12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Галина Николаевна52
Россия, Москва, Москва
0

Исследовательская работа «Идеал русской женщины в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Перед подростками встают много вопросов о смысле жизни, о том, что важнее, что такое Истина и т.д. Один из вопросов: «Что истинно красиво – красота внешняя или красота внутренняя?» Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определить, что такое красота внешняя и что такое красота внутренняя.

«Идеал русской женщины в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Автор исследования– учащаяся 6 ю класса Кисс Александра

Учитель  - Иванова Г.Н.

Как и перед каждым подростком, передо мной встают много вопросов о смысле жизни, о том, что важнее, что такое Истина и т.д. Один из вопросов, который встал передо мной: «Что истинно красиво – красота внешняя или красота внутренняя?»

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала определить, что такое красота внешняя и что такое красота внутренняя?

  • Посоветовавшись с одноклассниками, я пришел к выводу, что

 

красота внешняя – это

  • иметь красивые черты лица,
  • иметь изящную фигуру,
  • иметь красивую походку,
  • иметь модную прическу,
  • иметь дорогую и красивую одежду…

красота внутренняя – это

  • быть честным и добрым,
  • справедливым и стойким,
  • скромным и верным,
  • любить всех, верить всем;
  • приносить пользу людям, умея
  • отказываться от необходимого…

Был проведен в классе опрос

ЧТО ВАЖНЕЕ?

34 % учащихся ответили, что важнее красота внутренняя, 14 – красота внешняя, 52 % - и внутрення, и внешняя красота.

 

Вот как это выглядит на диаграмме.

 

Сегодня, когда нравственные качества людей резко понизились, когда в особенности от женщины зависит, каких детей она воспитает, я пришел к выводу о необходимости работы над проектом «Какие лучшие нравственные качества характерны русской женщине?». Исследование проводить на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Проведя опрос, я понял, что эти вопросы волнуют многих моих одноклассников. Поэтому, я считаю, что мой проект актуален.

 

Цель моего проекта - Понять,какие лучшие нравственные качества составляют характер русской женщины.

Исходя из заявленной цели, предстоит решить следующие задачи:

  • Прочитать и проанализировать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сравнительный анализ провести в следующих плоскостях: 1 внешность героинь,2 характеристика их нрава, 3 как героини относятся к окружающим и как окружающие относятся к ним.

Внешний конфликт в сказке лежит на поверхности – это конфликт между царицей и молодой царевной.

Итак, обратимся к портрету наших героинь.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Здесь автор использует метафору, сравнивая царевну срастением, которое потихоньку, незаметно для глаз, однажды превращается в прекрасный, роскошный цветок.

 

А вот как Пушкин описывает царицу:    

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

В этом отрывке рифмуются окончания – ица, -ица,

- ла, - ла, -ива, -ива. Эта рифма(особенно на  –ица) помогает нарисовать портрет холодной, жестокой женщины. Последние строки отрывка об этом и говорят. Обратимся к словарю. Слово «Ломлива» объясняется как «упряма, капризна». У Ожегова есть и другое объяснение слова – «кривляться», а Владимир Даль дополняет – «корчиться, коверкаться». Следующий отрывок подтверждает пушкинскую характеристику.

 

Царица в добром расположении духа, и речь ее и поступки приветливы.

Глаголы в неопределенной форме, несовершенного вида «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищелкивать», «вертеться» подчеркивают, что царица была капризна, упряма, любила кривляться.

Царица в дурном расположении духа, и речь ее и поступки грозные.

Глаголы совершенного вида «Отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет» помогают нарисовать образ нетерпеливой, своенравной царицы.

Пронаблюдаем, как царица относится к окружающим. В анализируемом отрывке обращает на себя слово «рогатка»

 

Рогатка – (здесь) ручное оружие в виде копья с длинным древком (такое оружие использовалось для охоты на медведя)

Вывод:

Царица злая, она не любитникого кроме себя иготова стать убийцей, лишь бы все было так, как она хочет.

 

Какова же царевна молодая? Поэт проводит ее через многие испытания, показывая в ее характере кротость, терпение, благородство, искренность.

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Полати -  (устаревшее).В избе: деревянные нары дляспанья, устраиваемые под потолком между печкой и стеной.

Вывод:     Девушка, хоть и царевна, хозяйственная, трудолюбивая, умеет даже топить печку, не гнушается спать на жестких полатях. Она не похожа на царевну, а похожа на простую девушку из народа.

Еще на один отрывок я хочу обратить внимание.

В нем Царевна предстает перед нами  очень скромная, воспитанная, с чувством собственного достоинства девушка. Она не гордится тем, что богатая, знатная и ведет себя как простая девушка. Глаголы прошедшего времени совершенного вида ( «сошла», «отдала», «поклонилась», "извинилась" и т.д.) помогают автору неспешно, плавно рассказать о нравах царевны. Автор любуется своей героиней. Мы видим, что она обладает особым тактом, изяществом, женственностью.

В минуту смертельной опасности царевна добрыми трогательными словами находит путь к сердцу Чернавки. И та, «в душе ее любя», отпускает, несмотря на то, что ей угрожали за невыполнение приказа смертью.

В следующем отрывке обращает на себя внимание звукопись, а именно аллитерация на звук ш в словах «бабушка», «немножко», «окошко», «пригрожу», подчеркивают тишину, скромность, теплоту слов и поступков царевны.

Царевна очень доброжелательная,душевная, она стремится помочь нищенке, ограждает её от нападения пса и дает ей хлеб. А хлеб – это символ жизни. А нищенка платит ей черной неблагодарностью. В её гостинце таится смерть.

Но самая главная черта царевны раскрывается в том, как она относится к королевичу Елисею.

 

Царевна верит,что королевич Елисей любит её, ищет и найдет.

 

Царевна могла бы выйти замуж за любого богатыря, их было целых семь человек, ведь было неизвестно, найдет её королевич Елисей или нет.

Поэт любит молодую царевну и называет её

- красавица-душа,

- красавица-девица,

- милая девица,

- хозяюшка,

- дева красная,

- прекрасная невеста.

Автор любуется царевной, она как прекрасный цветок дарит людям радость.

А.С.Пушкин резкоотзывается о царице  и  называет ее

 - царица,

            - баба гневная,

            - злая царица,

            - злая мачеха.

 

                        Она хочет быть всегда молодой и красивой, а на самом деле в душе она старая и безобразная.

Царица умерла от зависти, а царевна ожила от великой силы любви. Будущее, говорит поэт, за нравственными людьми. У злых нет будущего. Таким образом, мы можем сказать, что основной конфликт лежит между злом (которое олицетворяет царица) и добром (которое олицетворяет молодая царевна).

 

А.С.Пушкин в своем произведении использовал художественный прием – антитезу. Благодаря этому приему мы понимаем

Высокие нравственные качества царевныимеют глубокие национальные корни.

Идеал А.С.Пушкинаблизок с народным. Скромность, кротость, простота,чуткость, хозяйственность,воспитанность,верность,постоянное стремление к добру, умение видеть в окружающих только хорошее…

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.