12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Габова Полина Николаевна1236
Интересуюсь всем новым в сфере педагогики, психологии, неврологии, педиатрии, психиатрии. Люблю фотографировать обыденные, но такие интересные вещи, упущенные нами в быстром темпе жизни.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации»
6

Статья «Причины нарушения речи и их своевременное выявление»

Причины нарушения речи и их своевременное выявление

         Статистическая норма – это такой уровень психо-социального развития человека, который соответствует качественным и количественным показателем, полученным  при обследовании представительной группы людей такого же возраста, пола и культуры.

         Функциональная норма -  в данном определении лежит понятие, что каждый человек индивидуален и путь развития каждого ребенка неповторим. Любое отклонение будет считаться отклонением в сопоставлении с индивидуальным путем развития.

Выделяют также региональные нормы, возрастные нормы. С точки зрения Лурия А.Р. норма:

1.     Когда уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей  его возраста или старше, с учетом развития общества, членом которого он является.

2.     Когда ребенок развивается в соответствующих с его собственным трендом (путь), определяющим развитие его индивидуальных качеств, свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая влияние со стороны собственного организма и средового окружения.

3.     Когда ребенок развивается в соответствии с требованием общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного  творческого, социального функционирования в период зрелости.

Для формирования психического развития человека необходимо:

1)    нормальное функционирование головного мозга и его коры;

2)    нормальное  физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности головного мозга, нормального тонуса нервных процессов;

3)    сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;

4)    систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, школе.

Факторы, вызывающие нарушение речи:

а) биологические:

- генетического характера (перинатальные, натальные, постнатальные);

- соматического характера (индекс повреждения головного мозга);

  б) социальные:

- ранее средовое воздействие;

- текущее средовое воздействие.

         Количество детей с речевой патологией за последние годы значительно возросло. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Изучение раннего детализированного анамнеза детей выявило, что в подавляющем большинстве случаев их развитие протекало аномально еще  на первом  году жизни [ 1,19   ].

 Также, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей.

 Причины этого явления разнообразны и многочисленны:

1)    Перинатальное поражение ЦНС, мозговая дисфункция, различные внутриутробные  инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери.

2)    Натальные: асфиксия плода, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные  роды.

3)    Постнатальные заболевания и травмы ЦНС, черепно-мозговые. Вирусные инфекции.

4)    Наследственные (заикание, нарушение письма и чтения и т.д.).

Речь – продукт согласованной работы многих мозговых структур, а данные причины  вносят негативные коррективы в их взаимодействие, если же одна из структур «не дорабатывается» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, а другие же в состоянии «подменить» ее, то возникают проблемы с организацией того или иного вида деятельности [2].

         Такие как, 

 

  • нарушение звукопроизносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи, планированием высказывания и др.
  •  Для выявления детей группы риска по патологии речи необходимо обратить внимание на крик новорожденного. Если он слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак, т.к. в норме крик новорожденного должен быть громким и модулированным.
  •   Ранний отказ ребенка от грудного вскармливания может сообщать о том, что у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ).
  •   Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно приоткрыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
  • Назальный оттенок голоса, его гнусавость  может придать парез языкоглоточного нерва [3,47].

 

      Данные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения как правило, приводят к патологии речевого развития.

     Строение черепно-лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус могут показать на различные нарушения у ребенка.

    Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, неправильное строение твердого нёба.

Отставание в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц – выраженность этих проявлений соответствуют тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием  для прогноза той или иной степени нарушения речи.

В доречевой период важно отмечать, узнает ли ребенок близких по  голосу, поворачивает ли голову на зов,  следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему – все это способствует речевому развитию [3,8].

     Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета и необращенность лепета к взрослому являются симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной  нервной системе.

Также для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушения поведения.

      Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу. Важно не упустить значимый для полноценного развития – сенситивный период – возраст до трех - пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медицинская – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Т      аким образом, существуют различные подходы к пониманию нормы: статистическая, функциональная, региональные, возрастные. Причины нарушения речи разнообразны и многочисленны: биологические (перинатальные, натальные, постнатальные) и социальные (различные средовые воздействия на ребенка). Выявить речевую патологию ребенка можно уже с самого рождения по различным внешним признакам развития ребенка (бедности эмоциональных реакций, отставание  в физическом развитии, недостаточная сформированность зрительного и слухового восприятия, скудость, однообразие, позднее начало гуления и лепета; недоразвитие  речедвигательного и голосообразующего аппарата  и др.) -  отставание от нормы. Нарушение речи наблюдается в любом случае у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

 1. Гасникова Т.В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы // Практическия психология и логопедия.- Ижевск, 2004, №1, 19.

2. Токарь И.Е. Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить? // Практическая психология и логопедия. – М., 2003 №3, 70.

3. Смирных В.П. Нарушение речи. Причины и ранняя коррекция//Дошкольная педагогика.-М., 2003, 7.

Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.