12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абих Татьяна Ивановна470
Материал размещён в группе «Творчество наших учеников»
5

Исследовательская работа "Слова-сорняки и причины их употребления"



 

Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

 Слова-сорняки и причины их употребления

Название секции форума

отечественная лингвистика

Тип работы

исследовательская работа


Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Кропочева Юлия Юрьевна

17.05.2006г

Место учебы:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова

Класс

 7

Место выполнения работы

МБОУ НСОШ №1 им. П. И. Шатова

Руководитель

Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Научный руководитель

нет

Ответственный за корректуру текста работы

Абих Татьяна Ивановна

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

9-950-405-53-46 abikht@mail.ru













Аннотация

Кропочева Юлия Юрьевна



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова, 7 класс



Тема «Слова-сорняки и причины их употребления»



Руководитель: Абих Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы



Цель работы: изучить, употребляют ли в своей речи учащиеся школы слова-сорняки, определить причины их употребления, определить, какое влияние на речь они оказывают.

.

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-сорняках.

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков.

3.Анкетирование,исследование текстов художественной литературы

4. Анализ полученных результатов


В работе рассматриваются следующие вопросы.

Язык меняется. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. В подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге, взрослые используют жаргонизмы, а речь видных деятелей, телеведущих далека от совершенства.Все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-сорняки. Они живут своей жизнью, проникают в нашу речь, изменяют ее не в лучшую сторону. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

Я изучила, что такое слова-сорняки и причины их употребления.Какие слова выступают в качестве слов-сорняков. Узнала причины употребления в речи слов-сорняков.Составила список распространенных слов-сорняков. Пронаблюдала, как слова-сорняки характеризуют человека. Изучила некоторые художественные произведения, чтобы определить, с какой целью авторы используют в них слова-сорняки.

Основные результаты.

В ходе исследовательской работы я выяснила, что слова-сорняки основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться.  Используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, а иногда это дань моде. На сайте «Русская Семерка» я прочитала о 35 словах-паразитах русского языка и случаях их употребления. По лексикону можно судить не только об общем уровне образованности человека и его словарном запасе, но и узнать об особенностях характера, о его натуре, сущности мышления и видения мира.. Это мнение психолога Марты Юдиной. Изучая тексты художественных произведений, я выяснила, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа

В результате анкетирования, наблюдения за речью одноклассников и взрослых я пришла к следующим выводам:

Среди школьников существует проблема употребления слов-сорняков.

Эти слова очень искажают нашу речь, мешают нам правильно и грамотно выражать свои мысли.

Если говорить о культуре речи, то можно говорить о полном ее отсутствии. Для общения между собой учащиеся успешно пользуются тремя-четырьмя десятками слов, подавляющее большинство из которых являются слова-сорняки. Как правило, эти слова служат для заполнения пауз в речи. И они не задумываемся над их исконным значением.

Слова-сорняки — это враги современного человека

В целях решения проблемы составила рекомендации «Способы борьбы со словами-сорняками», составила плакат «Слова-сорняки-языковые вирусы»







































Содержание.

1.Введение

2.Основная часть

2.1. Что такое слова-сорняки и причины их употребления.

2.2.Какие слова выступают в качестве слов-сорняков.

2.3. Причины употребления в речи слов-сорняков.

2.4. Список распространенных слов-сорняков.

2.5. Как слова-сорняки характеризуют человека.

3.Практическая часть

3.1. Результаты анкетирования

3.2. Результаты наблюдения.

3.3. Результаты исследования

4.Выводы

5.Заключение

6.Список литературы

7.Приложения.



1.Введение.

Мы видим, как меняется язык прямо на глазах одного поколения. Процессы, происходящие в нем, на сегодняшний момент требуют осмысления не только со стороны специалистов языка. Очень часто учащиеся задаются вопросом,  а нужно ли  сегодня изучать русский язык, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном сленге, взрослые используют жаргонизмы, а речь видных деятелей, телеведущих далека от совершенства. Этот вопрос становится актуальным, и на него нужно отвечать. Нужно знать, что засоряет нашу речь, как исправить ситуацию, с кого брать пример.

   Актуальность. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-сорняки. Они живут своей жизнью, проникают в нашу речь, изменяют ее не в лучшую сторону. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы.

В моей работе представлены материалы о том, что такое слова-сорняки,  причины их появления в речи.

Этим словам посвящено стихотворение Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Думаючто «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. С этим явлением нужно бороться.

Цель исследования: изучить, употребляют ли в своей речи учащиеся школы слова-сорняки, определить причины их употребления, определить, какое влияние на речь они оказывают.

Задачи исследования:

Определить, что такое слова-сорняки.

Выявить наличие в речи учащихся слов-сорняков.

Узнать, как они появляются, когда и где употребляются.

Проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова-сорняки.

Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;

Выпустить плакат-памятку «Слова-сорняки-языковые вирусы»

Объект исследования: речь учащихся МБОУ НСОШ №1 имени П.И.Шатова

Предмет исследования: употребление в речи слов-сорняков.

Методы исследования:

1.Изучение теоретического материала о словах-сорняках.

2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков.

3.Анкетирование, наблюдение, исследование текстов художественной литературы

4. Анализ полученных результатов


Гипотеза:  предполагаю, что учащиеся часто употребляют в своей речи слова-сорняки, и это искажает речь. Если привлечь внимание школьников к этой проблеме и доказать, что это вредная привычка, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.

Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-сорняков в речи.

Практическая направленность работы. Материалы работы можно использовать на уроках русского языка по изучению культуры речи и во внеклассной деятельности.



2.Основная часть.


2.1. Что такое слова-сорняки и причины их употребления.

Слово – это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка, отступление от принципа экономии речевых усилий.

Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не являются сорняками (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком, если их употребили в не свойственном им контексте.

Слова-сорняки – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку.Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. 

Существует целый ряд терминов, дающих определение таким словам:

«слова-паразиты», « слова-заменители», «слова –сорняки», «мусорные слова»,

«вставные элементы», «незнаменательная лексика», «вредные слова», «лишние слова». 
Однако, самое употребляемое среди филологов определение, данное профессором В.В.Виноградовым: «Это слова и звуки, засоряющие устную речь». 

Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

2.2.Какие слова выступают в качестве слов-сорняков.


В качестве слов-сорняков чаще всего выступают:

- частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да,эмоционально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы),

-модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется),

-вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать)

-местоимения (указательное местоимение это,

-сочетание указательного и определительного местоимений это самое, 

-сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли,

- сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там


2.3. Причины употребления в речи слов-сорняков.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-сорняков в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Влияние моды-еще одна причина употребления слов-сорняков. 
Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):

Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова


Как выглядит человек, когда употребляет сорные слова? 
1. Он выглядит неуверенно. Слова-паразиты мешают говорить ясно и четко, не позволяют нам владеть ситуацией. Они — яркий признак неуверенности, превращающие нашу речь в поток воды. 
2. Путается и запинается. Как известно, речь связана с мышлением. Чем больше «паразитных» слов в языке, тем больше их в голове.
3. Становится неинтересным. При близком общении сорные слова очень быстро начинают нервировать слух и раздражать. А затем это раздражение переносится на сыплющего такими словами. 
4. Не производит хорошего впечатления. 

2.4. Список распространенных слов-сорняков.

Слов-сорняков в русском языке очень много. На сайте «Русская Семерка» я прочитала о 35 словах-паразитах русского языка и случаях их употребления. (Приложение №1).Самые распространенные и часто встречающиеся – так, походу, блин, короче, сложно сказать, в принципе, собственно говоря, как сказать, это самое, как бы и др.


2.5. Как слова-сорняки характеризуют человека.

Есть интересная теория о том, что слова-сорняки, живущие в лексиконе человека, могут рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.


3. Практическая часть.

3.1. Результаты анкетирования

Я провела анкетирование, предложила учащимся ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы, что такое слова-сорняки (паразиты)?

t1617372843aa.gif

2.Разрушают ли слова-сорняки(паразиты) наш язык?

t1617372843ab.gif

55% опрошенных считают, что употребление слов-сорняков разрушает и портит нашу речь


3.Какие слова-сорняки используете вы?

t1617372843ac.gif

Слово «короче» использует 90 % моих одноклассников; слово»типа»-66%, слово «блин»-65%, слово «че»-35%


4.Какие слова-сорняки используют ваши знакомые, друзья, родственники?

Знаешь

50%

Как сказать

40%

Это самое

60%

То есть

70%

В принципе

80%

слушай

90%

5.Когда вы используете слова-сорняки?

Каждый день


6.Как вы думаете, почему ваши друзья и знакомые употребляют в речи слова-сорняки (паразиты)?

t1617372843ad.gif

10% учащихся считают, что слова-сорняки употребляют по привычке, 70% уверены, что такие слова облегчают разговор, для 90% учащихся они нужны, чтобы заполнить паузы, это модно-считают 60% учащихся и 40% затрудняются указать причину употребления слов-сорняков

7.Мешают ли слова-сорняки воспринимать речь собеседника?

t1617372843ae.gif

45% опрошенных уверены, что слова-сорняки мешают воспринимать речь собеседника, 45% ответили отрицательно и 20 % затруднились ответить на вопрос

8.Можно ли обойтись без слов-сорняков?

t1617372843af.gif

Мнение разделилось: 50% на 50%

9.Считаете ли вы, что слова-сорняки нужно искоренять из нашей речи?

t1617372843ag.gif

Положительно ответили на вопрос 60% учащихся, отрицательно- 30%, затруднились ответить на вопрос 10%


10. Какие способы борьбы со словами-сорняками вы могли бы предложить?

t1617372843ah.gif

Читать книги предложили 70% одноклассников, контролировать свою речь – 10%, затруднились ответить -20%


3.2. Результаты наблюдения.

Я наблюдала за речью взрослых (учителей, родителей,знакомых и незнакомых мне людей), учащихся школы,слушала выступления по телевидению и вот что обнаружила.

Очень многие взрослые и учащиеся школы употребляют в речи слова-сорняки.

Приведу примеры:

"Вот я приходил к тебе... вот... но тебя... вот... не застал" (ученик 6класса)

"Вот, когда мы были на экскурсии, ну и это... вот... когда опустились к реке... вот... и это... увидели бобра..." (ученик 7 класса).

"В деревне... вот... с каждым годом все больше и больше... вот... незнакомых. Приезжаю... вот... - и никого почти не знаю... вот" (женщина, 26 лет).

"Ну... мы с мамой вчера вечером были у брата. Ну... на день рождения ходили" (ученица 8 класса).

"Я ищу папу. Моя мама познакомилась с ним в Свердловске. Моя мама химик, а папа как бы металлург..." (девушка 20 лет, из телевизионной передачи ).

"Короче, Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году. Детство и юность провел в деревне... Отец Бунина в молодости был офицером. Участвовал в обороне Севастополя в 1854-1855 годах, потом, короче, жил беззаботно, широко... Разорившись, он, короче, поселился на хуторе Озерки..." (ученица 8 класса).

"Вот мы, например, с Мариной не знали, что сегодня, например, будем писать сочинение" (ученица 8 кл.).

"Я, так сказать, очень тороплюсь. Меня ждут, заждались, так сказать, наверное..." (ученик 10 класса.

"Собственно говоря, сегодня на уроке мы будем сдавать нормы ГТО. Собственно говоря, за один урок мы не успеем сдать все виды..." (Учитель физкультуры).

"Впрочем, за прошлый год милиционерами групп задержания нашего отдела на маршрутах патрулирования было выявлено 49 уголовно наказуемых преступлений. А предотвращено, впрочем, 47 преступлений..." (работник полиции, из телепередачи).

"Недавно в больницу было доставлено пятеро мужчин, так сказать, с термическими ожогами. В автомобиле "Москвич" загорелся газовый баллон, перевозимый, так сказать, с нарушениями правил безопасности..." (участковый инспектор).

"Мы вчера... это... стояли на остановке, ждали автобус, и... это... знаешь, кого видели?... Ну, этого, как его..." (женщина ).

"Я не знаю, там... Слышала, что... там... он хотел приехать" (женщина)

Вывод: каждый из нас имеет в запасе арсенал слов – сорняков, у некоторых такие слова (или одно слово) становятся отличительным стилем их разговорной речи. Употребление в речи слов-сорняков становится неотъемлемым элементом жизни людей. Некоторые используют их из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Используют их и люди, не имеющие проблем с речью.

Хорошо это или плохо? Если употребление слов - сорняков уже прочно вошло в лексикон человека, то, конечно, от них надо избавляться.


3.3. Результаты исследования.

Изучая на уроках литературы тексты художественных произведений, я заметила, что авторы используют слова-сорняки в художественной литературе. Зачем? Выяснила, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа.

В речи генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина встречается много слов-сорняков как одно из средств речевой характеристики героев. Слова-паразиты: «вот», «эдак», «гм..», «да», «кабы», «тьфу» - подчёркивают никчёмность генералов, их стремление жить за счёт труда крестьянина, паразитизм.

Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие, разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова-паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!».

А вот рассказ малокультурного почтмейстера из "Повести о капитане Копейкине" в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя: "Ну, можете представить себе, этакой какой-нибудь, то есть, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире. Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой-нибудь этакой, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там этакая какая-нибудь Литейная; там шпиц этакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят этакие чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения - словом... Семирамида, сударь, да и полно!" Видно, что в приведенном отрывке слов-сорняков много.

Другим примером может быть речь деда из повести М. Горького "Детство": "То-то вот... Эх, вы-и... Ага-а!"; "Что-о, дура?! Ага-а! То-то вот... Эх, вы-и!".


5.Вывод.

В результате работы я изучила литературу по теме исследования, изучила распространенность слов-сорняков учениками нашей школы.

В результате анкетирования, наблюдения за речью одноклассников и взрослых я пришла к следующим выводам:

Среди школьников существует проблема употребления слов-сорняков.

Эти слова очень искажают нашу речь, мешают нам правильно и грамотно выражать свои мысли.

Если говорить о культуре речи, то можно говорить о полном ее отсутствии. И дело не в речевых ошибках, не в косноязычии учеников, а в том, что литературной речи как таковой в разговорах подавляющего числа современных школьников нет. Для общения между собой они успешно пользуются тремя-четырьмя десятками слов, подавляющее большинство из которых являются слова-сорняки. Как правило, эти слова служат для заполнения пауз в речи. И они не задумываемся над их исконным значением.

Употребление в речи слов-сорняков становится неотъемлемым элементом жизни детей и взрослых. Некоторые используют их из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Используют их и люди, не имеющие проблем с речью.

Составила рекомендации «Способы борьбы со словами-сорняками», составила плакат »Слова-сорняки-языковые вирусы».


6.Заключение.

Слова-сорняки — это враги современного человека.«Заговори, чтоб я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу. Наша речь – это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают. А чтобы говорить правильно, надо знать язык. Чтобы он стал надежным, верным другом, надо обращаться с языком разумно, бережно и аккуратно, не засоряя его словами-сорняками,словами-паразитами.

Моя гипотеза о том, что учащиеся часто употребляют в своей речи слова-сорняки, подтвердилась. Я убедилась, что необходимо с ними бороться, искоренять их из своей речи, более внимательно относиться к своей речи и к речи собеседников.

Для учащихся я разработала некоторые рекомендации »Способы борьбы со словами-сорняками» и плакат « Слова-сорняки – языковые вирцсы»

Свою работу я представила своим одноклассникам на занятии «К тайнам русского языка» по внеурочной деятельности. В заключение я обратилась к ним с призывом: «Давайте говорить грамотно! Давайте беречь наш язык!». Не случайно ведь философ А. Шопенгауэр говорил: «Кто ясно мыслит – ясно излагает».


Список используемой литературы.

1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). - М.-Л., 1947. С. 744.

2.Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М.

3. Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.

4. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.

5. Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

Энциклопедия «Википедия» – электронный носитель.

http://www.philology.ru

http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

http://www.planetashkol.ru/articles/22711/

https://www.nkj.ru/archive/articles/3530/ (Наука и жизнь, слова-"паразиты)


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Список слов-сорняков.

На сайте «Русская Семерка» я прочитала о 35 словах-паразитах русского языка и случаях их употребления.

1. Короче .Когда человек говорит «короче», то, с высокой вероятностью, вам необходимо запастись терпением. Любители этого слова-паразита просто не умеют говорить кратко.

2. Однако. Слово «однако» чаще всего всплывает в ситуациях, когда человек хочет возразить своему собеседнику.

3. Это. Чаще всего применяется с частицей «ну» - ну это, мы приехали… Человек, использующий слово «это» зачастую потерян и не знает что сказать.

4. Типа. Типа – это такой народный вариант «вроде бы», выражающий неуверенность. Например, «типа того»  означает «вроде того».

5. Как бы. Когда ваш собеседник говорит «как бы»,  он старается оставить себе места для маневра. Он не уверен в собственных действиях и словах и пытается избежать ответственности.

6. Это самое. Обилие фразы «это самое» в речи – признак человека неуверенного или не умеющего быстро ориентироваться в ситуации. Поэтому чаще всего эти слова можно услышать на экзамене, когда студент начинает «сыпаться».

7. Как сказать. Еще одна любимая фраза студента на экзамене. Она позволяет потянуть время с видом «я знаю, но никак не могу вспомнить».

8. В общем-то. В этой фразе содержится легкий оттенок сомнения, и в этом все его коварство. Ваш собеседник с вами согласен, но не до конца.

9. Знаешь .«Знаешь» - это характерное вступление для долгой речи. Чем больше слово «знаешь» в тексте, тем длиннее будет рассказ.

10. Ну «Ну» - это слово рекордсмен. Среди слов-паразитов у него твердое первое место. «Ну» побуждает собеседника включаться в диалог, тем самым заполняя речевые паузы.

11. То есть. «То есть» входит в список самых опасных слов-паразитов. После этой фразы обычно следует или уточнение, или пояснение ситуации, причем длинное и развернутое. Чаще всего этим словосочетанием пользуются люди дотошные.

12. Так сказать. Фраза «так сказать», как многие считают, делает речь более замысловатой и многозначной. На самом деле, особой интеллектуальности «так сказать» в речь не привносит. 13. Понимаешь. Человек, в речи которого изобилует слово «понимаешь», пытается настроить вас на доверительный тон. Нравится вам это или нет.

14. Собственно. «Собственно» - еще одно слово для любителей вклиниться в разговор, характерный для «интеллектуалов»

15. В принципе. Фраза «в принципе», вставленная в предложение, сигнализирует, что человек согласен на что-то, но еще не до конца уверен. Люди, часто его использующие, обычно любят, чтобы их подолгу уговаривали.

16. Допустим. «Допустим» - любимое слово спорщиков. Если они допускают что-то, что противоречит их изначальной точке зрения, то только для того, чтобы в дальнейшем в пух и прах разбить ваши аргументы.

17. Например. За словом «например» может последовать длинный рассказ, который будет слабо соотноситься с первоначальной темой беседы. Это слово-паразит опасно тем, что заранее невозможно понять, будет ли собеседник говорить по сути или решит просто рассказать историю из жизни.

18. Слушай. «Слушай» - это слово-крючок. Вам начинает казаться, что сейчас прозвучит нечто важное. Обилие «слушай» в речи является признаком того, что собеседник не способен удержать внимание окружающих.

19. Собственно говоря. Произнося фразу «собственно говоря» ваш собеседник как бы подводит вас к сути беседы. Но, так как «собственно говоря» является словом-паразитом, таких развязок в разговоре может быть несколько.

20. Кстати. Это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ будет совсем не к месту.

21. Вообще. Одно из любимых выражений неуверенных в себе людей. Многие психологи считают, что чрезмерное употребление этого слова говорит о склонности человека к неврозам и истерии.

22. Кажется. Само слово «кажется» пропитано неуверенностью и сомнениями. Любовь к этому слову-паразиту будет характеризовать вас как личность, не имеющую собственной точки зрения.

23. Вероятно. Еще одно слово для неуверенных в себе людей. «Вероятно» превращает их точку зрения в одну из версий, которая лишь претендует на правдивость.

24. Значит. Если человек начинает разговор со слова «значит», то, скорее всего, он выскажет вам точку зрения, которую считает единственно верной. Спорить с такими людьми проблематично, поскольку они уверены в своей правоте.

25. На самом деле. Если человек начинает разговор с фразы «на самом деле» - это говорит о его чрезмерной самоуверенности. Спорить с ним проблематично, потому что человек уверен, что именно он знает истину.

26. Просто. Предложения со словом «просто» характерны для людей, боящихся ответственности. Они будут твердить, что это обстоятельства, а не они виноваты в происходящем.

27. Сложно сказать.Человек, использующий это выражение, или не знает, что сказать дальше, или готов детально описать, почему это сложно.

28. Нет. «Нет» - слово для привлечения внимания. Им можно перебить собеседника, чтобы высказать свое мнение. Люди, часто использующие отрицание, всегда готовы защищаться в разговоре.

29. Да .Чаще всего «да» используется в сочетании с предлогом «но». Это  один из способов показать, что в целом вы соглашаетесь с собеседником, но при этом у вас есть ряд замечаний, которые вы сейчас выскажите.

30. Конкретно. «Конкретно» - указательное слово, которое любят люди эмоциональные, а порой и агрессивные. Этим словом они обозначат ошибку в сказанном вами, и, вероятно, довольно резко.

31. Вот. Слово, характерное для тех, кто не знает, что говорить дальше. Оно не несет особой смысловой нагрузки, если не является указательным, но очень прочно въедается в повседневную речь.

32. Ладно. Когда человек говорит «ладно», он вроде и соглашается с вами, но с какой-то неохотой или одолжением. И оно тоже является словом-паразитом.

33. Блин.Слово «блин» является одним из многих заменителей обесцененной лексики. Скорее всего, люди, употребляющие его через раз, плохо контролируют свои эмоции.

34. Так. «Так» - еще одно слово для привлечения внимания. Оно точно вступительный аккорд перед началом рассказа. К сожалению, «так» быстро становится словом-паразитом и теряет свой первоначальный смысл.

35. Походу. Фразу «походу» любят люди, неуверенные, боящиеся содержания собственной речи. Они говорят вроде как не всерьез и не желают отвечать за сказанное. 








ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Что расскажут о нас слова-сорняки. (Информация взята с сайта.Мнение психолога М.Юдиной.)

По лексикону можно судить не только об общем уровне образованности человека и его словарном запасе, но и узнать об особенностях характера.

«Причина появления слов-паразитов одна — неуверенность в себе. Но в силу особенностей характера одни люди компенсируют ее ссылкой на чужой авторитет, вторые — истериками и скандалами, а третьи пытаются побыстрее закончить рассказ словом «короче» или продавливая собеседника агрессивным «на самом деле», — рассказывает Марта Юдина, практикующий психолог. — Проблема «паразитов» в том, что они хотя и не несут никакой смысловой нагрузки, но очень прочно входят в привычку, и человек даже не замечает, когда через каждых два слова говорит «типа» или «короче». При этом чем ниже самооценка человека и беднее речь, тем больше в его лексиконе слов, которыми он компенсирует стеснительность или шаткую позицию в коллективе, семье или компании друзей».

«Просто» — зависимость

Это слово вставляют в свой разговор зависимые от мнения других люди и те, которые хотят оправдаться перед слушателем. Они объясняют свои поступки тем, что хотели «просто» что-то сделать, а получилось все не так. Они как будто чувствуют свою вину за что-то. Также это слово свойственно людям, любящим в жизни все усложнять, искать проблемы там, где их нет, а собеседникам рассказывать, как все легко и просто, и удивляться потом, почему их мнение не разделяют.

«Короче» — нервозность

Свойственно нервозным, болтливым людям, которые пытаются побыстрее закончить беседу, но не могут остановить словесный поток. Чаще всего такое слово присутствует в эмоциональном разговоре, когда человек хочет много и быстро рассказать за короткое время, спешит и одновременно злится сам на себя за то, что разговор затягивается.

«Так сказать» — суетливость

Выдает суетливых людей, которые хотят лишний раз уточнить сказанное. Происходит это из-за того, что поток их речи опережает скорость мысли. Из-за этого они не всегда сами понимают то, что уже успели наговорить, поэтому уточняют свою мысль не только для собеседника, но и для самого себя.

«Это самое» — безответственность

Признак безответственных людей, которые не выполняют обещания. Делая паузу в разговоре, они стараются вспомнить то, что забыли, или придумать что-то, чтобы выкрутиться из ситуации. Такие люди могут подвести в любой момент. Потому что могут не сдержать данное слово просто из-за того, что им перехочется это делать.

«Вообще-то» — неуверенность

Свойственно застенчивым людям, которые из-за низкой самооценки часто закатывают истерики, пытаясь выставить себя в роли жертвы. Этим они привлекают к себе внимание. Общаясь с таким человеком, вы рискуете постоянно быть в центре скандалов из-за ничего. Это слово-паразит выдает недоверие к собеседнику. Такие люди ищут во всем подвох, предательство, а словом «вообще-то» показывают осведомленность в теме разговора (хотя в большинстве случаев это не так).

«Смотри» — нетерпеливость

Присуще визуалам: они хотят более доступно (как они считают) донести до собеседника свою идею, заострив внимание на ней при помощи этого слова-сорняка. Также его употребляют те, кто не терпит, когда их слушают вполуха, поэтому словом «смотри» пытаются удержать внимание других.

«Кстати» — смущение

Показывает смущение человека при разговоре. Поэтому встречается в речи людей, которые не слишком любят вести беседы. Они боятся, что их мнение будет не к месту или не совпадет со взглядами других участников разговора. Этим словом пытаются продолжить мысль говорящего, не опасаясь, что скажут что-то не то. Особенно часто это слово-паразит проскакивает при разговоре с незнакомыми людьми или при начальстве.

«На самом деле» — самоуверенность

Выдает самоуверенного человека, которого очень сложно переубедить в решении, принятом лично им. Причем он не будет никого слушать, даже если понимает, что его мнение неверное. Его жизненный девиз «Я знаю лучше» («Я это нутром чувствую», «Моя жизнь — мои правила» и т. п.) не дает пойти на компромисс. При помощи этого слова-паразита он пытается добавить весомости своим аргументам и, если не убедить оппонента, то хотя бы заставить его замолчать.

«Как говорится» — поклонение

Частичка «как» указывает на неуверенность говорящего, а продолжением фразы свою неуверенность он компенсирует авторитетом других («как бывает», «как делают» и т. п.) и совершенно не важно, кого и как — «Так поступают другие. Значит, так правильно!»

«Типа» — незрелость

Это слово из сленга подростков или людей, которые не переросли этот период. У них много идей. Они их хотят донести до слушателя, но еще не знают, как это сделать. У них не хватает словарного запаса и жизненного опыта, чтобы точно охарактеризовать происходящее. Поэтому для объяснения своей идеи они применяют это слово-сорняк, связывая им речь.

«Значит» — агрессивность

Характерно как слишком самоуверенным людям, так и тем, у которых есть весомые аргументы в пользу своей точки зрения. В разговоре такой человек всегда хочет быть главенствующим, и все попытки забрать у него эту роль агрессивно пресекаются. В результате все дискуссии и споры с ним заканчиваются безрезультатно или даже в негативном ключе, с последующим скандалом.

«Как бы» — инфантильность

Присуще инфантильным и сомневающимся в своей точке зрения людям. Они реальную жизнь принимают, только когда она совпадает с их придуманным миром, в котором они находятся большую часть времени. Происходящее в реальности их редко волнует, даже если это будет мировая революция, лишь бы события не затрагивали их интересы. А любое чужое решение они примут с удовольствием, потому что своего мнения у них-то и нет.


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Вопросы для анкетирования

1.Знаете ли вы, что такое слова-сорняки (паразиты)?

2.Разрушают ли слова-сорняки(паразиты) наш язык?

3.Какие слова-сорняки используете вы?

4.Какие слова-сорняки используют ваши знакомые, друзья, родственники?

5.Когда вы используете слова-сорняки?

6.Как вы думаете, почему ваши друзья и знакомые употребляют в речи слова-сорняки (паразиты)?

7.Мешают ли слова-сорняки воспринимать речь собеседника?

8.Можно ли обойтись без слов-сорняков?

9. Улучшают нашу речь слова-сорняки или засоряют?

10.Считаете ли вы, что слова-сорняки нужно искоренять из нашей речи?

11. Какие способы борьбы со словами-сорняками вы могли бы предложить?




ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Способы борьбы со словами-сорняками.


1.Смотрите на собеседника. Так вы увидите, что вас слушают и дают время, чтобы высказаться. Это ослабит напряжение, и говорить вам будет проще. 
2. Практикуйтесь везде. Следите за своей речью в любом разговоре, независимо от того важный он или незначительный. Старайтесь контролировать ее и совершенствовать. Контроль поможет следить за чистотой вашей речи. Это позволит быстрее избавиться от слов-сорняков. 
3. Запишите свою речь на диктофон.  Зачастую человек, употребляющий слова-сорняки, сам их не замечает. Следовательно, в первую очередь необходимо услышать эти недостатки. Включите диктофон и прочтите любой текст. Прослушивая запись, вы осознаете проблему и поймете, от каких слов-сорняков вам стоит избавиться. 
 4.Попросите кого-нибудь из друзей или из членов своей семьи проследить за чистотой сказанной вами речи. 
5. На тренингах и курсах по ораторскому искусству ученикам предлагают весьма действенный способ, систему штрафов. Каждый раз, произнося мусорное слово, ваш помощник, обращая свое внимание на это, получает от вас вознаграждение в виде конкретной суммы денег. Неважно сколько: 50 рублей или 500 рублей. Все зависит от ваших финансовых возможностей и желания избавиться от речевых паразитов. 
6. Читайте больше классической литературы. 
Регулярное чтение художественной литературы вслух поможет расширить словарный запас и кругозор, скорректировать дикцию и интонацию, а также научит человека говорить красиво, применяя развернутые обороты речи и избегая повторения бессмысленных слов

7. Пересказ прочитанных отрывков с употреблением преимущественно прочитанной там же лексики поможет обогатить пассивный словарный запас, что, в свою очередь, окажет благотворное влияние и на активный словарный запас человека.

8. Учите стихотворения и рассказывайте их кому-нибудь 
9.
Основной проблемой речи у многих говорящих является наличие пауз и незнание, чем заменить эти паузы. В момент, когда возникает пауза, лучше промолчать и сделать глубокий вдох – это позволит не только расслабиться и снизить волнение, но и избавит от необходимости вставить пару сорных словечек.

10.Говорите медленно и думайте над словами 
11. Составляйте свою речь из коротких и простых предложений 
12. Записывайте интересные фразы, которые найдете, а затем вставляйте их в речь 
13. Общение с людьми, имеющими богатый словарный запас пойдет вам на пользу 
14. Работайте со словарями: орфоэпическим, фразеологическим, толковым и другими 
15.Специалисты психологии, лингвистики и других смежных наук рекомендуют предпринять такую меру, как замена простых паразитов («ну», «блин», «как его» и другие), на нормальные слова-паразиты («следовательно», «таким образом», «по моему мнению» и другие). Это для начала придаст речи более приличное звучание, а впоследствии поможет более точно формулировать и воспроизводить свои мысли

16.Особую пользу в формировании речи несет составление собственного словаря интересных слов и выражений. Составить такой словарь можно на основе прочитанных литературных произведений, прослушивания интеллектуальных передач, а также в процессе общения с другими людьми. Дальнейшее употребление слов и выражений из словаря поможет вытеснить сорные слова из речи и придать ей более изысканное и утонченное звучание.










16


Автор материала: Ю. Кропочева (7 класс)
Опубликовано в группе «Творчество наших учеников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.