Научно-исследовательская работа «Особенности реализации системно-деятельностного подхода: проблемы, опыт и перспективы»
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИРНОВСКАЯ ШКОЛА»
Доклад
«Особенности реализации
системно-деятельностного подхода:
проблемы, опыт и перспективы»
2017г
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.
Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании.
Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Главные принципы системно- деятельностного подхода:
научить учиться
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.
научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,
научить решать проблемы
Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании?
В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами.
В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке.
- На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы
Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста.
В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…». Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек».
Родной человек… Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне»
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении темы «Фразеология» дети готовили мини – проекты, оформляли свои фразеологические словарики, в которых давали объяснение записанным фразеологизмам.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию.
Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми.
Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему?
– Чем различаются сказуемые второй группы? Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным?
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Исходя из направлений системно - деятельностного подхода, уделяю внимание организационному этапу урока и переходу к мотивации учебной деятельности учащихся. Опыт работы показывает, что эффективен урок тот, на котором создан позитивный настрой; усвоение учебного материала зависит от эмоционального состояния детской души. Эмоционально – эстетическая атмосфера на уроке погружает детей в атмосферу глубокого сопереживания.
Чтобы изучить готовность учащихся к учебной деятельности, использую по необходимости форму «Светофор» на первых минутах урока. На мой вопрос: « Дети! Хочу увидеть, кто с каким настроением пришел на урок!» - они поднимают свои закладки учебника в форме «светофорчиков» Моя цель - увлечь в учебный процесс, в первую очередь, тех учеников, которые демонстрируют красный цвет. Наблюдаю за их работой на протяжении урока, а рефлексию начинаю именно с этих ребят. Эта форма работы с детским коллективом позволяет активизировать учебную деятельность каждого ученика.
Важнейшую роль в формировании УУД имеет работа с текстом. Навык быстрого и осознанного чтения по праву считается фундаментом образования. В условиях времени, в котором мы живем, когда читательский интерес учащихся низок , моя задача пробудить интерес к чтению. Прием комментированного чтения текста является основой понимания и осмысления прочитанного. Именно такой прием я использовала при изучении стихотворения М,Ю.Лермонтова «Бородино». Комментируя прочитанное, учащиеся самостоятельно рассуждали о чем сожалеет поэт, что его радует, какими настроениями пронизано произведение.
Для формирования коммуникативных УУД использую такие приемы, направленные на осмысление содержания текста как «Чтение с остановками», «Чтение с пометками»
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
Повышают познавательную мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя прием «Верные - неверные утверждения», можно предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план.
«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Смысл этой учебной деятельности состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы ученики должны одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.
Групповой совместной деятельностью учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научатся контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.
На уроках русского языка этот прием тоже находит свое применение. Например, 1 группа: выполнить задание: «Собери пословицу». Чему учат эти пословицы? Объяснить правописание глаголов.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу.
Интерактивное обучение
Ученик успешно усваивает учебный материал, если процесс обучения проходит интерактивно. Одновременно с получением информации он имеет возможность обсуждать неясные ему моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки своих действий в режиме беседы, диалога с одноклассниками. Учитель же направляет действия учащихся на достижение целей урока. Существует множество форм и методов интерактивного обучения. Назову самые популярные из них:
«Дерево решений», «Мозговой штурм», «Займи позицию», «Экспертиза»,
«Ульи», «Закончи предложение» и др. Остановлюсь на примере «Дерева решений». Изучая с пятиклассниками тему «Однозначные и многозначные слова», разделяю класс на группы по 4-5 человек, даю задание изучить теоретический материал учебника самостоятельно и сделать записи с примерами однозначных и многозначных слов на своем Дереве ( лист ватмана) Затем каждая группа представляет свое Дерево, взаимно проверяют записи, дописывают свои идеи и соображения.
«Займи позицию»- записываю на плакате (лучше при возможности на мультимедийной доске) несколько понятий при изучении лексики. В записях допускаю неточности. По желанию учащиеся выходят к доске и выражают свою позицию словами Да или НЕТ, обосновуют свою позицию.
Эти формы обучения развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность и внимание, активизирует познавательный интерес школьников.
Наличие разнообразных форм, методов и приемов интерактивного обучения дает возможность учителю - словеснику составить конструктор урока, т.е. подобрать к каждому этапу самые эффективные. Например, проверка домашнего задания результативна с использованием таких приемов как «Интеллектуальная разминка», «Узнай меня», «Снежный ком». Изучение новой темы – «Модель будущих знаний» , «Ассоциативный куст».
Современный учебно-воспитательный процесс немыслим без применения информационно- коммуникативных технологий, так как они :
усиливают положительную мотивацию обучения;
активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
1.Принцип равенства позиций.
2.Принцип доверительности.
3.Принцип обратной связи.
4.Принцип занятий исследовательской позиции.
ИКТ позволяют проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка);
обеспечивают наглядность, большое количество дидактического материала;
повышают объем выполняемой работы;
обеспечивают высокую степень дифференциации обучения, применяя разно уровневые задания;
расширяют возможность самостоятельной работы;
формируют навык исследовательской деятельности;
дают возможность доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствуют повышению качества знаний.
Таким образом, ИКТ – необходимость современного образовательного процесса.
Хочу поделиться еще одной формой работы на уроках литературы. Одна из проблем учителей литературы – понижение у учащихся читательского интереса в связи с свободным доступом к различным информационным ресурсам . Опрос пятиклассников показал, что только 8 из 20 учеников имеют небольшие домашние библиотечки. А на вопрос, любят ли они читать книги , только 10 учащихся дали положительный ответ . Поэтому на один из этапов урока ( лучше на организационный ) приглашаю лучших учеников школы, которые рекламируют кратко книгу или программное произведение, останавливаясь на самом интригующем эпизоде. Любопытство учащихся срабатывает, количество читателей за полугодие увеличилось
К примеру игрушки для маленькой Бэтси (паравозик)
Прием «Ладошки»
Очень хорошо подходит для использования в начальных классах. Рассмотрим использование данного приема на примере темы «Family». Ученики обводят свои ладошки на листе бумаги. Далее ученик подписывает каждый пальчик, ассоциируя его с членов семьи. This is my mum. This is my dad.
Далее можно усложнить: например, написать что умеет каждый член семьи и не умеет, какой характер. This is my mum. She can sing, but she can’t swim. My mum’s kind. Таким образом, дети повторят лексику, грамматику, а самое главное, они будут делать это с удовольствием.
Прием «Паровоз»
Отличный прием для повторения лексики по теме урока. Мы рассмотрим данный прием на примере темы «Дорожная безопасность». На плакате изображен паровоз с вагончиками. Каждый вагончик нужно заполнить определенным грузом. Класс делится на группы. Каждая команда заполняет свой вагончик.
Например, первая группа записывает как можно больше существительных, вторая группа записывает глаголы, а третья – составляет правила поведения в повелительном наклонении. Этот прием так же хорош тем, что его можно использовать по уровням, то есть группе послабее дается задание полегче (записать существительные), ребятам с более высоким уровнем знаний – задание сложнее (составить правила поведения на дороге)
Прием «Акрослово»
Это характеристика, «зашифрованная» в буквах слова, связанных по смыслу. Очень интересно использовать при изучении темы «Книги». Например, на доске записано слово Twain. Нужно придумать слово на каждую букву в слове, чтобы получилось связное предложение. – Twain – Wrote – An – Interesting – Novel
Мастер класс урок английского языка в 5 классе тема «Тадж Махал»
Организует работу в парах по поисковому чтению (задания даются дифференцированно по степени сложности) и демонстрацию готового продукта обучающихся. -Please, open your book at the page 53 and read the text about Taj Mahal. - Please, describe Taj Mahal using the plan (name, place, material, colour, inside/outside). Задает вопросы, вскрывающие ошибки обучающихся (если таковые были допущены). |
Учащиеся работают в парах (текст о Taj Mahal) , читают текст в учебнике на стр. 53 и находят необходимую информацию, после чего один из пары выходит к доске и делают краткую запись по плану. |
Регулятивные: Осуществлять актуализацию полученных знаний, основываясь с опорой на личный жизненный опыт. Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, умение выяснять недостающую информацию, умение адекватно использовать. Познавательные: Развитие умений поискового чтения. Умений выделять существенную информацию из сообщений. |
Планы на будущее в рамках реализации системно-деятельностного подхода на уроках
Попробовать использовать в обучении следующие интерактивные технологии:
• «Карусель» (Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника).
• «Броуновское движение» (Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме).
• «Дерево решений» (Класс делится на несколько групп с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи).
• «Займи позицию» (Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию).
Попробовать проведение следующих интерактивных уроков:
• Урок – концерт
• Урок – интервью
• Урок – виртуальная экскурсия
Необходимо обращать больше внимания на развитие говорения на всех уровнях обучения.
Продумать меры повышения мотивации к обучению
Выводы:
• Уроки английского языка проводятся в соответствии с основными дидактическими принципами системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС;
• Применение различных видов интерактивных технологий на уроках помогают реализовывать в большей степени отдельные дидактические принципы, в то время как полностью интерактивные уроки, такие как урок творчества, урок-ролевая игра и т.д. работают сразу на реализацию всех дидактических принципов.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.