12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
5

Урок в 10 классе по теме "Размножение. Формы размножения организмов". Базовый уровень

Урок в 10-11кл. (базовый уровень) по теме

«Размножение. Формы размножения организмов»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи:

углубить знания об особенностях и способах бесполого и полового размножения организмов;

формировать у учащихся умение применять имеющиеся знания для решения конкретных проблем;

развивать коммуникативные способности через посредство работы в малых группах, показав, что взаимосвязь деятельности ученика, одноклассников, учителя, их интересов и знаний – важнейшее условие успешной работы.

Ключевые понятия: бесполое размножение, способы бесполого размножения, половое размножение, оплодотворение, комбинативная изменчивость, клон.

Понятия, знание которых необходимо для успешного усвоения материала: размножение, рост, развитие, самовоспроизведение. Вегетативное размножение. Спорообразование, спора.

Оборудование: электронная презентация, таблицы «Вегетативное размножение растений», «Размножение организмов», натуральные объекты.

План урока.

Этапы урока

Методы, приёмы, средства обучения

Продолжительность

минуты урока

1.Организационный момент

Традиционный

3 мин

2.Изучение нового материала

 

25 мин

2.1.Введение в тему урока

Эвристическая беседа

8 мин

2.2.Особенности бесполого размножения

Проблемное изложение

5 мин

2.3.Половое размножение

Проблемное изложение

5 мин

2.4. Лабораторная работа

Поисковая деятельность

7 мин

3.Отработка полученных знаний

Самостоятельная работа учащихся по заданиям разного уровня

15 мин

4.Подведение итогов урока и домашнее задание

Традиционный

2 мин


 

Лист достижений

п/п

Фамилия и имя

ученика

Участие в работе на уроке

   

Участие в

эвристической

беседе

Ответы на вопросы в ходе объяснения

Выбранный уровень задания и оценка

Итоговая оценка

           


 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

2.1. Введение в тему урока (эвристическая беседа).

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению биологии развития отдельных организмов. Для этого нам необходимо вспомнить процессы размножения в природе, систематизировать и несколько расширить имеющиеся у вас знания.

(На экране – заставка презентации.)

Используя знания, полученные в курсах ботаники, зоологии и анатомии, физиологии человека, продолжите рассказ, ответив на все вспомогательные вопросы.

« Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других» (учебник «Общая биология», соавторов В.И. Агафонова, Е.Т. Захарова).

- Итак, что же называется «самовоспроизведением» или «размножением» в биологии? Какое значение оно имеет?

На экране слайд 1 – определение понятия «размножение».Учащиеся записывают определение в тетрадь.

- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

- Чем отличаются живые организмы от неживых тел?

- Что лежит в основе размножения живых организмов?

- Что такое «рост»? Что такое «развитие»?

- Обобщите всё сказанное вами о самовоспроизведении. Дополните свои записи в тетради, оставив место для темы урока.

- В 9 классе мы с вами изучали строение и химический состав клетки. Скажите, существуют ли клеточные структуры, способные к самовоспроизведению?

(Предполагаемый ответ: самовоспроизводятся молекулы ДНК; самовоспроизводство осуществляется в процессе деления клеток тела.)

- Итак, на молекулярном и клеточном уровнях жизни уже существуют структуры, способные к размножению. Самовоспроизведение или размножение – это один из признаков живого. Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам? В чём принципиальное отличие этих двух типов?

- Все перечисленные вами способы размножения относятся к двум формам размножения: бесполому размножению и половому размножению. Это тема нашего урока, запишите в тетрадь.

Слайд 2 – тема урока: «Размножение организмов. Формы размножения».

Слайд 3. Цель и задачи урока.

2.2. Формы размножения (проблемное изложение материала; работа с текстом учебника и составление схем).

- Для того чтобы дать сравнительную характеристику формам размножения, вы должны прочитать с. 33-34 учебника, установить и выписать в тетрадь основные черты сходства и различия форм размножения. Для выполнения задания воспользуйтесь планом.

Слайд 4 – план характеристики бесполого и полового размножения:

1) сходство;

2) различия:

- что происходит с наследственной информацией;

- количество родительских особей;

- каковы потомки по отношению к родителям?

На выполнение задания отводится несколько минут, после чего организуется беседа и заполнение схемы, характеризующей бесполое и половое размножение.

Предполагаемый ответ: бесполое размножение происходит без образования гамет; в размножении участвует лишь один организм, в основе размножения лежит митоз; дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются копией).

- Бесполое размножение в природе осуществляется разными способами. Составим схему способов бесполого размножения.

Слайд 5 – схема «Способы бесполого размножения»


 

 

1) Деление клетки надвое (бинарное деление) происходит у бактерий, цианобактерий и некоторых простейших. Слайд 6.


 


 

2) При множественном делении (схизогонии) от одноклеточной материнской особи путём быстрых, следующих друг за другом многократных митотических делений образуется несколько одноядерных дочерних организмов. Такой тип размножения наблюдается у простейших и некоторых водорослей.


 


 


 

3) Спорообразование заключается в том, что из материнского организма выделяется специализированная клетка – спора, которая прорастает и даёт начало новому организму. С помощью спор размножаются растения (мхи, папоротники), грибы и некоторые одноклеточные животные.Слайд 7.

4) Фрагментация основана на явлении регенерации и наблюдается у многоклеточных животных – У червей, иглокожих. Если тело животного разделить на несколько фрагментов, то из каждого вырастет новый организм, похожий на исходную родительскую особь.

5) Вегетативное размножение осуществляется путём отделения частей тела материнского многоклеточного организма и восстановления этих частей до целого дочернего организма.Слайд 8.


 

Вывод. Значение бесполого размножения.Слайд 9.

- Как вы считаете, какой тип деления клетки должен лежать в основе этой формы размножения? Почему?

(Предполагаемый ответ: в основе бесполого размножения лежит митоз, так как при этом типе деления клетки наследственная информация полностью сохраняется и передаётся от материнского организма к дочернему без изменения.)

- В чём преимущества и недостатки бесполого размножения?

Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнёра; в неизменных условиях среды повышается численность организмов со сходной наследственностью, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях.

Недостаток: не обеспечивает выживания в изменённой среде.

2.3. Половое размножение (эвристическая беседа, проблемное изложение).

Учитель. Эволюционно половое размножение моложе бесполого и связано с определёнными трудностями. Однако оно встречается чаще и есть у большинства живых организмов. Опираясь на записи, которые вы уже сделали, найдите ответы на вопросы:

(Слайд 10.)

1. Сколько особей должно участвовать в половом размножении? Почему?

2. Какие клетки участвуют в половом размножении? Каков их хромосомный набор?

3. Почему хромосомный набор гамет всегда гаплоиден?

4. Почему потомство не является точной копией родителей?

Вывод: половое размножение характерно для большинства живых организмов. В нём обычно принимают участие две особи – мужская и женская. Осуществляется с помощью гамет. Каждая особь обладает уникальным генотипом, то есть потомки генетически отличны друг от друга и от родительских особей.


 

Слайд 11. Схема полового размножения.


 

 

самец


- В основе полового размножения лежит процесс оплодотворения. В результате слияния гамет образуется зигота, которая даёт начало новому организму. Так как гаметы образуются у разных организмов, то в результате оплодотворения наследственная информация, которую они несут, перераспределяется, возникают новые сочетания признаков. Такие комбинации признаков лежат в основе комбинативной изменчивости организмов. Появляются организмы, имеющие новые, отличные от родительских признаки. Мейоз – особый вид деления клеток, при котором число хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза. В результате этого в гаметах оказывается гаплоидный набор хромосом.

Лабораторная работа. Строение половых клеток млекопитающих.

Цель: познакомиться с особенностями строения сперматозоидов и яйцеклеток на примере млекопитающих.

Объекты и оборудование: готовые микропрепараты «сперматозоиды млекопитающего», «Яйцеклетка млекопитающего», микроскоп.

Сравнение строения гамет

Сходство в строении

Различия в строении

Сперматозоид

Яйцеклетка

     


 

3. Закрепление изученного.

(Самостоятельная работа учащихся с листами заданий.)

Учащимся предлагается выполнить одно из трёх заданий. Задания имеют разный уровень сложности, каждый ученик выбирает задание самостоятельно.

Задание 1. Экспресс тест «Вопрос-ответ».

Какая форма бесполого размножения характерна для мхов и папоротников? (Спорообразование.)

Какая форма бесполого размножения наиболее характерна для гидры, дрожжей? (Почкование.)

Какая форма бесполого размножения характерна для планарии, некоторых кольчатых червей? (Фрагментация.)

Верно ли суждение: Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов? (Нет.)

Верно ли суждение: При бесполом размножении все дочерние особи являются точной копией материнской? (Да.)

Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных, содержащая гаплоидный набор хромосом? (Сперматозоид.)

Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки – яйца? (Яичник.)

Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное? (Мейоз.)

Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом идентичным исходной материнской клетке? (Митоз.)

Половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомкам? (Гамета.)

За успешное выполнение задания и при отсутствии в листе достижений баллов за активную работу учащийся получает поурочный балл 3 (удовлетворительно).

Задание 2. Заполните таблицу и сделайте вывод по результатам заполнения.

Особенности полового и бесполого размножения.

Основные признаки форм размножения

Формы размножения

половое

бесполое

Число родительских форм у одной особи

   

Исходная форма индивидуального развития нового организма

   

Проявление свойств наследственности и изменчивости у потомства

   


 

Вопрос для вывода: Почему в природе существуют две формы размножения организмов, а не одна?

За успешное выполнение задания ученик получает оценку 4 (хорошо), а при наличии в листе достижений баллов за активную работу – оценку 5 (отлично).

Задание 3. Решение биологических задач. Третий уровень сложности.

Почему одноклеточные зелёные водоросли (например, хламидомонада) в благоприятных условиях размножаются бесполым путём, а при неблагоприятных – половым?

4. Обсуждение работы по заданиям и выставление оценок за урок по листу достижений учащихся.

Решение задачи обсуждается после подведения итогов работы по заданиям первого и второго уровней сложности. В обсуждении принимают участие все ученики, решавшие эту задачу. Остальные учащиеся становятся слушателями дискуссии, которая возникает в ходе поиска правильного ответа. Формулировка правильного ответа озвучивается учителем, затем повторяется учащимися, решавшим данную задачу.

По результатам работы на уроке каждый ученик получает оценку.

5. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается изучить параграф 8, устно ответить на вопросы после параграфа на странице 36.

Литература.

1. Общая биология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2005.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть ΙΙ. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования РФ. – М., 2004.

3. Скворцов П.М. Воробьёва О.А. Преподавание биологии в Х – ХΙ классах на базовом уровне.// Биология в школе. – 2010. - №3.

4. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. М., - 2002.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 21.01.19 в 08:26 0Ответить Пожаловаться
Оксана Владимировна, благодарю Вас за конспект урока!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.