Исследовательская работа «Идеал русской женщины в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Перед подростками встают много вопросов о смысле жизни, о том, что важнее, что такое Истина и т.д. Один из вопросов: «Что истинно красиво – красота внешняя или красота внутренняя?» Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определить, что такое красота внешняя и что такое красота внутренняя.
«Идеал русской женщины в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Автор исследования– учащаяся 6 ю класса Кисс Александра
Учитель - Иванова Г.Н.
Как и перед каждым подростком, передо мной встают много вопросов о смысле жизни, о том, что важнее, что такое Истина и т.д. Один из вопросов, который встал передо мной: «Что истинно красиво – красота внешняя или красота внутренняя?»
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определить, что такое красота внешняя и что такое красота внутренняя?
- Посоветовавшись с одноклассниками, я пришел к выводу, что
красота внешняя – это
- иметь красивые черты лица,
- иметь изящную фигуру,
- иметь красивую походку,
- иметь модную прическу,
- иметь дорогую и красивую одежду…
красота внутренняя – это
- быть честным и добрым,
- справедливым и стойким,
- скромным и верным,
- любить всех, верить всем;
- приносить пользу людям, умея
- отказываться от необходимого…
Был проведен в классе опрос
ЧТО ВАЖНЕЕ?
34 % учащихся ответили, что важнее красота внутренняя, 14 – красота внешняя, 52 % - и внутрення, и внешняя красота.
Вот как это выглядит на диаграмме.
Сегодня, когда нравственные качества людей резко понизились, когда в особенности от женщины зависит, каких детей она воспитает, я пришел к выводу о необходимости работы над проектом «Какие лучшие нравственные качества характерны русской женщине?». Исследование проводить на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Проведя опрос, я понял, что эти вопросы волнуют многих моих одноклассников. Поэтому, я считаю, что мой проект актуален.
Цель моего проекта - Понять,какие лучшие нравственные качества составляют характер русской женщины.
Исходя из заявленной цели, предстоит решить следующие задачи:
- Прочитать и проанализировать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительный анализ провести в следующих плоскостях: 1 внешность героинь,2 характеристика их нрава, 3 как героини относятся к окружающим и как окружающие относятся к ним.
Внешний конфликт в сказке лежит на поверхности – это конфликт между царицей и молодой царевной.
Итак, обратимся к портрету наших героинь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Здесь автор использует метафору, сравнивая царевну срастением, которое потихоньку, незаметно для глаз, однажды превращается в прекрасный, роскошный цветок.
А вот как Пушкин описывает царицу:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
В этом отрывке рифмуются окончания – ица, -ица,
- ла, - ла, -ива, -ива. Эта рифма(особенно на –ица) помогает нарисовать портрет холодной, жестокой женщины. Последние строки отрывка об этом и говорят. Обратимся к словарю. Слово «Ломлива» объясняется как «упряма, капризна». У Ожегова есть и другое объяснение слова – «кривляться», а Владимир Даль дополняет – «корчиться, коверкаться». Следующий отрывок подтверждает пушкинскую характеристику.
Царица в добром расположении духа, и речь ее и поступки приветливы.
Глаголы в неопределенной форме, несовершенного вида «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищелкивать», «вертеться» подчеркивают, что царица была капризна, упряма, любила кривляться.
Царица в дурном расположении духа, и речь ее и поступки грозные.
Глаголы совершенного вида «Отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет» помогают нарисовать образ нетерпеливой, своенравной царицы.
Пронаблюдаем, как царица относится к окружающим. В анализируемом отрывке обращает на себя слово «рогатка»
Рогатка – (здесь) ручное оружие в виде копья с длинным древком (такое оружие использовалось для охоты на медведя)
Вывод:
Царица злая, она не любитникого кроме себя иготова стать убийцей, лишь бы все было так, как она хочет.
Какова же царевна молодая? Поэт проводит ее через многие испытания, показывая в ее характере кротость, терпение, благородство, искренность.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Полати - (устаревшее).В избе: деревянные нары дляспанья, устраиваемые под потолком между печкой и стеной.
Вывод: Девушка, хоть и царевна, хозяйственная, трудолюбивая, умеет даже топить печку, не гнушается спать на жестких полатях. Она не похожа на царевну, а похожа на простую девушку из народа.
Еще на один отрывок я хочу обратить внимание.
В нем Царевна предстает перед нами очень скромная, воспитанная, с чувством собственного достоинства девушка. Она не гордится тем, что богатая, знатная и ведет себя как простая девушка. Глаголы прошедшего времени совершенного вида ( «сошла», «отдала», «поклонилась», "извинилась" и т.д.) помогают автору неспешно, плавно рассказать о нравах царевны. Автор любуется своей героиней. Мы видим, что она обладает особым тактом, изяществом, женственностью.
В минуту смертельной опасности царевна добрыми трогательными словами находит путь к сердцу Чернавки. И та, «в душе ее любя», отпускает, несмотря на то, что ей угрожали за невыполнение приказа смертью.
В следующем отрывке обращает на себя внимание звукопись, а именно аллитерация на звук ш в словах «бабушка», «немножко», «окошко», «пригрожу», подчеркивают тишину, скромность, теплоту слов и поступков царевны.
Царевна очень доброжелательная,душевная, она стремится помочь нищенке, ограждает её от нападения пса и дает ей хлеб. А хлеб – это символ жизни. А нищенка платит ей черной неблагодарностью. В её гостинце таится смерть.
Но самая главная черта царевны раскрывается в том, как она относится к королевичу Елисею.
Царевна верит,что королевич Елисей любит её, ищет и найдет.
Царевна могла бы выйти замуж за любого богатыря, их было целых семь человек, ведь было неизвестно, найдет её королевич Елисей или нет.
Поэт любит молодую царевну и называет её
- красавица-душа,
- красавица-девица,
- милая девица,
- хозяюшка,
- дева красная,
- прекрасная невеста.
Автор любуется царевной, она как прекрасный цветок дарит людям радость.
А.С.Пушкин резкоотзывается о царице и называет ее
- царица,
- баба гневная,
- злая царица,
- злая мачеха.
Она хочет быть всегда молодой и красивой, а на самом деле в душе она старая и безобразная.
Царица умерла от зависти, а царевна ожила от великой силы любви. Будущее, говорит поэт, за нравственными людьми. У злых нет будущего. Таким образом, мы можем сказать, что основной конфликт лежит между злом (которое олицетворяет царица) и добром (которое олицетворяет молодая царевна).
А.С.Пушкин в своем произведении использовал художественный прием – антитезу. Благодаря этому приему мы понимаем
Высокие нравственные качества царевныимеют глубокие национальные корни.
Идеал А.С.Пушкинаблизок с народным. Скромность, кротость, простота,чуткость, хозяйственность,воспитанность,верность,постоянное стремление к добру, умение видеть в окружающих только хорошее…