Исследование "Мои первые открытия о плесени"

0
0
Материал опубликован 26 November 2020

Автор публикации: А. Тарасова, ученица 4Б класса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….2

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Что такое плесень?........................................................................................3

2.2. Какой бывает плесень?……………………………………………………..3

2. 3. Интересные факты о плесени……………………………………………..5

2.4. Чем опасна плесень…………………………………………………………5

2.5. Чем полезна плесень……………………………………………………......6

III. Практическая часть. Мои исследования.

3.1.Анкетирование………………………………………………………………7

3.2. Консультация с учителем биологии…………………………………….....9

3.3. Мои исследования…………………………………………………………9

3.4. Рекомендации по хранению хлеба………………………………………...12

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...12

V. ВЫВОД………………………………………………………………….…….13

Список литературы………………………………………………………………14

Приложение………………………………………………………………………15















I. ВВЕДЕНИЕ

Однажды, увидев плесень, я очень испугалась. Решила, что это какое-то чудовище. Рассказала своим друзьям и узнала, что многие испытывают брезгливость при виде плесени, но ничего о ней не знают. Как возникает? Какая бывает плесень? Поэтому я решила исследовать, что же это такое?

Цель моей работы:

-изучить и выявить сущность природы плесневых грибков и их роли в жизни человека;

-определить и проверить на практике благоприятные условия появления и развития плесени.

-разработать разнообразные советы по предохранению продуктов от появления плесени.

Гипотеза:

Предполагаю, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде. Фитонциды не дают плесени расти.

Задачи:

1. Собрать и изучить информацию о плесени

2. Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний о плесени.

3. Провести серию опытов по выращиванию плесени в разных условиях

4. Разработать практические советы по предохранению продуктов от появления плесени.

Методы исследования: сбор и анализ информации по данной теме, анкетирование одноклассников, консультации , проведение исследований, работа с Интернет-ресурсами.

Предмет исследования: плесень

Актуальность исследования. Плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, но до сих пор она остаётся «тайной за семью печатями». Человек ещё в прошлом веке сумел полететь в космос, но пока не разгадал загадок обыкновенной плесени и до сих пор она остается одной из загадок.


II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Что такое плесень?

Сначала я решила найти и изучить информацию о плесневых грибах, расширить знания, которые я получила на уроках

На сайте plesneveet.ru сказано, что плесень – это простое по структуре «растение» из грибного семейства. Она состоит не из одной клетки, как бактерии, а из множества. Многочисленные клетки плесени образуют собой длинные нити волокон, которые называются гифами. Плесень – это грибок, а значит, она размножается с помощью спор. Спора – микроорганизм, защищенный прочным покрытием. Споры находятся в состоянии покоя до того момента, пока не попадут в среду, благоприятную для размножения. Споры развиваются тремя разнообразными методами, зависящими от вида микроскопического гриба:

круглыми участками в пределах сети гифов;

веществом в мешочке на конце антенны гифа;

участком, похожим на цепь, на конце антенны гифа.

Можно сказать, что если плесень – растение, то споры – его семена. Одно «растение» производит тысячи спор, которые уносятся потоками воздуха и, усевшись в теплое местечко, размножаются при первой удобной возможности.

Споры плесени находятся везде, но особенно много их в воздухе.


2.2. Какой бывает плесень?

Наиболее очевидным различием является цвет плесневых образований. Можно выделить разные виды грибка, опираясь именно на него, как на самый простой признак.​​​​​​​

Черная. Наиболее распространенная и самая опасная из всех видов плесени. Из всего многообразия подвидов данной плесени самым распространенным считается аспергилл черный. Он представляет особую опасность для человека и животных, поскольку вызывает заболевания, созвучные названию – аспергиллезы

Зеленая. Зеленая плесень (аскомицеты) распространяется преимущественно в органических материалах, почве или компосте. Продуктами, однако, тоже не брезгует, может поселиться в овощах. По внешнему виду эти плесневые грибы напоминают мох насыщенного зеленого цвета с неровной поверхностью.

Зеленая плесень достаточно быстро распространяется как в зараженном продукте, так и в организме человека, попадая туда вместе с едой.

Розовая. Не портит поверхности, как многие другие виды, не оседает на потолке и стенах, и даже не представляет особой опасности для человека (но употреблять еду с ней, конечно, все равно не рекомендуется).

Появляется, в основном, на остатках растительного происхождения и гнилых продуктах (испорченные овощи, фрукты, в редких случаях – крупы, которые неправильно хранились).

Белая. Белая плесень (Мукор) почти всегда поражает деревья, комнатные растения и почву, в которой они растут. «Любит» некоторые продукты (сыр, хлеб). Не считается особо опасной, но иногда может поразить какой-либо внутренний орган. Обычно такое происходит редко с людьми, чей организм имеет очень слабые защитные функции. Голубая. Редко появляется в домах, не представляет опасности для человека. В основном растет на деревьях, используется в производстве изысканных сыров. Внешний вид – налет синего цвета. Серая. Серые (сапрофитные) грибы выглядят как простой налет. Оседает почти на любых поверхностях и покрывает различные материалы. Иногда поражает еду (овощи, фрукты) и передается через цветочные семена.


2. 3. Интересные факты о плесени

Некоторые подвиды плесневых грибов способны светиться в темноте, привлекая насекомых, которые разносят споры;

натуральный мед плесенью не покрывается, хотя содержит много сахара, — в нем практически нет влаги, необходимой для грибка;

пенициллин смертелен для морских свинок;

грибки плесени разрушают структуру ДНК, что может вызвать рак;

желтого цвета плесень (род аспергилл) самая опасная, встречается на продуктах из молока, рыбы, на бобовых и орехах – выделяемый ею афлатоксин аккумулируется в тканях организма и вызывает различные заболевания, в том числе и рак;

колокольный звон определенной частоты и тональности подавляет развитие плесневых грибов. 


2.4. Чем опасна плесень

Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно.

В VI веке до н.э. ассирийцы использовали древний вид биологического оружия – спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов.

В средние века той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Эта болезнь называлась тогда «огонь святого Антония», так как многие, кто от неё страдал, совершали паломничество к гробнице святого Антония во Франции, надеясь на чудесное исцеление.

Самое сильное канцерогенное вещество, которое выделяет плесень, — афлатоксин. В одной азиатской стране каждый год от действия этого канцерогена погибает 20.000 человек. Это опасное для жизни вещество использовалось в производстве современного биологического оружия.

2.5. Чем полезна плесень

Но у плесени, кроме вредных, есть и полезные свойства.

В 1928 году английский микробиолог Александер Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зелёной плесени. Эта плесень, названная Penicillium notatum, способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине». В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард Флори и Эрнст Чейн удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины.

Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Знаете ли вы, что такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, горгонцола, рокфор и стилтон обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени рода пенициллиум? То же самое можно сказать и о салями, соевом соусе
Вот такая она, эта удивительная плесень. Опасная и необходимая.


III. Практическая часть. Мои исследования.


3.1.Анкетирование

Среди учащихся нашего класса (14 человек) было проведено анкетирование. Были получены такие результаты:

t1606399202ao.gif

t1606399202ap.gif

t1606399202aq.gif

t1606399202ar.gif

t1606399202as.gif

t1606399202at.gif

t1606399202au.gif

Вывод: По результатам анкетирования выяснилось, что у большинства моих одноклассников недостаточно знаний о плесени, ребята относятся к ней с брезгливостью или страхом, многие встречались с ней и хотели бы узнать о ней побольше.

3.2. Консультация с учителем биологии

Для расширения познаний о плесени я побеседовала с учителем биологии Буяновой Еленой Викторовной.

t1606399202av.jpg


t1606399202aw.jpg


Елена Викторовна рассказала, что некоторые растения вырабатывают фитонциды, которые убивают или подавляют рост и развитие бактерий и микроскопических грибов. Стало очень любопытно, и я решила провести опыты.

3.3. Мои исследования

Цель опыта №1: я хотела определить, в каком пространстве быстрее может образоваться плесень.

Объекты исследования: куски одинакового хлеба, слегка смочила и поместила в холодильник, на батарею, в полиэтиленовый пакет на столе при комнатной температуре. Начала наблюдать:




Дни

В холодильнике

На батарее

В пакете на столе

1

мягкий

мягкий

мягкий

2

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, цвет не поменял

3

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, цвет не поменял

4

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, появились темные пятнышки

5

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, пятнышки увеличиваются

6

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, на пятнах появился «пушок»

7

сухой, цвет не поменял

сухой, цвет не поменял

мягкий, с черными пятнами, покрытый «пухом»

t1606399202ax.jpg

t1606399202ay.jpg

t1606399202az.jpg


Вывод: В результате этого опыта я установила, что условием образования плесени является влажное теплое место, где плохо перемещается воздух. Высокая и низкая температуры не способствуют образованию плесени


Цель опыта 2: я хотела узнать строение плесени.

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.

Это удивительно!


t1606399202ba.jpg



Вывод: Плесень состоит из тоненьких ниточек, которые похожи на паутинку .

Цель опыта 3: я хотела определить, как влияют фитонциды на рост плесени

Оборудование: 3 блюдца, накрытые полиэтиленовыми пакетами с одинаковыми кусочками хлеба и некоторые организмы, выделяющие фитонциды (чеснок, горчица, яблоко)

t1606399202bb.jpg

Через 4 дня хлеб, возле которого лежал чеснок, не изменил цвет. Плесень не появилась

t1606399202bc.jpg

На тарелке с сухой горчицей плесень тоже не появилась.

t1606399202bd.jpg

На тарелке с кусочком яблока хлеб покрылся пятнышками плесени, яблоко тоже покрылось плесенью (раньше, чем хлеб)




Вывод: В результате опыта было выявлено, что продукты, которые выделяют фитонциды, задерживают развитие плесени. Хорошо предотвращают размножение плесени чеснок и горчица

Очень важно для людей уберечь продукты от плесени. Поэтому, я считаю, что некоторые рекомендации по сохранению продуктов от плесени могут быть полезны.


3.4. Рекомендации по хранению хлеба

Хранить продукты следует в закрытой посуде . Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку.

Предотвратит продукты от плесени горсточка соли или горчицы насыпанные в полотняные мешочки. Их следует класть в хлебницу или целлофановый пакет с продуктами, тогда они сохранятся дольше.

Стараться не класть вместе ржаной и пшеничный хлеб - иначе они быстро заплесневеют.


IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате исследовательской работы я узнала, что такое плесень, как она распространяется, развивается, какие интересные факты существуют. Плесень может быть врагом и другом для человека, может быть вредной и полезной.


Практическое применение:

1. Результаты работы учат бережному отношению к продуктам, описывают советы по предохранению продуктов от появления плесени.

2. Материалы исследования могут помочь провести интересно урок окружающего мира .

V. ВЫВОД.

Наиболее благоприятная среда для развития плесени – тёплые места с повышенной влажностью, плохо проветриваемые.

Летучие вещества-фитонциды задерживают рост плесени.
Моя гипотеза подтвердилась!
















Список литературы:

1. Исмаилова С. Энциклопедия по биологии, М. «Авнта +», 1995 г.

2.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике, М. Просвещение, 1976 г.

3. https:// plesneveet.ru/

4. http://www.livt.net/  «Живые существа»  Электронная иллюстрированная энциклопедия.

5.http://ru.wikipedia.org/wik























(Приложение 1)


Анкета «Плесень»


1. Вы знаете, что такое плесень

да

нет

2. Как вы относитесь к плесени ?

с брезгливостью

равнодушно

любопытно

3. Где вы встречаете плесень ?

в продуктах питания

в домах

я её не замечал(а)

4. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на хлебе небольшой кусочек плесени?

выбрасываем весь продукт

срежем заплесневелую часть, остальную съедаем

когда как, не задумывался(лась) над этим

5. Влияет ли плесень на здоровье человека?

да

нет

не знаю

6 . Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?

вызывает отравление или аллергию

никакого вреда

не знаю


7. Знаешь ли ты, как сохранить продукты от плесени?

да

нет

8. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?

да

нет


( Приложение 2)


Рекомендации по хранению продуктов


Хранить продукты следует в закрытой посуде . Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завёрнутым в льняную салфетку.

Предотвратит продукты от плесени горсточка соли или горчицы насыпанные в полотняные мешочки. Их следует класть в хлебницу или целлофановый пакет с продуктами, тогда они сохранятся дольше.

Стараться не класть вместе ржаной и пшеничный хлеб - иначе они быстро заплесневеют.


16


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.