Исследование кислотности почвы на пришкольном участке

3
0
Материал опубликован 11 April 2023

Автор публикации: О. Иванова, ученица 7 класса

Автор публикации: В. Малей, ученик 7 класса

Автор публикации: В. Мельникова, ученица 7 класса

Автор публикации: М. Филиппов, ученик 7 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Долговская средняя общеобразовательная школа»,

Каргапольского муниципального округа, Курганской области















Исследовательская работа

«Исследование кислотности почвы на пришкольном участке»









Работу выполнили: Иванова Оксана,

Малей Владислав, Мельникова Виталина,

Филиппов Матвей - ученики 7 класса.

Руководитель: Симоновская Светлана Викторовна, учитель биологии









с. Долговское

2023 год



Оглавление



Введение…………………………………………………………………………..……3

I. Теоретическая часть

1.1. Кислотность почвы……………………………………………………………......5

1.2. Влияние кислотности почвы на развитие растений………………………….....5

II. Практическая часть

2.1 Подготовка и проведение эксперимента…………………………….…………...7

2.2. Анализ данных…………………………………….................................................9

III. Заключение……………………………………………………………………… 10

IV. Источники…………………………………………………………………………11

V. Приложение …………………………………………………………...………… 12































Введение.

Почва является для растений не только источником питания, а и основной средой обитания. Корневые системы находится постоянно в почве, и поэтому свойства почвенного раствора, окружающего корневую систему оказывает большое влияние на жизнь и функции всего растения. Растения приспособились к определенным условиям различных почв и растут нормально лишь там, где свойства почвы являются для них оптимальными. На плодородие почв влияют механический состав и кислотность (рН показатель).

Нередко можно услышать такие словосочетания как «кислая почва», «кислотность почвы», «рH почвы» от садоводов, специалистов грамотно подходящих к выращиванию овощей и декоративных культур. От кислотности почвы зависит и ее плодородие, и способность растений противостоять болезням, и количество полученного урожая.



Вокруг МКОУ «Долговская СОШ» - большая территория земли, на которой имеются дендрарий, овощной отдел, цветочный отдел. Для того, чтобы грамотно выращивать культурные растения,  нужно знать свойства почвы, чтобы сопоставить их с требованиями тех растений, которые выращиваются или можно выращивать.

Определение кислотности почвы на пришкольном участке ни разу не проводилась, с появлением оборудования точки роста мы решили исследовать почвы пришкольного участка, где выращиваются овощные и декоративные культуры.


Цель работы: Провести исследования pH-показателя в почвенных средах овощного и цветочного отделов. Разработать рекомендации по выращиванию растений на пришкольной территории, в том числе и для получения более высоких урожаев на почвах овощного отдела.

Задачи:

Узнать, что такое кислотность почвы, т.е. изучить pH-показатель в различных средах;

Изучить способы измерения pH показателя с помощью универсального индикатора и оборудования Точки роста;

Провести эксперимент по исследованию значений pH-показателя в почвенных средах территории;

Изучить влияние данного показателя на произрастание различных растений;

Составить рекомендации по мерам улучшения плодородия почв, по выращиванию растений на пришкольном участке в зависимости от полученных результатов.

Гипотеза: если предположить, что рН показатель почвы на пришкольном участке не соответствует агротехническим требованиям для выращивания овощных и декоративных растений, разработать и рекомендовать проведение агротехнической обработки почвы для повышения урожайности овощей, а так же для выращивания разнообразных цветочных культур.

Объект исследования: почва.

Предмет исследования: кислотность почвы.

Методы и приёмы исследования:

изучение специальной литературы, методов получения почвенных растворов и определения кислотности почвы,

сбор информации в сети Интернет,

отбор проб почвы,

эксперимент,

анализ и обобщение результатов,

оформление результатов исследования.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут правильно выбирать мероприятия по улучшению плодородия почв и планирования выращивания культурных растений на пришкольном участке.

Объект и методика исследования

Объектом исследования явилась почва школьного учебно-опытного участка:

участок № 1 – овощной отдел,

участок № 2 – овощной отдел (выращивается картофель),

участок № 3 – цветочно-декоративный отдел (№1),(№2)












































I. Теоретическая часть.

1.1 Кислотность почвы. Почва – это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим ее от горной породы, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 – 2 см.

Кислотность грунта (почвы) – модное понятие и часто употребляемый термин, о котором большинство садоводов имеют слабое представление. Обычно знания о кислотности почвы ограничиваются тем, что при выращивании растений человек интересуется, какую кислотность почвы предпочитают те или иные культуры. А для кого-то кислотность лишь непонятные цифры на пакете с грунтом, который продается в магазине. Так что же такое кислотность почвы, и почему ее показатели так важны при выращивании растений?

Кислотность раствора или среды – это водородный показатель, он означает количество активных ионов водорода в растворе. Латинские буквы рН, сопровождающие показания кислотности, - аббревиатура, которая расшифровывается как pondus hidrogenii (вес водорода). Кислотность раствора может быть от 0 до 15. Кислотность почвы определяют по рН среде в почве. В зависимости от величины рН почва может быть: кислой, нейтральной, щелочной. При рН = 4 и менее – сильнокислая; рН=5-кислая; рН =6 слабокислая ; рН = 7 –нейтральная ; рН = 8 и более – щелочная.

Многолетний опыт земледелия подтверждает, что чаще растения легче всего усваивают питательные вещества, находящиеся в почве с показателем рН в пределах 6,5 – 7 единиц.

Таблица кислотности показывает соответствие показаний рН характеристикам почвы (Приложение 1).

1.2 Влияние кислотности почвы на развитие растений. Для каждой культуры существует оптимальная кислотность почвы, при которой она развивается наилучшим образом. рН показывает насыщенность грунта щелочными минералами или кислыми солями, которые препятствуют усвоению растениями полезных элементов. Поэтому очень важно определить кислотность земли на участке и принять необходимые меры.

Повышенная кислотность почв угнетает рост и развитие растений. Происходит это по причине того, что в кислых грунтах преобладает содержание растворимого алюминия и его солей, а также марганца, которые связывают на себе щелочные минералы: кальций, магний, калий, селен и другие, препятствуя их усвоению растениями. Нарушается белковый и углеродный обменный процессы у растений, из-за чего могут вовсе не появляться органы размножения, что приводит к потере урожая.

В кислой почве быстрее и активнее размножаются болезнетворные бактерии и микроорганизмы, а также вредители.

Одновременно с этим тормозиться развитие и размножение почвообразующих бактерий, относящихся к полезным микроорганизмам. Навоз, торф и другая органика, вносимая в почву, уже не разлагается и не преобразуется в доступное для растений питание. Гибнут бактерии, усваивающие азот из воздуха, который затем накапливается в земле.

Защелоченная почва переводит железо в нерастворимую форму. Поэтому, растения, растущие на слишком щелочных почвах испытывают железное голодание и страдают от хлорозов – побеление молодых листьев. Хлоротичное растение не содержит в себе хлорофилл, поэтому реакции фотосинтеза в нем не происходит. Из-за этого растение не может эффективно использовать энергию и сильно ослабляется. Растениям становятся недоступными фосфор, магний, бор и цинк.

Оказывается, каждое растение, будь то садовое, огородное или комнатное, предпочитает определенную кислотность грунта. Одним культурам подходит слабо – кислая почва, другие лучше произрастают в нейтральной, третьи отдают предпочтение щелочному или слабо – щелочному грунту.

Вообще, выделяют 4 группы культур, в зависимости от их отношения к этому фактору:

первая группа – растения, предпочитающие нейтральные и слабощелочные почвы (pH 6,0 и более): свекла, тыква, кабачки, белокочанная капуста, лук и чеснок, горох, фасоль, сельдерей, вишня, слива и смородина, нарциссы, тюльпаны, гиацинты, астры, гвоздики и другие;

вторая группа – растения, которым требуется нейтральная или слабокислая реакция почвы (pH 5,6–6,0): морковь, огурцы, салат посевной, цветная капуста и кольраби, яблоня, груша, бегонии, гладиолусы, розы и другие;

третья группа – растения, для которых благоприятной будет слабокислая реакция почвы (pH 5,1–5,5): картофель, кукуруза, томаты, редис, малина и ежевика, крыжовник, лещина, туя западная, ирисы, примулы, лилии, пеларгония и другие;

четвертая группа – растения, отдающие предпочтение кислым почвам (pH 4,0–4,5): щавель, сосна обыкновенная, азалии и рододендроны, верески, ландыш, брусника и клюква, черника[5].



II. Практическая часть

2.1 Подготовка и проведение эксперимента

Взяли пробы почв


участок № 1 – овощной отдел,

участок № 2 – овощной отдел (выращивается картофель),

участок № 3 – цветочно-декоративный отдел (№1),(№2)


Описание опыта

Очищенные от инородных тел и включений образцы почв высушили на воздухе. загрязнения с фильтра.


В пробирку № 1 поместить почву с овощного отдела,

пробирку № 2 поместить почву с пришкольного участка, где выращивается картофель,

пробирку № 3 поместить почву с цветочно-декоративного отдела.

Прилить в пробирки дистиллированную воду, в три раза больше объемом, чем объем почвы, закрыть пробирки и тщательно встряхнули в течение минуты.

Приготовили бумажные фильтры, поместили в воронки, смочили и закрепили в кольце штатива. Поставили под воронки чистые сухие химические стаканы и профильтровали полученные ранее растворы.

Получили водные вытяжки почв, которые использовали для дальнейшего изучения.


Затем мы с помощью цифрового датчика РН и универсальной индикаторной бумаги определили рН почвенных растворов в наших пробирках.

Способы измерения

Почвенная вытяжка пробирка №1

Почвенная вытяжка пробирка №2

Почвенная вытяжка пробирка №3

Датчик рН

8,5 (рис. 1)

8,5 (рис. 2)

7,8 - 8,0 (рис. 3)

Универсальный индикатор

8.0

8,0

7,0



t1681209126aa.png

Рисунок 1

t1681209126ab.png

Рисунок 2

t1681209126ac.png

Рисунок 3



2.2. Анализ данных

Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

Что почвы с овощного отдела имеют щелочную среду, почвы с цветочно-декоративного отдела – слабо-щелочную.

Следовательно

1. На овощном отделе слабощелочная почва соответствует выращиваемым свекле, тыкве, кабачкам, белокочанной капусте, луку.

2. Для выращивания картофеля, моркови, огурцов почва не подходит (нужна слабо-кислая реакция).

3. Слабо-щелочная почва на цветочно-декоративном участке подходит для произрастания

таких культур как: нарциссы, тюльпаны, астры, гвоздики, георгины , тюльпаны, пионы, циннии, петунии, дельфиниум;

не рекомендуется выращивать ирисы, примулы, лилии, пеларгонию, дельфиниум, хосты, бархатцы, ромашки, т.к. они требуют слабо-кислую среду.



III. Заключение

Гипотеза, которую мы поставили в начале работы подтвердилась, что выращивание растений на пришкольном участке, таких, которые требуют слабо-кислой почвенной среды, возможно после специальной обработки почвы. Для овощных культур: картофеля, моркови, огурцов это приведет к повышению урожая.



Для того чтобы растения лучше чувствовали себя на нашем участке почву нужно подкислить, сделать это можно следующим образом:

для подкисления почвы можно использовать лимонную или яблочную кислоты (из расчёта 1,5 — 2 столовые ложки на 10 литров воды), также можно использовать уксусную или щавелевую кислоты ( из расчёта 100 гр уксуса на 10 литров воды ).

Также кислую реакцию дают следующие органические материалы:

верховой торф;

перепревший хвойный опад, опилки;

листовой компост;

мох-сфагнум;

свежий навоз (кислая реакция за счет избытка азота).





IV. Источники

1.Алексеев С.В. Практикум по экологии: пособие учителя; М., АО МДС 1996

2.Трайтак Д.И. Сельскохозяйственный труд; М., Просвещение 1994

3.Писаренко И.П. – СПб. В помощь крестьянину: Практическое пособие, Лениздат, 1993

4. Ходаков Ю.В. Общая и неорганическая химия. -  М.: Просвещение, 1965.

5. Зайдельман Ф.Р. Фермеру и садоводу о почвах, их экологии и повышении плодородия- УРСС, 2021

5.https://poisk-ru.ru/s17647t3.html

6. https://mirogorodov.ru/kak-podkislit-pochvu.html


















Приложение 1



t1681209126ad.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.