12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихова Татьяна Алексеевна743
Люблю принимать участие с учениками в различных конкурсах
Россия, Ярославская обл., д.Вощиково, Пошехонский район
4

«Исследование старинной семейной фотографии. Так мало на память о прошлом осталось…»

IX районная учебно-исследовательская конференция школьников "Первые шаги"

 

Секция

История и социально-политические науки

(право, экономика, обществознание)


 

Исследовательская работа

«Так мало на память о прошлом осталось…»

(Исследование старинной семейнойфотографии)


 

Автор: Новосёлов Михаил Константинович,

учащийся 9 класса,

МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва.

Руководитель: Тихова Т.А.,

учитель истории и обществознания,

МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королёва.

 

 

Пошехонье 2019 г.

 

Содержание

 

Введение. …………………………...........………………….……..с.3

Так мало на память о прошлом осталось…………..……………..с.7-11

2.1.История (легенда) появления фотографий в семье….…..…с.7

2.2.Описание старинных семейных фотографий.

Групповой фотопортрет семьи Кудрявцева М.И.………………...с.7-8

2.3.Описание старинных семейных фотографий.

Снимок фотографа Н. Е. Лежнёва……………………………..….с.9-11

Заключение. ……………………………………………….…….…с.12

Список использованных источников и литературы. ……………с.13

Приложения………………………………………………..………..с.14-18


 

 

Введение.

Формулировка проблемы

Я люблю рассматривать старые фотографии, которые хранятся в нашем семейном альбоме. Вглядываться в лица людей. Изучать попавшие в кадр детали быта, одежды, реквизит тех времен. Удивляет качество и сохранность фото, учитывая, что хранились они не в специальных условиях. Средистарых фотографий встречаются особенные. На таких фотографиях наши близкие запечатлены в моменты переживания и радости. Эти снимки являются семейной реликвией и напоминают нам об истинной природе человеческого счастья, которое не зависит от внешних обстоятельств, но пробуждают интерес к изучению истории своей семьи. Семейная реликвия – это вещь, которую хранят в семье, почитают и передают из поколения в поколение. Реликвии моей семьи связаны с двумя старыми фотографиями.Фотографии как историческая книга  могут  воскресить память о человеке.Эти  фотографии заинтересовали  меня, заставили  задуматься. Кто  эти люди? Как сложилась их судьба? Какое отношение я имею к ним?Эта работа посвящена памяти  моих родственников из далёкого начала 20 века.Я решил узнать историю этих фотографий и представить это в виде данной работы.Чем старее снимок, тем интереснее его исследовать.

Актуальность темы

Актуальность моей исследовательской работы  заключается в том, что сегодня мы,  молодое поколение, мало знаем о своих корнях, свою родословную, историю своей семьи. Стремительный XXI век разрушает устои семьи, связь поколений. Многие современные подростки не знают своих бабушек и дедушек, не говоря уже о родственниках, живших в XIX, XX веке, поэтому важно сохранить то малое, близкое и дорогое каждой семье – память о своих родных.

Данная работа  имеет большое практическое значение. Материалы работы можно использовать в школьном музее, в котором я являюсь экскурсоводом, для внеклассной и внеурочной деятельности, на уроках истории и классных часах, для школьной газеты, для всехлюдей, кто интересуется историей нашей семьи.

Цели и задачи

Цель работы: изучение старинных семейных фотографий.

Я выдвинулгипотезу: возможно, если я составлю описание старых фотографий из семейного альбома, то это поможет сохранить память о моих родственниках и для моих потомков.

Были поставлены следующие задачи:

выяснить историю появления фотографий в семье;

составить всестороннюю характеристикуи описание данных фото.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - старинные семейные фотографии.

Предмет исследования –характеристика и описаниестарых фотографий из семейного альбома.

Характеристика методов исследования

Способы достижения поставленной цели я выбрал следующие:

Методы эмпирического исследования:

измерение размеров;

сравнение.

Методыэкспериментально-теоретические:

исторический;

логический;

анализ и синтез;

интервьюирование.

Методы теоретические:

обобщение;

описание;

формализация.

Используя данные методы, я смогу на основе анализа информации, полученной из разных источников,сделать заключение об авторе-фотографе, времени и месте создания фотографий, дать полное описание семейных реликвий.

Краткий обзор литературы и источников

Имеющиеся в нашем распоряжении источники можно разделить на три группы.

1. Архивные и методические материалы.

«Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1911 год. Изд. А.С. Суворина. М., 1911. Раздел «Торгово-промышленные предприятия г. Москвы и ее пригородов» содержит информацию о месте расположения фотоателье «Рембрант» имени Ивана Ивановича Попова.Исповедные духовные ведомости Преображенского собора г. Рыбинска дают информацию о семье фотографаНиколая Егоровича Лежнева.Методические рекомендацииБелгородского государственного историко-художественного музея и Саратовского областного музея краеведения позволяют узнать, как провести описание фотографии и как правильно хранить подобные фотоснимки.

2. Монографические источники.

У Ю. Барашкова в работе «Ностальгия по деревянному городу» можно найти описание фотоателье конца XIX – начала XX вв. Костюченко К.В., Никонов С.В. в справочнике «Фотографы и фотографические ателье Ярославской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.)» приводят информацию о фотоателье рыбинского фотографа Николая Егоровича Лежнева.Черепанова Т. А. и Дурнева М. В. дают рекомендации по приему, учету и хранению фотодокументов.

3. Интернет– ресурсы и иные источники.

Среди интернет-источников преобладают энциклопедические и справочные материалы, в которых дана подробная информация о том, что такое фотография, способах и приёмах фотографирования, о появлении фотографии в Ярославском крае. В процессе изучения источников я выяснил, как создавались, фотоателье, насколько они были популярны в обществе, сколько стоили фотографии, какие виды фото были в тот период времени распространены.К иным источникам я отнёс воспоминания моей прабабушки Комаровой Валентины. Они позволяют узнать,кто изображён на фото, информациюоб их жизни и истории появления фотографий в нашей семье.

Степень изученности вопроса

По характеристике источников видно, что тема описания старинных фотографий широко освещалась в теоретических и практических исследованиях, но никто, конечно, не изучал и не описывалфотографии из нашего семейного альбома.

Вклад автора в решение проблемы

В данной работе на основе анализа источников проведено комплексное исследование семейных фотографий начала XX века. Анализ источников позволяет сформировать новый взгляд на проблему сохранения семейных ценностей и формирование интереса к изучению своей родословной. Тем самым внести вклад в укрепление устоев семьи. Мой вклад в изучение данной темы заключается в том, что я, изучая семейные реликвии, предлагаю пример, как можно сохранить память о своих родных и близких.

Результаты своего исследования я планирую вынести на школьную конференцию «Открытие». На основе данной работы можно подготовить и выпустить буклет «Схема описания фотографии», а потом использовать его в качестве справочника для характеристики других старых фотографий, которые хранятся в школьном музее и в семейных альбомах.


 

 

II.«Так мало на память о прошлом осталось»…

Начало 20 века было ознаменовано настоящим фотографическим бумом. Очевидец писал в 1910 году: «... в районе Невского проспекта в фотоателье выстраивались очереди...». В 1913г. только в Петербурге по адресной книге значилось более 150 фотомастеров. Фотографироваться было модно и на периферии.

2.1. История(легенда)появления фотографий в семье.

Старые фотографии - это не просто снимки, они свидетели жизни наших предков, помогают нам увидеть и понять, как жили они много лет назад. Наши семейные реликвии хранились в семейном альбоме прабабушки Комаровой Валентины Васильевны, на фото её родители и дядя. Она часто ездила к ним в Москву и долго жила там.

2.2.Описание старинных семейных фотографий.Групповой фотопортрет семьи Кудрявцева М. И.

Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.

Жанр фотографии:групповой фотопортрет.Фотографии в то время стоили весьма недешево, и далеко не все могли позволить себе эти расходы. Если приходили фотографироваться, то делали это семьями, делались портреты каждого члена семьи в отдельности, затем групповой снимок.

Название изображения:на данном снимке фотограф Попов Иван Иванович запечатлелсемьюпрапрадедушкиного брата: Кудрявцева Михаила Ивановича. На ней изображены он сам, его жена, двое детей и мать его жены. Из разговора с бабушкой я узнал, что Кудрявцев Михаил Иванович работал инженером в Министерстве путей сообщения в Москве, а семья жила в городе Клин в ведомственном доме с садом. Жена была домохозяйкой, занималась детьми и домом. М.И. высылал деньги брату вВощиково, помогал материально. У прапрадеда в семье жила их старшая сестра Зинаида Ивановна. Она много лет отработала в усадьбе Комаровых помощницей по хозяйству. Детей у Михаила Ивановича было двое:дочь и сын Борис. Он пошёл по стопам отца - выучился на инженера. У Бориса родилась дочка Наташа, которая стала врачом.

Автор: снимок сделан в фотоателье «Рембрант» имени Ивана Ивановича Попова. Название ателье носит по имени великого голландского художника, мастера света.

Дата и место создания: фотоателье «Рембрант» имени Ивана Ивановича Попова располагалось по адресу:город Москва, ул. Сретенка, д. 21. Оно было создано в 1905 и просуществовало до 1924 года.
Снимок сделан в 1915 году.

Материал и техника изготовления:фотография чёрно-белая, сделана с помощью уникальной фототехники (старинный фотоаппарат) и с использованиемодной из самых распространенных схем освещенияначала 20 века «свет Рембрандта». Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Расстояние примерно 1,5 метра. От камеры до источника света должно быть примерно 2 метра.Знаменитый голландский живописец Рембрандт использовал свет, который на тёмной стороне лица создавал под глазом тень в виде треугольника.

Размер:Размер фотографии по вертикали 15,5 см, по горизонтали 10 см.

Описание предмета:дореволюционные фотосалоны бережно относились к хранению негативов. Они в то время представляли собой стеклянные пластины, на которые при фотосъемке проецировалось изображение (затем изображение проявлялось и фиксировалось). Поэтому на паспарту фотосалонов того времени можно видеть пометку «Негативы хранятся». Спустя некоторое время можно было обратиться в фотоателье и заказать повторную печать сделанной ранее фотографии. В правом нижнем углу

снимка можно увидеть герб Российской империи.Поместить на бланке изображение государственного герба Российской империи мог лишь фотограф, удостоенный особого разрешения, заслуживший его «особо полезным трудом для общества». Двуглавый орел означал также, что владелец ателье является поставщиком двора его императорского величества. Паспарту, на которые наклеивались фотографии, сделанные в фотосалонах, содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях.

Сохранность:общее физическое состояние фотографии хорошее. Обрывов, заломов, загрязнений и иных повреждений не имеется. Слегка потрёпанные и обветшавшие края, но это отпечаток времени.

Впечатления от фотографии: картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение. Фотограф увековечил один из

моментов семейного счастья, когда родные люди вместе. Фотограф поместил в центр снимка женщин с детьми. Внимание зрителя привлекает центральная фигура глава семейства – Кудрявцев М.И. Он стоит, облокотившись об искусственный парапет. Обращают на себя внимание длинные платья у женщин и платок, повязанный по моде начала 20 века. Сам М.И. одет в нарядный костюм, что соответствует его положению. Открытые, спокойные лица, добродушные, радостные взгляды, чуть легкая улыбка на губах – все это отражает внутреннее состояние героев снимка. В книге Ю. Барашкова «Ностальгия по деревянному городу», рассказывающей об Архангельске можно прочесть: «Из всех искусств более всего любили фотографию. Позировать перед объективом было событием, и уж, конечно, никто не хотел отстать от других. Представители всех слоев местного общества шли в фотостудии, и там снимали их такими, какими они были на самом деле: неуклюжими, счастливыми, гордыми, сентиментальными».

2.3. Описание старинных семейных фотографий.Снимок фотографа

Н. Е.Лежнёва.

Жанр фотографии:групповой фотопортрет.Цены на фотоуслуги были доступны не для всех. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек,визитный портрет - те же полтора рубля за шесть штук.Заплатить такие деньги могли позволить себе состоятельные граждане, городская аристократия и купечество.

Название изображения:на данном снимке фотограф Лежнёв Николай Егорович запечатлел прапрадеда – Кудрявцева Василия Ивановича, его сестру – Юлию Ивановну и прапрабабушку – Александру Ефимовну. Они жили на хуторе за рекой Ухра. Перебирались с берега на берег по каменистому броду. Когда построили Рыбинское водохранилище, и река Ухра стала широкой, перебрались жить в деревнюЛяча. Василий Иванович работал в сельсовете. Семья была многодетная. Его жена Александра Ефимовна занималась хозяйством и воспитывала 7 детей. Александра Ефимовна умерла 21 июля 1947 года, а Василий Иванович в 1956 году. Про сестру Юлию Ивановну ничего не известно.Фотограф поместил в центр снимка прапрабабушку – Александру Ефимовну, красивую молодую женщину с высоким пучком волос на голове, ясным открытым взглядом, одетую в длинное однобортное пальто. Справа от неё на краю лавочки сидит муж - Василий Иванович в вышитой рубашке-косоворотке. Александра Ефимовна слегка опирается на его плечо. Рядом с ней, с другой стороны фотограф поместил Юлию Ивановну, которая слегка опирается на гипсовую тумбу, атрибут фотоателье. На ней длинное двубортное женское пальто с большими пуговицами, втачанными рукавами и закруглёнными полами.

Автор: снимок сделан в фотоательеНиколая Егоровича Лежнева, выходца из мещанского сословия, родившегося в 1866 году.Отец фотографа Егор Фёдорович Лежнев был рыбинским купцом, торговал мукой, чаем, сахаром.Н. Е. Лежнев получил образование в Рыбинском приходском училище. Разрешение ярославского губернатора на открытие фотографического ателье Н. Е. Лежнев получил 26 ноября 1891 года за №4451.Глядя на фото, я благодарю талантливого художника, подарившего нам потомкам теплые воспоминания. Правы те, кто отмечает, что старинные фотографы вкладывали в портреты и умение, и душевные силы.Найденный в архиве рекламный текст рыбинского ателье начала прошлого века: «Снимки производятся во всякую погоду. Заказы исполняются скоро и добросовестно. С почтением, фотограф-портретист» подтверждает это.Если попробовать мысленно перенестись в Рыбинск тех лет и посетить профессиональное фотоателье, то мы смогли бы понаблюдать за работой целого коллектива фотографов. Обычно съемку портретных групп в ателье обслуживали до восьми человек.

Два служителя раскатывали ковры, ставили мебель, вынимали и расставляли фоны. Сам процесс фотографирования был разделен на шесть стадий, и за каждую отвечал особый фотограф-специалист.

Первым начинал работать фотограф, ведавший обстановкой съемки: подбором мебели, фонов и декораций.За ним вступал в свои обязанности второй фотограф – «позер», рассаживавший снимавшихся людей и придававший им те или иные позы. Третий фотограф «колдовал» над освещением, создавая те или иные световые эффекты при помощи задергивания и отдергивания многочисленных верхних и боковых занавесок в павильоне.Четвертый ведал только установкой аппарата для съемки.Чрезвычайно ответственной была работа пятого фотографа-лаборанта, изготовлявшего мокрую коллодионную пластинку для данной съемки. Снимать можно было только на мокрой пластинке, которая так и вставлялась в мокром виде в кассету. Как только пластинка начинала подсыхать по краям (через 3 минуты), она теряла свою высокую чувствительность и делалась непригодной для съемки.Как только все приготовления к съемке заканчивались, фотографу-лаборанту давался звонок, и он приносил свежеизготовленную огромную мокрую коллодионную пластинку. Только тогда приступал к работе шестой фотограф-съемщик.

Дата и место создания:данная фотография сделана в 1910 году.Фотосалонрасполагался по адресу:городРыбинск,  дом Кожевникова на Крестовой улице вблизи Югской часовни. В уездных центрах фотографы имели небольшие салоны и часто перемещались по городам и сёлам, осуществляя фотографическую деятельность.

Материал и техника изготовления:фотография чёрно-белая.Дореволюционная фотография - это искусство сразу нескольких мастеров: фотографа, литографа и художника.Клиентам приходилось за свои деньги выносить настоящую пытку: дав покрыть себе лицо толстым слоем белой пудры, неподвижно сидеть перед камерой 20 минут.

Размер: Размер фотографии по вертикали 14 см, по горизонтали 10 см.

Описание предмета:разглядывая старинные фотопортреты, мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках, но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам – это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя, название мастерской, адрес (с начала XX века указывался и номер телефона), все награды и регалии, полученные владельцем заведения на различных выставках.К 1910-е гг. производство паспарту пошло на убыль, исчез роскошный бристольский картон: вместо него уже использовались сорта дешевой бумаги. Искусство фотографического бланка (паспарту) стало угасать и постепенно исчезло, но на нашей фотографии, бланк фотоателье Н.Е.Лежнёва был, только сорван.

Сохранность:общее физическое состояние фотографии хорошее. Есть небольшие обрывы и заломы, по центру, вверху снимка имеется небольшое круглое отверстие, очевидно фотографию прибивали гвоздём к стенке.Имеются незначительные загрязнения и пятна.

Впечатления от фотографии:

Фотографии произвели на меня глубокое впечатление.Картины, запечатленные на фотографиях, несут в себе определенное настроение, отпечаток, дыхание той эпохи, когда жили мои далекие и в то же время близкие родные. Они еще не знают, что ожидает их впереди. Какие испытания предстоит им вынести, что потеряют во время Великой Отечественной войны двух сыновей. Они смотрят на меня со снимков, и взгляд их пронизан надеждой и семейным счастьем в будущем.

 

III. Заключение.

Моя гипотеза подтвердилась. Фотографии заставилименя задуматься оболее глубоком изучении своей родословной. Узнав историю появления фотографий в семье, я заинтересовался жизнью родных и близких, живших в прошлом и позапрошлом столетии. Я понял насколько они нам дороги. И как хорошо, что эти фотографии сохранились до нашего времени.

Я выполнил поставленную перед собой цель: изучил подробно, в деталях старинные семейные фотографии. Я узнал, как фотографии появились в семье, и сделал их описание, таким образом, я выполнил поставленные мною в данной работе задачи.Очень хочется верить, что уникальные свидетельства эпохи – фотографии, прожившие без значительно ущерба для своего состояния почти сто лет, не станут жертвой использования современных материалов и будут радовать и заставлять задуматься о своих корнях еще не одно поколение членов нашей семьи.

 

 

 

IV.Список использованной литературы.

Барашков Ю. Ностальгия по деревянному городу, Арх., 2010.

2.Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1911 год. Изд. А.С. Суворина. М., 1911. Раздел «Торгово-промышленные предприятия г. Москвы и ее пригородов».

3.Костюченко К.В., Никонов С.В. Фотографы и фотографические ателье Ярославской губернии (вторая половина XIX - начало XX вв.): справочник. – Ярославль: ВНД, 2015.

4.Методические рекомендации Белгородского государственного историко-художественного музея.

5.Научное описание фотографических материалов. Методические рекомендации. Автор-составитель О. И. Хуторная. Саратовский областной музей краеведения, 2006.

6. Панфилова Н.В. Из истории появления фотографии в Ярославском крае (1850-е гг. – 1903 г.) // Краеведческие записки. Вып. 8. Ярославль, 2005.

7. Ф. 182. Оп. 1. Исповедные духовные ведомости Преображенского собора

г. Рыбинска.

8.Черепанова Т. А., Дурнева М. В. Рекомендации по приему, учету и хранению фотодокументов.

9.ВоспоминанияКомаровой Валентины Васильевны, жительницы д.Вощиково.

10. http://bekarstudio.ru/fotografiya-kak-professiya/article_post/vidy-i-zhanry-fotografii

11.https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1560_rembrandt-osveschenie_-_klassicheskaya_shema_portretnogo_osvescheniya

 

 

V.Приложения.

 

Приложение №1.Групповой фотопортрет фотографа из фотоателье «Рембрант» имени Ивана Ивановича Попова.

 

Приложение №2.Групповой фотопортрет фотографа Н. Е. Лежнёва.

Приложение №3.Схема описания фотографии

Жанр фотографии:

Название изображения:

Автор:

Дата и место создания:

Материал и техника изготовления:

Размер:

Описание предмета:

Сохранность:

Впечатления от фотографии


 

Приложение №4.Схема света по Рембрандту



 

Приложение №5.Правильный эффект треугольника Рембрандта.


 

Приложение №6.Форматы паспарту (бланков) для фотографий.

По данным Фотографического календаря на 1891 г. к 1890 году использовались следующие форматы паспарту (бланков) для фотографий (через / указывается размер фотографии):

Миньон................................................40х78 / 36х70 мм. ;
Визитный, или «Виктория»............ .62х101 / 54х92 мм;
......................................................... ...65х105 / 56х94 мм.;
........................................................... ..82х127 / 70х105мм. ;
Стереоскопический..........................88х178 / 75х80 мм;
..............................................................88х180 / 75х80 мм.;
Кабинетный........................................108х166 / 100х137 мм;
............................................................. 110х170 / 100х137 мм.;
Променадный....................................105х210 / 93х200 мм.; Будуарный..........................................135х220 / 123х189 мм.; Империаль.........................................175х250 / 160х217 мм.; Панель................................................180х320 / 160х300 мм.


 

Приложение №7.Советы по хранению старых фотографий.

Поскольку поверхность фотографий уязвима для царапин, загрязнений или выцветания, то с тыльной стороны на паспарту нужно приклеить папиросную бумагу (т.н. "фартук" или "этикет"), слой которой предохранит фотографию от повреждений.

Фотографии нужно хранить в специальных альбомах, в которых исключено трение листов о фотографии. Хранить старые фотографии в современных альбомах нельзя. Особенно это касается, т.н. «магнитных» альбомов. Клеящие полоски со временем желтеют и часто вызывают появление желтых полос, проступающих на фотографиях. Уже через несколько месяцев клейкая полоска настолько затвердевает, что фотографию невозможно удалить со страницы без риска разорвать ее на части. Опасно хранение фотографий и в альбомах со страницами с кармашками из поливинилхлорида, также портящих фотослой. Через несколько лет материал PVC начинает разлагаться с выделением химических компонентов, входящих в его состав. Эти жирные или клейкие вещества могут вызвать на фотографиях появление окрашенных пятен. Часто фотографии склеиваются с материалом кармашков, в результате чего вынуть фотографии из него становится невозможным.

Нельзя хранить старые фотографии и в альбомах, предназначенных для художественного оформления фотографий. Со временемпластик, картон, бумага и клей нанесут ущерб вашим фотографиям.

Можно использовать только альбомы, предназначенные для архивирования или сделанные из бескислотной бумаги. Обычно она и обозначается как «бескислотная» или «Acid-Free» и архивная (Archival). Для фиксации фотографий на страницах альбома следует использовать только майларовые уголки (майлар-D).

Лучший способ хранения старых фотографий – архивные коробки. Архивные коробки сделаны из бескислотной, безлигниновой бумаги (картона), и сконструированы так, чтобы быть прочными и безопасными, защищать содержимое от грязи и пыли, а также проникновения света.

Хранить альбомы или коробки с фотографиями нужно в местах с отсутствием повышенной влажности, больших перепадов температур, желательно с отсутствием солнечного света, под воздействием которого фотографии выцветают. Нельзя хранить их в подвалах, на чердаках и в гаражах.


 

 

Приложение №8.Ирина Бутримова «Старинное фото»

Потёртый альбом, потускневшее фото,
В нём века ушедшего призрачный след.
Глядят с фотографий задумчиво строго
Те люди, которых давно уже нет.

Красивые, нежные, светлые лица,
Нарядные платья, теперь таких нет,

Их жизни промчались и канули в вечность,
Но в судьбах живущих остался их след.
Напомнит потомкам как жизнь быстротечна
Прабабушки юной красивый портрет.

 

Приложение №7. Советы по хранению старых фотографий.

Приложение №3.Схема описания фотографии

Приложение №1. Групповой фотопортрет фотографа из фотоателье «Рембрант» имени И. И. Попова.

Приложение №4. Схема света по Рембрандту

Приложение №5. Правильный эффект треугольника Рембрандта.

Приложение №6.Форматы паспарту (бланков) для фотографий.

Приложение №2. Групповой фотопортрет фотографа Н. Е. Лежнёва.

Дети: Лиза 1909 г.р., Валентина 1914 г.р., Александр 1922 г.р., Владимир 1923 г.р., Сергей 1924 г.р., Ангелина 1927 г.р., Валентин 1934 г.р.

Приложение №8. Ирина Бутримова «Старинное фото»

Автор материала: М. Новоселов (9 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Садварий Жанна Владиславовна, 02.05.19 в 10:27 0Ответить Пожаловаться
Серьезный проект. Молодец!
Тихова Татьяна Алексеевна, 04.05.19 в 23:22 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку нашей работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.