«Мои первые шаги в профессии»
«Хорошим учителем не становятся, хорошим учителем рождаются...» Эти слова я часто слышала и от своих любимых родителей, и от первого учителя, который повел меня в удивительную страну знаний, и от мудрых учителей-предметников среднего и старшего звена, перехвативших эту эстафету, когда я закончила начальную школу.
Будучи школьницей, я не придавала особого значения этим словам, да и не до того было маленькому ребенку, который в то время открывал для себя столько нового и интересного. Но теперь, когда я сама уже не первый год являюсь учителем в средней школе, мне, как никому другому, известно, какой смысл скрывается за этим высказыванием.
Мои друзья часто спрашивают меня: «Скажи, почему ты решила стать учителем, и неужели тебе это действительно нравится?» В такие моменты мне тоже хочется задать им встречный вопрос: «А чем плоха профессия учителя, что, услышав слово «школа» на вашем лице появляется такое выражение, как будто вы увидели демона во плоти?» Однако, я этого не делаю, я просто в сотый и тысячный раз им повторяю, что профессия учителя для меня не пустое словосочетание, обозначающее род деятельности, это что-то большее... Что-то, что я могу даже назвать своим призванием!
Любовь и тяга к школе появилась еще в детстве! Сначала я просто старалась хорошо учиться, чтобы мои родители могли мной гордиться, но по мере того как я становилась взрослее, мое отношение к учебному процессу менялось. Вместе со знаниями, которые я получала, для меня стала важна и личность человека, который мне их передавал. Я восхищалась своими учителями! И мне было неважно, какой предмет они вели: математику, географию, английский, технологию или физкультуру. После моих родителей, они были теми людьми, на которых я могла ровняться и к которым я всегда могла обратиться за помощью в любую минуту. Наверное, по этой причине в те дни, когда я болела или оставалась у бабушки на каникулах, я сажала на стулья свои игрушки и бабушку вместе с ними и старалась быть похожей на тех людей, которые меня восхищали: на моих школьных учителей. Только сейчас я осознаю, как забавно это выглядело, но мои нынешние коллеги, я в этом уверена, с легкостью узнают во мне самих себя в своем детстве.
Глядя на меня, мои родители точно знали, кем будет их дочь, однако вслух никто никогда не произносил этого, скорее всего потому, что право выбора должно было оставаться за мной.
Сдав экзамены и получив аттестат о полном среднем образовании, я уже точно знала, что мне нравится и куда я буду поступать: педагогический университет и, как обычно не дано третьего, согласно латинскому выражению, в тот момент для меня второго варианта не существовало. Меня даже не испугали слова моего классного руководителя о том, что «быть учителем - это с одной стороны интересно, а с другой - сложно!» Для меня ключевым словом было слово «интересно», и что бы мне ни говорили, я целеустремленно начинала двигаться к достижению поставленной цели, ведь упорства мне не занимать!
С того дня прошло уже больше пяти лет... И вот я учитель! И не тот учитель, которым становятся, а тот, которым рождаются. "Почему?" - спросите вы меня. И я отвечу: «Aliis inserviendo consumor!» («Светя другим, сгораю сам!») Я безумно люблю свою работу; люблю видеть радостные лица своих учеников и радоваться за их победы как за свои собственные; люблю помогать им, когда у них что-то не получается; люблю учить их тому, что знаю сама, даже несмотря на то, что это занимает почти все время и забирает много сил и энергии. Я горжусь тем, что для них я не только учитель, дающий знания, но и тот человек, который помогает им познать мир и понять разницу между Добром и Злом, между тем, что нужно любить и уважать и тем, что нужно презирать. И что самое приятное, я вижу, что мои ученики отвечают мне взаимностью, и это тоже дает мне силы и веру в себя!
Оглядываясь назад, честно могу признаться, что я не всегда была такой позитивной и уверенной в себе как сейчас... На моем пути было все: и слезы радости, и слезы разочарований, достаточно вспомнить мои первые шаги в профессии.
У меня никогда не возникало такой мысли, что это не мое, - нет! - однако были такие моменты, когда я говорила себе: «Ты не справляешься с тем, чем занимаешься, и это факт!» Но тут же мне вспоминались слова классного руководителя после окончания школы, и я собирала всю силу в кулак и делала все возможное, чтобы доказать, что я сильная и занимаюсь своим делом.
И после первых шести месяцев работы настал такой момент, когда я поняла, что не нужно жалеть себя и искать оправдания своим ошибкам, а нужно разобраться, что я могу сделать, чтобы больше их не допускать! Я приложила максимум усилий, чтобы лишний раз не нервничать или не переживать из-за невыполненного Васей домашнего задания или плохой отметкой Светы по контрольной работе, которая портила мне всю успеваемость по предмету в классе. И результаты не заставили себя долго ждать: чем меньше расстраивалась или раздражалась я, тем добрее и отзывчивее на мои требования становились дети. И вот тут-то я открыла для себя еще один, теперь уже кажущийся мне очевидным факт о том, что я должна понимать своих учеников, тогда и они тоже будут стараться понимать меня. Иногда я пыталась навязать им свое мнение, которое казалось мне единственным и верным, ведь я же учитель, а потом здравый смысл взял верх. Я прислушивалась к ним, и мы находили компромисс: чему-то учила их я, а чему-то учили меня они.
К тому же с самых первых своих дней работы в школе я всегда помнила и чувствовала, что школа для меня - это часть моей жизни, как бы банально и избито это не звучало. И это не просто клише, которые всегда употребляют люди, говоря о своей работе. Мне нравится видеть улыбающиеся лица детей, мне приятно осознавать, что я могу отдать частичку своих знаний кому-то ещё.
И пусть иностранный язык не всем пригодится в будущем, но у меня появляется добрая улыбка на лице, когда я понимаю, что про Букингемский Дворец и про количество звёзд на американском флаге двоечник Вова, назовём его так, узнал именно от меня, а не от кого-то еще. В школьной жизни бывает много всего: моменты взлетов и падений, минуты гордости за своих учеников и те ситуации, когда ругаешь их на чем свет стоит, но почему-то, возвращаясь сюда однажды после окончания девятого класса, тот же самый двоечник Вова, глядя в глаза, говорит мне спасибо за то, чему я его научила. Что может быть для меня, молодого учителя, приятнее и важнее? Разве могу я после этого назвать школу просто зданием? Нет, это часть меня и моей жизни!
Пусть сложно пока еще писать тематическое планирование по предмету или раскрывать потенциал каждого ученика на уроке, как того требует новый федеральный государственный общеобразовательный стандарт, я не расстраиваюсь, потому что понимаю: несмотря на то, что я учитель, мне все еще многому предстоит научиться, чтобы стать профессионалом в преподавании, как мой наставник, который помогает мне в те моменты, когда я сталкиваюсь с трудностями в методике преподавания своего предмета; профессионалом в умении ставить цели и пытаться их целиком и полностью реализовывать во время урока как мой руководитель в школе молодого учителя; и, наконец, стать профессионалом в умении блестяще управлять той маленькой группой, называющейся класс, как это делает директор моей школы с педагогическим коллективом.
Я прекрасно знаю, что для того чтобы достигнуть всего этого, нужно постоянно учиться самой, заниматься самообразованием. Но в то же самое время я понимаю: не только техническая сторона моей профессии поможет мне стать успешным и профессиональным учителем, но также и то, насколько хорошо я буду ладить с детьми, потому что без них, без их поддержки и понимания называть себя хорошим учителем будет просто невозможно.
Конечно, это сложно, но никто никогда не говорил о том, что будет легко. Мне очень нравится одно латинское крылатое выражение, я часто его повторяю себе: «Per aspera ad astra!» («Через тернии – к звездам!») Тернии были, есть и будут, от них никуда не уйти, без них невозможно было бы достигнуть того, что я имею на данный момент, как в личностном, так и в профессиональном плане, но ведь и звезды потихоньку начинают освещать мне путь: хорошие отметки моих учеников, их достойные поступки, результаты, которых они достигают и, конечно же, слова благодарности, которые я все чаще слышу от детей, как настоящих учеников, так и выпускников, пусть даже и девятого класса.
Я надеюсь, что в скором будущем я буду иметь не просто серое небо с разбросанными на нем в хаотичном порядке звездами, а настоящее темное небо с большим количеством собранных на нем красивых созвездий, которые еще раз докажут мне и без того известную мне истину: быть учителем - это мое призвание!
3