Классный час
"Так мало нужно старикам».
Цель: формирование мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Задачи: воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания,
сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.
Прививать нравственную культуру учащимся, уважительное отношение к старшим, особенно к людям преклонного возраста.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролики
Форма проведения: час общения.
Ход мероприятия
Каждый в этом мире ищет пониманья,
Нежности, тепла и состраданья.
Но, как редко кто-то ощущает,
Что Господь бездушья не прощает.
Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же сами не даем
То, что от других всегда так ждем?
Прав лишь тот, кто ясно понимает:
Без усилья счастья не бывает.
Поделись душевной теплотой
Ею мир - поделится с тобой. Н. Губская
Учитель:
О чем эти стихи?
К какой категории людей больше всего необходимо проявлять заботу и доброту? (инвалидам и старикам). Как вы думаете, чему и кому будет посвящен наш классный час?
Владимир Зельдин - Песня о старости-видео
Учитель: Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое?
- Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчизне, воспитывая их на героических подвигах предков, старались также показать им, что любовь к Родине начинается с любви к родителям и с проявления уважения к людям старшим по возрасту. Славяне считали почитание отца и матери главной добродетелью человека.
Ученик: По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.
Учитель: Какое отношение к пожилым людям в нашем обществе?
Кто из вас видел репортаж по телевидению о доме престарелых в Якутии?
http://www.newsru.com/russia/09nov2016/asylum.html
( Идет обсуждение и обмен информацией по предложенной проблеме).
Учитель: Ваши прадедушки и прабабушки – это ветераны войны, работники тыла, а ваши дедушки и бабушки – дети войны.
Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 14-15-летние юноши и девушки, как вы сейчас. И это тоже сегодняшние старики.
Ученик: Рабочая смена подростков длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время на дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров. А как радовались юные рабочие тому, что иногда получали на заводах питание.
Рабочий Ульяновского патронного завода вспоминает: «На первое давали суп, если это можно было назвать супом: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля и вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, но крупы не очищались, поэтому попадались мелкие камушки и песок. Иногда на второе давали свёклу или крапиву. На третье рабочие получали чай и очень редко компот.
Учитель:
Разве не достойны наши старики уважения уже потому, что пережили эту страшную войну, выстояли?
Разве не достойны наши старики внимания, заботы и любви?
ВИДЕО: Что происходит в доме престарелых...
nvk-online.ru›video…v-dome-prestarelyh…invalidov…
Какой вы сделали для себя вывод?
(быть добрее и терпимее к пожилым людям, проявлять к ним заботу). А ещё помните, что все мы когда-то состаримся, и относиться к окружающим нужно так, как вам бы хотелось, чтобы окружающие относились к вам.
Ученик:
Как к старикам наш мир жесток и скуп,
Но всё своё имеет отраженье...
Отец на скатерть проливает суп,
у сына и невестки - отвращенье.
Он слеп и глух, так непонятна речь,
Чтоб не сидеть с ним за обедом близко-
Решили посадить его за печь,
И пищу ставить в деревянной миске.
Но вот однажды их родной малыш.
Принёс в избу от дерева кусочек.
-А ну, скажи нам, что ты мастеришь?
Порадуй-ка родителей сыночек!
И мальчуган сказал такую речь,
Что в ней сумела истина открыться:
- Состаритесь, вас посажу за печь,
Я мастерю из дерева корытце.
Ирина Когольницкая
Учитель: Вы когда-нибудь слышали подобную историю не в стихах?
(Дегтярев С. – да, эта притча о старости, а в конце родители все осознали и стали по другому к старику относиться?). (Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним).
Учитель:
Почти все состарившиеся люди говорят о том, как быстро пролетели годы. Рано или поздно наступит момент, когда каждый из нас окажется на месте сегодняшних стариков. И если мы хотим, чтобы наша старость была спокойной и комфортной, то надо уже сейчас её уважать, быть снисходительными и милосердными к старикам.
Ученик:
Не обижайте стариков. Не надо!
Они свою большую жизнь прошли,
У них теперь одна лишь есть отрада,
Которую вы им бы дать могли!
Обрадует их добрая улыбка
И несколько простых, но теплых слов.
Их жизнь уже и так недолга и зыбка,
И вся из боли и тревожных снов.
Они живут в своих воспоминаниях
В их стариковских неспокойных снах,
Им видится война и время созиданья,
И маленькие дети на руках...
Пусть в чем-нибудь они и виноваты,
Вы не ищите злых, колючих слов.
Они-вчерашние солдатки и солдаты,
ПРОШУ-НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!
Автор неизвестен
Учитель:
«Если хочешь, чтобы дети почитали тебя в старости, сам почитай стариков», - гласит русская пословица.
Давайте продолжим слова отражающих отношение к пожилым людям и возьмем их за правила: «Старые люди имеют право на … (уважение, заботу, любовь, внимание окружающих …)
«Молодое поколение не должно … (обижать, унижать, оскорблять бабушек и дедушек)
Ученик:
Не унижайте одиноких стариков
Не унижайте одиноких стариков,
Общаясь с ними только из приличия.
Не создавайте дополнительных оков,
Своим безжалостно-глубоким безразличием.
Они слабее, беззащитнее, чем мы
Добрее, лучше с ними надо обращаться.
И не они нам, это мы им всем должны,
За жизнь свою, сегодня поклоняться.
Они не проиграли ту войну,
В ней погибали, жить давая миллионам,
Они отстроили упавшую страну
Продукты получая по талонам.
Они рожали наших матерей,
В холодных, неуютных коммуналках,
А видя смерть в бараках лагерей
Любили жизнь, берёзки и фиалки.
Не обижайте одиноких стариков,
Простите их сегодняшнюю слабость.
Не их вина, что мир сейчас таков…
Поймите их! И уважайте старость…
Так мало нужно старикам,
Всего лишь трели телефона.
По их измученным глазам
Измеришь боль, не слыша стона.
Учитель: Вы знаете, что 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в Российской Федерации - в 1992 году, в этот день пожилые принимают поздравления, благодарность за все, что они сделали, а многие продолжают делать для общества. Но дарить им свою любовь, уважение и проявлять о них заботу мы обязаны постоянно, а не только в праздники.
Надеюсь, что наш сегодняшний разговор заставит вас задуматься, как много значит доброе отношение к пожилым, что вы будете стремиться понять их и оказывать посильную помощь. Давайте любить, уважать и ценить пожилых. Будьте чуткими, заботливыми, добрыми людьми!
Какое впечатление сложилось у вас от увиденного, от услышанного, от нашего общения с вами? ( каждый высказывает свое мнение )
Самое нелепое на свете,
Самая ужасная беда -
Когда старость обижают дети,
Позабыв о прошлом навсегда!
Но о прошлом этом забывая,
Вспоминайте все же каждый раз:
Старость - беспощадная, лихая,
Впереди у каждого из нас!