12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Исследовательская работа по биологии "Размножение картофеля разными способами"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Соляновская средняя общеобразовательная школа









Тема: «Размножение картофеля разными способами»












Автор: Козлова Кристина,

МКОУ Соляновская СОШ, 6 класс



Научный руководитель: Мурультуева Светлана Валентиновна

учитель биологии МКОУ Соляновская СОШ













Содержание


1.Введение…………………………………………………………. 3

2. Теоретическая часть

2.1.История происхождения картофеля……………………….. 4

2.2. Роль картофеля в жизни человека………………………… 4-5

2.3.Биологические особенности………………………………… 5-6

3.Практическая часть…………………………………………… 6-7

4.Заключение……………………………………………………… 8

5.Список использованной литературы………………………… 9




































Введение

Просмотрев учебник биологии 6 класса меня заинтересовала тема «Вегетативное размножение покрытосеменных растений», а именно способы размножения картофеля. Мне известно, что картофель размножают целым клубнем и получают хороший урожай. Я думаю, если картофель размножить глазками, ростками, то никакого урожая не получится.

О различных способах размножения картофеля много прочитала в Интернете, изучила литературу в библиотеке, расспросила учителя. Меня заинтересовало размножение картофеля верхушкой клубня, глазками, ростками и кусочками клубня.

Актуальность темы: картофель – ценная овощная продовольственная, техническая культура, обладающая лекарственными свойствами, производство, которой можно увеличить, размножая различными способами, при этом экономя посадочный материал.


Цель работы: научиться размножать картофель разными способами и

вырастить урожай

Задачи:

1. Изучить способы выращивания картофеля;

2.Самостоятельно провести сравнительный анализ выращивания картофеля в ходе практической работы на пришкольном участке;

3. Прочитать энциклопедии, справочники, в которых имеется информация о картофеле, изучить материалы в сети интернет;

4.Сделать выводы, определить практическую значимость выращивания картофеля, оформить материал исследования;

Объект исследования: картофель

Предмет исследования: технология размножения картофеля

Методы исследования: наблюдение и эксперимент, сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, поиск в Интернете, чтение литературы, интервью, обобщение

Практическая значимость: при нехватке семенного материала можно использовать другие способы размножения картофеля

Сроки проведения: июнь-сентябрь 2018год









Теоретическая часть

История происхождения картофеля

Картофель - многолетнее клубненостное широко возделываемое травянистое растение семейства пасленовых. Сравнительно недавний продукт в России. Привычное для нас место на русском столе картофель начал занимать только в начале XIX века, постепенно вытесняя ранее применявшуюся в том же качестве репу, которую варили, растирали в пюре с маслом или сметаной, жарили, запекали, добавляли в разные блюда.

Европейцы впервые обнаружили картофель в 1536-1537 годах в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу). Это были участники военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами. Впоследствии один из участников этой экспедиции рассказал о «трюфелях» в своей книге «История нового государства Гренады».

Начало разведения картофеля в России обычно связывают с именем Петра I. Существует версия, что Петр I, познакомившись с картофелем в Голландии и оценив его, послал графу Шереметеву мешок картофеля со строгим приказом разводить его в России. С этого мешка картофеля будто бы и началась история русской картошки. Однако же нет никаких сведений о судьбе этой царской посылки. Если она и имела место в действительности, то было лишь одним из путей проникновения картофеля в нашу страну.

Первое время картофель в России, как, впрочем, повсюду, считался диковинным экзотическим овощем. Его подавали как редкое и лакомое блюдо на дворцовых балах и банкетах, и посыпали тогда картофель не солью, а сахаром. С развитием капитализма производство картофеля в России из года в год росло, причем назначение и использование его стало более широким и разнообразным. Вначале картофель использовали только в пищу, потом его стали применять и в качестве корма для домашнего скота, а с ростом крахмалопаточной и винокуренной (спиртовой) промышленности он стал основным сырьем для переработки на крахмал, патоку и спирт.

Роль картофеля в жизни человека

Чем полезна молодая картошка? Во-первых, это незаменимый источник крахмала, благодаря содержанию которого картошка является одним из главных поставщиков углеводов, а углеводы – бензин нашего организма.

Во-вторых, картошка богата витамином С. Полкило вареного

картофеля обеспечит организм аскорбиновой кислотой и калием на 100

процентов суточной нормы. А еще в молодых клубнях есть белок, жиры,

магний, кальций, цинк, железо, витамины группы B, D, Е, U, К, РР, каротин.

Правда, пятая часть витамина C теряется еще при очистке, заметно уменьшается при неправильной варке-жарке, а еще он быстро разрушается в

холодной воде. В наши дни картофель ценится не только как первый овощ, но и как лекарственное растение. Клубни его - настоящая химическая лаборатория. 1) В них содержится до 20 % крахмала, издавна применяемого в медицинской практике как нежное противовоспалительное и обволакивающее средство. 2) При желудочно-кишечных расстройствах, а также для приготовления неподвижных повязок в виде крахмальных бинтов. 3) Клубни богаты клетчаткой, пектиновыми веществами, витаминами группы В, каротином, липидами, минеральными солями и другими соединениями.

4) В народной медицине картофельная диета рекомендуется как мочегонное

средство: свежий картофельный сок используют при цинге, золотухе,

запорах и гастритах с повышенной кислотностью, лечении язвы желудка.

5) Сырой картофель прикладывают к ожогам. 6) В косметической практике его вводят в состав питательных масок. 7) Вдыхание пара, получаемого при

раздавливании только что сваренного картофеля, помогает при воспалении

верхних дыхательных путей.

8) Как известно, углеводы, которые в картофеле представлены крахмалом,- одним из главных источников мускульной энергии человека.

Большое значение имеет картофель как сырьё для спиртовой и крахмалопаточной промышленности. Крахмал, получаемый из картофеля, широко применяется в текстильной промышленности, для приготовления разнообразных кондитерских изделий, в колбасном производстве и многих других отраслях пищевой промышленности.

Велико значения картофеля и как кормовой культуры, особенно для молочного скота, свиней и птицы. На корм используют не только клубни, но и картофельную ботву и побочные продукты, получаемые от промышленной переработки картофеля на спирт и крахмал. По переваримости органического вещества картофель, как и корнеплоды, стоит на первом месте среди всех растительных кормов.


Биологические особенности

Картофель это вегетативно размножаемая культура и только в определенных случаях, чаще всего в селекционной практике выращивается из семян.

Клубень картофеля представляет собой видоизменённый стебель. В молодом возрасте он имеет мелкие чешуйчатые листочки, в пазухах которых закладываются 3 - 4 покоящиеся почки. Из них в дальнейшем образуются глазки. При прорастании глазка в рост трогается только одна главная почка, а остальные прорастают в том случае, если росткам главной почки обломились. Ростки, выросшие из боковых почек, обычно слабее ростков главной почки.

Клубни образуются на столонах (подземных стеблевых образованиях), которые сформированы из спящих почек нижней части клубня. Концы столонов по мере развития растения утолщаются и постепенно превращаются в клубни.

Форма клубней округлая, овальная, округло-овальная, удлиненная, с различной глубиной глазков. Эти признаки зависят от сорта. Окраска клубней также различна: белая, желтая, розовая, красная, красно-фиолетовая, сине-фиолетовая.

Куст картофеля состоит большей частью из 4 -8 облиственных стеблей. Поверхность листа гладкая или морщинистая. С нижней стороны выступает сеть жилок. Цветки картофеля собраны в соцветия, расположенные на общем цветоносе. Картофель – самоопыляющееся растение, но бывают случаи перекрестного опыления.

Практическая часть

В нашем поселке все жители имеют приусадебный участок и выращивают на нем картофель, мы провели опрос среди населения о способах посадки картофеля. Практически 100% жителей знакомы со способами вегетативного размножения картофеля, но на практике используют в основном посадку клубнями средней величины (с куриное яйцо).

Исследовательская работа проводилась на пришкольном участке.

Все виды работ в течение летнего времени мы выполняли с ребятами, которые по графику отрабатывали практику.

На опытные ряды, с одинаковым типом почвы, влажностью и освещенностью, посажен среднеспелый картофель сорта Реди:

на 1-ый - клубни средней величины

на 2-ой – верхушки клубня;

на 3-ий – глазки картофеля

на 4-ый – ростки картофеля

на 5-ый- кусочками клубня с одной почкой (глазком)

Для посадки отбирали клубни средних размеров, массой 60-80г. Перед посадкой посадочный материал проращивали дома. Проращенные целые клубни, верхушки клубня, глазки, кусочки клубня сажали на глубину 6-10 см, располагая рядами на расстоянии 60-70 см ряд от ряда и 35 см растение от растения. В каждом ряду по 10 лунок. Ряды находились в одинаковых условиях, одновременно поливались, пропалывались, проводилось рыхление, окучивание. В течение вегетационного периода за растениями велись наблюдения – отмечались сроки появления всходов, сроки цветения, обильность всходов и цветения, высыхание ботвы. Дважды за лето проводилась прополка сорняков, картофель был окучен и убран.









Агротехнический план работы


Наименование работ

Сроки выполнения

1. Подготовка почвы

Вспашка, рыхление

июнь

2. Разбивка делянок

Разбивка делянок по вариантам опыта


июнь

3. Посадка клубней картофеля

Установка табличек

июнь

4. Прополка сорняков, рыхление

Прополка сорняков по всем вариантам опыта

20.06.18

5. Прополка.

Окучивание картофеля

Удаление сорняков. Окучивание картофеля

28.06.18

6. Уборка урожая

Подготовка инвентаря: весы, ведра, вилы, сетки

07.09.18



Фенологические наблюдения

Ряд

Дата посадки

Всходы

Начало цветение

Отмирание ботвы

Дата уборки

1

02.06.18

14.06.18

09.07.1812.07.18

Ботва еще зеленая, отдельные листочки стали темными

07.09.18

2

02.06.18

14.06.18

09.07.1812.07.18

07.09.18

3

02.06.18

14.06.18

12.07.1815.07.18

07.09.18

4

02.06.18

02.06.18

02.06.18

07.09.18

5

02.06.18

02.06.18

02.06.18

07.09.18



В ходе исследования проводились наблюдения за ростом и развитием растений. Мы обнаружили, что растения на первой и второй деляне развиваются гораздо быстрее и куст более сильный. Особенно мы внимательно следили за развитием растений на двух делянках (ростками и глазками). Растения выглядели слабыми, куст состоял из одного-двух побегов. Но к концу августа ботва у картофеля сравнялась и уже трудно было понять, где что посажено.

Собранный урожай взвесили:

1 ряд–30 кг (крупный картофель, 8 – 10 штук в лунке)

2 ряд- 25 кг (крупный, средний 8 -10 штук в лунке)

3 ряд – 9 кг (семенной, 6 -8 штук в лунке)

4 ряд – 3 кг (средний, 4 - 6 штук в лунке)

5 ряд - 5 кг (крупный, средний, мелкий, 4-6 штук в лунке)



Заключение

Работа на пришкольном участке это источник знаний об окружающем мире, расширение кругозора, отдых на свежем воздухе, укрепление здоровья, развитие коллективизма среди одноклассников.

Что может быть прекраснее стремления вырастить растения на учебно-опытном участке своими руками. Для того чтобы удовлетворить потребности в картофеле, нужно овладеть умениями, навыками правильного выращивания и размножения растений. Первый шаг на этом пути – исследовательская работа на тему «Размножение картофеля разными способами»

В своей работе я достигла цели: научилась размножать картофель разными способами.

В ходе практической работы решились задачи:

1. Изучили способы выращивания картофеля

2.Самостоятельно провёли сравнительный анализ выращивания картофеля в ходе практической работы на пришкольном участке

3. Определили практическую значимость выращивания картофеля


Выводы:

В данной работе использовала методы размножения картофеля: клубнем, основанием клубня, глазками, ростками и кусочками клубня.

Перечисленными методами картофель размножать можно, но для получения хорошего урожая картофеля для еды лучше использовать посадочный клубень массой 60-80г или верхушку клубня с достаточным запасом питательных веществ, для получения семенного материала лучше использовать способ посадки картофеля глазками, тем самым экономится посадочный материал.

С результатами исследовательской работы планирую познакомить ребят на уроках биологии при изучении темы «Вегетативное размножение»

Список использованной литературы

1. Технологические карты по выращиванию овощных культур в условиях Иркутской области. Иркутск 2003. Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области.

2. Всё о картофеле (электронный ресурс) сhttp://kaptoxa.ru/materialy/istoriya/istoriya-kartofelya.html


3. Этот удивительный картофель (электронный ресурс) minobr.org/index.php?option=com_mtree&task=att...
































Приложение 1



t1591520923aa.jpgt1591520923ab.jpg



t1591520923ac.jpg

















































11



Автор материала: К. Козлова (6 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.