12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Аллагулова Розалия Шарифулловна319 Я свободное время люблю читать художественную литературу, занимаюсь плаванием.Кулинария тоже мое увлечение, с большим желанием готовлю для своих родных. Россия, Башкирская респ., деревня Ибракаево Стерлибашевский район |
Исследовательская работа "Что такое крахмал?"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследовательская работа
«Что такое крахмал?»
Выполнила: Баймиева Розалина
ученица 6 класса
руководитель:Аллагулова Р.Ш.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.Теоретический этап исследования.
1.1. Что такое «крахмал»?.......................................................................................3
1.2. В далёком прошлом..........................................................................................4
1.3. Применение крахмала………………………………………………………..4
Глава II. Практический этап исследования.
2.1. Интервьюирование «Применение крахмала в кулинарии»……………….4
2.2. Изучение свойств крахмала опытным путём.............................................4-5
2.3. Опыты на кухне……………………………………………………………...5
2.4. Получение крахмала в домашних условиях..................................................6
2.5. Изготовление игрушки-мнушки…………………….....................................6
Выводы…………………………………………………………………………….6
Заключение...............................................................................................................7
Список источников и литератур...........................................................................8
Приложение 1. Интервьюирование……………………………………………...9
Приложение 2 . Изучение свойств крахмала опытным путём ………….10-13
Приложение 3. Опыты на кухне …………………………………………...14-15
Приложение 4 . Получение крахмала в домашних условиях …………….16-17
Приложение 5. Изготовление игрушки-мнушки …………………………18
Введение
Я люблю помогать бабушке на кухне. И однажды в шкафу я увидела пакетик с надписью «крахмал». Это был белый порошок, похожий на муку. Я поинтересовалась у бабушки, для чего нужен крахмал. Она ответила, что крахмал использует при приготовлении пирогов и для киселя. У меня возникло много вопросов: что это за волшебное вещество; как его получают; где еще используют. Содержится ли в продуктах питания крахмал?
Гипотеза: Попробую предположить, что крахмал содержится во всех продуктах питания.
Цель исследования: изучить, что такое крахмал и его свойства.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
получить крахмал в домашних условиях и изучить его свойства;
практически проверить взаимодействие крахмала с другими веществами.
узнать о сфере применения и использования крахмала;
проанализировать свою работу и сделать выводы.
Методы исследования: сбор сведений, анализ, опыт, интервьюирование.
Глава I.Теоретический этап исследования
1.1. Что такое крахмал?
В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ – (слово из польского языка, с польского krochmal, немецкого Kraftmehl) что значит "крепкая мука". Это запасной углевод растений. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней картофеля, а также в листьях и стеблях. Крахмал – основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, а также в фармацевтической промышленности».
Более простое объяснение я нашла в «Свободной энциклопедии «Википедия»»: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.
В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».
1.2. В далёком прошлом
Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной водой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали ногами, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крахмал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других европейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновременно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.
1.3. Применение крахмала
1.Раньше им обрабатывали воротнички на рубашках. От этого они становились более белыми. А так как при высыхании крахмал твердеет, то воротнички держат форму, которую им придают. Для этого же крахмалили салфетки и скатерти. Выполняют поделки в технике папье-маше, используя клейстер.
2.В наше время крахмал используют при изготовлении таблеток, мазей и порошков, ещё при изготовлении бумаги, картона, красок, клея.
Я удивилась, когда узнала, что крахмал используют при изготовлении колбасы и сосисок.
Глава II. Практический этап исследования.
2.1. Интервьюирование
2.2. Изучение свойств крахмала опытным путём
Для изучения свойств крахмала провела несколько опытов:
1. Налила в стакан холодной воды, поместила в нее ложку крахмала и размешала. На дне ёмкости появился осадок. Значит, крахмал не растворяется в холодной воде.
2. Налила в стакан горячей воды, поместила в нее ложку крахмала и размешала. В горячей воде крахмал набухает, становится вязким, получается клейстер.
Это свойство крахмала используется для склеивания, крахмаления белья, при приготовлении желе, киселя и других блюд.
3. Попробовала крахмал на вкус. Вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.
4. В ёмкость, где был раствор холодной воды с крахмалом, добавила йод. В результате взаимодействия йода с крахмалом, жидкость окрасилась в синий цвет. Значит, крахмал можно обнаружить с помощью йода.
2.3. Опыты на кухне
В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».
Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи с нашего огорода, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике.
Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки.
Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!
Я налила в два стакана воду. В один из них я насыпала крахмал и в каждую воду добавила 2-3капли йода. В том стаканчике, где была простая вода, она пожелтела. А в том стаканчике, где был раствор с крахмалом, он посинел.
Вывод. Таким образом, можно проверить присутствие крахмала во всех продуктах одной каплей раствора йода.
Опыт 1. Первыми прошли испытания овощи и фрукты на содержание крахмала. Опытам с йодом подвергли ломтики картофеля, банана, яблока, лука, тыквы.
Вывод: крахмал содержится в картофеле и тыкве
Опыт 2. Проверили молочные продукты: молоко, творог и сыр. В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Крахмал в молочных продуктах не обнаружен.
Опыт 3. Проверяли хлеб. Хлебный мякиш окрасился в синий цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.
Опыт 4. Проверяли колбасу. На упаковке указано содержание картофельного крахмала. Значит, колбасное изделие должно окрасится в синий цвет. Действительно, колбаса окрасилась в данный цвет. Это говорит, что в ней содержится крахмал.
2.4.Получение крахмала в домашних условиях
Зная, что крахмал получают из картофеля, я решила получить его в домашних условиях. Один из самых легких способов оказался выделения крахмала из картофеля. Для этого необходимо: помыть картофель, почистить, натереть на тёрке. Затем надо натёртую массу переложить в сито, для промывки массы. Промывать надо тщательно, от этого зависит выход интересуемого для меня продукта. Промываем холодной водой. Воду сливаю в кастрюлю и жду несколько минут для того, чтобы крахмал осел на дно. Затем сливаю воду, а осевший крахмал остался на дне.
Вывод: В картофеле действительно есть крахмал.
2.5. Изготовление игрушки-мнушки
Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу, когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.
1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, воронку и ленту.
2. Насыпали крахмал в шарик с помощью воронки и завязали узел.
3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.
Выводы
Результатом исследовательской работы считаю и то, что:
я училась работать с Интернет-ресурсами, получая интересующую информацию;
освоила технологию проведения опытов с крахмалом;
изучила свойства крахмала;
научилась выделять крахмал из картофеля;
в ходе экспериментов обнаружила продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал;
Заключение
Итак, крахмал – это очень полезное вещество - источник энергии человека.
Он содержится в различных продуктах питания.
Его можно получить в домашних условиях.
Крахмал не имеет запаха и вкуса.
С помощью йода можно определить наличие крахмала в продуктах питания.
Крахмал имеет широкое применение в пищевой, бумажной, текстильной промышленности и медицине.
И главное, наша гипотеза частично подтвердилась. Не во всех продуктах питания содержится крахмал.
Список источников и литератур.
Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.
Плешаков А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. Школы. – М.: «Просвещение», 2009.
Поглазова О., Шилин В. Окружающий мир. Учебник для 3 класса нач. Школы. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009.
Интернет-ресурсы: