Конспект занятия на тему «Почва. Состав почвы» (Окружающий мир, 4 класс)

1
0
Материал опубликован 29 October 2019 в группе

Тема: «Почва. Состав почвы»

Цель: изучение почв и состава почвы.

Задачи:

Образовательные: познакомить с понятием «почва», с составом почвы.

Развивающие: развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность.

Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; интерес к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов.

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оборудование: образцы почв, стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, тетради, ручки, карандаши, линейки.

 

Практическая работа

- Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.

- Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).

-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?  

-Почему? (в целях безопасности).

 - Куда будем записывать наблюдения и выводы? (в тетради).

 - Откройте тетрадь, запишите «Практическая работа №5» и будем заполнять таблицу поэтапно.

(Обговаривают правила техники безопасности)

Опыт №1.(обучающие выполняют вместе с учителем)

- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)

Опыт №2. (обучающиеся выполняют вместе с учителем)

Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)

Опыт №3. (Проводит учитель)

- Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)

- Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)

А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др. 

 Опыт №4. (Выполняет учитель)

- Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. – Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)

Опыт №5. (Обучающиеся выполняют вместе с учителем)

- Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.

- Что увидим? (Белый налет на стекле.)

- Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)

В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.

опыта

Вывод

1

В почве есть воздух

2

В почве есть вода

3

В почве есть перегной

4

В почве есть песок и глина

5

В почве есть минеральные соли

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.