12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
1

Исследовательская работа по теме «История одной картины («Кама близ Елабуги» И.И. Шишикин)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №46» г. Набережные Челны


 

Исследовательская работа

Тема: «История одной картины

(«Кама близ Елабуги» И.И.Шишикин)


 

 

Автор работы: Уткин Иван, 8 класс, МБОУ «СОШ №46»

Руководитель:

Хабетдинова Зумрат Даминовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


2017год.


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Пейзажная живопись второй половины XIX века: возникновение и развитие.

1.1.Творческой деятельности И.И. Шишкина как выдающегося мастера реалистического пейзажа второй половины 19 века

ГЛАВА 2. Работа над картиной «Кама близ Елабуги».

2.1 Возникновение замысла картины «Кама близ Елабуги».

2.2 Работа над композицией картины.

2.3. Роль выразительных и композиционных средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

2.4. Впечатления от картины «Кама близ Елабуги», оценка, настроение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Надеюсь, придет день, когда вся природа

живая и одухотворенная взглянет

с холстов русских художников.

И.И. Шишкин

ВВЕДЕНИЕ

В расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили не только русскую, но и мировую культуру.

Мастером пейзажной живописи, по праву считается, И.И.Шишкин. В сокровищнице русского искусства ему принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера стали классикой национальной живописи.

И.И.Шишкина называют «портретистом» природы, так как он точно и правдиво изображает прекрасные образы русской природы. В своих картинах художник раскрывал своеобразие родной земли, передавал бесконечное разнообразие растительного мира. Пейзажист создает образ Природы с большой буквы. На его полотнах мы можем встретить леса («Лесная порубка»), поля («Роща у пруда») и озера («Лесные дали») и много других прекрасных зарисовок. В них часто присутствуют отдельные могучие деревья (дубы, сосны). Художник изображает их в стадии зрелости и смерти. Например: «Среди долины ровныя...»(1883), «Лесная глушь», «Корабельная роща»(1898), «Зимний лес».

Целью данной работы является знакомство с творчеством выдающегося представителя пейзажной живописи второй половины XIX века - И.И.Шишкина и историей создания картины «Кама близ Елабуги».

Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть предпосылки развития реалистического пейзажа второй половины 19 века;

2) ознакомиться с русским реалистическим пейзажем второй половины 19 века на примере творческой деятельности И. И. Шишкина;

3) пронаблюдать процесс создания картины «Кама близ Елабуги» и отношения зрителя к созданному шедевру.

Объектом исследования является живописное наследие И.И. Шишкина, в частности, картина «Кама близ Елабуги». Предметом исследования является живописное произведение «Кама близ Елабуги», 1895г.

Выбор именно этой картины не случаен. Он связан с изучением родного края, его истории. 2016 год объявлен в Республике Татарстане Годом водоохранных зон (Указ Президента Республики Татарстан от 4 декабря 2015 г. №1162), данный факт сыграл роль в выборе произведения с изображением водоемов Татарстана.

Изучение истории родного края, культурных традиций остается важнейшим направлением в воспитании патриотизма, чувства любви к малой и большой Родине.

Актуальность данной работы заключается в развитии художественного вкуса, любви к прекрасному, в воспитании чувства сопричастности к событиям своего края, бережного отношения к историко-культурному наследию, интеллектуальному развитию человека.

Гипотеза исследования: И.И. Шишкина покоряет нас глубочайшим проникновением в душу пейзажа, его работы являются носителями достоверных данных, они географичны. В процессе исследования мною применялись методы сравнительного анализа, сопоставления, ретроспективного обзора творчества И.И. Шишкина, которые помогли понять замысел художника при создании картины «Кама близ Елабуги». При написании данной работы была изучена необходимая литература, проанализированы различные источники. Книга Конькова Е.А. «Популярная история русской живописи» помогла написать главу 1, посвященную возникновению пейзажной живописи второй половины XIX века. В работе над главой 2 обратился к книге А.Н. Савинова «Шишкин И.И.», А. Пистунова “Родник в лесу” и материалам дома-музея И.И.Шишкина в г. Елабуга, где непосредственно познакомился с творчеством выдающегося «портретиста» природы и историей создания картины «Кама близ Елабуги». На официальном сайте русского художественного музея г. Нижний Новгород, располагающего информацией о картинах живописца, рассмотрел репродукции художника. Статистические данные мне предоставили деятели культуры г. Елабуга.

 

ГЛАВА 1. Пейзажная живопись второй половины XIX века: возникновение и развитие.

Предпосылки для формирования пейзажа как самостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. В XVII веке появились пейзажи-картины, главным содержанием которых стала природа. Красоту родной природы художники передавали любовно, как бы создавая портрет родной страны.

Большое значение в возрождении пейзажной живописи играют реформы, проведенные Петром I в области культуры и искусства. Для работы над произведениями искусства и обучения молодых русских художников в Россию были приглашены иностранные художники, приобретались за границей произведений искусства, талантливые молодые художники имели возможность обучаться за границей.

В русском искусстве XVIII век происходит постепенное формирование пейзажного жанра. И только к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцы стремятся выразить поэтическую сущность пейзажа.

Вторая половина XIX века - это время подъема общественного движения, расцвета реализма, бурного развития научно-технической мысли.

Развитие культуры в этот период в значительной степени определялось оживлением общественно-политической жизни России. Перемены в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ повлияли на культурное развитие страны.

Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества от политической жизни - все это отложило отпечаток на искусство того времени.

Во 2-ой половине XIX века (1870) в русском искусстве произошло значительное событие: создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ.

«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом»; «Разлив Волги под Ярославлем»), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели», ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Несколько особое место в пейзаже второй половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910).В своих работах он демонстрирует заброшенные уголки нищей России. Например: "Забытая деревня", "Чумацкий тракт".

В изобразительном искусстве утвердился реализм. Чаще на картинах стали изображать простой народ, их быт, их подвиги, их жизнь. Творцы стремились показать гармоничное слияние человека и природы. Писались картины, отвечающие запросам современности. Своей простотой они были доступны для понимания, как простому рабочему человеку, так и интеллигенции.

Так пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Язык его стал способом проявления чувств художника, его глубоких и серьезных представлений о жизни и судьбах человечества.

1.1.Творческой деятельности И.И. Шишкина как выдающегося мастера реалистического пейзажа второй половины XIX века.

С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал; 
И чувствовал трав прозябанье…
Е.Баратынский

Историю отечественного пейзажа невозможно представить без полотен Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898), прекрасного русского живописца и певца родной природы, родившегося в небольшом старинном городке Елабуге на Каме. Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Академии художеств, был активным членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Шишкин стал основоположником русского реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. И.Н.Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Потребность в пристальном изучении природы у Шишкина появилась в годы учебы.

На картинах Шишкина русская природа предстает могучей и величавой. Ключевыми картинами, демонстрирующих эволюцию стиля художника, являются «Вид в Окрестностях Петербурга»(1856) и «Вид на острове Валааме»(1859). За них Шишкин получил от Академии золотую медаль и право заграничной поездки.

Но художник не спешит в заграничную поездку, он посещает Елабугу, свой родной город. Здесь он проводит пять месяцев, за это время он пишет много зарисовок и этюдов. Весной 1862 года Шишкин решается уехать за границу, там он много работает и учится. Он живет в Германии и Швейцарии. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»(1865) приносит художнику звание академика.

После трехлетнего пребывания за границей в 1865 году И.И.Шишкин возвращается в Россию. Он сближается с И.Н.Крамским и становится учредителем Товарищества художников-передвижников. Он поддерживает социально-направленное искусство. В 1893 году назначается профессором – руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Правдивые и выразительные произведения И.И.Шишкина вошли в золотой фонд мирового искусства.

Свой первый «национальный пейзаж» И.И.Шишкин создает в 1869 году, это картина «Полдень. В окрестностях Москвы»(1869). Пейзаж выполнен в эпической форме, этой формой он передает изображение родной природы. «Сравнивая картину Шишкина с работами современных ему пейзажистов, можно смело говорить о том, что она была в числе первых произведений, показывающих зрителю родную природу в ее эпической величавости и красоте» (Пикулев).                 

В 1872 году он создает картину «Сосновый бор» после его поездки в Елабугу летом 1871 года. Эта картина изображает могучий, величественный русский лес.

Одна из самых известных всему миру картин И.И.Шишкина является работа «Рожь»(1878). Эта картина – гимн богатству и величию русской земли. Это полотно принесло художнику первое место в 6 выставке художников-передвижников.

В 1889г. Шишкин создает картину «Утро в сосновом бору». Писать картину мастеру помогал живописец К.А.Савицкий, который изобразил медвежат. Эта картина стала действительно народной, её узнают абсолютно все независимо от возраста.

Достойным завершением творчества Шишкина стала картина «Корабельная роща» (1898г.), которая является последним образом в созданной им эпопее национального пейзажа.

В своих произведениях художник прославляет горячо любимую родину. Он написал много картин и этюдов, создал прекрасные  рисунки, много сделал для развития и популяризации в России гравюры. Много времени и труда уделял мелким деталям. Многие работы пейзажиста имеют большие размеры. Но, не смотря на это, в них прорисованы все мельчайшие детали, в произведениях мы ощущаем запах хвои, сырой воздух, приближающуюся грозу, аромат душистых трав, тепло солнечных лучей, силу леса…«Картина с натуры должна быть без фантазии»,- не раз повторял мастер.

Русская природа у Шишкина - это природа, предназначенная для богатырского народа. Его идеал - возвышенный образ русской природы. "Певец русского леса" И.И. Шишкин показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы.

ГЛАВА 2. Работа над картиной «Кама близ Елабуги»(1895г.)

2.1 Возникновение замысла картины «Кама близ Елабуги».

И. И. Шишкин был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века, придававшим огромное значение этюду с натуры. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.

Картины Шишкина географичны. Названия многих из них указывают на место, где был взят сюжет для них. Так, конкретный адрес имеет картина “Кама близ Елабуги”.

Излюбленным местом работы великого русского пейзажиста И.И.Шишкина был Танаевский лес. Именно в этих местах была написана картина “Кама близ Елабуги”. Здесь хорошо сохранился лесной разновозрастный массив, открываются красивые виды на реку Каму, до настоящего времени эти места являются украшением нашего края, завораживают и очаровывают своей красотой.

Пейзаж «Кама близ Елабуги» написан Иваном Ивановичем Шишкиным в 1895 году. Картина имеет впечатляющие размеры: 106x177 см. В настоящее время работа хранится в Горьковском государственном художественном музее.

Сюжет прост, но невероятно интересен. Можно часами любоваться картиной и находить всё новые и интересные объяснения, всему тому, что там представлено.

На полотне изображены окрестности вблизи города Елабуги, который окружают дремучие леса, состоящие из стройных и гордых деревьев-великанов. Дорога, занимающая центр композиции произведения, манит, увлекая за собой в неведомый край сказки. Яркое солнце освещает путь, и дорога в лес не кажется тёмной и холодной. Она насквозь пропитана теплотой и любовью художника к природе. Старый, потрепанный забор служит ориентиром и не дает сбиться с пути скользящему взгляду, привлекаемому задним планом картины. Красота неба, прозрачная гладь Елабуги, окружающие ее дремучий лес - всё это воспринимается как символ спокойствия и силы

Находясь на каникулах у своей бабушки в Нижегородской области г. Володарск, я посетил Кремль и государственный художественный музей. В одной из экспозиций я увидел работу И.И.Шишкина «Кама близ Елабуги»(1895). Меня заинтересовал вопрос создания данной картины и её судьба. Позвонив в Нижегородский художественный музей, я узнал, что картина к ним поступила из отдела юстиции г. Нижнего Новгорода в 1919 году. Ранее данная работа находилась в частной коллекции купеческой семьи Блиновых. Данная семья прославилась своей меценатской деятельностью в частности: она внесла большой вклад в реставрацию и открытие государственного художественного музея г. Нижнего Новгорода, ими было внесено 1000 рублей, что на тот момент составляло целое состояние.

В этой картине Шишкин показал красоту родной природы во всей красе. Произведение написано маслом по холсту. Для написания картины художник использовал тёплые оттенки, которые позволили сделать пейзаж тёплым, добрым и простым. Здесь всё идеально.

Художник заставляет зрителя думать и переживать новые, тёплые и добрые чувства. Он написал картину с любовью и добротой к природе, в надежде, что она передастся нам людям.

2.2 Работа над композицией картины.

Имя и картины И.И.Шишкина чрезвычайно популярны. В основе всех графических и живописных произведений лежит крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция.

На картине «Кама близ Елабуги» изображен родной край, места национального парка «Нижняя Кама». Многие фрагменты доступны нашему глазу и по сей день. Я могу любоваться видом на реку Каму, могу гулять в сосновом бору, в окружении атмосферы, в которой работал знаменитый мастер. И сейчас у меня возникает ощущение величия и силы хвойного леса. Леса-богатыря, леса-кормильца, леса, который дает духовную силу, мужество и величие.

У каждого человека есть своя любимая река. Для Ивана Шишкина этой рекой была Кама. Мастер кисти тонко сочетал величие хвойного леса и хрустальную чистоту воды.

На полотне изображены окрестности вблизи города Елабуги, который окружают дремучие леса, состоящие из стройных и гордых деревьев-великанов. Картина демонстрирует стабильное состояние природы. Полдень. Небо освещено ярким солнечным светом.

На заднем плане картины могучие сосны. Это дерево — символ всего творчества художника. Влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Дорога, занимающая центр композиции произведения, манит, увлекая за собой в неведомый край сказки. Под яркими лучами солнца она не кажется тёмной и холодной. Наоборот, создается ощущение, что она насквозь пропитана теплотой и любовью художника к природе. По краям – могучие, полные силы сосны, вдали – многоводная Кама. Линия горизонта покрыта дымкой.

Взгляд на картину выполнен с высокой точки, что позволяет смотреть на картину в панорамном виде. С данного ракурса природа представляется величественной и могучей.

Старый, потрепанный забор служит ориентиром и не дает сбиться с пути скользящему взгляду, привлекаемому задним планом картины. Красота неба, прозрачная гладь Елабуги, окружающие ее дремучий лес - всё это воспринимается как символ спокойствия и силы

Мы видим, что всё это тесно связано с жизнью простого человека: изъезженная телегами дорога, срубленные сосны по обочине, дома на горизонте, покосившийся забор и открытые настежь ворота.

Колорит картины богат и очень сложен. Сочетание разных оттенков зеленого естественно изображают хвойный лес. Для более тонкого изображения природы, автор использует сочетание разного размера и направления мазков. Картина имеет законченный вид.

2.3. Роль выразительных и композиционных средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

И.И.Шишкин очень много писал, постоянно изучал природу. Он был тщателен до педантизма в передаче деталей.

На картине «Кама близ Елабуги» художник прорисовывает всё до мельчайших подробностей, его сосны живут, художник точно следует натуре, стремится передать всю неповторимую архитектуру леса, характер каждого предмета. Например: деревья здесь высокие и могучие. Трава, пни, колея на дороге проработаны до мельчайших подробностей. Светотени на дороге помогают более правдиво передать увиденную картину природы.

На полотне мы видим необъятные просторы реки Камы. Оттенки синего предают реке величие и глубину. Ощущение, будто из-за поворота сейчас выплывет корабль. Небо озарено солнечным светом, разнообразное сочетание оттенков желтого, голубого, белого, зеленого создают неповторимую картину полуденного дня, возникает ощущение спокойного летнего дня. У мечты должны быть крылья. Птица, парящая над лесом, олицетворяет мечту народа, которая обязательно сбудется.

В целом произведение имеет законченный сюжет, мотив родной земли является господствующим в данной работе мастера. Передний план выполнен четкими и ясными линиями, а задний, как будто опоясан едва заметной дымкой. По картине видно, что художник предварительно проделал обширную подготовительную работу. Возможно, было сделано немало пробных этюдов, прежде чем возник этот пейзаж. Ведь именно работе с натурой И.И.Шишкин уделял особое внимание. И.Н.Крамской писал, восхищаясь умением И.И.Шишкина: «И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок,… тут он все знает».

2.4. Восприятие зрителей картины «Кама близ Елабуги», оценка, настроение.

Картина «Кама близ Елабуги» имеет панорамный вид. И.И.Шишкин не случайно выбирает такой вид, он дает возможность зрителю любоваться картиной, как будто с горы. Далекий горизонт, высокий небосвод дает ощущение необъятных просторов Родины. Любуясь просторами русской земли, у зрителя возникает ощущение гордости за Россию.

Картина – оптимистична. Она наполнена жизнью простых людей, сочетанием величия и могущества природы и спокойной, незаметной жизни крестьян. Мастер покоряет зрителей своей реалистичностью и выразительностью сюжета. Картина имеет совершенное построение, она показывает умелое владение цветом и композицией.

Творчество И.И. Шишкина чрезвычайно популярно. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образов Шишкина, простота и ясность его художественного языка. Полотна пейзажиста величественно воспевает красоту Татарстана, неповторимость и богатство моего края, веру в очищающую силу воды. Его работы доказывают, что культурное наследие Татарстана находится в гармонии с природой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во второй половине 19 века начинает складываться русская пейзажная живопись. Ощущение непосредственного соприкосновения человека с природой явилось ценным завоеванием реалистической школы русского пейзажа. Природа стала пониматься как сфера выражения личных чувств.

Достижения в области пейзажа были постоянным объектом обсуждения не только профессиональных критиков, но и простых ценителей искусства. Основа этого явления лежала в необычайном взлете культурной жизни страны, который пришелся именно на 19 век.

В 1896 году В.М. Васнецов писал И.И.Шишкину: «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать».

Творчество И. И. Шишкина покоряет нас мудростью своего мировидения, глубочайшим проникновением в душу пейзажа. Его живопись удивительна, она поражает многообразием форм и образов, отличается своей изысканной притягательной красотой.

Сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”.

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

во второй половине 19 века в изобразительном искусстве появились новые направления, по-новому откликавшиеся на вопросы современности;

история национальной живописи И. И. Шишкина очень богата;

творчество художника тесно связано с родным краем, замечательные пейзажные виды елабужских окрестностей, изображенных на полотнах мастера, продолжают нас радовать, картина «Кама близ Елабуги» является ярким тому примером;

работы живописца развивают эстетический вкус, учат иному восприятию мира, формируют чувства национального достоинства, сопричастности к событиям в своем регионе.

В данной работе была осуществлена попытка проанализировать одно из лучших его произведений – полотно «Кама близ Елабуги». При работе над картиной обнаружилось, что о произведении очень мало упоминаний, вследствие чего можно сказать, что данное полотно практически не изучено.

Желание изучить данное произведение и творчество выдающегося художника второй половины 19 века, мастера пейзажной живописи, заставило посетить Русский художественный музей г. Нижний Новгород, дом-музей И.И.Шишкина в городе Елабуга.

Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование по выявлению уровня знаний произведений И.И.Шишкина. Ребятам были предложены следующие вопросы:

Кто такой И.И.Шишкин?

Что вам известно о нем?

Назовите самые известные произведения И.И.Шишкина.

Что вдохновляло И.И.Шишкина?

Результаты анкеты представлены в Приложении.

Популярность жизни и творчества И.И.Шишкина с каждым годом растет. Так, ежегодно дом-музей И.И.Шишкина в г. Елабуга посещает около пятидесяти тысяч человек. С целью увековечивания памяти И.И Шишкина музей проводит республиканский конкурс юного художника «Я рисую как И.И.Шишкин». С каждым годом число участников данного конкурса растет (Приложение ). Всё это говорит о том, что эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание в г.Набережные Челны и в Татарстане в целом.

…Шишкин. Это Россия -
с ног до головы.
Он прекрасно воспринимает
свою природу, свое солнце,
свой воздух, свое пространство…

Мартирос Сарьян

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Александра Пистунова. “Родник в лесу” (Повесть о художнике И. И. Шишкине). - М.: Издательство “Детская литература”. 1987 г., стр. 12.

2. Л.М. Анисов. И.И. Шишкин. Жизнь замечательных людей. 2005г.

3. В.Н.Александров. История русского искусства: Краткий справочник школьника. Мн.: Харвест, 2004.-736с.

4. Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. “50 кратких биографий мастеров русского искусства”. Ленинград, 1971 г.

5. Е.А.Конькова. Популярная история русской живописи. М.:Вече,2002.-512с., 32с.

6. Ф.С. Мальцева. Мастера русского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. М.: Издательский дом "Искусство", 2002.-152с.

7. М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. История русского искусства том 1. М.,1878.-400с.

8. А.Н.Савинов. Шишкин И.И. М.: Издательство "Искусство", 1971г.-45с.

Интернет- сайт http://gallerix.ru/album/Shishkin

Интернет-сайт http://www.bestreferat.ru/referat-40181.html

Интернет-сайт https://izi.travel/ru/4b06-i-i-shishkin-kama-bliz-elabugi-1895/ru

Интернет-сайт http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post312366817

Интернет-сайт http://www.elabuga.com

Интернет-сайт http://www.nearyou.ru/shishkin/kama95.html

Интернет-сайтhttp://gentlehood.ru/knowledge/harakter-muzhchinyi/chest-dorozhe-pribyili-kupets-blinov/

Интернет-сайт ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Нижегородский_государственный

_художественный_музей

Приложение 1

Результаты анкетирования учащихся СОШ №46.

Приложение 2

Таблица1. Конкурс «Я рисую как Шишкин»

№п/п

Год проведения конкурса

Количество участников

1

2010

279

2

2011

227

3

2012

351

4

2013

427

5

2014

433

6

2015

647

7

2016

598

Приложение 3

Автор материала: И. Уткин (8 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.