Проект: «Гитара. История и современность»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1»
Научно-практическая конференция «СТУПЕНИ - ЮНИОР»
«Гитара. История и современность. Трудно ли стать гитаристом?
Автор:
Добреева Алина учащаяся 7Б класса
Руководитель:ТройненкоЛариса
Иннокентьевна
учительмузыки и МХК высшей
квалификационной категории
г. Усолье-Сибирское
2016
Оглавление |
|
|
Введение. Глава 1. История возникновения гитары Испания-Родина гитары. Гитара в России. |
3-4 4-8
|
|
Глава 2. Из чего состоит гитара? Устройство гитары. Виды гитар и их технические характеристики. |
8-12
|
|
Глава 3. Гитара в различных стилях музыки Гитара и джаз Электрогитара и рок - музыка. Гитара и бардовская песня |
12-14
|
|
Глава 4.Гитара в различных видах искусства. Гитара в литературе Гитара в живописи художников |
14-17 |
|
Глава5. Гитара в моем городе и моей жизни Гитара в ДМШ г. Усолья-Сибирского. Гитара в моей семье. Результаты социологического исследования Глава 6. Трудно ли стать гитаристом? Заключение Список используемой литературы |
18-19
19-21 22 222 |
|
Введение:
Тема исследования: «Гитара. История и современность. Трудно ли стать гитаристом?».
Актуальность исследования: Гитара один из самых популярных и совершенных струнных инструментов, относящийся к группе классических инструментов. Где и как можно научиться играть на гитаре? Пути достижения результатов.
Новизна исследования: в работе имеется теоретический материал, в котором рассматриваются истоки возникновения и развития гитары, место гитары в живописи зарубежных и русских художников, а также причины популяризации инструмента..
В данном материале представлено собственное исследование развития и формирования школы гитаристов в нашем городе,причины и факты повышения уровня популярности данного инструмента среди молодежи и учащихся ДМШ.
Цель исследования: определить уровень развития и популярности инструмента в современном обществе, проследить пути обучения игре на инструменте.
Задачи исследования:
• Изучить историю возникновения и развития гитары.
• Изучить и исследовать значение инструмента в современной культуре.
• Изучить историю развития современных стилей в музыке основанных на гитаре..
• Исследовать популярность инструмента среди школьников города и гимназии.
Проследить пути обучения на гитаре.
Методы исследования:
• Теоретический анализ современной литературы
• Социологическое исследование.
• Практическое применение полученных знаний.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что с каждым годом растет интерес к музыкальному инструменту – гитара и его популярность играет большую роль в развитии и становлении современной музыки.
Практическая значимость исследования: результаты моей работы могут быть использованы для социологического исследования уровня развития общей музыкальной культуры учащихся гимназии
Глава1. История возникновения гитары.
Гитáра — струнный щипковыймузыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки, являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка, иногда джаз и др. Изобретённая в XX векеэ лектрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру.
Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.
Тар — один из предшественников гитары
Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э.Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте,вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.
Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошло, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.
Слово «гитара» в переводе с санскрита - «шестиструнная». Изначально это было слово «кутур» которое позже стало словом «ситару» а еще позже это слово переросло в гитару. В 13 веке в Испанию гитару завезли арабские завоеватели, и после этого гитара стала народным инструментом в Испании. Инструмент где было 5 струн появился только в 15 веке, до этого была 1 струна. В середине 13 века о гитаре узнала вся Европа, а внешний вид инструмента уже почти сформировался. Шестиструнным инструмент стал лишь в начале 18 века.
Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III-IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань)и юэцинь, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века. Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла, также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.
Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».По другой версии, слово «гитара» происходит от санскритского слова «кутур», означающего «четырёхструнный» (ср. сетар — трёхструнный).
По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке.
Испанская гитара
Гитаристка (около 1670 г.), Ян Вермеер
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани.
Русская гитара
В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII — начале XVIII века. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Ещё через какое-то время, в начале XIX века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас.
Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII — начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара»
Классическая гитара
В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега, заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог АндресСеговия.
Электрогитара
Гитара Gibson конструкции Леса Пола
В XX веке в связи с появлением технологии электрического усиления и обработки звука появился новый тип гитары — электрическая гитара. В 1936 году Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании «Рикенбекер», запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом (т. н. «сковородка»). В начале 1950х американские инженеры и предприниматель Лео Фендер, и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени. Наиболее влиятельным исполнителем на электрогитаре считается (по версии журнала Роллинг Стоун) живший в середине XX века американский гитарист Джими Хендрикс.
Глава 2 2.1 Устройство гитары
Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны, закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим — на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.
Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться т. н. «сёдла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.
Материалы
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева, или палисандра, так же используется клён. Есть экзотические варианты, такие, как амарант, или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева, и других прочных пород.
Некоторые мастера в изготовлении электрогитар используют другие материалы. Нэд Штейнбергер основал в 1980-м году фирму «Steinberger Sound Corporation», которая изготавливала гитары из различных графитовых композитов.
2.2 .Виды гитар и их технические характеристики
Классификация гитар
Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:
По способу усиления звука
Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.
Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем.
Полуакустическая гитара (электро-акустическая гитара) — комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели.
Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.
По конструкции корпуса
Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.
Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
Дредноут (Вестерн) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонент в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin.
Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.
Электроакустическая гитара — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.
По диапазону
Обычная гитара — от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Использование машинки (Floyd Rose) позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 4-х октав.
Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
Тенор-гитара — четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо.
Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.
По наличию ладов
Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.
Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
Слайдовая гитара (Слайд-гитара) — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам.
По стране (месту) происхождения
Русская гитара
Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках.
Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII — XIX веках.
Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.
По жанру музыки
Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века.
По роли в исполняемом произведении
Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.
В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре
Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
Бас-гитара — гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.
По числу струн
Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары.
Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
Семиструнная гитара (7-струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII—XIX веков до настоящего времени.
Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.
Прочие — существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти- и шестиструнные бас-гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.
Глава 3. Гитара в различных стилях музыки.
Гитара в джазе
После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях - блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре ( бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.
Гитара в рок музыке.
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.
Если в джазе законодателями музыкального языка были в основном исполнители использующие духовые инструменты и фортепиано (джазовые гитаристы стремились использовать характерную для этих инструментов фразировку), то в рок музыке гитара стала основным инструментом, без которой невозможно представить звучание рок-группы.
Большинство композиций, вошедших в историю рока, были написаны гитаристами, которые были лидерами в своих ансамблях (Д. Хендрикс, Р. Блекмор, Д. Пейдж, А. Янг, из современных, - Е. Халлен, Д. Сатриани, С. Вай, Г. Мур и многие другие. В отечественном роке картина та же: А. Макаревич*, К. Никольский, В. Кузьмин, В. Бутусов, Е. Хавтан и др. - авторы большого количества композиций, вошедших в историю советской рок музыки, - именно гитаристы ). Начиная с 50-х годов, шло массовое накопление гитарных «фишек», приемов, способов звукозвлечения. Гитаристы искали, экспериментировали… Джимми Пеэдж, напрмер, даже использовал для извлечения звука скрипичный смычок. Наиболее интересные приемы перенимали другие гитаристы, таким образом, они становились со временем классическими.
Развитие гитарной рок школы неразрывно связано с техническим прогрессом в области электронного гитарного оборудования. В частности, применение лампового переусиления, при котором появлялся специфический звук электрогитары, стало неотьемлимым элементом формирования звука гитары в рок музыке. Джазовые гитаристы со времен появления первой электрогитары всячески боролись с ламповым искажением, которое давало грязь при игре аккордами. Но в роке эта «грязь» придавала музыке специфический звуковой колорит и заставляла музыкантов переосмысливать технику игры с дисторшном - играть квинтами и квартами, глушить струны и т.д.
Гитара и бардовская песня
Гитара – наверное, именно этот музыкальный инструмент является символом бардовской песни и русского шансона. Так как этот инструмент имеет самое прямое отношение к авторской песни, наш сайт решил рассказать о том, как появилась гитара, рассказать немного о истории этого инструмента. Авторскую песню часто называют бардовской. Действительно, правильно ли сказать "бардовская песня"? Может быть, лучше - студенческая, авторская, гитарная, самодеятельная, любительская, туристская, костровая, походная? В каждом названии что-то есть. Ведь именно в студенческой среде после войны возникли многие и многие песни этого жанра. Они были этой средой подхвачены и внедрены в жизнь. И пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах.
Глава4. Гитара в других видах искусства. Гитара в поэзии и живописи |
Гитара...
Сколько же писателей, поэтов и живописцев воспевали очертания этого замечательного струнного инструмента!
Ее бархатный голос похож то на журчание ручья в лесу, то на раскаты далекого грома, то на голос любимой...
Ее форму сравнивали с точеной девичьей фигурой, с острием топора. У каждого свои сравнения. Но признайте, гитара прекрасна! Какой бы она ни была: акустической, электрической или вообще компьютерной иллюзией в звуковой программе. Прекрасный образ, прекрасный эгрегор...
Это как муза, которая помогает творить. Один взгляд на ее тонкий гриф… и в голове все переворачивается! Хочется прикоснуться к нему, провести рукой по струнам, сжать его как можно крепче и сыграть самую безумную по красоте композицию!
Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды, стихи.
Светлана Ковалева
Моя гитара
Моя гитара скучала без меня,
Как верная любовница, вздыхая.
Ее струна просила лишь огня,
От нежности в тиши вся тая.
Моя гитара плачет и теперь –
Под пальцами, распятыми на грифе.
Она поет романсами потерь –
Все станет лишь легендой, мифом.
Елена Промская.
Так играй, гитарист!!!
Гитарист, обнимая гитару и струны лаская,
Опьяняющим словом заветным коснулся души...
Тихим голосом нежным, любимой своей называя,
Утоли мне печали, меж пальцами боль раскрошив.
Я закрою глаза, до слезы растворюсь в твоей сказке,
Пусть прольется целебным бальзамом, спасая от ран
И, волнующим всплеском не мне предназначенной ласки,
Переливом чарующих слов прикрывая обман.
Так играй, гитарист, ТАК играй, чтоб сердца разрывались,
В тишине ресторанной, застывшей, плененной тобой,
Твои руки обнимут меня в этот миг... не касаясь,
И любимой зовешь только в песне - твой путь не со мной
Гитара в живописи.
Любили гитару и художники. На полотнах 15 века можно видеть много изображений нашей героини. Время шло и поистине, триумфальным для инструмента стал 17 век. Гитара становилась популярней других инструментов, таких как арфа и виола. Модной она стала в Западной Европе. Гитарные магазины открывались в Англии, Финляндии, Италии. В музеях Западной и Восточной Европы и сейчас можно наблюдать гитары 17 века. В музеи Парижской консерватории находится гитара 1602 года, которую изготовил мастер из Венеции Кристофа Коко.
Изучив картины, на которых была изображена гитара, я пришла к выводу, что художники разных эпох, разных стилей, рисовали свои картины с гитарой и делали ее главной героиней своих картин.
Первое изображение гитары появилось в 15 веке, на картине Яна Вермера.
Гитару рисовали русские художники 18-19в.– Поленов, Тропинин, Боровиковский, Борисова-Мусатова и др.
Зарубежные художники – Матис, Пикасо.
Гитара была даже изображена в стиле авангард, в творчестве В.Кандинского и рококо в живописи Ватто.
Жанры живописи, в которых изображалась гитара – пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой.
Глава 5. Гитара в моем городе и моей жизни.
Я очень люблю гитару с самого раннего детства и поэтому когда встал вопрос, на каком инструменте мне учиться в музыкальной школе я выбрала гитару.
Что меня привлекает в гитаре:
Красота звука
Легкость
Практичн
Результаты социологического исследования
В ходе подготовки работы нами было проведено социологическое исследование : анкетирование учеников 5 классов . В анкете был задан один вопрос: Если бы ты обучался в музыкальной школе, какой инструмент ты бы выбрал?
Получены следующие результаты:
Всего опрошено-48ч.
Фортепиано-26ч.
Гитара-38ч.
Скрипка-11ч.
Баян-7ч.
Обучаясь в музыкальной школе, мы выяснили, что гитара занимает
2 место по количеству обучающихся.
Кроме этого: существует студия гитары вво дворце культуры «Химик», студия гитары в Доме детского творчества, Клуб бардовской песни в гимназии №1.
Все это свидетельствует о том, что количество желающих обучаться игре на этом замечательном инструменте в нашем городе увеличивается с каждым годом.
Глава 6. Трудно ли стать гитаристом?
Как научиться играть на гитаре
В муз.школе самостоятельно найти частного преподавателя
Обучение на гитаре в музыкальной школе
В музыкальной школе обучение нелегкое, поэтому прежде чем поступать туда, хорошенько надо обдумать. Для обучения вам потребуется классическая гитара. Произведения классические.
Самостоятельное обучение:
С помощью самоучителя:
С помощью интернета:
На мой взгляд, самое сложное, потому что некому объяснить, если что не понятно. Гитару можно выбрать любую, обычно выбирают - акустическую. Играют любимые песни
Обучение у частного преподавателя
Самое простое обучение, вам объяснят. Изучают аккорды. Играют любимые песни. Гитара – акустическая.
А еще можно научиться играть на гитаре в нашей гимназии в КБП.
Историческая справка. Клуб бардовской песни «Романтика»
Руководитель клуба - Тройненко Лариса Иннокентьевна
Клуб бардовской песни «Романтика» это-
Сплоченность
Сотрудничество
Взаимопонимание
Заинтересованность
Содружество
Товарищество
Клуб бардовской песни это-
К- коллектив;
Л-любителей;
У-увлеченных;
В-бардов
Цель: развитие музыкальных способностей, расширение кругозора учащихся и на основе этого воспитание эстетических идеалов.
Программа «Клуб бардовской песни в общеобразовательной школе»
КБП существует в гимназии с 1996 года.
Ежегодно в нем занимается более 30 учащихся 8-11 классов, программа обучения и развития рассчитана на 3 года.
Занятия проходят группами по 3-4 человека, каждая группа формируется в зависимости от способностей учащихся и их личных интересов.
Каждая группа это ансамбль бардовской песни.
Ежегодно в клубе проходят мероприятия посвященные тому или иному событию в форме музыкальных рингов, лекций –концертов, дискуссий, музыкально-литературных салонов, презентаций творчества выдающихся бардов.
Знакомясь с творчеством бардов – ребята видят мир их глазами, а поняв и осознав себя частичкой этого мира, стараются изменить себя.
Занимаясь в клубе бардовской песни, ребята овладевают приемами игры на гитаре, искусству вокального исполнения и пения в ансамбле.
Каждая группа клуба бардовской песни - это творческий коллектив, мыслящий, думающий и творящий .
Результаты социологического исследования
В ходе работы мною был проведен социологический опрос. Всего было задано два вопроса:
1.Хотели бы вы, научиться игре на гитаре
Какую вы выбрали бы гитару
Получены следующие результаты:
На первый вопрос ответили
Всего опрошено-45 человек
Да-34
Нет-3
Умею-2
Учусь-6
2.Какую вы выбрали бы гитару
Акустическую-13
Классическую-7
Электрогитару-24
Другую-1
Что нужно для обучения?
Желание
Терпение
Слух
Хороший инструмент
Желательно хороший наставник
Заключение:
Но кроме взлетов история знает и падения нашей героини. В начале 18 века, в конце правления Людовика XIV о гитаре забывают, композиторы пророчат ей смерть, а в моду входят инструменты с более широкими техническими возможностями. Но не смотря на скептиков гитара выжила и вернула себе популярность в конце 18 века, во многом это является заслугой французских певцов Пьера де ла Гарда и Пьера Желиота.
Очередная волна фанатизма началась в 19 веке. Начали появляеться великолепные исполнители и виртуозы, они давали концерты по все Европе! В настоящее время на гитаре играют все континенты, под нее поются душещипательные песни, а мастерство исполнителей захватывает дух! Научиться игре на гитаре может каждый, от мало до велика! В каждом городе можно найти магазин где продаются инструменты, стоимость их может быть от 50 долларов и до весьма внушительных цифр.
Список использованной литературы
- Медушевский В.В . Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. –М:Педагогика.1985.
- Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. Вып.2.-М:Музыка 1998.
- Гульянц Е.И. Музыкальный калейдоскоп. Вып.1.- М.Композитор, 2001.
- Васино-Гроссман В. Первая книга о музыке. Изд.5.-М.Музыка,2000.
- Газарян С.В. В мире музыкальных инструментов. 2-е изд.-М.: Астрель.АСТ,2002.
- Сазонова Е.А. Баян и баянисты. М.- Просвещение.2004.
- Интернет-сайты:
- http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/history/0304/zad2_11.html.
- http://virartech.ru
- Элементарная теория музыки - И. В. Способин
- http://habrahabr.ru
- Л.А. Кузнецов - Акустика музыкальных инструментов
- http://ru.wikipe dia.org
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента