Индивидуальный творческий проект «Каникулы. История и современность»
Автор публикации: Е. Ширинских, ученица 7Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Индивидуальный проект
Тип проекта: Творческий
Тема проекта: Школьные каникулы.
История и современность
Автор проекта: Ширинских Елизавета, 7б класс
Наставник проекта: Кузьмина Нина Андреевна,
учитель технологии
Еманжелинск, 2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть
1.1. История возникновения школ. …………………………………………….……....4
1.2. Происхождение слова каникулы…………………………………………………..5
1.3. Отдых и оздоровление детей …………………………………….…………….……6
1.4 Каникулы: история и современность……………………………………………….10
2. Практическая часть
2.1. Изготовление лэпбука «Каникулы - счастливая пора!»………………………....14
Заключение…………………………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………………………......17
Приложение……………………………………………………………………………….... .18
Приложение 1. Топ детских оздоровительных лагерей Челябинской области………....19
Приложение 2. Подвижные игры на свежем воздухе………………………………………….23
Введение
Современные концепции в образовании побуждают к поиску и апробации новаторских психологических, педагогических, культурных, социальных и других подходов в воспитании и обучении. Таковой сегодня становится и каникулярная педагогика. Не случайно в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы среди значимых результатов говорится о том, что должны быть «разработаны и внедрены во всех регионах современные модели организации отдыха и оздоровления детей, дополнительного образования в каникулярный период»[6].
Каникулы – важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирования социальных компетенций и лидерских качеств. Дети с нетерпением ждут каникул – важно не обмануть их надежды.
Сразу же возникает ряд вопросов: Где лучше проводить школьные каникулы? Как был организован каникулярный отдых школьников раньше, в советское время? Откуда появилось слово каникулы? Ведь это слово относится к разряду часто употребляемых в речи. И история его появления достаточно интересна для современного школьника. На эти вопросы и не только, мне предстоит ответить, выполняя проект на тему «Школьные каникулы. История и современность».
Цель моего проекта: Изучить тему «Школьные каникулы. История и современность».
И выполнить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать литературу по теме проекта.
Изучить историю возникновения школ.
Выяснить откуда появилось слово каникулы.
Узнать, как правильно организуется отдых и оздоровление детей в школьные каникулы.
Сравнить, как проводили каникулы школьники в прошлом и сейчас.
Изготовить лэпбук «Каникулы – счастливая пора!», используя полученные знания в ходе выполнения проекта.
1.1 История возникновения школ
Возникновение школ в Древнем мире было обусловлено потребностью общества в грамотных людях. Необходимо было передавать накопленный опыт и знания, к тому же образованное население способствовало развитию государства. Первые школы в таких государствах, как Месопотамия и Древний Египет, обучали письменности. В Древней Греции дети получали интеллектуальное и физическое воспитание. Та же тенденция наблюдалась и в Древнем Риме. Основателями школьного учебного учреждения в Греции являются Платон и Аристотель. До Платона обучение было либо домашним, либо нанимался учитель для каждого ребенка.
Древний Египет и Междуречье. Предположительно, первые школы в Древнем Египте возникли в период V династии эпохи Древнего царства. Возникновение учебных заведений связано с появлением письменности, которая зародилась еще в Раннем царстве. Первые школы открывались при дворцах и храмах. В Месопотамии первые школы уже существовали в 3-ем тысячелетии до н. э. Кто именно придумал учебное заведение, неизвестно. Но в Месопотамии школы возникли по тем же причинам, что и в Древнем Египте. То есть появилась нужда в людях, которые знают грамоту и умеют писать. А также старшее поколение нуждалось в передаче профессиональных навыков своим детям.
Древняя Греция. Именно в этой стране закладываются основные принципы школьного обучения. Греческий философ Платон видел необходимость создания такого учреждения, в котором могли бы получать всестороннее образование дети свободных граждан. Ходить в школу могли только состоятельные люди. И изначально целью посещения занятий было отдохнуть, развлечься, в то время, как бедные люди работали. В Древнем Риме появление первых школ датируется примерно V веком до н. э.
Современная школа. В 1650 году великий педагог и гуманист ХYII века Ян Коменский придумал гениальную систему массового «обучения всех и всему». Именно он ввел классную и урочную системы, которые сегодня преобладают во всем мире. В Древних и средневековых государствах было нечто похожее на то, что предложил Ян Коменский, но именно этот педагог привел школу к тому облику, который она имеет до сих пор. Он впервые рассортировал учеников по возрастам и классам; разрезал грамоту на несколько учебных дисциплин; написал первый учебник; ввел понятия: «учебный день», «урок», «оценка», «упражнение». Установил единый день начала занятий, чтобы детей в школу принимать не когда угодно, но лишь один раз в год, «лучше осенью, в день поминовения усопших…и вести их весь год, никого уже не принимая и не отпуская»[5].
1.2. Происхождение слова каникулы
Каникулы - перерыв в учебе, работе. Возникновение слова связано с мифом древних греков о появлении на небе звезды Сириус. По легенде в созвездие Большого Пса была превращена Мера (собака пастуха Икария). Главную звезду созвездия стали называть Сириус («пес», «собака»). У римлян Сириусу было дано название «Каникула» (лат. canicula – «собака»). С появлением на небе Каникулы (Сириуса), наступал период жарких дней в году и со временем дни с конца июля до середины октября стали называться каникулами (собачьими днями). Эти дни были самыми жаркими, и на них приходились самые длительные перерывы в работе или занятиях. Так и развилось современное значение слова каникулы. Впервые это слово упоминается в русских письменных источниках, датируемых началом XVIII века.
Кто придумал каникулы? Считается, что Ян Коменский придумал и каникулы. Но, что касается каникул, то появление их в университетской жизни имело суровую причину – чуму. Именно она каждое лето выкашивала значительную часть городского населения Европы, и, чтобы избежать эпидемии магистры придумали каникулы[2].
В России до 1917 года словом «каникулы» было определён летний период отдыха. По словарю В. И. Даля: «Каникулы — жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведениях; полные каникулы с 1 июля по 15 августа; местами считают с июня, даже с мая». Период отдыха в более широком смысле, зимних праздничных дней Рождества, и летних каникул в служебных учреждениях назывался вакации, вакантное время. Отсюда же происходит слово вакансия — «праздное, незанятое служебное место»[8].
Продолжительность каникул в школах, лицеях, гимназиях в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением. В средних специальных и высших учебных заведениях сроки каникул определяются, исходя из основной профессиональной образовательной программы и календарного учебного графика. Однако в высших учебных заведениях они не могут быть менее 7 недель в течение года и не менее 2 недель в зимний период[2].
1.3 Отдых и оздоровление детей
В соответствии с законодательством, в России в каникулярный период организуется отдых и оздоровление детей. Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие их физической культурой, спортом и туризмом; формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»)[2].
Оздоровительные детские лагеря. Чаще всего лагеря представляли собой небольшую огороженную территорию на природе с минимумом удобств и палатками. Одним из инициаторов появления лагерей в СССР был Зиновий Соловьев, создатель «Артека». Конечно, на Урале нет моря. Поэтому большинство пионерлагерей создавались в лесной местности близ чистых рек, чтобы у детей была возможность купаться.
К задачам воспитательной работы в пионерских детских лагерях послевоенного периода относились очень серьезно: привитие любви и верности к родине, привлечение воспитанников к общественно полезной работе, приучение их к самообслуживанию и т. д.
В 1950-1960-е гг. количество пионерских лагерей продолжало расти, укреплялась их материальная база, более стабильным становился распорядок смен. Сформировались единые требования к пребыванию детей в каникулярное время.
Период 1960-1980-х гг. был отмечен созданием альтернативных форм, самоорганизацией самобытных лагерных детских организаций как разновидностей пионерских отрядов, ориентированных на развитие личности ребенка, на создание условий
для развивающего досуга. В эти годы стали возникать авторские клубы и летние лагеря энтузиастов каникулярной педагогики[1]. Например, отряд «Каравелла» был организован в 1961 г. Владимиром Крапивиным (в то время литературный сотрудник журнала «Уральский следопыт», ныне писатель). Он руководил «Каравеллой» более тридцати лет. За это время шумная дворовая компания переросла в организованный пионерский отряд. В. П. Крапивин придумывал ребятне настоящие дела: строить настоящие яхты и ходить под парусами, осваивать морские навыки, фехтовать на рапирах, снимать фильмы на ручную кинокамеру, писать заметки для свердловских и московских газет и журналов. Через несколько лет появился официальный пресс-центр, объединивший «Каравеллу» и главный журнал для детей того времени «Пионер». Отряд, которому уже более полувека, и сегодня продолжает привлекать в свои ряды мальчишек и девчонок [4].
Период перестройки (90-е гг. прошлого века) оказался кризисным для системы дополнительного образования, к которой относились и пионерские лагеря. Шли значительные изменения в формах собственности, в том числе и промышленных предприятий – «шефов» пионерских лагерей, сокращались внешкольные учреждения, клубные объединения. В ряде областей детские оздоровительные лагеря практически перестали существовать, одни закрылись, другие изменили профиль деятельности – с детской аудитории на взрослую, третьи стали «автономными», т. е. негосударственными. Закончилась целая эпоха, связанная с пионерским летом[1].
Сегодня вопросы организации летнего отдыха детей согласно ст. 12 «Защита прав детей на отдых и оздоровление» Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» находятся в ведении регионов. Обратимся к тому, каким образом организуется оздоровительная кампания для детей и подростков в летнее время на территории Челябинской области. На нормативном уровне разработана «Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Челябинской области до 2020 г.», где обозначены основные принципы деятельности в данной сфере:
1) соблюдение прав ребенка на отдых и досуг;
2) обеспечение оздоровления всех категорий детей, обеспечение развивающего
досуга и отдыха детей;
3) ответственность организаторов массовых досуговых мероприятий за сохранение
жизни и здоровья детей, участвующих в мероприятиях;
4) доступность различных форм отдыха и оздоровления;
5) межведомственное взаимодействие организации отдыха и оздоровления детей;
Значительную роль в финансировании учреждений играет Фонд социального страхования Российской Федерации, на средства которого ежегодно отдыхает более 5 млн. детей в возрасте от 7 до 15 лет[6].
Как показывает статистика, наиболее популярными на территории Челябинской области являются лагеря с дневным пребыванием детей, количество которых растет год от года. Такая популярность объясняется удобством данного вида для родителей: ребенок днем, в рабочее время, находится под присмотром, чаще всего в привычных условиях, поскольку в большинстве своем такие лагеря организуются на базе общеобразовательных школ; он не сидит целый день за компьютером, вовремя питается, общается со сверстниками и взрослыми, не входящими в «зону риска».
По данным Министерства образования и науки Челябинской области Российской Федерации в 2017 -2018 году открыли свои двери 818 организаций отдыха и оздоровления детей, из них:
- загородных детских оздоровительных лагерей — 73 шт.
- лагерей дневного пребывания — 733 шт.
- палаточных лагерей — 9 шт.
- лагерей труда и отдыха — 3 шт.
Таким образом, почти 190 тыс. детей посетили организации отдыха и оздоровления, а трудовой занятостью было охвачено около 60 тыс. детей. За одну смену загородные оздоровительные лагеря Челябинской области принимают более 15 000 детей[3].
Топ детских оздоровительных лагерей Челябинской области представлен в приложении 1, где ребят знакомят с основами здорового образа жизни, рассказывают о том, как важны для растущего организма режим дня, закаливание, осанка, правильное питание, зарядка, отрядные диспуты о вредных привычках и многое другое. Всё это помогает не только заложить, но закрепить основы здорового образа жизни у детей и подростков. В деятельность современного лагеря включены самые разнообразные направления: оздоровительное, физкультурно-массовое, творческое, краеведческое, информационно-коммуникативное, экологическое, трудовое и т. д.
Одновременно в стране открываются и начинают функционировать частные детские лагеря отдыха. Частные компании выкупают у предприятий бывшие «ведомственные» детские лагеря и на их базе строят новые современные оздоровительные комплексы для детей. Но нахождение ребёнка в таком лагере обходится родителям недёшево.
С наступлением XXI века всё большую популярность также приобретают формы семейного отдыха с детьми. Сегодня в России функционируют светские семейные лагеря, где дети не только отдыхают и набираются здоровьем, но и принимают участие в разнообразных образовательных и творческих развивающих программах.
Отдых и оздоровление детей за рубежом. В Западной Европе, США и Канаде дети отдыхают в летних лагерях. Как правило, такие лагеря частные, хотя в некоторых странах существует и развитая сеть муниципальных лагерей. Частные лагеря принимают детей из разных стран: главной целью считается погружение в новое культурное пространство и языковую среду в сочетании с активным отдыхом. В школьной программе за рубежом изучению иностранных языков уделяется значительно больше внимания, чем в России. Степень экономической и культурной интеграции на Западе очень высока, поэтому свободное владение 2-3 языками отнюдь не роскошь, а жизненная необходимость. Лагеря рассчитаны на любой кошелек: есть и престижные, дорогие с собственными конюшнями и бассейном, а есть и вполне демократичные, стоимость пребывания в которых не слишком отличается от российских лагерей[7].
1.4 Каникулы: история и современность
Каникулы − это самый яркий период в жизни каждого человека... Отдых от уроков, экзаменов... Пора развлечений, веселья, купаний, прогулок, общения с друзьями...
А как советские дети отдыхали летом? Большинство советских детей и мечтать не могли о том, чтобы отправиться в каникулы на заграничные курорты, зато очень многие из них проводили лето у бабушки в деревне, и это становилось увлекательным приключением, о котором потом долго вспоминали и рассказывали друзьям. В ту пору тотального дефицита ребенка собирали долго и тщательно: вместе с ним в поездку отправлялся целый багаж, в котором непременно были «городские гостинцы». В зависимости от возможностей семьи это могла быть обычная вареная колбаса, сгущенка, шоколадные конфеты, гречневая крупа, кофе, сахар и многое-многое другое. Все объяснялось просто – в деревне эти продукты сложно было достать, а отблагодарить «принимающую сторону» за гостеприимство считалось делом чести. А ближе к осени вместе с отдохнувшим чадом в обратную сторону отправлялись дары природы: соленья-варенья, овощи, фрукты.
Деревенские жители держали натуральное хозяйство: разводили уток, кур, кроликов, свиней или коз, обязательно ухаживали за огородом. Городских ребятишек быстро приобщали к делу: им выделяли свой участок работы (например, прополка огорода и сбор колорадских жуков с листьев картофеля), и дети усваивали навыки работы. Некоторые за лето овладевали и совсем уж невиданными для горожан навыками: учились доить корову или колоть дрова. Еще в каждом дворе непременно росли яблони, вишня, смородина, крыжовник и другие плодовые деревья, кустарники – на радость детворе. Миска парного молока со собственноручно собранной малиной становилась для многих детей СССР символом счастливого деревенского лета. «Летом я гуляю, летом я пляшу, в деревне отдыхаю, в школу не хожу».
Во времена позднего социализма деревни были еще многолюдными: была работа, кипела жизнь, рождались дети. Частенько «местные» летом вступали в конфликт с «городскими», но рано или поздно все объединялись в одну большую ребячью ватагу и носились до позднего вечера по улицам деревни, оглашая окрестности задорными криками. Дети, приехавшие в деревню, узнавали немало подвижных командных игр, которые в то время уже были подзабыты в городе. Помимо известного ручейка, казаков-разбойников или салочек, они учились играть в «лапту», «чижа» или «гусей». Все эти подвижные развлечения как нельзя лучше сплачивали местных и приезжих, мальчишек и девчонок. (Примеры некоторых игр на свежем воздухе приведены в приложении 2).
«Культурный досуг» села эпохи СССР был уникальным явлением с неповторимой спецификой. Ребята постарше и подростки из города обязательно включались в него с головой. По сути развлечений было два: кино и танцы по выходным. Фильмы, как правило, крутили в местном клубе, и ребятня непременно проникала туда даже на вечерние поздние сеансы. Вместо попкорна – кулек семечек в руке, вместо спецэффектов – обрыв пленки. В то время фильмы записывались на бобины, их надо было менять, но киномеханик не всегда успевал сделать это, а то и вовсе путал пленки. Вот тогда в зале начинался ажиотаж, свист и улюлюканье, и, конечно же, дети шумели больше взрослых. После кино начинались танцы – зрители просто сдвигали к стенам ряды стульев, и танцевали под магнитофонные записи. И, конечно же, в каждой деревне были свои «байкеры» – на стареньких отечественных мотоциклах или мопедах. На зависть городским мальчишкам они гоняли с ревом по окрестностям. Подружиться с обладателем «железного коня» и помочь ему с ремонтом считалось очень престижным, и многие ребята за лето осваивали еще и основы автомеханики.
В советской деревне практически невозможно было позвонить родителям: телефоны были только у «важных людей» (в администрации, у бригадира, и у местного милиционера). Поэтому маленькие горожане писали от руки письма домой и отправляли их по почте. Ключ от дома клали под коврик у входной двери, и, для верности, оставляли записку на самом видном месте: «Ключ под ковриком»[9].
Первые дни января, конечно же, это зимние каникулы. Современные дети в ярких зимних куртках и штанах на таком же ярком устройстве для спуска с крутых горок.
А вот кадр из 1977 года. Три поколения советской семьи. Одеты в простую одежду, которую продавали в советских магазинах: на бабушке - искусственная шуба и пуховый платок. На женщине и девочке - неизменные вязаные шапочки, сделанные своими руками, простые куртки. На парне - модное тогда пальто с капюшоном и неизменная шапка-ушанка из кролика. Просто ходить пешком в зимний парк на прогулки было не модно - народ, по мере возможностей, старался встать на лыжи и пробежать по накатанной лыжне. И сейчас активно ведется пропаганда здорового образа жизни: сдача норм ГТО, открытие досуговых центров, спортивных площадок, всё это способствует развитию здоровой и спортивной молодежи.
А какое удовольствие приносило развлечение – катание с горок! Смех, радостные крики, хорошее настроение… Санки с алюминиевыми полозьями, на которых катались все дети. Впрочем были смелые ребята, спускавшиеся с ледяных горок на куске гофрированного картона. И если на детях нет ни одной сухой вещи, то считалось, эти ребята отлично отдохнули. Катание с гор и сейчас является любимым развлечением младших школьников.
А эту жанровую сценку сняли в детской библиотеке, в дни зимних школьных каникул. Библиотеки существовали по всей стране, и каждый ребенок мог бесплатно записаться, чтобы пользоваться книжным фондом. Тогда, конечно, и мечтать не могли о разных компьютерах и гаджетах, без которых жизнь современного школьника просто немыслима. Интерес к книге был огромным. Во многом он подогревался отсутствием интересных изданий, и книголюбам приходилось собирать макулатуру, чтобы получить заветный талон на покупку модной литературы.
Современные же подростки, у которых появляется масса свободного времени, погружаются в сети интернета, различных сайтов, вебресурсов. А ведь проблем с поиском занятий на лето у современных подростков не возникает: выезд на природу, дворовые игры. Активный отдых для подростка является самым полезным. К сожалению, уличные игры сегодня пользуются небольшой популярностью, но при желании можно организовать футбольные состязания, игры в лапту, волейбол и т. д.
Экскурсии. Путешествия. В любом городе есть свои уникальные достопримечательности, памятники и просто интересные места. Можно с родителями оформить тур в страну, где есть современная инфраструктура для отдыха в летнее время. Но расслабленное времяпрепровождение на берегу моря, к примеру, юных ребят вряд ли заинтересует.
Летняя работа для подростка. Этот вид времяпрепровождения также способствует взрослению молодого поколения. Сам выбор устройства на работу уже говорит о целенаправленности подростков, а также их стремлении к самостоятельности. Но так как дело будет связано с деньгами, следует тщательнее подойти к вопросу о том, что делать летом подростку.
Кружки, секции и лагерь. Участие в секциях и кружках принесет огромную пользу для личностного роста школьника. Он сможет заложить основу для творческого развития, укрепить здоровье и физическое состояние, а также завести новые знакомства. Те же преимущества обеспечивает и лагерь, но вместе с этим дает возможность оторваться от дома и наскучившего быта. И не стоит думать, что лагерь на лето для подростков является чем-то устаревшим. Современные организации, работающие в этом направлении, следят за новинками туристической сферы и делают досуг ребят максимально разнообразным, увлекательным и, разумеется, безопасным.
Что делать дома? Быть прикованным к дому на время летних каникул это страшный сон любого школьника. Но, к сожалению, и такое бывает. В связи с этим встает вопрос о том, чем заняться летом подростку в домашних условиях. Вариантов может быть три: помогать по хозяйству, заниматься образованием, компьютер и интернет.
Но главное, независимо от того, как будет решено проводить каникулы, важно всегда помнить о безопасности!
2.1. Изготовление лэпбука «Каникулы - счастливая пора!»
В качестве проектного продукта я выбрала лэпбук. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую нужно собрать, склеить ее отдельные части в единое целое, оригинально оформить, используя всевозможные цвета и формы.
Этапы изготовления лэпбука. Технология изготовления легка, проста и нам всем знакома. Что-то в этом есть от детских девических тетрадок с анкетами и потайными кармашками, и от школьной стенгазеты одновременно.
Итак, я определилась с темой лэпбука - «Каникулы – счастливая пора!».
Составила план будущего лэпбука и определилась с его разделами: Осень, зима, весна и лето.
Для каждой темы подобрала подходящий материал и картинки.
Следующий этап самый интересный. Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.
Создание шаблона папки в соответствии с макетом в натуральную величину.
Для создания лэпбука мне понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую, а можно сделать своими руками. Створки папки открываются и закрываются.
Обычная бумага. Можно использовать в лэпбуке цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Скотч.
Лэпбук «Каникулы - счастливая пора!» включает в себя 4 раздела: Осень, зима, весна, лето, а также 8 развивающих элементов:
1. Календарь. Сроки каникул.
2. Листопад «История каникул».
3. Буклет-памятка безопасного поведения зимой.
4. Какая весна - такое и лето. Весенние приметы.
5. Складная информационная гармошка «Подвижные игры на свежем воздухе».
6. Топ детских оздоровительных лагерей Челябинской области.
7. Список рекомендуемой литературы на лето.
8. Кармашек с игрой «Виды спорта» - нужно распределить виды спорта по сезонам.
В результате получилось очень здорово, как я и задумала.
Заключение
Тема «Школьные каникулы. История и современность» оказалась очень интересной, познавательной, а главное, актуальной.
Я считаю, что справилась с поставленными перед собой целями и задачами. Подобрала и исследовала литературу по теме проекта. Узнала историю возникновения школ, историю появления слова каникулы. Изучила, как правильно организуется отдых и оздоровление детей в школьные каникулы. Провела сравнительный анализ, как проводили каникулы школьники в прошлом и сейчас.
Я нашла для себя очень много полезной информации, которой поделилась в лэпбуке «Каникулы – счастливая пора!» для детей и взрослых. Лэпбук я изготовила в качестве проектного продукта.
Таким образом, использование лэпбука «Каникулы - счастливая пора!» для детей и взрослых помогает в раскрытии темы школьных каникул, при организации работы с детьми по безопасности в каникулярное время, а также является эффективным механизмом освоения различных игр, развлечений по временам года.
Список литературы
Барканов С. В. Социальные и педагогические условия развития системы каникулярного отдыха и оздоровления детей: Дис. канд. пед. наук — Кострома: КГПУ им. Некрасова, 2004. — 247 с.
Википедия — свободная энциклопедия/ Отдых и оздоровление детей Электронный ресурс- Режим доступа: https://ru.wikipedia
Депутат 74/ Представительная власть Челябинской области Электронный ресурс.- Режим доступа: http://deputat74.ru
Детский отряд «Каравелла» Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.carabela.ru
Коротаева Е. В. Педагогика уральских каникул: история и современность —Уральский государственный педагогический университет, 2017 г.
О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Челябинской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd
Поваляева М. Н. Детские лагеря как институт воспитания / Народное образование. – 2012. –№ 3. – С. 30-37.
Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб.: Типография М. О. Вольфа,1882 г. — Т. 1. — С. 163.
Шмаков С. А. Летний лагерь: вчера и сегодня/ Методическое пособие. — Липецк: ИГ «Инфол», 2002. — 384 с.
Приложение
Приложение 1
Топ детских оздоровительных лагерей Челябинской области
1. HILTON - международный детский лагерь (г. Челябинск)
Международный детский лагерь «Хилтон» представляет уникальную программу изучения английского языка ребятами школьного возраста в формате загородной поездки длительностью 8-10 дней во время школьных каникул. Эффективность изучения иностранного языка объясняется возможностью полностью погрузиться в языковую среду, принять участие в массе развлечений, получая новые знания и усваивая их в непринужденной дружелюбной атмосфере.
2. Акакуль (детский оздоровительный лагерь)
Детский оздоровительный лагерь «Акакуль» находится в 80 км от Челябинска в Аргаяшском районе на берегу озера Акакуль вблизи железнодорожной станции Бижеляк. Расстояние от Кыштыма – 7 км, от Екатеринбурга – 140 км.
3. Березка (детский оздоровительный лагерь на берегу озера Песчаное)
Детский оздоровительный лагерь «Березка» расположен в 60 км от г. Челябинска на берегу лечебного озера Песчаное в Еткульском районе Челябинской области. Является структурным подразделение школы № 13 г. Челябинска.
4. Бригантина (cпортивно-оздоровительный лагерь на озере Увильды)
Спортивно-оздоровительный лагерь «Бригантина» находится на берегу озера Увильды в 95 км от Челябинска.
5. Ветерок (детский оздоровительный лагерь на озере Касарги)
Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) «Ветерок» расположен в березовой роще с северо-западной части озера Касарги в 28 км от Челябинска и имеет свой и удобный для детей песчаный пляж. В этой части озеро неглубокое и немного солоноватая вода быстро прогревается, что понравится детям.
6. Волна (детский оздоровительный лагерь на озере Увильды)
Детский оздоровительный лагерь «Волна» находится на берегу озера Увильды в 95 км от города Челябинска, 20 км от города Кыштым и в 3 км от санатория Лесное озеро (проезд через поселок Тайгинка).
7. Восход (детский оздоровительный лагерь на озере Курочкино)
Детский оздоровительный лагерь «Восход» находится на озере Курочкино в 3 км от Челябинска и в 240 км от Екатеринбурга.
8. Восход (детский оздоровительный лагерь на озере Подборное)
Детский оздоровительный лагерь «Восход» расположен на озере Подборное в селе Хомутинино Увельского района Челябинской области в 90 км от Челябинска.
9. Детский лагерь имени Зои Космодемьянской (озеро Тургояк)
Детский лагерь имени Зои Космодемьянской расположен на берегу озера Тургояк, на границе с Ильменским заповедником. Зеленая территория 13 га, воздух соснового бора и много развлечений сделают отдых вашего ребенка незабываемым. Год начала деятельности:1987. Расстояние от Миасса – 11 км, от Челябинска – 115 км, от Уфы – 282 км.
10. Еланчик (детский оздоровительный лагерь на озере Большой Еланчик)
Детский оздоровительный лагерь «Еланчик» Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) расположен на территории лесного массива площадью в 20 гектаров, на северном берегу озера Большой Еланчик в 100 км отг.Челябинск. Ежегодно более 3000 детей с радостью проводят здесь свои летние каникулы.
11. Еловое (детский оздоровительный лагерь на озере Еловое)
Детский оздоровительный лагерь «Еловое» расположен на берегу озера Еловое в Чебаркульском районе Челябинской области, в 5 км от г. Чебаркуль и в 90 км от г. Челябинск.
12. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) «Золотой колос» расположен на территории уникального Еткульского бора в Еткульском районе (в 2-х км от села Еткуль) Челябинской области, на берегу озера Боровушка в 40 км от г. Челябинска и в 260 км от г. Екатеринбурга.
13. Ильмены (оздоровительный лагерь на озере Ильменское)
Оздоровительный лагерь «Ильмены» расположен в 2 – х км от г. Миасс Челябинской области, в сосновом бору на западном берегу живописного озера Ильмень, на территории турбазы «Ильмены». Хвойные и лиственные деревья создают особый микроклимат в данном оздоровительном учреждении.
14. Космос - детский оздоровительный санаторий-профилакторий
На восточном склоне Уральских гор, между Ильменским хребтом и хребтом Урал-Тау, раскинулось величайшее творение природы – озеро Тургояк.
Недалеко от озера расположились корпуса детского санатория-профилактория НП «Космос». Здесь отдыхают дети и подростки 7-16 лет в четыре смены.
15. Лесная застава (детский оздоровительный лагерь в Сосновском районе Челябинской области).
На территории оздоровительного комплекса «Лесная застава» организован детский оздоровительный лагерь, где реализуются педагогические программы мероприятий и творческих дел. Лагерь функционирует в период летних, осенних, зимних и весенних каникул. Находится в 20 км от Челябинска, недалеко от поселка Долгодеревенское, в деревне Ключевка Сосновского района Челябинской области. Комплекс «Лесная застава» является уникальным комплексом. Он был открыт в 1959 году.
16. Лесная сказка (детский оздоровительный лагерь на озере Еловое)
Детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» находится на берегу озера Еловое, вблизи города Чебаркуль(5 км), в 80 км от г. Челябинска и в 250 км от г. Екатеринбурга.
17. Орленок (детский оздоровительный лагерь в Еткульском районе)
ДОЛ «Орленок» расположен в экологически чистой лесной зоне, в километре от с. Еткуль и в 40 км от г. Челябинска. Принадлежит ОАО «Копейский машиностроительный завод». Детский оздоровительный лагерь существует более 65 лет.
18. Скаутский лагерь на берегу озера Тургояк
Скаутский лагерь расположен на берегу озера Тургояк недалеко от города Миасса и в 125 км от города Челябинска. В лагере проходят зимние, весенние и летние смены.
Скаутский лагерь работает на Южном Урале с 1990г под патронажем Главного управления молодежной политики Челябинской области.
С детьми работает коллектив единомышленников и специалистов, имеющих не только свежие теоретические знания, но и большой практический опыт работы с детьми в условиях скаутских лагерей, имеющих психолого – педагогические знания и умения, которые необходимы для работы с детьми.
В лагере работают врачи (хирурги), которые сопровождают отряды во время походов.
19. Умнолесье (многофункциональный центр развития детей на ОК «Лесная застава» Сосновский р-н ЧО) На базе оздоровительного комплекса «Лесная застава» функционирует многофункциональный центр развития детей «Умнолесье». Он полностью укомплектован для организации образовательного и оздоровительного процессов: отапливаемые корпуса с комфортабельными номерами гостиничного типа, полноценное сбалансированное питание, актовый зал, отдельно стоящий спортивный зал, бассейн, функционирующий круглогодично, парковка для автомобилей, современный медпункт. Территория огорожена, находится под видеонаблюдением и охраняется охранной организацией «Цинк-безопасность» и полицией Сосновского района города Челябинска.
20. Детский оздоровительный лагерь «Аленушка». Дирекции социальной сферы Южно-Уральской железной дороги - филиала Открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Приложение 2
Подвижные игры на свежем воздухе или игры, в которые играли наши родители
1. Хали-хало. Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит «Хали-хало», подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги:
• Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину
• Нормальные - обычный детский шаг
• Лилипутские - очень маленькие шажочки
• Лягушачьи - в прыжках на корточках
• Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего
• Кирпичи - шаг пятку к носку
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.
2. Прятки. Один человек водит, остальные прячутся. По заранее обговоренным условиям вода считает до определенного числа, повернувшись к стене, все за это время прячутся не выходя за границы обговоренной территории. Ну и коронная фраза воды: раз, два, три, четыре, пять я иду искать.
3. Жмурки. Играют в эту игру несколько человек. С помощью считалки или по жребию выбирается водящий. Игроки завязывают воде плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и «рассыпаются» в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.
4. Казаки-разбойники. Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). Цель игры: переловить всех «разбойников».У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
5. Лапта. На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.
Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мечём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.
6. Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда.
Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.
7. Квадрат. На земле чертится квадрат произвольного размера, разделенный на четыре меньших квадрата, по одному на каждого участника. В центре поля рисуется круг, предназначенный для подачи. Игра начинается с подачи мяча игроком, которого выбирают с помощью жребия. Мяч бросается одной или двумя руками в центральный круг, так, чтобы он отскочил к игроку, находящемуся по диагонали. Игрок, находящийся по диагонали, должен отбить мяч после одного касания о землю в его четверти. Отбивать мяч нужно ногами, коленом, головой, руками трогать нельзя.
8. Фанты. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет должен выполнить задание написанное на бумажке.
9. Я знаю пять имён. Ребята договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая: Я знаю пять имен девочек. Аня, раз, Катя, два, Поля, три, Маша, четыре, Настя, пять. Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если игрок справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например: Я знаю пять имен мальчиков (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д) Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику. Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем
10. Испорченный телефон. Старая проверенная временем детская игра в испорченный телефон.
Играть в неё можно одной или двумя командами.
Выбирается водящий, который на ухо шёпотом говорит одному из игроков слово или фразу, а тот старается точно также передает другому игроку и так по цепочке.
Последний игрок говорит вслух то, что у него получилось и сравнивают с оригиналом.
Зачастую получается очень неожиданный и смешной результат! Если играет две команды, то ведущий передает слово двоим игрокам из обоих команд. Побеждает та команда, чей результат будет наиболее похож на оригинальный.
11. Море волнуется раз. Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
12. Резиночки. Главный атрибут этой игры— бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
13. Съедобное-несъедобное. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.