Поэзия родной природы в русской литературе
Пояснительная записка к презентации
03.02.2016 г.
Занятия № 8
Тема: Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.
А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер». Поэтическое изображение родной природы.
Цели:
1. Знать содержание стихотворений поэтов 19 века о родной природе.
2. Развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; творческие способности кадет.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Тип урока: применения знаний и умений.
Метод работы: словесный, проблемно-поисковый.
Оборудование: учебники, тетради, портреты поэтов, иллюстрации пейзажей, муз. Сопровождение: П.Чайковский «Времена года», презентация.
Ход занятия.
I. Организационная часть. (2 мин.)
–цели;
–наличие тетрадей, учебников.
II. Вступительное слово учителя. (3 мин.)
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишённая ярких, броских, бьющих в глаза экзотических красок. Она пленяет и трогает милой прелестью полевых цветов, летнего дня, морозного утра, осеннего ядрёного воздуха. Она дорога каждому из нас своей простотой, непосредственностью, скромностью. Русская поэзия гуманна, она укрепляет дух, исцеляет от душевных недугов, мы впитываем из неё успокоение и гармонию.
Запись эпиграфа:
Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: прекрасен мир!
И.Никитин
- Как вы поняли слова поэта, зачем мы читаем стихотворения о природе?
(Они воспитывают в нас чувство ответственности, дисциплинированности, внимательного отношения к товарищам, любовь к родной природе и бережное отношение к ней…)
Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами. Мы сегодня работаем в группах: 1-я представляет творчество А.С Пушкина, 2-я – творчество М.Ю. Лермонтова, 3-я творчество Ф.И. Тютчева. В каждой группе есть кадет-ведущий, актёры, литературоведы, художники.
(Чтение стихотворений иллюстрируется презентацией)
III. Выступления групп. (30 мин.)
1. А.С. Пушкин.
Ведущий: человеку, живущему на территории России, имя Александра Сергеевича Пушкина хорошо знакомо, его называют «солнцем русской поэзии». Мы с детства читаем его сказки, учим наизусть стихотворения и знаем, что его любимым временем года была осень:
И с каждой осенью я расцветаю вновь…
Желания кипят – я снова счастлив, молод.
Я снова жизни полон…
Чем старше становимся, тем серьёзнее и глубже вникаем в содержание пушкинской лирики. Сегодня стихотворение «Цветы последние милей…» прочитает кадет…
Актёр: читает стихотворение «Цветы последние милей…»
Литературовед: в стихотворении воплощена мысль поэта о значимости перехода одного времени года в другое так же, как и в жизни человека. «Последние цветы…», как «час разлуки», запоминаются остро. Они «живут» в памяти именно потому, что последние. Автор использует инверсию – неправильный порядок слов – прилагательное стоит после существительного: «цветы последние», а логическое ударение падает на словосочетание с эпитетом «роскошных». «Час разлуки», можно дополнить «горькой», противопоставлен эпитету «сладкое свидание». Читая это стихотворение, нельзя не отметить эмоционально окрашенную лексику, приём контраста: «последние – первенцы», «унылые – сладкого», «разлуки – свидания». Анафора – «живее, живее» подчёркивает значительность слова, значение «последнего, пограничного в жизни природы и человека».
Актёр: второй кадет читает стихотворение «Цветы последние милей…»
2.М.Ю. Лермонтов.
Ведущий: Одна из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова – это тема одиночества. Она воплощена и в пейзажной лирике поэта. У него мы слышали, как сосна тоскует о пальме, как от «утёса-великана улетела тучка золотая», как «одинокой парус ищет бури, как будто в бурях есть покой», дубовый лист, сорвавшийся с ветки, нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в уединении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски. Лермонтов умел одухотворять и оживлять природу, наделять её человеческими страстями. Картины осенней природы созвучны тоскливому состоянию души.
Актёр: кадет ... читает стихотворение «Осень»
Литературовед: в стихотворении «Осень» лаконично написанные картины сменяют одна другую. Нарастает чувство грусти, одиночества, неотвратимого конца. Сначала движение: «и кружатся, и летят», затем стремление к покою: «скрыться где-нибудь спешит», наконец, замирание природы: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Пейзаж у Лермонтова наполнен красками: сначала яркими - «пожелтели», потом тёмными - «зелень мрачную», в конце – тусклыми: «ночными».
Актёр: второй кадет читает стихотворение «Осень»
3.Ф.И. Тютчев.
Ведущий: Фёдор Иванович Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, которая символизирует возрождение и увядание. Тема природы самая любимая в его творчестве, ему как поэту доступны тонкие, неуловимые её черты и оттенки. Многие тютчевские стихотворения посвящены природе не только в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночи, вечеру. Тема ночи – одна из основных тем его пейзажной лирики. Ночь не просто красива, её красота величественна. Ночь для Тютчева святая, в ней столько тайн и загадок. Здесь природа несёт в себе философский смысл, она помогает проникнуть в тайны человеческого бытия.
Актёр: кадет… читает стихотворение «Осенний вечер»
Литературовед: Картины увядания передают настроения грусти, тихого восхищения, неизбежной боли ухода. Оно близко по настроению к пушкинскому стихотворению «Цветы последние милей…». Эпитеты, при помощи которых автор выражает светлые мысли: «светлость, умильная, таинственная прелесть, томный лёгкий шелест», перекликаются со словами, выражающими печаль, тревогу, страх: «зловещий, над грустно сиротеющей землёю, бурь, порывистый, холодный ветр, ущерб, изнеможение, увяданья, страданья». Если задуматься, то можно понять, что эти слова относятся и к состоянию человека: «ущерб, изнеможенье, кроткая улыбка, божественная стыдливость страданья». Тютчев не разделяет природу и человека, они едины в своих проявлениях, природа одухотворена. «Божественная стыдливость страданья» значит смиренное приятие всего, посланного свыше; чувство гармонии, которая проявляется и в страдании, и в его преодолении.
Актёр: второй кадет читает стихотворение «Осенний вечер».
*IV.Слово художникам. (2 мин)
Русские пейзажи вдохновляли и вдохновляют человека на создание удивительных картин. Среди кадет тоже есть те, кто захотел изобразить свои впечатления на бумаге в красках.
Кадеты-художники прикрепляют на доску свои картины и комментируют их изображение, можно строчками из стихотворений, к которым созданы иллюстрации.
V. Заключительная беседа. (3 мин.)
- Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
- Что можете сказать о пейзажной лирике поэтов 1 половины 19 века?
VI.Вывод: (3 мин.)
Запишите 2-3 предложения о своих впечатлениях.
VIII. Задание на сампо. (1 мин.)
1.Слово о Фете А.А. – 1 в., о Майкове А.Н. – 2 в. , см. доп. литературу.
2.Стихотворения наизусть + анализ, стр.46-47.
Оценки. (1 мин.)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1459071403.mp3 (Чайковский-ноябрь)
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1459071436.pptx (Поэзия родной природы в русской литературе XIX века)