12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тихова Татьяна Алексеевна743
Люблю принимать участие с учениками в различных конкурсах
Россия, Ярославская обл., д.Вощиково, Пошехонский район
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

II районном конкурсе учебных проектов

VII районная учебно-исследовательская конференция школьников

"Первые шаги"

 

 

Секция

История и социально-политические науки (право, экономика, обществознание)

 

Исследовательская работа

 

Мои права после 14 лет

 

Автор: Шугина Любовь Васильевна,

учащаяся 7 класса,

МБОУ Вощиковской ОШ имени А.И.Королёва.

Руководитель: Тихова Т.А., учитель

истории и обществознания

МБОУ Вощиковской ОШ имени А.И.Королёва.

 

г. Пошехонье 2017

 

Оглавление


 

Введение.…………………………………………….…………..…с. 3-6

Мои права после 14 лет…………………….……………..…….…с.6-12

2.1.Что такое права ребёнка, права несовершеннолетних?....с.6-7

2.2.Трудовые права несовершеннолетних……..........……………с.7-8

2.3.Личные права несовершеннолетних………………………....с.8-9

2.4.Гражданские права несовершеннолетних…………..……....с.8-12

2.5. Ответственность несовершеннолетних………………….…..с.10-12

Заключение. …………………………………….…………….…..с.12-13

Список использованных источников и литературы…..………..с.13

Приложения………………………………………………….…….с.14

 

 

I. Введение.

Формулировка проблемы

Я, ученица 7 класса. В апреле мне исполнится 14 лет, и я, как многие мои одноклассники, получу паспорт. Меня заинтересовал вопрос: «Почему паспорт получают именно в 14 лет?» На уроках обществознания мы изучали конституционные и гражданские права граждан, и стало интересно узнать, как изменятся мои права после получения паспорта. Проблема изучения прав детей после получения паспорта определила тему исследования: «Мои права после 14».

Актуальность темы

Выбранная мной тема очень актуальна в современном обществе. В настоящее время ребенок, из бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права, поэтому каждый ребёнок должен знать свои права, чтобы пользоваться ими в необходимых случаях. Но дети не имеют доступа к информации, которая бы в доступной форме знакомила каждого ребёнка о его правах. Детям необходимо рассказывать об их правах, чтобы с малых лет приучать к мысли о том, что они граждане своей страны. Чтобы вырасти и стать полноправным членом общества, знающим свои права, надо учиться этому с детства.Крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем. Расширение знаний о правовом статусе школьника может послужить средством профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.Данная работа  имеет большое практическое значение. Школьники смогут чувствовать себя увереннее в современном мире, зная, какие права у них есть, как они реализуются, чем гарантируются.

Цели и задачи

Цель моей работы: раскрыть содержание основных прав несовершеннолетних после получения ими паспорта.

Я выдвинула гипотезу: возможно, если каждый ребёнок будет знать свои права с детства, то он вырастет законопослушным гражданином, и не будет нарушать права других людей.

Были поставлены следующие задачи:

узнать что такое права ребёнка, права несовершеннолетних;

изучитьсодержание основных прав несовершеннолетних;

определить изменения в правах ребенка в зависимости от возраста.

Объект и предмет исследования

Объект исследования - права несовершеннолетних.

Предмет исследования - изменения прав несовершеннолетнихпосле получения паспорта.

Характеристика методов исследования

Методы исследования:

Изучение специальной литературы по теме.

Анализ информации, полученный из других источников.

Сравнение прав несовершеннолетних до и после получения паспорта.

Обобщение всей изученной информации и формулирование выводов на её основе.

Анкетирование.

Интервьюирование.

Опрос обучающихся и их родителей.

Краткий обзор литературы и источников

Имеющиеся в нашем распоряжении источники можно разделить на три группы.

1.Нормативно-правовые источники.Среди них:

Международные документы.

Российские документы о правах ребенка.

Документы местного характера.

К международным документам относятся Всеобщая Декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка.

Основным документом о правах ребенка в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также Конституция РФ, Федеральный закон   от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ иТрудовым кодексом РФ.К документам местного характера относится Устав МБОУ Вощиковской ОШ им. А.И.Королёва. В данном документе идёт речь о гарантиях и защите прав учащихся на получение образования, о создании условий для получения образования, о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

2. Монографические источники.

Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых. Об этом пишет Сироткин С. в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека». Он приводит определение «прав человека», в котором общество «признаётвозможность для отдельных лиц на достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».Узорова О.В. в работе «Иллюстрированный уголовный кодекс для подростков» призывает помнить: незнание законов не освобождает от ответственности! Работа Александра Шмелёва «Какие права есть у детей» содержит подробную информацию о видах прав детей, о правах ребёнка в зависимости от его возраста. В учебнике «Право в нашей жизни», автора Певцовой Е.А., целый раздел посвящён правам и свободам человека и гражданина в России, а также правовому статусу несовершеннолетних.

3. Информация интернет-ресурсов.

Средиинтернет - источников преобладают работы, выполненные учащимися начальной школы о правах детей и их нарушениях, о правах сказочных героев. Каким бы ни был источник, все они затрагивают очень важную для нашего общества тему – права несовершеннолетних, нарушение этих прав и их защита. В процессе изучения источников , я выяснила, что права ребенка меняются в зависимости от его возраста.

Степень изученности вопроса

По характеристике источников видно, что данная тема широко освещалась на законодательном уровне. Теоретические исследования по проблеме прав детей проводили многие авторы: психологи, педагоги, юристы. Мой вклад в изучение данной темы заключается в том, что я рассматриваю её в узкой направленности – права несовершеннолетних, возникающие в связи с получением ими паспорта, документа удостоверяющего личность.

Вклад автора в решение проблемы

Результаты своегоисследования я планирую вынести на обсуждение среди

одноклассников и учащихся школы во время классных часов.Нашкольную конференции «Открытие». Хочу оформить презентацию по данной теме и предложить использовать её на уроках обществознания при изучении тем: «Основные международные документы о правах человека и правах ребенка», «Права ребенка и их защита», «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». На основе данной работы можно сделать интерактивную интеллектуальную игру для старшеклассников и провести её на внеурочных занятиях. Подготовить и выпустить буклет «Мои права в 14 лет», а потом использовать его в качестве справочника на уроках обществознания, как средство формирования правовой грамотности обучающихся. 

 

 

II. Мои права после 14 лет.

2.1.Что такое права ребёнка, права несовершеннолетних?

Кто такой несовершеннолетний? Это тот, кто достиг четырнадцати лет, но еще не достиг восемнадцати, а ребёнок – это человек, не достигший 18 лет. В Гражданском и Семейном кодексе РФ сказано, что ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет. В 14 лет каждый подросток официально становится гражданином своей страны и получает общегражданский паспорт, а также частично становится уголовно ответственным (в случае совершения особо тяжких преступлений). В то же время пополняется и список его прав. Права ребенка – это комплекс международных и государственных законов, которые регламентируют нормы защиты, обеспечения жизнедеятельности и развития несовершеннолетних граждан.В современной теории права выделяют несколько типов прав несовершеннолетних детей:

трудовые права несовершеннолетних.

личные права несовершеннолетних.

гражданские права несовершеннолетних.

2.2. Трудовые права несовершеннолетних.

Прием на работу возможен с 14 лет при наличии согласия родителей и профсоюза организации. Работодатель при наличии рабочих мест обязан принять несовершеннолетнего на работу.
В Трудовом кодексе РФ, статье 63 «Возраст, с которого допускаетсязаключение трудового договора» сказано «Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения».
С несовершеннолетними не заключается договор о полной материальной ответственности, и им не имеют права назначать испытания при приеме на работу. Запрещено принимать несовершеннолетних на работу, связанную с вредными и опасными условиями труда, подземную работу и работу, связанную с поднятием тяжестей выше норм.При прохождении обучения и совмещения учебы с работой рабочий день должен быть не более 2,5 часов при возрасте работника 14-16 лет. Увольнение допускается только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и Государственной Инспекции труда или при предоставлении другой работы.
Таким образом, несовершеннолетние работники пользуются в связи со своим возрастом некоторыми льготами относительно длительности рабочего времени, отпусков, охраны и условий труда.

2.3. Личные права несовершеннолетних.

К этому типу прав относятся: право на фамилию, имя и отчество, право жить и воспитываться в семье, право проживать совместно со своими родителями, право на общение с родственниками, право выражать личное мнение, право на заботу и опеку со стороны родителей и родственников, право на защиту своих прав. Кроме того, с 14 лет ребёнок имеет право:

на получение паспорта (п.1 Положения о паспорте гражданина РФ);

просить об изменении своего имени и (или) фамилии на общих основаниях (с согласия родителей);

давать письменное согласие для приобретения или прекращения гражданства РФ (ст.9 ФЗ «О гражданстве РФ»)4

может выбирать (с согласия родителей) место жительства (ст.20; 26 Гражданского кодекса РФ);

совершать любые сделки (с письменного согласия родителей, ст.26 ГК РФ);

самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (ст.26 ГК РФ);

осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст.26 ГК РФ);

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, получать личные пластиковые карты (ст.26 ГК РФ);

требовать отмены усыновления в случаях, предусмотренных законом (ст. 142 СК РФ);

обучаться вождению мотоцикла;

право управлять велосипедом при движении по дорогам;

право выгуливать домашнего питомца самостоятельно;

вступать в молодёжные общественные объединения (ст.19 ФЗ «Об общественных объединениях»);

ездить без родителей или сопровождающих по России в поездах и самолетах;

несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке(ст. 62 СК РФ);

для лиц совершивших преступление на рассмотрение дела в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

самостоятельно обратиться в соответствующие инстанции (суд, органы опеки) с целью защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).

2.4. Гражданские права несовершеннолетних.

В данную категорию входят имущественные права несовершеннолетних детей, право наследования, право на жилую площадь и возмещение вреда. Они могут:

совершать сделки, направленные на безвозмездное по­лучение выгоды (например, дарить подарки), но только тогда, когда такие сделки не нужно регистрировать у нотариуса;

получить в собственность жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства (ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»)

распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом (от своего лица, но с согласия родителей).

Подростки имеют право собственности на полученные доходы,  на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.Согласно российскому законодательству, подросток, достигший 14 лет, обязан получить паспорт. Вместе с этим документом приобретаются не только дополнительные права, но и обязанности 14-летнего гражданина РФ:

выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового - распорядка и трудовым законодательством;

соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

2.5. Ответственность несовершеннолетних.

С 14 лет наступает неполная дееспособность. В этом возрасте уже налагается уголовная ответственность за 20 видов преступлений:  убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, хулиганство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения, захват заложника и другие (ст. 20 УК РФ). Помимо уголовной ответственности наступает самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам; материальная ответственность за причиненный ими вред; ответственность за нарушение трудовой дисциплины.За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей у учащихся наступает дисциплинарная ответственность.За причинение вреда образовательному учреждению возникает гражданско-правовая ответственность. За вред, причиненный несовершеннолетними, от 14 до 18 лет, несут ответственность они сами, а если они не имеют к этому средств, отвечают их родители (статья 1074 ГК РФ).Учащийся не освобождается от ответственности, если сам привел себя в состояние, в котором он не мог понимать значения своих действий (статья 1078 ГК РФ). В интервью с директором Маргаритой Львовной Хорошковой, я выяснила, что в нашей школе права несовершеннолетних в области образования реализуются в полном объёме. Я провела анкетирование и опрос среди одноклассников, учеников и их родителей.В анкетировании принимало участие 39 детей и 27 взрослых в опросе.Всем респондентам был задан вопрос: «Считаете ли Вы, что дети должны знать свои права?» Мною были получены следующие результаты:

 

 

Дети

Взрослые

Да

38

25

Нет

1

2

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, и дети и взрослые считают необходимым знание детьми своих прав. И взрослые, и дети отметили, что для защиты своих интересов знания о правах очень важны.Нельзя защитить себя, не зная своих прав.На вопрос, «Какие источники ты хотел бы использовать для получения информации о своих правах?» были даны ответы:

Дети

Кол-во ответов

Взрослые

Кол-во ответов

Родители

31

Родители

18

Учителя

19

Учителя

17

Государственные органы

7

Государственные органы

3

Интернет,СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

11

СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

9

Полиция

2

Полиция

1

Друзья, родственники, старшие братья и сёстры

2

 

 

Комиссия по делам несовершеннолетних

1

 

 

 

Таким образом, по мнению детей, главным источником информации об их правах являются родители, затем учителя и другие источники. Взрослые считают, что и родители и учителя в равной степени должны информировать детей о том, какими правами они обладают. Скорее всего, родители сами мало знают о правах ребёнка, поэтому считают, что учителя должны информировать детей о том, какими правами они обладают.

В статье 29 «Всеобщей декларации прав человека» записано: «Каждый человек имеет свои обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».На вопрос «Нужны ли детям обязанности вместе с правами?» были получены такие ответы:

 

Дети

Взрослые

Да

39

27

Нет

0

0

 

Таким образом, и дети, и родители считают, что права неотделимы от обязанностей. Проведя анкетирование и опрос, я сделала вывод, что каждый ребёнок, независимо от возраста должен знать свои права и обязанности. И чем раньше он с ними познакомится, тем в большей степени он сумеет ими воспользоваться и будет более защищённым в современном мире.

 

III. Заключение.

В данной работе я раскрыла содержание основных прав несовершеннолетних после получения ими паспорта. Узнала, что несовершеннолетний – это юридическое определение ребенка или подростка от 14 до 18 лет, применяемое для разграничения между взрослыми и детьми различных прав, мер защиты, привилегий.С наступлением 14-летнего возраста у подростка появляется целый «букет» самых различных прав, которые закреплены законом и обязанностей, отличительной особенностью которых является то, что онине регулируются на законодательном уровне. Меня поразило количество законодательных документов, которые регламентируют права несовершеннолетних. Я узнала, что такое права ребёнка и права несовершеннолетних, изучиласодержание основных прав несовершеннолетних, определилаизменения в правах ребенка в зависимости от возраста. Поняла, что права ребенка напрямую зависят от его возраста: 6-летний ребёнок имеет право на совершение мелких бытовых сделок, а 14-летний уже может совершать имущественные сделки. Моя гипотеза нашла своё подтверждение, действительно, если каждый ребёнок будет знать свои права с детства, то он вырастет законопослушным гражданином, и не будет нарушать права других людей.Научившись пользоваться правами и свободами, дети будут чувствовать ответственность перед другими людьми, у них будет формироваться правовая культура.Данная информация позволит ребёнку грамотно защитить себя от недоброжелателей.Он будем знать, где и как надо себя вести, и, может, начнем больше думать о том, что он делает.Знание своих прав формирует чувство собственного достоинства, а знание обязанностей - ответственность.

 

 

IV. Список использованных источников и литературы.

Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России. М., 2005.

Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. М., 2010.

Егоров А. Конвенция о правах ребенка: итоги и перспективы. М., 2009.

Конституция РФ. М., 2013.

Певцова Е.А., Миков П.В.Право в нашей жизни. М., 2011.

Сироткин С. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2009.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Иллюстрированный уголовный кодекс для подростков. М., 2016.

Шмелёв А. Какие права есть у детей. М., 2014.

http://fb.ru/article/41611/prava-nesovershennoletnih

http://womanadvice.ru/prava-podrostka

http://advocatshmelev.narod.ru/prava-rebenka/prava-rebenka.html

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/12/08/prava-i-obyazannosti-detey-ot-6-do-14-let

 

 

Приложение №1

СироткинС. Старшеклассникам о праве и правах человека. М., 2000.

Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ст.54.

Трудовой кодекс РФ, ст.63.

Трудовой кодекс РФ, ст. 92.

Автор материала: Л. Шугина (8 класс)
Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.