«Имя «Сонечка» в русской литературе»

5
0
Материал опубликован 11 January 2023

Автор публикации: И. Уваровская, ученик 11 класса

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №22 городского округа Чапаевск Самарской области



 



 

Итоговый индивидуальный проект


 


 


 


 

«Имя «Сонечка» в русской литературе»


 


 

Автор проекта: ученица 11 класса

ГБОУ СОШ №22

Уваровская Ирина

Руководитель проекта: учитель

русского языка и литературы

Гудкова И. А.


 


 


 


 


 

2022


 


 

Оглавление

Глава 1. Введение.

Глава 2. История вопроса.

Глава 3. Анкетирование. Анализ анкет.

Глава 4. Имя Софья в русской литературе.

Глава 5. Практическая часть. Составление таблицы.

Глава 6. Заключение. Вывод.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава 1. Введение

Имя является тончайшей нитью, посредством которой объявляется духовная сущность произведения. Можно ли понять характер и объяснить поступки героев, если проанализировать их имена и фамилии? Такую проблему мы будем решать в своей работе.

Гипотеза:

Если проанализировать фамилии и имена литературных героев, то мы сможем понять характер и объяснить поступки героев.

Цель:
Исследование имени Софья и создание его архетипа в русской литературе.
Задачи:
1.Проанализировать произведения русской классики и выявить основные черты героини с именем Сонечка

2. Определить линии сопоставление героинь

3. Создать таблицу в соответствии с этими линиями

Актуальность:

Имя Сонечка часто встречается в русской литературе, поэтому мне интересны сходства этих персонажей (анкеты).

Материалы данной работы помогут в подготовке при сдаче единого государственного экзамена по литературе.

Данный материал поможет расширить взгляд на литературу и глубже анализировать прочитанные произведения.

Представленная работа поспособствует более внимательному отношению к именам в русский литературе для анализа.

Новизна:
Благодаря проекту я впервые задумалась о роли имени в понимании идеи произведения.

Ход работы:

Поставив цели и определив задачи, изучим сначала историю вопроса, представленную в различных источниках, проведём анкетирование среди школьников, на основе которого определим наиболее часто встречающееся имя в русской литературе, составим его архетип.

 

Глава 2. История вопроса.

С помощью других статей, мы можем узнать значение имён.

(https://урок.рф/library_kids/nauchnoissledovatelskaya.. )
На самом же деле о связи имени человека и его личности догадывались еще в древности. Ведь имя – это слово, а оно с древних времен имеет над человеком огромную власть. Считается, что слово находится на границе тонкого невидимого мира и мира материального. Слово имеет свою энергетику и заключает в себе определенную идею. А идеи, по мнению некоторых древних философов, например, Платона, существуют сами по себе, независимо от человеческих представлений. Человек не изобретает их, он лишь получает к ним доступ. Имя по своей сути является выражением различных идей.

Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад. В Библии сказано, что Адаму была дарована Богом власть давать имена окружающим предметам, т.е. он обрел способность через звуки раскрывать суть вещи.

Постепенно из названий выделились те, которые были наиболее важны для жизни и духовного развития человека. Эти названия обладали огромным потенциалом связанной с ним энергии. Они-то – названия стихий, идей, каких-либо человеческих качеств – стали именами собственными, которыми начали наделять людей. Получив имя, человек закрепляет за собой определенный тип личности, ее основные черты.

Сегодня, размышляя над прошлым, поражаешься однородности характеров и свойств личностей, носителей одного и того же имени. Словно неведомая нить связывает их друг и с другом на протяжении многих веков. Неведомое, именуемое судьбой, как бы заготовило для каждого имени печать и налагает ее на людей на протяжении исторической жизни народов.

Если мы обратимся к литературе, то художественные типы (образы) – это глубокие обобщения действительности; хотя и подсознательные, но чрезвычайно общие и чрезвычайно точные наведения. Художественный тип сгущает восприятие и потому правдивее самой жизненной правды и реальнее самой действительности. И поэтому мы считаем, что объявление всех литературных имен произвольными и случайными, субъективно придумываемыми, и условными знаками типов и художественных образов было бы вопиющим непониманием художественного творчества. «Кто вникал, как зачинаются и рождаются художественные образы, тому ясно, что объявить имена случайными кличками, а не сосредоточенными ядрами самих образов, - все равно, что обвинить в субъективности и случайности всю словесность как таковую, по самому ее роду», - считал философ Павел Флоренский.

Итак, несомненно, что имя является тончайшей нитью, посредством которой объявляется духовная сущность произведения. Пространство же художественного произведения, этот замкнутый в себе мир возникает через отношения к духовной сущности. Поэтому в сложной системе взаимно поддерживаемых наименований, образующих пространство литературного произведения, должно быть, наконец, последнее или последние, которыми сдерживается вся система и через которые энергия духовной сущности питает и животворит всю систему. Нет сомнения, что имена являются сутью категории познания личности, потому что в творческом воображении имеют силу личностных форм.

Говорящие фамилии и их роль в художественном произведении.

Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Ономастические имена, вводимые в структуру художественного произведения, в качестве важнейших элементов средств выразительности органически связаны с содержанием произведения: «Под стилем художественного произведения условимся понимать систему языковых средств, целенаправленно используемых писателем в литературном произведении, являющемся искусством слова. В этой системе все содержательно, все элементы стилистически функциональны. Они взаимообусловлены и органически связаны с содержанием. Эта система зависит от литературного направления, жанра, темы произведения, структуры образов, творческого своеобразия художника. В этой системе все элементы подчинены одной цели – наиболее удачному выражению художественного содержания произведения»

Выдуманные имена, прозвища, названия титулов в качестве средств типизации оказывают неоценимую помощь писателям, которые используют их как самые значительные средства типизации. Например, мастера сатиры, стремясь заклеймить отрицательные образы, подбирают такие имена, которые с самого начала изобличают низменную сущность, низкий общественный «рейтинг» этих персонажей. Все это играет значительную роль в создании обобщенного образа сатирического типа.

Таким образом, в художественном произведении собственные имена выполняют не только номинативно-опознавательную функцию: будучи связаны с тематикой произведения, жанром, общей композицией и характером образов, они несут определенную стилистическую нагрузку, имеют стилистическую окраску.

Мы взяли информацию из научно-практической работы Сидоровой Елены.

(https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/10/27/proe.. )

Имена собственные способствуют раскрытию образа персонажей, именно через имя писатель более полно доносит до читателя личностные характеристики и духовный мир своих героев. Таким образом, имена собственные являются одним из главных языковых средств для характеристики героев, для создания их образов и в целом для описания русского национального характера в художественном произведении. В словесной палитре художественного произведения особое место занимают имена собственные. Они выступают у каждого большого писателя как средство изобразительности и выразительности, яркая примета стиля. Степень насыщенности художественного текста и всего творчества писателя именами собственными может быть самой различной: от нуля до нескольких тысяч единиц. Все имена собственные, вместе взятые, составляют так называемое ономастическое пространство, которое делится на несколько полей – по тематическим разрядам имен собственных и другим признакам. Можно выделить рад тематических разрядов имен собственных: антропонимы, топонимы, зоонимы, реальные антропонимы и мифонимы

Антропонимы.
Более всего в литературной ономастике изучена антропонимия – разные способы и варианты именования действующих лиц в художественном произведении. К антропонимам относятся имена, фамилии, отчества, прозвища, псевдонимы, никнеймы. Необычайно богата и разнообразна антропонимия в произведениях классиков русской и мировой литературы – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, М. Горького, М. Твена и других. В имени персонажа, в учете его этимологии всегда проявляется авторское отношение к герою. Особенно важно учитывать это в тех случаях, когда антропоним занимает позицию заглавия. В этом случае автору важно выделить этого героя из многих других, показать его исключительность. В художественном тексте, как правило, не бывает «неговорящих, незначащих» имен собственных. Имя персонажа выступает как одна из ключевых единиц художественного текста. Для глубокого понимания системы образов важно учитывать этимологию имени собственного, его форму, соотнесенность с другими именами.

Теперь давайте разберёмся, что такое архетип. Информация взята со статьи «Литературный архетип и мифологические образы».

( https://studbooks.net/765143/literatura/literaturnyy_.. )

Слово «архетип» образовано от двух греческих корней: arche - «начало» и typos - «образец», то есть значение его можно определить как «первообраз», «праформа», «первичный тип». Под архетипом понимают изначальные, фундаментальные образы и мотивы, лежащие в основе общечеловеческой символики мифов, сказок и других продуктов художественного воображения. Архетипы имеют символический, а не аллегорический характер, это широкие, часто многозначные метафоры, а не знаки. Архетипический образ - это образ художественного произведения, в котором архетип получает конкретное воплощение.

Термин «архетип» был введен в научный обиход в начале ХХ века знаменитым швейцарским психологом и философом К.Г. Юнгом, употреблялся первоначально для обозначения психологического феномена и лишь позже был воспринят мифологами и литературоведами. Однако, как утверждает Ю.В. Доманский, явление это было известно еще в позднеантичной философии. До Юнга представители различных отраслей науки (психологии, философии, мифологии, литературоведения) хотя и не пользовались термином «архетип», но уделяли внимание поиску первоэлементов, формул, схем, мотивов, лежащих в основе мифологических и мифопоэтических текстов. Разными учеными они назывались по-разному, но в целом поиск «первообразов» неизменно приводил к выводам о существовании неких универсальных сверхличностных идей, априорных знаний, бессознательных компонентов человеческой психики (в том числе и коллективной), то есть как раз к тем вопросам, которые впоследствии подробно рассмотрел К.Г. Юнг, создав в 1913 году аналитическую психологию.
К.Г. Юнг понимал под архетипом некие структурные формы, схемы, модели чувствования, поведения, воззрений, которые являются отражением глубинного, многовекового объективного опыта человечества. Стали уже легендарными юнговские сравнения архетипа с неким «каркасом» образа, подобным молекулярной кристаллической решетке, или с сосудом, «который никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить. Сам по себе он существует лишь потенциально, и, обретая вид некой материи, он уже не то, что был ранее. Он сохраняется в течение тысячелетий, непрестанно требуя все нового истолкования». Архетипы описывают бессознательные душевные состояния и проявляются там и тогда, где и когда «интенсивность сознания занижена». Являясь заранее, изначально существующими формами, они становятся сознательными лишь опосредованно и придают свою форму различным элементам человеческой психики.

Архетипы, согласно Юнгу, являются составляющими так называемого коллективного бессознательного, которое «стратифицированную» структуру: верхний слой составляет индивидуальное бессознательное, ниже расположено бессознательное семьи, еще ниже - бессознательное крупных социальных групп, еще ниже - бессознательное наций и народов, далее - общечеловеческое бессознательное. Под ним залегает слой бессознательного, которое сближает человека с миром жи

Глава 3. Анкетирование. Анализ анкет.

Работу над проектом мы продолжили анкетированием, в котором было 4 вопроса.

Данные вопросы нацелены на то, чтобы выявить самые известные женские имена в литературе по мнению школьников.

1)влияет ли имя человека на его характер?

2) какое женское имя в литературе встречается чаще всего?

3) назовите произведение с этим именем

4) имя литературного героя влияет на его развитие и дальнейшую судьбу в произведении.


Анкетирование проходили учащиеся восьмых и десятых классов, а также проводился опрос в соцсетях.

На первый вопрос большинство согласилось с тем, что имя человека никак не влияет на его жизнь.

t1673422771aa.pngt1673422771ab.png

Диаграмма 1. Соц. Сети Диаграмма 2. Школьный опрос

На второй вопрос ребята ответили по-разному. И в рейтинг самых популярных женских имён в литературе вошли такие имена как: Татьяна, Софья и Мария.

Ответы на третий вопрос выявили самые популярные произведения в литературе среди школьников. В этот рейтинг вошли такие произведения как: «Евгений Онегин», «Преступление и наказание» и «Капитанская дочка». Эти ответы связаны с тем, что ребята только недавно прошли эти произведения и они больше всего запомнились.
На четвёртый вопрос большинство согласилось с тем, что имя литературного героя влияет на его развитие и дальнейшую судьбу в книге.

t1673422771ac.pngt1673422771ad.png

 

Диаграмма 3. Школьный опрос Диаграмма 4. Соц. сети.


Проанализировав анкеты, мы остановились на имени Софья и продолжили исследование.


 



 

Глава 4. Имя Софья в русской литературе.

Со значением имён в литературе мы разобрались. Теперь переходим к анализу имени Софья в разных произведениях.

В русской литературе мы очень часто встречаем героинь с именем София. У этого имени есть несколько значений. С одной стороны, оно означает мудрость, тактичность и сострадательность. А с религиозной точки зрения -Софья– это вера и жертвенность. Обратимся к известной русской классике и проанализируем образы героинь, наделённых этим именем, которые встречается: в комедии Фонвизина «Недоросль», в комедии Грибоедова «Горе от ума», в психологическом романе Достоевского «Преступление и наказание» и в повести Улицкой* «Сонечка». Что же объединяет девушек, живших в разное время и в чем же различие между ними?

В комедии Фонвизина «Недоросль» Софья предстаёт в образе умной и скромной девушки. Она, как и другие герои комедии, носит "говорящее" имя, отражающее ее характер и личность. В переводе с греческого имя Софья означает мудрость, разумность. Действительно, в "Недоросле" Софья — это мудрая, разумная девушка.

Фонвизин изображает Софью как идеал женщины, которая нравится мужчинам: «Бог дал тебе все приятности твоего пола…» Девушка очень чувствительная и честная: «Вижу в тебе сердце честного человека...» Софья - терпеливая, кроткая девушка. Она покорно терпит обиды со стороны Простаковых: «Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…»

Она умеет ценить добро. Героиня очень ценит своего доброго дядюшку Стародума: «Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть.» Внешне девушка довольно миловидная особа.

Софья-сирота. Ее отец умер, когда та была младенцем, а мать умерла за полгода до событий, описываемых в пьесе. После смерти матери Софья оказалась в "лапах" своих родственников Простаковых: «После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар… От которого она и на тот свет пошла.»

О религиозности в произведении ничего не упомянуто и отрицательные качества отсутствуют, ведь она, как и в любой комедии классицизма, противопоставляется злу.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» образ Софьи приобретает новые грани и становится довольно противоречивым. Она зависима от страшного поколения, но при этом обладает решительностью: «Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас.»

Девушку можно назвать умной и грамотной. Она любит независимость и обладает сильным характером. В виду своего возраста она еще любит мечтать. Она считает себя хозяйкой дома. Она главная и все должны подчиняться ее приказам. Софья довольно самостоятельная особа. У нее хорошо поставлен командный тон. В свои семнадцать лет она властная девушка. В свободное время она читает французские книги. У нее гувернантки все из Франции. У нее хорошие манеры. Девушка склонна сочувствовать и сопереживать. У девушки достаточно много положительных качеств, но они не всегда могут проявиться в Фамусовском обществе. Она поддерживает мнение всех представителей этого коллектива и всегда солидарна с ними. Благодаря такому общению девушка стала лживой и лицемерной. София Павловна была хорошей, умной и доброй девушкой. У нее был сильный характер. Но, окружающее общество привило ей негативные качества, такие как лицемерие. София не является отрицательной героиней произведения. В поисках любви ей необходимо было прислушаться к сердцу, а не к разуму.

Психологический роман Достоевского «преступление и наказание» показывает новую героиню- Соню Мармеладову. В ней просматриваются черты, который напрямую связан с религии. Мармеладова идёт по жёлтому билету и переступает через мораль ради спасения своей семьи от бедности. Достоевский сконцентрировал в своей героине самые высокие христианские добродетели: смирение, страдания и способность к самоотречению.

О внешности Сони известно следующее: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.» Соня — малообразованная девушка. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам: «Воспитания, как и представить можете, Соня не получила.»

Из кровных родных у Сони есть только отец — господин Мармеладов. Мать девушки умерла, судя по всему, довольно давно. 4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой женщине Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака: «тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея.» Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину: «что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная...»

Готовность принести себя в жертву ради близких людей – черта, объединяющая литературных Сонечек.

Свою юность Сонечка из повести Улицкой провела на высокогорьях Всемирной литературы. Её нельзя назвать инфернальной, поскольку таковой является сильная и своенравная женщина, поступающая против правил. В повести Улицкой Сонечка – порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи. Она не была безразлична мужскому полу, но при этом рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу. Сонечка – образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной. Героине выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа. Не по своей воли была втянула в любовный треугольник, но несмотря на это, она осталась чиста и с достоинством вышла из ситуации, а позже и вовсе приняла любовницу мужа как свою собственную дочь. так благородно смогут поступить далеко не все женщины. У неё нет отрицательных черт, героиня выше аморальности. Она способна принести себя в жертву ради близких людей.

Глава 5. Практическая часть. Составление таблицы.

Сопоставляя женские образы, можно сделать вывод о том, что сквозной образ Сони не оставался неизменным и каждый автор добавлял что-то своё, но духовное составляющее осталось вечным.


 

 

Недоросль

Горе от ума

Преступление и наказание

Сонечка

внешность

миловидна и привлекательна, молода

юная девушка, светская красавица , разбирается в музыке

белокурая кроткая девушка 18 лет, голубые глаза, хрупкая и худая

средних лет, непривлекательная, начитанная и мечтательная

религия

не упомянуто

не упомянуто

обладает высокими христианскими добродетелями: сострадание и самоотречение

не упомянуто


 


 

 

положительные черты

добра, честна и терпелива

сопереживание, образованность, хорошие манеры

готовность принести себя в жертву, добра, доверчива

доброта, семейность, образованность, развиты душевные качества

отрицательные черты

нет

избалованность, лицемерие, командный тон

пошла по жёлтому билету, преступница

нет

взаимоотношения в семье

сирота, а для Простаковых лишь способ получить наследство

при внешнем послушании и кротости поступает по-своему, вопреки воле отца, обманывает его, лицемерит

живёт с отцом и мачехой, которая издевается над девушкой, но Соня не держит на неё зла. Содержит всю семью и помогает отцу.

Жила в благополучной семье , вышла замуж, испытала нелюбовь дочери и мужа, который позже начал изменять и предавать Сонечку

Таблица 1.


 

Глава 6. Заключение. Вывод.

Из проделанной работы мы можем сделать вывод об образе Сонечки в русской литературе. Чаще всего нам встречается хрупкая юная и девушка. Даже если героиня необразованная, то это совершенно не значит, что она не обладает житейской мудростью, ведь как мы знаем, имя Соня переводится как разумная. Из положительных качеств мы можем отметить доброту, терпение, честность и жертвенность. Отрицательных черт этого архетипа намного меньше. Чаще всего Сонечки в литературе растут в неблагополучных семьях, отчего и обладают милосердием и смирением. Этих героинь могут недооценивать другие персонажи, но обязательно найдётся тот герой, который сможет увидеть искреннюю душу и красоту девушки. О религии нам мало что известно, кроме произведения «Преступление и наказание», но об этом мы продолжим исследование на следующий год. Проанализировав таблицу, мы видим схожесть персонажей и даже можем вывести архетип, но каждый автор рассматривает образ с новой стороны, при этом добавляя что-то новое.

Создание этой таблицы помогло мне раскрыть архетип имени «Сонечка» в русской литературе и с данной таблицей можно готовится к экзаменам. А также мой проект заставляет задуматься о значении и архетипе других имён в русской классике.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список использованных источников и литературы.

1.https://studbooks.net/765143/literatura/literaturnyy_..

Статья «Литературный архетип и мифологические образы.

2. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/10/27/proe..

Проектная работа по теме "Роль имени собственного в художественном тексте"

3. https://урок.рф/library_kids/nauchnoissledovatelskaya..

Научно-исследовательская работа "Значение имен и фамилий в русской литературе"

4.Д.И. Фонвизин «Недоросль» издательство: АСТ, Астрель, Серия: Библиотека школьника Страниц 96 страницы.

5. А.С. Грибоедов «Горе от ума» издательство6 Фолио, 256 страниц.

6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» издательство: АСТ, 672 страницы.

7. Л.Е. Улицкая «Сонечка» издательство: Эксмо, 128 страниц.

 

Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации