. Страдали от голода и холода, от бомбёжек, а дети - от невозможности вернуться в детство…

Нам захотелось узнать о детях того страшного времени, о том, чем они занимались, во что играли, поэтому мы выбрали тему проекта «Игры детей в годы Великой Отечественной войны».

Поставили перед собой цель: исследовать игры детей во время войны.

Объект исследования – «дети» периода Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: игры детей в годы Великой Отечественной войны.

Гипотеза: несмотря на военное трудное время, дети находили время для игры, у них были игрушки.

Актуальность проблемы: мы должны знать историю своей страны и эти знания свято хранить.

Методы исследования:

Подбор и изучение материала по теме.

Беседы-интервью с пожилыми людьми, являющимися «детьми» войны.

Сбор информации о жизни детей в Великую Отечественную войну.

Онлайн - экскурсия по музею Санкт-Петербурга, изучение интернет - ресурсов

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

познакомиться с занятиями детей военного времени;

составить вопросы и провести беседы;

узнать игры военного времени;

рассказать ребятам своего класса о них.

Источниками для меня стали:

Воспоминания людей, являющимися «детьми» войны.

Работа с литературой, Интернет- ресурсами.

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего мы пообщались с бабушками и дедушками, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросила их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Ещё нами были исследованы материалы Интернет-ресурсов, прочитаны научные статьи и произведения художественной литературы, в которых говорилось о роли игрушки в жизни ребёнка.






















Основная часть

1. Влияние игры на развитие ребёнка

Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.

1. Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается еще до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.

2. Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.

3. Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры.

4. Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.

5. Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность

Вывод. Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее игры будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми детей нельзя.








































2. Война и дети

Близится 75ая годовщина со дня Победы советских войск над фашистской Германией, а тема войны остаётся актуальной, потому что страшный опыт предыдущих поколений забывать нельзя. Война страшна: она унесла миллионы жизней. Война и дети. Вдумайтесь в эти слова. Дети – это мирное солнечное небо, это мама и папа, которые всегда рядом. Дети – это любимые игрушки, это школа, одноклассники, друзья. Дети – это смех и радость, игры и праздники. А война – это зло, смерть, разрушение и уничтожение всего живого и неживого на Земле. Война приносит с собой голод и страх, боль и кровь. Война и дети – эти слова несовместимы. Никогда не должны стоять рядом друг с другом. Дети наравне со взрослыми испытали все её ужасы. Маленькие жители в годы Великой Отечественной войны пережили всё: голод, холод, разруху, смерть близких, непосильный труд. В стихотворении И. Савельевой отразились все трагические испытания детей в годы Великой Отечественной войны. У войны не детское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть… Поэты, рисуя портреты, подчёркивают одну деталь – недетский взгляд, тоскливые глаза. Вот строки А. Барто из стихотворения «В дни войны».

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

Вывод. В годы войны дети взрослели не по годам, часам и минутам. Они пережили всё: голод, холод, смерть близких, непосильный труд, разруху.






3. Игры и игрушки детей войны

3.1. Из воспоминаний детей

Несмотря на то, что дети во время войны очень рано взрослели, они всё же находили время и возможность играть. Об этом свидетельствуют воспоминания пожилых людей (детей войны). Днём они играли с маленькими братиками и сестренками, когда приглядывали за ними, а взрослые и старшие дети были на работе. Без игры нельзя, потому что младшие начинали плакать, а этого допустить нельзя было. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши - рисовали, летом играли в «секретики».

Дети в то время практически не играли дома. Для этого была улица. Там были в такие игры, которые не требовали ничего, кроме желания и детской компании.

Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. К столбу крепили канат с петлей - этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат. Это было очень весело.

Блинова Нина Ивановна: «Мне было 4,5 года, и я водилась с младшим братом Толей, которому было 3 годика. Играли с ним под столом, занавесив его тряпками. Мама на работе. Нельзя было допустить, чтобы братик заплакал. А зимой катались на самодельных санях».

Пономарев Василий Егорович: «Зимой катались на лыжах, которые сами делали из досок. Летом играли в «Чижа». Втыкали палку в землю, сверху-чижик (деревянный шар). Шаровкой (палка) сбивали шар по очереди. Кто галил, тот бежал за шаром. В войнушки играли редко, никто не хотел быть фашистом. Чаще эту роль выполняли деревья. Стреляли по ним снежками».

Пономарева Римляне Ивановна: «Мне брат из полена выстрогал куклу, даже тряпок не было для этого. Лицо нарисовал сажей, разведенной водой, т.к нечем больше было рисовать. Этой куклой и играла. Летом с мальчишками с нашей улицы играли в «Округольцы» (сейчас это прятки). Игрушек не было, если посуда сломается, мама отдаст черепки, они и становились игрушкой».

Харитонова Зоя Павловна: «В семье я была старшей. Часто оставалась с младшими. Но когда время выпадало, играли с подружками в «Черту», чертили

палкой на земле квадратики, бросали плитку и прыгали. Куклы делали из полена, завертывая его в тряпки».

Лексанова Валентина Павловна: «У меня была лучшая подруга Женя. Играли с ней в куклы из тряпок, ниток. Летом бегали по ягоды. Играть и не очень хотелось, потому что был сильный голод, нужно было думать, что поесть».

3.2. Из архивных документов

Работая над изучением темы, мы нашли материалы, которые хранят документы о том, как в годы Великой Отечественной войны наш край принимал эвакуированных из Ленинграда детей. Например, из блокадного Ленинграда было вывезено в Пермскую область около 10 тыс. детей. Спасение нашими земляками ленинградских детей - это была целая героическая эпопея. Большинство артистов Ленинградского театра оперы и балета вывозили с собой семьи. Дети из блокадного Ленинграда с собой брали игрушки, ведь они напоминали о семье, в которой ребятишек любили. Сейчас в Санкт-Петербурге есть музей игрушки, Санкт-Петербургский музей игрушки, первый частный музей города, создан в 1997 г.

Музей собирает игрушки не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства. В этом музее кукол есть экспонаты, которые можно рассматривать только с особым, щемящим чувством. В экспозиции представлены игрушки не только пережившие Великую Отечественную войну, но которые помогли эту войну пережить своим хозяевам. Есть, например, игрушки, которые отцы дарили детям, ненадолго возвращаясь с фронта домой. И часто они были последним подарком.

Игрушки во время войны были роскошью. Их нельзя было купить, но можно выменять. За кукол приходилось расплачиваться хлебом. К новым хозяйкам они попадали уже в потрепанном виде, но вряд ли от этого становились менее ценными.

3.3. Из материалов Интернета

На следующем этапе, работали с литературными источниками. Познакомилась с играми и игрушками детей военного времени. Такой информации тоже оказалось очень мало.

Из материалов сайта «900 игр» узнали, что девочки мастерили себе кукол из тряпок, называлась такая кукла - самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, опилками или паклей, а лицо рисовали черным карандашом или углем. Наряжали в платья, сшитые из лоскутков, старых тряпок.

Мальчики выпиливали автоматы и пистолетики. Делали прыгучие мячики из коровьей шерсти – поглаживали корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комочек.

Дети играли в прятки, догонялки, салки, казаки-разбойники, в лапту.

Во время войны под Новый год наряжали елку. Она была символом мирной жизни. Игрушки изготавливали из подручных материалов.

Война научила быть бережливыми, проявлять смекалку и фантазию. Каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли.

3.4. Из художественной литературы

Чем больше времени проходит со дня окончания Великой Отечественной войны, тем больше она забывается. Всё меньше среди ветеранов остаётся тех, кто может, как очевидец и участник рассказать о том, чем же была война для нашей Родины. Поэтому особенно ценно для нас, подрастающего поколения, творчество известных и менее известных поэтов нашей страны, воевавших, прошедших блокаду и плен.

Работая над темой проекта, я прочитала несколько рассказов и стихотворений о детях Великой Отечественной войны.

Особенно трогательным оказалось произведение Геннадия Черкашина «Кукла».

Это рассказ о девочке и её кукле Маше – любимой игрушке, с которой девочка никогда не расставалась. Но так случилось, что из осажденного Ленинграда семье девочки пришлось уехать, и кукла потерялась. Вернувшись домой, на витрине магазина девочка увидела куклу и сразу узнала её. Это была Маша, её кукла, которую перед войной её подарил дедушка. К сожалению, из-за денежных трудностей маме так и не пришлось выкупить куклу: «Мы опоздали… Мы опоздали на целую неделю… Кто-то уже купил твою Машу…». «Ничего, мама, … Ничего…» - такими словами заканчивается рассказ Г. Черкашина.

Этот рассказ очень впечатлил. Автор переносит нас в прошлое, заставляет переживать его вместе с героями. Прочитав рассказ, понимаешь, как девочке и её маме была дорога эта кукла - единственное воспоминание о родных и любимых людях, о счастливой жизни до страшного 1941 года.

Вывод. Таким образом, игрушка для детей в годы Великой Отечественной войны - одна из немногих радостей, а именно напоминала о мирном прошлом, о семье, в которой их любили. Игрушка спасала детей, семью. Игрушка была другом.



Заключение

На основании результатов данного исследования мы узнали о жизни детей во время Великой Отечественной войны. Нами было установлено, какие игрушки были у детей в это суровое время. Подводя итоги исследования, вернёмся к гипотезе: предположим, что игрушка была одной из немногих радостей детей в условиях войны. Она подтвердилась: - игрушки напоминали о мирном прошлом, о семье, в которой детей любили; - игрушка нередко спасала детей, семью; - игрушка была верным другом. Дети берегли игрушки, а игрушки берегли детей. Дети войны выжили и выстояли, благодаря играм научились дружить, заботиться о слабых, взаимодействовать в коллективе!



































Список использованных ресурсов

https://spbtoymuseum.ru/about/

https://topwar.ru/84482-vo-chto-igrali-deti-v-gody-voyny.html

https://muravey.perm.ru/wp-content/uploads/2019/04/33.pdf

https://infourok.ru/statya-rol-igrushki-v-zhizni-rebenka-3603375.html

http://www.d11167.edu35.ru/ped-65/2-uncategorised/392-igry-





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу Вам и Вашей ученице, Надежда Витальевна!!!

12 January 2021