Конспект занятия на тему «Почва. Состав почвы» (Окружающий мир, 4 класс)
Тема: «Почва. Состав почвы»
Цель: изучение почв и состава почвы.
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятием «почва», с составом почвы.
Развивающие: развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; интерес к окружающему миру.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов.
Коммуникативные УУД:
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: образцы почв, стаканы с водой, бумажные салфетки; спиртовка, металлическая пластина, тетради, ручки, карандаши, линейки.
Практическая работа
- Итак, ребята, наш класс - небольшая лаборатория, а вам я предлагаю побывать в роли исследователей.
- Я приготовила почву с нашего пришкольного участка. Что можно узнать о почве с помощью органов чувств?( цвет, запах, структуру почвы).
-Какие опыты вы можете сделать сами, а какие, наблюдая за учителем?
-Почему? (в целях безопасности).
- Куда будем записывать наблюдения и выводы? (в тетради).
- Откройте тетрадь, запишите «Практическая работа №5» и будем заполнять таблицу поэтапно.
(Обговаривают правила техники безопасности)
Опыт №1.(обучающие выполняют вместе с учителем)
- Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух.)
Опыт №2. (обучающиеся выполняют вместе с учителем)
Возьмем бумажную салфетку и насыпаем на нее немного почвы, сожмем салфетку. Что вы видите? (На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода.)
Опыт №3. (Проводит учитель)
- Высушенный комочек почвы положим на металлическую пластину и нагреем в спиртовке. Что вы видите и чувствуете? (Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах.)
- Поместим на пластину стебельки растений и нагреем на спиртовке. Результат тот же. Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы определяется наличием в ней перегноя.
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть перегной.)
А теперь рассмотрим почву с помощью интерактивного микроскопа. Медленно приблизим к почве микроскоп на такое расстояние, при котором изображение будет наиболее четким. Удалось ли вам рассмотреть с помощью микроскопа что-то новое в составе почвы? Можно увидеть различных кровососущих членистоногих: комаров, клещей, мух и др.
Опыт №4. (Выполняет учитель)
- Высыпаем остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешаем и дадим отстояться. – Что увидим? (Песок осел на дно, вода сначала была мутной, а потом осела и глина.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть песок и глина.)
Опыт №5. (Обучающиеся выполняют вместе с учителем)
- Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Что увидим на фильтре? (Остатки растений, перегной, песок, глину.) Профильтрованную воду нальем на стекло и подержим над спиртовкой.
- Что увидим? (Белый налет на стекле.)
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть минеральные соли.)
В почве есть микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней бы ничего не росло. Микробы – санитары, быстро избавляют нас от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения.
№ опыта |
Вывод |
1 |
В почве есть воздух |
2 |
В почве есть вода |
3 |
В почве есть перегной |
4 |
В почве есть песок и глина |
5 |
В почве есть минеральные соли |