Исследовательская работа "Что такое крахмал?"
Автор публикации: Р. Баймиева, ученица 6 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследовательская работа
«Что такое крахмал?»
Выполнила: Баймиева Розалина
ученица 6 класса
руководитель:Аллагулова Р.Ш.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Теоретический этап исследования.
1.1. Что такое «крахмал»?.......................................................................................3
1.2. В далёком прошлом..........................................................................................4
1.3. Применение крахмала………………………………………………………..4
Глава II. Практический этап исследования.
2.1. Интервьюирование «Применение крахмала в кулинарии»……………….4
2.2. Изучение свойств крахмала опытным путём.............................................4-5
2.3. Опыты на кухне……………………………………………………………...5
2.4. Получение крахмала в домашних условиях..................................................6
2.5. Изготовление игрушки-мнушки…………………….....................................6
Выводы…………………………………………………………………………….6
Заключение...............................................................................................................7
Список источников и литератур...........................................................................8
Приложение 1. Интервьюирование……………………………………………...9
Приложение 2 . Изучение свойств крахмала опытным путём ………….10-13
Приложение 3. Опыты на кухне …………………………………………...14-15
Приложение 4 . Получение крахмала в домашних условиях …………….16-17
Приложение 5. Изготовление игрушки-мнушки …………………………18
Введение
Я люблю помогать бабушке на кухне. И однажды в шкафу я увидела пакетик с надписью «крахмал». Это был белый порошок, похожий на муку. Я поинтересовалась у бабушки, для чего нужен крахмал. Она ответила, что крахмал использует при приготовлении пирогов и для киселя. У меня возникло много вопросов: что это за волшебное вещество; как его получают; где еще используют. Содержится ли в продуктах питания крахмал?
Гипотеза: Попробую предположить, что крахмал содержится во всех продуктах питания.
Цель исследования: изучить, что такое крахмал и его свойства.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
получить крахмал в домашних условиях и изучить его свойства;
практически проверить взаимодействие крахмала с другими веществами.
узнать о сфере применения и использования крахмала;
проанализировать свою работу и сделать выводы.
Методы исследования: сбор сведений, анализ, опыт, интервьюирование.
Глава I.Теоретический этап исследования
1.1. Что такое крахмал?
В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ – (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкого Kraftmehl) что значит "крепкая мука". Это запасной углевод растений. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней картофеля, а также в листьях и стеблях. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, а также в фармацевтической промышленности».
Более простое объяснение я нашла в «Свободной энциклопедии «Википедия»»: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.
В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».
1.2. В далёком прошлом
Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной водой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали ногами, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крахмал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других европейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновременно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.
1.3. Применение крахмала
1.Раньше им обрабатывали воротнички на рубашках. От этого они становились более белыми. А так как при высыхании крахмал твердеет, то воротнички держат форму, которую им придают. Для этого же крахмалили салфетки и скатерти. Выполняют поделки в технике папье-маше, используя клейстер.
2.В наше время крахмал используют при изготовлении таблеток, мазей и порошков, ещё при изготовлении бумаги, картона, красок, клея.
Я удивилась, когда узнала, что крахмал используют при изготовлении колбасы и сосисок.
Глава II. Практический этап исследования.
2.1. Интервьюирование
За информацией, как используют крахмал в кулинарии, обратилась в школьную столовую. Я поговорила с поваром Лилиёй Кахаровной. Она сказала, что крахмал используется для приготовления киселей, соусов, выпечки пирожных, при изготовлении колбас, конфет. Крахмал, как пищевая добавка, используется для загущения многих пищевых продуктов. Она добавила, что в нашей школьной столовой крахмал не используется, а для киселя приобретают готовые порошки.
2.2. Изучение свойств крахмала опытным путём
Для изучения свойств крахмала провела несколько опытов:
1. Налила в стакан холодной воды, поместила в нее ложку крахмала и размешала. На дне ёмкости появился осадок. Значит, крахмал не растворяется в холодной воде.
2. Налила в стакан горячей воды, поместила в нее ложку крахмала и размешала. В горячей воде крахмал набухает, становится вязким, получается клейстер.
Это свойство крахмала используется для склеивания, крахмаления белья, при приготовлении желе, киселя и других блюд.
3. Попробовала крахмал на вкус. Вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.
4. В ёмкость, где был раствор холодной воды с крахмалом, добавила йод. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасилась в синий цвет. Значит, крахмал можно обнаружить с помощью йода.
2.3. Опыты на кухне
В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».
Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи с нашего огорода, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике.
Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки.
Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!
Я налила в два стакана воду. В один из них я насыпала крахмал и в каждую воду добавила 2-3капли йода. В том стаканчике, где была простая вода, она пожелтела. А в том стаканчике, где был раствор с крахмалом, он посинел.
Вывод. Таким образом, можно проверить присутствие крахмала во всех продуктах одной каплей раствора йода.
Опыт 1. Первыми прошли испытания овощи и фрукты на содержание крахмала. Опытам с йодом подвергли ломтики картофеля, банана, яблока, лука, тыквы.
Вывод: крахмал содержится в картофеле и тыкве
Опыт 2. Проверили молочные продукты: молоко, творог и сыр. В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Крахмал в молочных продуктах не обнаружен.
Опыт 3. Проверяли хлеб. Хлебный мякиш окрасился в синий цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.
Опыт 4. Проверяли колбасу. На упаковке указано содержание картофельного крахмала. Значит, колбасное изделие должно окрасится в синий цвет. Действительно, колбаса окрасилась в данный цвет. Это говорит, что в ней содержится крахмал.
2.4.Получение крахмала в домашних условиях
Зная, что крахмал получают из картофеля, я решила получить его в домашних условиях. Один из самых легких способов оказался выделения крахмала из картофеля. Для этого необходимо: помыть картофель, почистить, натереть на тёрке. Затем надо натёртую массу переложить в сито, для промывки массы. Промывать надо тщательно, от этого зависит выход интересуемого для меня продукта. Промываем холодной водой. Воду сливаю в кастрюлю и жду несколько минут для того, чтобы крахмал осел на дно. Затем сливаю воду, а осевший крахмал остался на дне.
Вывод: В картофеле действительно есть крахмал.
2.5. Изготовление игрушки-мнушки
Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу, когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.
1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, воронку и ленту.
2. Насыпали крахмал в шарик с помощью воронки и завязали узел.
3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.
Выводы
Результатом исследовательской работы считаю и то, что:
я училась работать с Интернет-ресурсами, получая интересующую информацию;
освоила технологию проведения опытов с крахмалом;
изучила свойства крахмала;
научилась выделять крахмал из картофеля;
в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал;
Заключение
Итак, крахмал – это очень полезное вещество - источник энергии человека.
Он содержится в различных продуктах питания.
Его можно получить в домашних условиях.
Крахмал не имеет запаха и вкуса.
С помощью йода можно определить наличие крахмала в продуктах питания.
Крахмал имеет широкое применение в пищевой, бумажной, текстильной промышленности и медицине.
И главное, наша гипотеза частично подтвердилась. Не во всех продуктах питания содержится крахмал.
Список источников и литератур.
Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.
Плешаков А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. Школы. – М.: «Просвещение», 2009.
Поглазова О., Шилин В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. Школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009.
Интернет-ресурсы:
http://www.lmagic.info/krahmal_v_deystvii.html
http://www.a2005-l15.narod.ru/3a/17_zacshita.html
http://x-creators.ru/video/6-zabavniyopyt.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/op11.shtml