Статья «Причины нарушения речи и их своевременное выявление»
Статистическая норма – это такой уровень психо-социального развития человека, который соответствует качественным и количественным показателем, полученным при обследовании представительной группы людей такого же возраста, пола и культуры.
Функциональная норма - в данном определении лежит понятие, что каждый человек индивидуален и путь развития каждого ребенка неповторим. Любое отклонение будет считаться отклонением в сопоставлении с индивидуальным путем развития.
Выделяют также региональные нормы, возрастные нормы. С точки зрения Лурия А.Р. норма:
1. Когда уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старше, с учетом развития общества, членом которого он является.
2. Когда ребенок развивается в соответствующих с его собственным трендом (путь), определяющим развитие его индивидуальных качеств, свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая влияние со стороны собственного организма и средового окружения.
3. Когда ребенок развивается в соответствии с требованием общества, определяющими как актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого, социального функционирования в период зрелости.
Для формирования психического развития человека необходимо:
1) нормальное функционирование головного мозга и его коры;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности головного мозга, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, детском саду, школе.
Факторы, вызывающие нарушение речи:
а) биологические:
- генетического характера (перинатальные, натальные, постнатальные);
- соматического характера (индекс повреждения головного мозга);
б) социальные:
- ранее средовое воздействие;
- текущее средовое воздействие.
Количество детей с речевой патологией за последние годы значительно возросло. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Изучение раннего детализированного анамнеза детей выявило, что в подавляющем большинстве случаев их развитие протекало аномально еще на первом году жизни [ 1,19 ].
Также, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей.
Причины этого явления разнообразны и многочисленны:
1) Перинатальное поражение ЦНС, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери.
2) Натальные: асфиксия плода, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремительные роды.
3) Постнатальные заболевания и травмы ЦНС, черепно-мозговые. Вирусные инфекции.
4) Наследственные (заикание, нарушение письма и чтения и т.д.).
Речь – продукт согласованной работы многих мозговых структур, а данные причины вносят негативные коррективы в их взаимодействие, если же одна из структур «не дорабатывается» ввиду своего недоразвития или болезненного состояния, а другие же в состоянии «подменить» ее, то возникают проблемы с организацией того или иного вида деятельности [2].
Такие как,
- нарушение звукопроизносительной стороны, сложности с пониманием обращенной речи, планированием высказывания и др.
- Для выявления детей группы риска по патологии речи необходимо обратить внимание на крик новорожденного. Если он слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак, т.к. в норме крик новорожденного должен быть громким и модулированным.
- Ранний отказ ребенка от грудного вскармливания может сообщать о том, что у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний парез губ).
- Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно приоткрыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).
- Назальный оттенок голоса, его гнусавость может придать парез языкоглоточного нерва [3,47].
Данные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения как правило, приводят к патологии речевого развития.
Строение черепно-лицевого скелета ребенка, особенности лица, шеи, конечностей, величина глазных щелей, движение глазных яблок, мышечный тонус могут показать на различные нарушения у ребенка.
Наиболее яркими прогностическими показателями неблагополучия речевого развития являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, массивный или маленький язык, укороченная подъязычная связка, расщелины губы, твердого и мягкого нёба, неправильное строение твердого нёба.
Отставание в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц – выраженность этих проявлений соответствуют тяжести поражения мозга и, следовательно, может быть критерием для прогноза той или иной степени нарушения речи.
В доречевой период важно отмечать, узнает ли ребенок близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему – все это способствует речевому развитию [3,8].
Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета и необращенность лепета к взрослому являются симптомами речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе.
Также для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушения поведения.
Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу. Важно не упустить значимый для полноценного развития – сенситивный период – возраст до трех - пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция – педагогическая и медицинская – помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.
Т аким образом, существуют различные подходы к пониманию нормы: статистическая, функциональная, региональные, возрастные. Причины нарушения речи разнообразны и многочисленны: биологические (перинатальные, натальные, постнатальные) и социальные (различные средовые воздействия на ребенка). Выявить речевую патологию ребенка можно уже с самого рождения по различным внешним признакам развития ребенка (бедности эмоциональных реакций, отставание в физическом развитии, недостаточная сформированность зрительного и слухового восприятия, скудость, однообразие, позднее начало гуления и лепета; недоразвитие речедвигательного и голосообразующего аппарата и др.) - отставание от нормы. Нарушение речи наблюдается в любом случае у детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.
1. Гасникова Т.В. Профилактика речевых нарушений у детей с резидуально-органическим поражением центральной нервной системы // Практическия психология и логопедия.- Ижевск, 2004, №1, 19.
2. Токарь И.Е. Почему возникают речевые проблемы у детей и как их своевременно выявить? // Практическая психология и логопедия. – М., 2003 №3, 70.
3. Смирных В.П. Нарушение речи. Причины и ранняя коррекция//Дошкольная педагогика.-М., 2003, 7.