Исследовательская работа «Влияние размера посадочного материала на урожайность картофеля»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Верхнетойденская средняя общеобразовательная школа
Влияние на урожайность картофеля
размера посадочного материала
Выполнили:
учащиеся 7 класса
Владимиров Д
Плотникова Екатерина
Калинина Виктория
Руководитель:
Провоторова Л.М
учитель биологии и географии
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение -------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1
Исторические и биологические особенности картофеля --------------------- 4 – 5
1.1. Происхождение картофеля и история его возделывания --------------- 4
1.2. Распространение картофеля в России -------------------------------------- 4 – 5
1.3. Биологические особенности картофеля ------------------------------------ 5
Глава 2
Этимология слова «картофель» -------------------------------------------------- 6
Глава 3
Национальные блюда из картофеля --------------------------------------------- 6 – 7
Глава 4
Исследовательская работа --------------------------------------------------------- 8 – 9
Заключение --------------------------------------------------------------------------- 9
Литература ---------------------------------------------------------------------------- 10
Приложение -------------------------------------------------------------------------- 11 – 14
-2-
Цель: определить зависимость урожайности картофеля от технологии выращивания.
Задачи исследования:
- выявить влияние размера посадочного материала на урожайность картофеля;
- изучить историю появления картофеля в Европе и России и использование картофеля;
- оформить электронный материал;
- участие в научно-исследовательской конференции учащихся и в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
Актуальность:
Настоящее время отличается безудержным ростом цен, безработицей и ростом инфляции. В этой непростой ситуации я предлагаю достойный и реально осуществимый любым человеком выход: своим трудом на своем земельном участке производить картофель. К этому необходимо только приложить желание землевладельца, его труд, а также умение вести хозяйство и правильно использовать технологию высадки клубней. Мы решили ответить себе и другим на вопрос – влияет ли размер посадочного материала на урожайность картофеля. Почему на современном этапе для меня и моей семьи встал этот вопрос? Каждый год урожайность картофеля разная, то много крупного, то достаточно мелкого, то вообще неурожайный год. И когда наступает весна встаёт вопрос, а хватит ли посадочного материала? Мы осенью отбираем на посадку картофель средней величины, бывает, на зиму нам не хватает того картофеля, который отобрали для еды и мы берём посадочный. А ещё мы в погреб закладываем мелкий картофель на всякий случай. В течение зимы часть картофеля, портится, и мы гадаем, можно ли и какой, будет урожай, если посадим картофель мелкий, крупный или резанный? Вот на этот вопрос мы решили ответить себе, нашим родным и знакомым.
Сезон: май – сентябрь 2014
Объект исследования: картофель, происхождение названия картофеля.
Метод исследования:
теоретический: сравнение, моделирование;
эмпирический: изучение и анализ литературы, наблюдение, ведение дневника наблюдений
Гипотеза исследования:
Если при выращивании картофеля использовать правильные технологии, то из небольшого участка можно получить высокий урожай картофеля.
-3-
Глава 1 Исторические и биологические особенности картофеля
1.1. Происхождение картофеля и история его возделывания
В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни под землей. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Но не всегда они были съедобные. Возможно, находка замёрзших и высохших на солнце клубней диких картофелин была толчком к попытке искусственного разведения картофеля человеком. Замерзшие клубни после оттаивания и высушивания теряли горечь и сохраняли ценный для питания крахмал. Естественно, произрастая около человеческих селений, где скоплялись разлагающие отбросы, удобряющие почву, дикорастущий картофель давал более крупные клубни.
Так зародилась культура картофеля. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Затем он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Те виды картофеля, которые могли давать более крупные клубни, и стали культивироваться человеком [2].
Колыбелью культуры картофеля считают плоскогорье Перу и Боливии. Здесь картофель образовал большое количество видов, из которых индейцы стечением веков отбирали себе растения, наиболее подходящие к суровым условиям, и учились их культивировать. Эти виды картофеля хорошо выдерживают заморозки. Морозостойкие виды, культивируемые главным образом на наиболее возвышенных местах, невкусные. В качестве столового картофеля индейцы культивируют особые виды картофеля. Наиболее распространенным из них является «андигенум», близкий к нашему картофелю. Один из древнейших видов картофеля, который до сих пор пользуется большим успехом, является «папа амарилья» - желтый картофель. Он имеет желтую мякоть и прекрасный вкус. Сосуды, найденные в древних могильниках, служат доказательством того, что этот вид употребляли еще до 800-х годов н.э. [4]
1.2. Распространение картофеля в России
Время первого появления картофеля в России связано с эпохой Петра первого, который прислал из Роттердама (Голландия) мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заниматься разведением картофеля. Но приказ о разведении какого-то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился лишь среди ограниченного круга лиц, преимущественно богатого сословия и иностранцев. За пределами Петербурга он еще долгое время оставался неизвестным, а в Западной Европе в это время (начало восемнадцатого века) картофель уже возделывали.
При Екатерине второй правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло меры к его повсеместному распространению. Ближайший почин в этом деле принадлежит государственной Медицинской коллегии. Непосредственным поводом к этому послужил вопрос об изыскании средства помощи «без большого иждивения»
-4-
голодавшему крестьянскому населению, причем Медицинская коллегия, рапортуя в начале 1765 г. По этому вопросу Сенату, высказалась, что «лучший способ к предотвращению бедствия состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называют «потетес». Коллегии тогда же было поручено «распорядиться отправкой во все губернии земляных яблок на расплод» и вместе с тем в 1765 г. было разослано наставление «О разводе и употреблении земляных Яблоков, для раздачи оных дворянству и прочим в губерниях и провинциях обывателям». В этом же наставлении даны описания двух главнейших сортов картофеля – белого и красного – и предоставлено подробное изложение основных приемов возделывания этого растения, а также хранения картофеля зимой и различных способов его употребления. Со временем, картофель перестал быть чем-то незнакомым, получил широкое распространение и применение в России [4,8].
1.3. Биологические особенности картофеля
Картофель относится к семейству пасленовых. Родина картофеля – западная часть Южной Америки, где он и в настоящие время встречается в диком виде. Картофель является многолетним растением с травянистыми стеблями, очередными перистораздельными листьями. Цветки правильные, в двойных завитках. Плод – зеленая ягода с большим количеством мелких семян. Корневая система состоит из слабых тонких корней.
На особых подземных бесхлорофилльных побегах в виде отдельных образований (столоны) образуются клубни картофеля. Во всех частях растения содержится яд соланин, особенно в зеленых частях, молодых побегах, картофельной ботве, а также в клубнях, главным образом под кожурой. При термической обработке ядовитые свойства уничтожаются, поэтому при употреблении в пищу его нужно варить, а для кормления скота целесообразно картофель запаривать [2].
По форме клубни картофеля бывают округлыми, овальными, удлиненными, а по окраске – белые, розовые, красные, синие. Семенным материалом обычно служат клубни, которые начинают прорастать с глазков верхушечной части. При прорастании образуются корни и стеблевые побеги двух видов – надземные с листьями и подземные со столонами, из которых образуются клубни [5].
Картофель лучше всего произрастает в условиях умеренного климата. Потребность в тепле у него ощущается в начальный период жизни - при прорастании. Дружный интенсивный рост наблюдается при температуре 10-15 градусов. Всходы не выдерживают даже небольших 1-2 градуса заморозков. Самая благоприятная температура при образовании клубней – около 17 градусов. Высокие температуры в этот период подавляют процесс образования клубней, вызывают их измельчение и вырождение. К влаге картофель не требователен, предпочитает среднюю влажность
Картофель довольно требователен к почвам. Она должна быть рыхлой, хорошо обработанной, с большим запасом питательных веществ. Наиболее пригодны суглинистые и песчаные черноземы, легкие супесчаные и песчаные почвы, удобренные компостом [3,5].
-5-
Глава 2
Этимология слова «картофель» с языков народов области
В школьном курсе географии этимология слов практически не изучается, но так как мы проживаем в многонациональной стране, обширной по площади, много встречается разных групп языков и поэтому названия географических объектов, животных, растений связаны с языковой культурой разных народов. На современном этапе для обучающихся имеет большое значение изучение этимологии, ведь интересно и познавательно знать происхождение слов у разных народов. Интересуясь этимологией слов и переводов с других языков, мы люди разных национальностей будем ближе друг к другу, и будем воспитывать в себе толерантность, то есть межнациональное согласие и терпимость.
Каждый человек принадлежит, к какому то народу. Народов на Земле около 4 тысяч. Они говорят на разных языках, у них разные обычаи.
Слово «картофель» у разных народов тоже произносится по-разному.
1. Индейцы из Южной Америки называют картофель - «папа».
2. Немецкие учёные объясняют происхождение названия от немецких слов «крафт», что значит «сила» и «тойфель» - «дьявол», и вероятней всего клубни картофеля для немцев символизировали в те далёкие времена «дьявольскую силу».
3. Русское название произошло от итальянского «тартуфолли» - трюфель [10].
4. Татары привыкли называть картофель - бэрэңге, то того времени когда татары узнали про удивительные клубни, слово «бэрэңге» у них означало «большой, толстый нос». Видимо клубни картофеля напомнили им нос.
5. Чуваши говорят «улма».
6. У азербайджанцев картофель, значит «картуп».
7. Белоруссцы называют картофель «бульба».
8. В Украине «картопля» [1].
Глава 3
Национальные блюда из картофеля
Используется картофель, главным образом, для питания. Более ста различных блюд приготовляют ныне из картофельных клубней. В них есть витамины, необходимые для человеческого организма. Картофель мы едим каждый день, не даром называют его в России «вторым хлебом». Отвариваем его на ужин, жарим по выходным, добавляем в салаты и в винегреты, и, конечно же, кладём в суп. Время не стоит на месте. Одни традиции уходят, другие приходят. Наше питание стало разнообразнее. У каждого народа свои традиции и национальные блюда, каждый готовит картофель по-своему. В нашей школе учатся ребята разных национальностей поговорив с ними о их любимых национальных блюдах я сделала выводы, какие блюда являются лидерами для тех народов с которыми беседовала. Например:
1. Белоруссы
Картофельные оладьи по-белорусски – драники.
Сырой картофель очищают, натирают на тёрке, добавляют муку, соль,
-6-
перемешивают. Ложкой выкладывают массу на сильно нагретую сковороду в растопленный жир и обжаривают драники с обеих сторон до образования золотистой корочки. К драникам можно подать густую сметану.
Картофель – 1000 гр., мука – 30 гр., соль по вкусу, свиное сало (подсолнечное масло) – 150 гр., сметана – 200 гр.
2. Украинцы
Украинцы очень любят картофельные галушки.
Картофель отварите в кожуре, очистите и протрите и протрите сквозь сито или пропустите через мясорубку. В полученную массу введите сливочное масло, яйца, муку, тёртый сыр, все перемешайте, поперчите и разделайте посыпанными руками на галушки. Затем положите галушки в кипящую подсоленную воду, выдержите в течение 15 мин. Не давая закипеть, и откиньте на дуршлаг. Как только отвар стечет, выложите галушки в форму, посыпьте тёртым сыром, сбрызните топлёным маслом и поставьте на 10- 15 мин. В жарочный шкаф.
Картофель – 350 гр., масло сливочное – 20 гр., яйцо – 2 шт., мука – 500 гр., сыр – 5 гр., масло топлённое – 30 гр., соль, перец по вкусу.
3. Азербайджанцы
У азербайджанцев национальным картофельным блюдом является буглама – картофель с жареным луком.
Мелко нашинкованный лук обжарьте. После припуска на картофель положите нашинкованный лук и полейте маслом.
Картофель – 270 гр., лук репчатый – 60 гр., масло сливочное – 15 гр.
4. Русские
В русской кухне очень любят готовить отварной картофель с селёдкой по-русски.
Картофель очистите, промойте, залейте водой и поставьте варить. Как только вода закипит, положите соль и продолжайте варку ещё 20 мин., пока картофель не сделается мягким. При этом нужно следить, чтобы картофель не переварился. Как только картофель будет готов, кастрюлю накройте крышкой и в таком виде оставьте на слабом огне на 5 – 7 мин. Готовый картофель переложите на горячее блюдо. Подавайте вместе с селёдкой [6,7].
5. Татары
У татар любимым блюдом из картофеля является щэңгэ - шаньги по татарски:
Стряпали как беляши, открытые края сильно не поднимают, размеры с блюдце до сковороды. Выпекают в жарочном шкафу.
Дрожжевое тесто – 800 – 1000 гр, картофеля – 100 гр, молока – 200 гр, яйцо – 1, масло сливочное – 5 – 10 гр, соль [9].
6. Ханты
Рыба по хантыйски с картофелем
В глубокую емкость положить речную рыбу предварительно посоленная, далее на рыбу положить нарезанный ломтиками картофель, посоленный. Можно добавить специи и всё залить водой. Поставить на плиту, варить при средней температуре [7].
-7-
Глава 4
Исследовательская работа
Характеристика поля:
Рельеф - ровный.
Почва – тяжелая, суглинистая.
Засоренность - низкая.
Предшествующая культура – капуста.
План ухода за культурой:
1. Яровизация - за 30 дней до посадки держать в светлом, теплом помещении.
2. Посадка – 4 мая
3. Посадочный материал и его расположение: 1-й ряд: крупные клубни;
2-й ряд: мелкие клубни;
3-й ряд: средние клубни;
4-й ряд: глазки.
4. Окучивание 23 июня проводится первый раз при длине всходов 10 – 15 см., затем до начала цветения во второй раз.
5. Прополка: в течение лета по мере необходимости.
6. Уборка урожая: 15 августа.
Перед посадкой посадочный материал был тщательно отобран. Для ускорения появления всходов и последующее развитие растений семенные клубни были оставлены для проращивания. За время проращивания участок для посадки был вскопан и выровнен.
Для своих опытов мы взяли четыре вида образца картофеля: мелкий, крупный, средний и резанный (см. приложение № 1). Для каждого образца было выделено 14 лунок, в каждую лунку я посадила по одной картофелине. Расстояние между лунками составляло около 50 см, между рядами около 1 метра (см. приложение № 2) Семенные клубни были посажены 4 июня. В течение недели картофель взошёл. Всходил, развивался и рос картофель дружно. Основная цель ухода за картофелем – содержание участка в чистом от сорняков и рыхлом состоянии от посадки до уборки. Всходы многих видов сорняков появляются значительно раньше, чем всходы картофеля. Сорняки быстро растут, потребляют много влаги и питательных веществ, отнимая их у растений картофеля. Мы ухаживали за картофелем и боролись с сорняками. В связи с природными условиями, дожди шли не регулярно, поэтому приходилось орошать кусты картофеля. 23 июня мы провели окучивание кустов. 15 сентября собирали урожай. Сделав вывод можно сказать, что урожай был хорошим.
4.1. Влияние мелкого размера на урожайность картофеля
4 июня мы посадили 14 клубней картофеля мелкого размера объёмом 13см. Поскольку картофель до посадки дал ростки клубни взошли уже 10 июня. Зацвели кусты картофеля 10 июля. Мелкий семенной картофель дал очень хороший урожай. Размеры урожая в основном среднего редко встречаются крупного и очень мелкого. Из 14 посадочных клубней я собрала 113 картофелин.
-8-
Вывод: высаживать мелкий картофель можно, так как картофеля стало в 8 раз больше, чем было посажено.
4.2. Влияние среднего размера на урожайность картофеля.
Одновременно с мелким был посажен средний картофель объёмом 19 см. Также дружно, как и при посадке наравне с мелким картофелем взошёл и средний. Но расцвести смог только 13 июля. Количество со среднего размера картофеля был немного меньше, чем у размера мелкого, но в основном крупный и средний картофель очень редко встречались мелкий. Было собрано 83 клубня
Вывод: Сделав вывод, мы решили, что картофель средних размеров даёт большой урожай и его также можно использовать для посадки.
4.3. Влияние крупного размера на урожайность картофеля.
В сравнении с мелким и средним картофелем, крупный взошел на 6 дней позже. Зацвел крупный картофель, как и средний 13 июля. Посадив картофель объёмом 24 см. собрали в основном средний и мелкий, редко когда встречался и крупный картофель в количестве 86 картофелин.
Вывод: в сравнении с другими видами посадочного материала картофель крупного размера высаживать не выгодно.
4.4. Влияние резаного картофеля на урожайность.
Четвертый ряд мы решили посадить резаный картофель. Клубни разрезали, острым ножом вдоль между ростками следя за тем, чтобы каждая часть имела два три ростка. По сравнению с другими посадочными материалами, резаный картофель взошел позже всех 18 июня, но зацвёл наравне с крупным и средним картофелем. Собирая урожай, насчитали 66 картофелин. В основном урожай был мелкий, редко встречались крупные и средние клубни.
Вывод: высаживать резаный картофель не выгодно, так как урожай у этого образца был не очень высоким.
Смотрите приложение № 3
Заключение:
Практическая значимость работы.
1. Для достижения поставленных целей была изучена дополнительная научная литература.
2. На практике доказана возможность размножение картофеля разного размера в том числе и резаного.
3. По результатам работы нами разработаны практические рекомендации:
- способ размножения ростками намного сложнее традиционного, поэтому
мы рекомендуем его использование в тех случаях, когда количество исходных клубней невелико, а нужно размножить имеющийся сорт быстро.
- подведя итог своей практической работы, я выяснила, что средний и мелкий картофель более урожайны, чем резанный и крупный. Поэтому крупный картофель лучше оставить для употребления в пищу, а для семенного материала сохранить мелкий и средний.
-9-
Литература
1. Рогожкин А. Г; Энциклопедический словарь юного натуралиста; Москва «Педагогика» 1981.
2. Трайтак Д. И; Книга для чтения по ботанике; Москва «Просвещение» 1985.
3. Мухин В. Д; Юному овощеводу; Москва «Просвещение» 1978.
4. И. Петерман; В Чирнер; Интересна ли ботаника? Издательство «Мир» 1979.
5. Б. А. Писарев; Картофель на приусадебном участке; Москва во «Агропромиздат» 1991.
6. Ю. Корефанов; Здравствуй, милая картошка! Москва «Риполклассик» 1998.
7. Губин А. И; Традиции и обычаи народов мира; «Издательство Мир книги» 2008.
8. Что такое? Кто такой? Издательство «Педагогика-Пресс», Издательский Дом «Современная педагогика» Москва; 2001.
9. Ю. Ә. Әхмәтҗанов; Татар халык ашлары; Казан «Раннур» нәшрияты; 1999.
10. Интернет.