12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пузанова Наталья Владимировна50

17


Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12»







Темперамент и его особенности

Исследовательская работа


Выполнил:

Кудаев Владислав,

ученик 4 А класса

Руководитель:

Пузанова Н.В.,

учитель нач. кл.




                                                              Саранск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………..………………………………………………………..…3

1. Что такое темперамент…..…………………………………………………….………..… 4

2. История происхождения темперамента..………….…………..……..……….….…….5-6

3. Типы темперамента и их характеристика…………….…………………………..…...7-9

4. Темперамент и характер………………………………………………………………….10

5. Тестирование……………………………………………………………………….…11 - 12

Заключение……………………………………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………………………………..14

Приложение ……………………………….…………………………………………….…15-17

Введение

Все люди с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Нам нравятся разные вещи и разные люди, каждый имеет свои вкусы и привычки. Разве было бы интересно, если бы мы не были столь индивидуальны? Посмотрите на деревья, цветы — и они все разные. У каждого листочка свои особенности. И животные имеют свой характер. Одни игривые, другие спокойные и уравновешенные. Так устроен наш мир.

У меня очень много друзей, и все они не похожи друг на друга. Одни любят тихонечко сидеть и читать книги, а другие носятся весь день, играя в футбол. Одни предпочитают компьютерные «стрелялки», а другие без ума от логических головоломок. Почему это происходит? Мои родители объяснили мне, что это связано с темпераментом. Меня это очень заинтересовало, и я захотел сам во всём разобраться.

Тема темперамента привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ, Гален, И.П. Павлов и многие другие. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем в современной психологии.

Я считаю, что знание положительных и отрицательных сторон своего темперамента, а также умения владеть и управлять ими позволит человеку быстро приспособиться к современному миру. Это и определяет актуальность моего исследования.

Цель работы: изучить современные представления о темпераменте и его свойствах.

Перед собой я ставлю следующие задачи:

- выяснить, что такое темперамент;

- познакомиться с историей происхождения темперамента;

- определить типы темперамента и их особенности;

- изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Объект исследования – темперамент обучающихся 4 А класса.

Предмет исследования – типы темперамента учеников младших классов.

Гипотеза исследования: возможно, что тип темперамента не влияет на успеваемость школьников.  

Методы исследования:

- изучение научной литературы;

- наблюдение;

- тестирование.

1. Что такое темперамент

Темперамент - это сочетание психических свойств человека, проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств для человека.

Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. До сих пор ведутся дискуссии на счет, является ли темперамент врожденным качеством. Многие ссылаются на то, что темперамент уже заложен в человека с рождения, а на его основе формируются определенные черты характера. Если в темпераменте имеются устойчивые особенности, тогда их следует отнести к особенностям нервной деятельности, которая уже заложена в человека.

Темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность.

Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот медлительности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание таких процессов как (радость, горе, страх, гнев).

Сразу хочется сказать, что нет плохих или хороших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

В современном мире значение исследований темперамента возрастает еще и потому, что он имеет тесную связь с деятельностью человека. Учет темперамента в деятельности работника позволит увеличить производительность труда, снизить количество опасных случаев на производстве.

                        2. История происхождения темперамента

Слово "темперамент" в переводе с латинского обозначает "надлежащее соотношение частей", равное ему по значению греческое слово "красис" ввел древнегреческий врач Гиппократ (5-4 вв. до н. э.). Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole) и черной желчи (от греческого melaina), - входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение - поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в типы темперамента, наряду с физиологическими свойствами, психологическими и даже нравственными свойствами.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

В зарубежной психологии (Кречмер, Шелдон) широко распространены теории, утверждающие, что темперамент зависит не от свойств нервной системы, а от внешних признаков, которыми являются строение тела, соотношение его отдельных частей, а также соотношение различных тканей организма.

Э. Кречмер в 1921 г. опубликовал свою работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. 

В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его отображением.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П.Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова, где на собаках изучали условные рефлексы, обнаружили, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других же, напротив, медленно и угасают быстро.

На основе полученных результатов исследований И.П.Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности.

3. Типы темперамента и их характеристика

Различают 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная эмоциональность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Он любознателен, жизнерадостный, быстро забывает обиды, доброжелателен, способен быстро переключаться с одной работы на другую, не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудными и серьезными, причём его решения нередко бывают поспешными. Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям, любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди. Его речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, ему по нраву музыка живая, веселая и энергичная.

Такую мы найдем у композиторов:

Вольфганга Амадея Моцарта;

Сергея Сергеевича Прокофьева;

Из писателей к сангвиникам можно отнести:

Михаила Юрьевича Лермонтова;

Марка Твена;

Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:

Владимир Ильич Ульянов (Ленин);

Франклин Рузвельт;

Рональд Рейган;

Билл Клинтон;

Наполеон Бонапарт.

Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). Для холерика характерны несдержанность, неуравновешенность, вспыльчивость. высокая реактивность, быстрый темп реакции. Ему свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести из себя, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают. Холерик – человек очень эмоциональный. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции. Такому человеку не нравится монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, нехотя, спустя рукава.
Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы:

Людвиг Ван Бетховен;

Ференц Лист.

Также известные поэты:

Александр Сергеевич Пушкин;

Байрон.

И другие знаменитые люди:

Пётр I Алексеевич;

Александр Васильевич Суворов;

Дональд Трамп;

Владимир Владимирович Жириновский.

Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). В отличие от других типов темперамента, у меланхолика преобладают чувственность и обидчивость. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием и медлительностью. Меланхолики редко смеются, не уверены в себе, часто и легко теряются, не доводят работу до конца. Быстро утомляются от людей и новой обстановки, тактичны, мягки, стеснительны. Они легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают, боятся трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывают его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется.

Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:

Пётра Ильича Чайковского;

Фредерика Франсуа Шопена.

Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:

Антона Павловича Чехова;

Сергея Александровича Есенина;

Николая Васильевича Гоголя;

Фёдора Михайловича Достоевского.

Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:

Чарльз Роберт Дарвин;

Исаак Ньютон;

Майкл Джозеф Джексон;

Григорий Алексеевич Явлинский.

Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный тип нервной системы). Его трудно рассмешить или рассердить. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют спокойным и невозмутимым. Движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. Неудачи и неприятности не выводят его из себя. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно. 

Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:

Александра Порфирьевича Бородина;

Илью Сергеевича Глазунова;

Из известных писателей к флегматикам можно отнести:

Ивана Андреевича Крылова (баснописец).

Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:

Михаил Илларионович Кутузов;

Галилео Галилей;

Геннадий Андреевич Зюганов.


4. Темперамент и характер

У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида. Темперамент – это психическая реакция и состояние, которое зависит от устройства нервной системы человека. Формируется нервная система индивида еще в утробе матери на основе той генетической программы, которая передается от обоих родителей. Темперамент – это наследственный дар. Вот почему ребенок часто является таким же, как и его родители. Устройство нервной системы позволяет родственникам быть одинаковыми, что способствует их укреплению и поддержанию семьи.

Характер – это набор качеств, которые вырабатываются человеком в процессе жизни. Как это происходит? Возникает некая ситуация. Человек начинает на ее реагировать, обдумывать, делать выводы, принимать решения, совершать действия. На основе пройденного опыта делаются умозаключения (создаются убеждения). А последующие ситуации, в которых человек начинает реагировать подобным образом и совершать похожие поступки, формируют в нем привычки. Привычки в действиях, мыслях и решениях заставляют в определенных ситуациях проявлять те или иные качества характера. Человек может развить в себе любое качество и черту. Но развивается в нем лишь то, что соответствует его действиям, мыслям и решениям, которые он использует.



5. Темперамент учеников 4А класса на основе тестирования

Цель: изучить темперамент учеников 4А класса на основе тестирования по методике Ганса Айзенка и установить, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Для участия в тестировании я выбрал учеников, которые имеют разные результаты по успеваемости. У меня получилось 3 группы: 1 группа - «отличники», 2 группа- «хорошисты», 3 группа - ученики с «тройками». У этих ребят я решил определить тип темперамента, взяв за основу методику Ганса Айзенка.

Результаты представлены в таблицах:

Таблица №1

отличники

хорошисты

с «тройками»

ученик №1

холерик

ученик №6

сангвиник

ученик №11

холерик

ученик №2

меланхолик

ученик №7

холерик

ученик №12

сангвиник

ученик №3

сангвиник

ученик №8

холерик

ученик №13

меланхолик

ученик №4

флегматик

ученик №9

сангвиник

ученик №14

флегматик

ученик №5

сангвиник

ученик №10

меланхолик

ученик №15

флегматик


Таблица №2

Тип

темперамента

отличники

хорошисты

с тройками

сангвиник

2 человека

2 человека

1 человека


холерик

1 человек

2 человек

1 человека


меланхолик

1 человека

1 человека

1 человека


флегматик

1 человека


2 человека


Сравнительный анализ

Давайте рассмотрим первую группу детей, которая учится на «отлично». Из таблицы №1 видно, что у ребят встречаются разные типы темперамента. В итоге мы наблюдаем: 2 ученика - сангвиника, 1 ученика - холерика, 1 ученика - меланхолика, 1 ученика - флегматика (таблица №2).

Во вторую группу входят дети, которые учатся на «хорошо» и «отлично» (таблица №1). Среди этих детей мы видим: 2 ученика - сангвиника, 2 ученика - холерика, 1 ученик – меланхолик (таблица №2).

И, наконец, рассмотрим последнюю третью группу учеников, которые учатся «с тройками» (таблица №1). Среди них мы тоже наблюдаем представителей всех четырех типов темперамента: 1 ученика – холерика, 1 ученика - сангвиника, 1 ученика – меланхолика, 2 ученика – флегматика (таблица №2).

Анализируя полученные данные по трем группам школьников, я обратил внимание, что наибольшее количество учеников, принимавших участие в тестировании это сангвиники – 5 человек, на втором месте холерики – 4 человека, а третье место разделяют флегматики – 3 человека и меланхолики - 3 человека.

Вывод:

На основании тестирования, можно сделать вывод, что результаты учебной деятельности не зависят от того, какой у ребенка тип темперамента. В каждой тестируемой группе (отличников, хорошистов, с тройками) встречаются дети всех типов темперамента. В итоге мы установили, что школьники могут быть любого типа темперамента и на учебной деятельности это не отражается.


Заключение

Каждого человека природа наделяет набором определенных качеств. Эти особенности отличают его от всех остальных людей. Они проявляются на самых разных уровнях: у нас разная внешность, склад характера, мы от природы наделены разными интеллектуальными способностями и талантами, и все это делает нас абсолютно не похожими друг на друга. Но в то же время мы похожи друг на друга в силу того, что каждый несет в себе признаки, которые присущи всему человеческому роду. Каждый одновременно уникален и в то же время "один из нас»

В ходе своего исследования я изучил современные представления о темпераменте и его свойствах. А также:

- выяснил, что такое темперамент;

- познакомился с историей происхождения темперамента;

- определил типы темперамента и их особенности;

- изучил темперамент учеников 4А класса на основе тестирования и установил, помогает ли школьникам какой-то определенный тип темперамента быть успешными в учебной деятельности.

Моя гипотеза исследования подтвердилась: тип темперамента не влияет на успеваемость школьников. Знание темперамента позволит нам узнать свои сильные и слабые стороны. Вы так же будете лучше понимать других людей, сможете с ними ровно и гармонично общаться. Вас будут считать настоящим дипломатом, способным найти общий язык с любым человеком.

                              Список использованных источников

1. Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие, - Пятигорск, 1990 г.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

4. Общая психология. /сост. Е.И.Рогов, - М., Владос, 1995г.

5. Общая психология. / сост. А.Маклаков, СПб: Питер, 2003г.

6. Психология индивидуальных различий./ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М., Черо, 2000 г.

Интернет источники

    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html

    http://psytheater.com/tipy-temperamenta.html

    http://psixologia.59311s001.edusite.ru/p34aa1.html

    http://shkola6.moy.su/index/moj_tip_temperametra/0-44

                                                       Приложение

Методика Ганса Айзенка «Определение типа темперамента».


      Инструкция: данная методика дает возможность узнать о некоторых особенностях нервной системы школьников – ее силе, подвижности, уравновешенности. Из каждой серии предложенных вариантов поведения следует выбрать только один, который больше всего напоминает свой собственный образ поведения и записать его рядом с номером ситуации. Затем в таблице ответов напротив номера ситуации поставить (+) рядом с выбранным типом темперамента. Подсчитать сумму баллов ( + дает 1 балл) для каждого типа темперамента. Определить тип темперамента.

Текст методики

Ситуация № 1

1. Настроение неустойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может сменяться раздражением.

2. Настроение всегда ровное, спокойное.

3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное.

4. Настроение часто подавленное, часто грустите.

Ситуация № 2

1. Активное поведение, высокая подвижность, энергичность.

2. Поведение спокойное, ровный и сдержанный голос, жесты и речь часто замедлены.

3. Робкое, неуверенное поведение, голос тихий и слабый.

4. Суетливое поведение, всегда торопитесь, резкие жесты, часто говорите «взахлеб».

Ситуация № 3

1. При неудачах стараетесь достичь поставленной цели, не ищете других, более легких путей.

2. При неудачах очень переживаете, не хотите вновь браться за дело.

3. При неудачах стремитесь найти другой, более легкий путь решения проблемы.

4. Быстро забываете о неудачах и вновь беретесь за любую работу.

Ситуация № 4

1. Быстро утомляетесь, любите мечтать и фантазировать.

2. Работаете азартно, но надолго Вас не хватает, можете быстро бросить начатое дело.

3. Работаете упорно, стремитесь довести начатое дело до конца.

4. Беретесь за любую работу, можете сразу хвататься за несколько дел.

Ситуация № 5

1. В общении ведете себя эмоционально, громко смеетесь, жестикулируете.

2. Постоянно стремитесь к общению с окружающими людьми, стараетесь «расшевелить» их, поднять настроение.

3. Общаясь с людьми, проявляете скромность и деликатность.

4. Не стремитесь к общению с окружающими, не любите шумные компании, но часто общаетесь с близкими друзьями.


Ситуация № 6

1. Делите с другими людьми и радость, и горе.

2. Не станете откровенничать с незнакомыми людьми, свои чувства доверяете только близким друзьям.

3. Все свои чувства стараетесь переживать в одиночку.

4. Бурно переживаете свои чувства, можете поделиться ими с окружающими, даже незнакомыми, однако не очень стремитесь к этому.

Ситуация № 7

1. Замечания выслушиваете спокойно, не спорите, но можете повторить одну и ту же ошибку.

2. Бурно реагируете на замечания, спорите, оправдываетесь.

3. Все замечания внимательно выслушиваете, ошибки сразу стараетесь исправить.

4. Очень огорчаетесь из-за любых замечаний, переживаете.

Ситуация № 8

1. После выполнения работы долго чувствуете себя усталым, не можете взяться за другую.

2. Редко устаете, но с трудом перестраиваетесь на другую работу.

3. Легко перестраиваетесь на другую работу, но можете при этом бросить начатое дело, не доведя его до конца.

4. После выполнения трудного задания можете быстро взяться за другое дело.

Ситуация № 9

1. Бурно переживаете обиды и огорчения, но быстро их забываете.

2. Легко переживаете обиды и огорчения, быстро их забываете.

3. Тяжело переживаете обиды и огорчения, долго их помните.

4. Глубоко переживаете обиды и огорчения, хотя внешне это не заметно.

Ситуация № 10

1. Любите шутки и юмор, не обижаетесь, если попадаетесь на розыгрыш.

2. Редко шутите, часто обижаетесь на шутки.

3. Любите и цените хорошую шутку, но в розыгрышах предпочитаете не участвовать.

4. Любите подшучивать над людьми, часто не задумываясь, приятно ли им это.

Ситуация № 11

1. Перед тем, как преступить к делу, все тщательно продумываете и рассчитываете, а если планы нарушаются, то часто не можете перестроиться.

2. Беретесь за любое дело и можете легко перестроиться.

3. Быстро намечаете план работы и легко перестраиваетесь при изменении условий работы.

4. С трудом составляете план работы из-за своей нерешительности, предпочитаете использовать уже готовый. Часто не знаете, что делать дальше, если изменяются условия.

Ситуация № 12

1. Обладаете острой впечатлительностью.

2. Не стремитесь к смене впечатлений, хорошо чувствуете себя в привычной среде.

3. Любите яркие впечатления, их постоянную смену, но проявляете активность в их приобретении.

4. Активно стремитесь к смене впечатлений, очень часто бываете в гостях, на выставках и т.д.

 










Автор материала: В. Кудаев (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.