Исследовательская работа «Изге Чишма»

0
0
Материал опубликован 15 January 2019

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 Исследовательская работа на тему:  «Живая вода нашей реки»

 

                                                                                       Выполнили: Зарипова Алина

                                                                                       Фуатовна ученица 8 класса

                                                                                       МБОУ СОШ с.Кубиязы  Аскинского         

                                                                                       района  Республики Башкортостан

                                                                                       Руководитель.: Хабибуллина Валимя  

                                                                                       Марзавиевна учительница биологии.

                                                                                                                   

                                                               

 

                                                               Кубиязы – 2016

 

Предмет исследования - река «Тюй».

База исследования- МБОУ СОШ с.Кубиязы.

Исследовательская работа состоит из теоретической и практической части:  из приложении, рекомендации, списка литературы, показывается географическое расположение, рельеф, геологическое строение, и описание  реки Тюй.

В практической части описывается проведенный анализ воды.

В итоге формулируются выводы исследования.

Приложение включает фотографии.

В список литературы включаются литературные источники, использованные при выполнении работы.

 

                                                       Содержание

                                                                      

 

                   I.       Введение…………………………………………………………………………….….3

1)     Объект исследования………………………………………………………………...3

2)     Гипотеза исследования……………………………………………………………....3

3)     Цель работы……………………………………………………………………..……3

4)     Задачи…………………………………………………………………………………3

5)     Актуальность проблемы……………………………………………………………..4

                II.       Теоретическая часть……………………………………………………… …………..4

1)     Географическое положение  реки Тюй……………………………..........................4

2)     Рельеф и геологическое строение исследуемой территории……..………….........4

3)     Описание реки Тюй………………………………………………………............4 - 5

4)     Растительный и животный мир реки Тюй. ……..……………………………...5 - 6

5)     Оценка экологического состояния реки Тюй……………………….......................6

             III.       Исследовательская часть……………………………………………………………....6

1)     Органолептический анализ воды…………………………………………..........6 - 7

2)     Качественный анализ воды……………………………………………………….....7

2.1. Определение хлоридов…………………………………………………………..….7

2.2. Определение водородного показателя……………………………......................…7

2.3. Определение нитратов…………………………………………………………...….7

2.4. Определение фосфатов……………………………………………………………...8

2.5. Определение сульфатов……………………………………………….....................8

             IV.       Рекомендации по охране реки Тюй…………… ………………………………..……9

                V.       Выводы исследования……………………………………………….……………….10

             VI.       Список использованной литературы………………………………………………..11

          VII.       Приложения:…………………………………………………………..……………....12

1. Приложение №1. “Река Тюй” ………………………………………...…………….13

2. Приложение №2  “Карта  с.  Кубиязы”...  ………………………………………….14

3. Приложение №3  “Тюй буйына кайтам “……..........................................................15

4. Приложение №4   Родники ”Изге чишма”, “Тубән  чишма” притоки реки Тюй..16

5. Приложение №5” Изучение луговой флоры и фауны в районе реки Тюй”……...17

6. Приложение №6  “Ни с чем не сравнимая  красота “ ……………………………..18

7 .Приложение №7. “Клад на поверхности реки Тюй”…………………....................19

8. Приложение №8. “Уход за водоемами”  …...……………………………………....20

9. Приложение №9. “Качественный анализ воды на наличие хлорид ионов”……...21

10. Приложение №10 “Результаты исследования по экспертизе”  ( копия)...……...22

 

                                             Введение                                                                             « Все хорошее в природе, но вода – краса всей природы».

                                                                        С.Т.Аксаков.                                                                                     

                                                                                                                               Вода – удивительное вещество, благодаря которому сформировалась наша планета и возникло все живое на ней. Там, где есть жизнь, всегда есть вода.  Жизнь без воды невозможна.

Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой плодородия. Русский народ говорил в старину: «Мать – водица – всему царица!». В родники, с которых начинаются реки, в старину бросали монеты.  И не случайно в русском языке слова «родники» « родители», «Родина» являются однокоренными – их связывает святость содержания.

 

Объект исследования – река Тюй, которая наиболее используется населением для хозяйственных целей.

 

Гипотеза исследования: жители нашего села, старшеклассники думают, что вода из реки Тюй является чистой и безвредной и не содержит вредных веществ, хотя они не пользуются водяным фильтром. Поэтому возникла гипотеза, что мнение большинства населения ошибочное, что вода не может быть абсолютно чистой, т.к. она находится вблизи населенного пункта в районе промышленного предприятия.

 

Цель:

– дать физико – географическое описание  реки Тюй.:

- описать рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир исследуемой территории.

- определение некоторых микроэлементов для диагностики экологического состояния среды и здоровья населения;

выработать рекомендации по сохранению  реки Тюй, улучшению его экологического состояния;

- принять участие в мероприятиях по очистке реки Тюй.

 

Задачи:

1.Составить физико- географическое описание  реки Тюй, описать рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир  исследуемой территории.

2. Выявить экологические проблемы окружающей территории.

3. Определить качественное содержание некоторых микроэлементов из реки Тюй.

4. Провести химико- токсикологический и микотоксикологический анализ  воды.

5. Изучить учебную и дополнительную литературу для получения информации о речной воде, методах ее исследования, факторах, влияющих на качественной и количественный состав воды, влиянии отдельных микроэлементов на здоровье человека

6. Составить рекомендации по охране речной воды

7.  Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

8. Сделать соответствующие выводы.

 

Актуальность проблемы.

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода!

К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А  виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек.

 

II.     Теоретическая часть 

Географическое положение реки Тюй.

Наш Аскинский район расположен в северной части РБ. Протяженность с севера на юг составляет 250 км, а с востока на запад – 90 км.

Одним из богатств района считается его водные ресурсы. Гидрологическая сеть на территории района представлена притоками реки Тюй.  Правый приток реки Уфы, течет в юго – восточном направлении. Русло реки извилистое. Берега реки, высотой от 3 до 4,5 метров, сложены из глины, песчаные и гранитный наносов У восточной границы района протекает река Уфа, протяженность которой по территории района составляет 89 км. Русло реки очень извилистое, местами образуется почти сходящиеся петли. На западе территория района проходит по реке Быстрый Танып. В селе Аскино протекают реки Бурминка и Аскинка, являющиеся притоками реки Тюй.

 

Рельеф и геологическое строение исследуемой территории.

Рельеф Аскинского района в геоморфологическом отношении представляет собой возвышенность, приподнятую над уровнем моря на 500- 600 м ( Уфимское плато). Рельеф сильно расчленен рекой Тюй и ее притоками. Отметки речных долин составляют 85-125 метров. Много глубоких, сравнительно узких долин с крутыми, иногда с обрывистыми берегами, рассекающими плато на ряд извилистых горных хребтов и отдельных холмов. Рельеф закарстован. Рельеф западной части района спокойный. Встречающиеся лога не так глубоко изрезаны, долины и их более широкие склоны пологие и переход от  водораздела в склон незаметны. Почвенный покров представлен преимущественно серыми-лесными почвами. По механическому составу почвы глинистые и тяжелосуглинистые.

                                                                                                                     (Приложение1. Фото)

Описание реки Тюй.

Каждый человек интересуется водоемами своего края. 

… Моя деревня крохотный уголок со старинным названием Кубияз. Но в сердце каждого человека, который родился, жил или просто бывал здесь, он занимает самое большое место. Бодрящий воздух, хрустальные воды родников, тихая река Тюй при первой же встрече пленяют сердца. Вдохновляют, окрыляют бархатные луга, окружающие наше село. Через реку Тюй проложен мост.

                                                                                                                             ( Приложение 2. Карта с. Кубиязы.)

 

 Много песен сложено про эту красивую реку. О красоте реки Тюй написал стихотворение

« Тюй буйына кайтам» Фаизов Заниль Мазгарович, учитель татарского языка и литературы ,отличник народного образования РБ   МБОУ СОШ с.Кубиязы, а  учитель музыки Аубакирова Миляуша Фарзатовна сочинила музыку.                                                            

 

                                                                                                                                   ( Приложение 3.Стихотворение)                 

 

Свое начало река берет в Пермьском крае Уинском районе. Длина реки – 193 км, скорость течения реки зависит от той местности, по которой она протекает. На равнинах течение реки плавное, в горах сильное – 5 км в час, глубина реки – 3- 5 метров, ширина приблизительно 12-17 метров.  В реку впадает такие реки как – Быстрый Танып, Бурминка, Аскинка, родники « Изге чишма»,»Тубән чишма», «Зайни чишма». Это ее притоки. Чем больше притоков, тем многоводнее река. Река Тюй впадает  в  реку Караидель. ( Черная река).

В реку постоянно поступает вода. Летом наши реки питаются от дождей и подземными водами. Много воды в реку поступает весной от таяния снега. В это время она выходит из берегов, затопляет обширные низкие места, начинается половодье. Зимой питается за счет выхода подземных вод, покрывается льдом. Сначала лед образуется вдоль берегов, а затем  на некоторых местах покрывает всю поверхность. Однако многие участки остаются не покрытыми льдом.(Полые воды – полыньи). Эти участки опасны для переходов.

Тихая река Тюй при первой же встрече оставляет незабываемые впечатления. Она украшает Землю, радует нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. Из реки берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве.

                                                                                                                  

                                                                                                                              ( Приложение 4.фото)

Растительный и животный мир реки Тюй.

 

     Весной в районе родника « Изге чишма»  и реки Тюй была изучена луговая флора и фауна.

Родник «Изге чишма» впадает в реку Тюй Местность болотистая. Рядом с родником  и рекой растут следующие растения:

 

1. Горец птичий (спорыш)- растение- спутник, однолетнее растение, всходит довольно рано. Его всходы густо покрывают тропинки. Начинает зеленеть в период с 9 по 20 апреля. Легко переносит повреждение. С ранней весны птицы щиплют его траву, а осенью, когда спорыш созревает, семена являются лакомой для многих зерноядных птиц.

2. Растут также береза, липа, дуб.

3. Ива и тополь- растения семейства ивовых. Это семейство небольшое, в нем 3 рода и 400 видов, из которых в нашей республике встречаются 2 рода и 28 видов. Все они светолюбивы и влаголюбивы.

4. Лапчатка гусиная. Это стелющееся растение из семейства розоцветных.

5. Лопух – крупное растение до 1,5 м высотою. В РБ  расположены 3 вида:

Лопух большой, лопух паутинистый, лопух малый.. Это двулетнее растение семейства сложноцветных.

6.Крапива двудомная. Везде распространена: и в лесу, и в пустырях, и у жилья. Известны 4 вида: двудомная, жгучая, коноплевидная, пушистая. Они используются для лекарственных целей и на корм животных.

7. Одуванчик лекарственный – растение приспособлено к выживанию. Если бы у них был длинный приподнимающийся стебель, то он бы легко уничтожался и растение не смогло бы возобновляться. Кроме того, прикорневые листья затеняют почву около корня.

8. Горицвет весенний- ценное лекарственное растение. Используют стебли, листья, цветы которые собирают во время цветения и в фазе  плодообразования.

9. Растут также рогоз, кубышки и кувшинки, ряска, зеленые водоросли.

                                                                                                                    (Приложение 5. Фото.)

Животный мир реки Тюй интересен и разнообразен: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях можно увидеть разных живых организмов. Вот некоторые из них: клопы – водомерки, головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука ,встречаются так же речные раки, двустворчатые моллюски,растительноядные улитки прудовик и катушка. Жизнь многих птиц, например гусей и уток связана с рекой. Живут в реке  и млекопитающие – бобр, ондатра, водяная крыса.              

     

                                                                                                                    (Приложение  6.Фото.)

Оценка экологического состояния реки Тюй.

Экологическое состояние реки удовлетворительное, однако, в сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Удобрения повышают плодородие почвы, а ядохимикаты помогают избавиться от сорняков и некоторых опасных насекомых. Дождевая вода обязательно принесет часть удобрений и ядохимикатов в реку. Это опасное загрязнение. Наличие в  окрестностях сельскохозяйственных угодий только повышает риск разочароваться в качестве реки: пестициды и гербициды каждую весну  вместе с талыми водами уносятся в почву. Кроме того, можно увидеть поток легковых автомобилей и Камазов к реке. Многие беспечные водители моют автомобили. В воду попадает бензин, смазочное масло. Очень часто люди бросают в водоемы мусор, покрышки, разбитые бутылки  из-под  пива и многое- многое другое. Не трудно представить себе, сколько килограммов грязи, мазута, солярки, бензина ежедневно попадает в речку.

                                                                                                                  (Приложение 7.Фото.)

 

Фактов безумного отношения к природе много. Горькие эти факты. Обычно дети берут пример со взрослых. А здесь бы наоборот поступить – держать равнение на мальчишек и девчонок. Какая бы огромная была польза природе!

Мы учащиеся участвуем в мероприятиях по очистке реки Тюй. 

Очищаем берега от хлама,  посадили деревья, ухаживаем за родниками  во главе с учителями биологами. Каждый человек должен понять, что вода – это основа всей жизни на Земле.

                                                                                                                               ( Приложение 8. Фото )             

 III. Исследовательская   часть

 1. Органолептический анализ воды.

Из реки Тюй мы взяли пробу воды для анализа на качество. Качество воды   характеризуют её прозрачность, мутность, цвет. А также запах, вкус, реакция среды   содержание солей, степень загрязнения.

В условиях сельской школы можно  провести простейшие исследования.

Речная вода  бесцветная и прозрачная,  чтобы определить это мы опустили в стакан с водой белую пластинку.

Вывод: Пластинка показала  чистоту воды.

 

Для определения запаха в колбу брали 100 мл воды, закрыли стеклянной пробкой, затем нагревали до температуры 20 градусов С.  После этого колбу взбалтываем и, открыв пробку  понюхали. По характеру запах естественного происхождения( от живущих в воде и отмерших организмов, от влияния почв.)

Вывод: интенсивность запаха – слабая, характер запаха – травянистый, род запаха – скошенной травы,  сена..

 

Важное  значение  при определении качества воды имеет  так же  ее вкус. Пробу на вкус проводили при полной уверенности в безопасности воды.                                                           

Вкус различаем по ощущениям, набирая  в рот воды маленькими порциями не проглатывая, задерживая ее во рту на 5-10 сек. Доброкачественная вода должна быть приятной по вкусовым качествам.  Мы точно можем сказать, что интенсивность вкуса – слабый, вкус обнаруживается, если обратить на него внимание.

Вывод – интенсивность вкуса – слабый.

                                                                                                                                                             

2.      Качественный анализ воды

.2.1.Определение хлоридов.

1. Для определения хлорид – ионов к 50 мл исследуемой воды добавляли 3 капли 10% раствора АgNОз. В воде  я увидела слабое помутнение. Значит,  содержание хлорид ионов 6,5  мг на 1 л воды.

2. Вывод: в исследуемой воде содержится хлорид – иона.

Приведем пример качественной реакции на наличие СI-:

NaCI+AgNO=AgCl↓+NaNO

Cl+Ag= AgCl

Выпадает  белый творожистый  осадок хлорида серебра.

Для уточнения данных по количественному содержанию хлорид- ионов мы обратились в  научно- производственную ветеринарную лабораторию г.Уфы. Данные представлены в справке                                                                                                              (Приложение 8.Фото.)

 

2.2.Определение водородного показателя.

В лабораторных условиях водородный показатель измеряют специальными приборами – рН – метрами. Но его можно примерно оценить с помощью специальных индикаторов.

В стакан с исследуемой водой опустили красную и синюю лакмусовые бумажки. Бумажка покраснела – реакция среды слабо  кислая.

Вывод: водородный показатель воды равен 6,7 т.е. реакция среды слабо кислая.

 

Результаты проведенных исследований с помощью лакмусовой бумажки в сравнении с данными из научно производственной ветеринарной лаборатории г.УФЫ так же представлены в справке.

 

2.3. Определение нитратов.

В пробирку поместила 52 мл исследуемой воды, добавила 2 капли нитрата натрия Полученному раствору добавила 2 капли концентрированной серной кислоты.

Приведем пример качественной реакции на наличие нитрат-иона

2NaNO+HSO(конц)=NaSO+2HNO.

8HNO+3Cu=3Cu(NO)+2NO↑+4HO

2NO+O→2NO

NO - выделяется бурый газ.

Вывод: в  исследуемой воде содержатся нитрат иона – 6,4 мг/кг.

 

Для уточнения данных  по количественному содержанию нитрата иона, мы обратились в научно- производственную ветеринарную лабораторию г.Уфы. Данные представлены в справке.

 

2.4. Определение фосфатов.

Содержание фосфатов определяем по качественной реакции с нитратом серебра:           

NaPO+3AgNO=3NaNO+AgPO

PO+Ag=AgPO

При присутствии в растворе фосфата-иона должен выпадать желтый осадок фосфата серебра. Но в данном случае выпадение осадка мы не наблюдаем. Отсюда следует, что фосфат-ионы отсутствуют.                                                                                                                                      

Вывод: в исследуемой воде фосфат-иона не обнаружен.

 

Для уточнения данных  по количественному содержанию фосфата  ионов мы обратились в научно- производственную ветеринарную лабораторию г.Уфы. Данные представлены в справке.

 

2.5. Определение сульфатов.

В начале опыта я в пробирку поместила 25 мл исследуемой воды, добавила 3 капли сульфата натрия. Затем к полученному раствору добавила 2 капли хлорид бария .Провела наблюдение за полученном результатом  увидела выпадение белого осадка

NaSo+BaCl=2NaCl+BaSO

Вывод: в исследуемой воде сульфат  иона содержится – 90,1 мг/л

 

Для уточнения данных  по количественному содержанию сульфата  иона мы обратились в научно- производственную ветеринарную лабораторию г.Уфы. Данные представлены в справке.

Рекомендации по охране реки Тюй.

 В целях сохранения уникального творения природы необходимо:

1.Формирование у населения ответственного отношения к реке Тюй, принять меры против эрозии почвы: посадить кустарники и деревья для укрепления склона.

2. Практическое участие школьников в  исследовательской и природоохранной деятельности.

3.Повышение уровня экологической культуры у школьников.

4.Следить за чистотой  реки Тюй.

5.Расчищать родники и ручьи.

6. Оберегать растения и животных.

7. Предотвращение действий, угрожающих существованию ручьев и нанесению им вреда.

8.Установить информационный стенд, объясняющий значение и уникальность реки Тюй.

Выводы исследования.

При изучении качественного состава воды из реки Тюй были опытном путем определены нитрат-ионы,  фосфат-ионы,  хлорид-ионы,  сульфат-ионы, водородный показатель.

При изучении органолептических показателей были опытном путем определены прозрачность, запах, вкус. При проведении  химико – токсикологического и микотоксикологического анализа,  было установлено, что исследуемая вода из реки Тюй соответствует государственным стандартам, то есть не превышает ПДК. Следовательно такую воду можно применять. В ходе изучения литературы мы узнали о реке Тюй, методах исследования речной воды, факторах, влияющих на количественный и качественный состав воды, влиянии отдельных микроэлементов на здоровье человека.

Гипотеза исследования подтвердилась частично: вода  из реки пригодна для питья, однако не может считаться абсолютно чистой  из-за  находящегося вблизи промышленного предприятия -  асфальт завода и сельскохозяйственных угодий.

 

VI. Список использованной литературы.

1.                А.А. Кондратив «Природа и мы»

2.                Р.Б. Ахмедов «Слово о реках, озерах и травах» Уфа, 1988г.                                     

3.                Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова «Экология Башкортостана» Уфа «Китап», 1999г., стр.69

4.                Ф.А. Мастюков и др. Уфа, 1982г., стр. 53.

5.                Е.В. Кучеров «Календарь природы Башкортостана» Уфа, «Китап», 1994г., стр. 107

6.                З.С. Чурагулова «Аскинский лесхоз».

7.                Б.М. Миркин, Л.Г.Наумова «Растения Башкортостана»

8.                Е.В. Кучеров «Ботанические экскурсии в Башкирии»

9.                Журнал «Биология в школе» №7, 2002 г.

10.           Местный материал. Альбом. «История моего села»

11.           Р.А. Фаткуллин «Природные условия Башкортостана»,Уфа Китап», 1994г., стр. 107

12.           Р.А. Фаткуллин «Природные ресурсы республики Башкортостан и рациональные их использование», Уфа «Китап», 1996г., стр. 94.

13.           А. П. Авцын. Микроэлементозы человека. Клиническая медицина.- 1987., №6.- с.36.

14.           В.А.Алексеенко. Геохимия и окружающая среда.- М.- Наука. 1990.- с. 142.

15.           И.К.Вадковская., К.И.Лукашев. Химические элементы и жизнь в биосфере.- Минск.- Высшая школа.- 1981.- с. 45,58,78.

16.           И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. Экологическое образование школьников.- М\: Просвещение,1983.

17.           Журналы:«Химия в школе», «Химия и жизнь», «Наука и жизнь», «Природа», «Здоровье»

                                                                           «Биология в школе»

                                                                                  “Физика в школе”

                                                                            “Новое время”

                                                                                        “Юный натуралист”.

 

                                                                                                                                                                                                                                     

            

                                                              Төй буйҙары.

Тыуған яғым- Төй буйҙары.

Ситтә йөрөһәм ҡайтам ашҡынып.

Бәкер тауы, Изге шишмәләре…

Ҡайтам һеҙҙе бигерәк һағынып.

 

Тыуған яғым! күңелемде минем

Һаман- һаман үҙеңә тарттың ла

Ҡайттым һиңә, ҡайттым, тыуған яҡтан

Мәңге китмәҫ өсөн ҡайттым ла!

 

Йөрәк тибештәрем- ҡайтауаҙың…

Һиндә минең бөтә барлығым.

Тыуған ерем, һин бит берҙән -  берем,

Моңло йырҙарым!

 

                                                                    (Зәнил Фәизов шиғыры)

 

 

Кому: Испытательному центру

Приложение 10

 

Государственное бюджетное учреждение

научно-производственная ветеринарная лаборатория 450059 г.Уфа, ул. Зорге 23/1 тел 223-06-29

 

Кому: Испытательному центру

Результаты  исследований по экспертизе № 16829

 

 

Вид анализа: химико- токсикологический и микотоксикологический

 

Исследовано: Вода из реки Тюй

Доставлено: 08.11.2011

Принадлежащий: Хабибуллина В.М. Аскинский район

Зав. отделом Директор: Дата отправки:

Комментарии
Комментариев пока нет.