Урок по теме «Символы и детали в сказке А.С. Пушкина "О мертвой царевне и семи богатырях"»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема |
Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
||||
Цель |
пробудить интерес к анализу художественного произведения для постижения смысла литературной сказки Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке. Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления. |
||||
Планируемый результат |
Предметные умения |
Формировать УУД |
|||
Знать содержание сказки А.С. Пушкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказки литературной от народной |
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. |
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь |
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
||
Основные понятия |
Сказка, литературная сказка, символ, деталь, образ |
||||
Межпредметные связи |
Речь и культура речи, история, искусство |
||||
Ресурсы: |
Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, учебник Литература 5 кл. Учеб.-хрест. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. ч. 1/ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.:Просвещение, 2009, рабочая тетрадь на печатной основе |
||||
Тип урока |
Урок формирования новых знаний |
||||
Методы и приемы обучения |
Комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствий), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом |
||||
Эпиграф |
Пушкинская сказка – прямая наследница народной. С.Я. Маршак А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль… С.Я.Маршак |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты |
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть |
Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание» Доброе утро, ребята. Садитесь. Начнем мы наш урок … Правильно, со скороговорок: Сказочник на скамейке рассказывал сказки У Антипа росла одна липа, А Филипп посадил семь лип. 3. Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря |
Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. |
Включение в учебный процесс |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока |
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака. Думаю, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Из урока в урок мы с вами пытаемся доказать, что в художественном произведении все неслучайно, любая художественная деталь, символ в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня еще раз убедимся. Я предлагаю наш урок провести в форме исследования. Вы – члены научного общества. Я – ваш руководитель. Объект нашего исследования (что мы будем исследовать) - сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Тема исследования: Роль символов и деталей в литературной сказке Гипотеза (предположение): все в сказке А.С. Пушкина неслучайно Так как сказка у нас (какая? по типу) волшебная, то разрешите мне выступить в роли волшебника. А раз я волшебник, то у меня есть свои волшебные предметы. Моим основным помощником сегодня станет КНИГА(ПРЕЗЕНТАЦИЯ), которая будет служить нам справочником, в ней вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы. |
Называют объект, тему исследования, гипотезу (предположение)
Вспоминают типы сказок: волшебная, бытовая, о животных |
Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализа-ция и углубление изученного Цель –актуализация знаний |
-Давайте, мои дорогие, начнем наше исследование с темы. -Какие слова вам показались непонятными? (символ, деталь) Начнем разбираться. Начнем со слова «сказка» -Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? (слайд) Для того, что бы проверить, обратимся к волшебной книге -Какая сказка называется литературной? В чем ее отличие от народной? Молодцы, вы, действительно, все знаете Теперь давайте попробуем догадаться, что такое символ и деталь. А для этого нам надо обратиться к … толковому словарю. (слайд) |
Отвечают на вопросы Определение сказки, чем литературная от народной отличается
Что такое символ и деталь, работа со словарем |
Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
IV. Работа с текстом. Осмысление содержания Цель -развитие читательских умений. |
Переходим к 1 этапу нашего исследования. Давайте вспомним, какой цвет преобладает в начале сказки? Обратимся к тексту (зачитывают отрывок) -Почему? -Что символизирует БЕЛЫЙ цвет? -А в сказке что символизирует? Обратимся к нашей книге (слайд) А теперь послушайте небольшой отрывок из рок-оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) -Какую музыку вы услышали? -О какой вещи из сказки идет речь? -Что мы знаем о зеркале из сказки? -Каким волшебным свойством оно обладало? -А вы не задумывались, почему именно зеркало? Обратимся к книге (слайд) -Кому принадлежало зеркало сказке? Найдите строчки, в которых описывается царица -Какими эпитетами (что такое?) награждает ее АСП? -Никого не напоминает? -Давайте вспомним, в каком эпизоде нам дается ее истинное лицо? -Каким цветом можно выразить чувства, настроение царицы? Перед вами на столах лежат краски и листы. Согните листок пополам и закрасьте цветом/цветами, которые, как вам кажется, передают образ царицы -Откройте свою рабочую тетрадь на печатной основе (стр. 7) Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова «чёрный». Укажите, какое из этих значений имеет оно в данном предложении: Она, чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку, И наказывает ей, Сенной девушке своей. ДЛЯ СПРАВОК: А) Цвет сажи, угля. Б) Испачканный чем-либо, грязный. В) Физически тяжёлый, грязный труд. Г) Горестный, безрадостный, тяжёлый, мрачный. Д) Злостный, коварный, преступный. -Кто знает, что обозначает черный цвет? (слайд) Получается, что А.С. Пушкин прямо не говорит , что мачеха - ведьма, а при помощи предметов, деталей, символов показывает нам это. |
Работа с текстом сказки Белый цвет – символ света, чистоты, но также –символ смерти, холод, одиночество, знак общественного положения (благородство) Музыку услышали волшебную, загадочную, тревожную О зеркале Что оно дано было царице, умело говорить, т.е. обладало волшебным свойством. Зеркало –связь с потусторонним миром. Принадлежало ведьмам Правду молвить, молодица Как царица отпрыгнет, Царице много черного, черный –цвет смерти, колдовства, магии, злоба, подлость |
Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания |
Ребята, а какая цифра встречается в сказке? -В каком эпизоде? Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (8.08.-09.45мин) -Давайте обратим внимание на то , как описывает А.С. Пушкин дом богатырей (чит. отрывок) -Как называет его? «Терем» - см. сл. Даля -Действительно ли живут люди добрые? -Как это поняла царевна? -Что она сразу заметила? (Печь -см. сл. Даля) -Еще о каком предмете быта говорит А.С. Пушкин? (стол дубовый) Обеденный стол у славян именно в красном углу и у каждого свое место. -Ребята, а куда богатыри посадили царевну? (на лавку в угол – это почетно) Мы подтвердили предположение царевны. -Так почему именно семь богатырей? (слайд) Физ.минутка А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках») Молодцы, немножко отдохнули. Оно -О чем речь? -В каком эпизоде говорится о яблоке? -Как вы думаете, а почему мачеха отравила царевну именно яблоком? (слайд) Опять А.С. Пушкин в скрытой форме нам показал, что царевне угрожает смерть. -Итак, царевна отравилась яблоком, что было потом? -А почему в гроб хрустальный? Давайте вернемся к нашим краскам. На второй половине листа цветом покажите, какой вы видите царевну А.С. Пушкин сравнивает душу царевны с хрусталем. (слайд) |
Цифра 7, в названии сказки Эпизод встречи с 7 богатырями Между тем всё шла да шла О яблоке Когда царица пришла в дом богатырей, чтобы отравить царевну Яблоко –любовь, но и запретный плод, зло Связь с иным миром, смерть Богатыри отнесли царевну в хрустальном гробу в гору Хрусталь – чистота, невинность |
Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю |
-Ребята, давайте вспомним, каких героев автор называет по имени? -А вы знаете, что обозначают их имена?(Елисей –спаситель) -Кто приходит на помощь Елисею? Наизусть инсценировка -А почему помог именно Ветер? Как к нему обращается Елисей? -(из ГИА) Какое значение в этом эпизоде играет образ ветра? -Как передается трагизм чувств Елисея? (слайд) |
Елисей и Соколко Силы природы Наизусть отрывки диалогов Елисея с Солнцем, Месяцем, Ветром Ветер является символом времени, пространства, скорости, а также возрождения |
Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
VII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке А.С. Пушкина все неслучайно. Убедились ли мы в этом? Обращая внимание на что? (символы и детали) Действительно, мы убедились, что все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл. Мне очень хочется, чтобы любое произведение заставляло вас задуматься над каждым словом. Помните, что в книге нет ничего случайного. Кроссворд в тетради на печатной основе (если останется время) |
все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл, автор пытается с помощью символов, деталей показать глубину, скрытую в сказке, в этом А.С. Пушкин очень близок к русской народной сказке |
Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
VIII. Домашнее задание. |
Рабочая тетрадь на печатной основе (с.7-8), прочитать немецкую сказку «Снегурочка», отметить, с какими сказками перекликается, найти символы Подготовиться к сочинению |