Историческая грамотность молодёжи в провинциальном городе
Автор публикации: А. Бахтина, ученица 10А класса
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
Индивидуальный проект на тему:
Историческая грамотность молодёжи в провинциальном городе
Бахтина Анастасия Дмитриевна
БОУ «Тарская гимназия №1 им.
А. М. Луппова», 10 класс
Руководитель:
Долженко Елена Владимировна
учитель истории, обществознания
Тара-2023
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Понятие функциональной грамотности……………………………………
1.2. Историческая грамотность как составляющая функциональной грамотности……………………………………………………………………..
1. 3. Уровень исторической грамотности населения в России………………
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ БОУ «ТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1 ИМ.А.М. ЛУППОВА»
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………...
2.3. Способы решения проблемы низкой исторической грамотности молодёжи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда актуальна тема формирования в российском обществе исторической грамотности, которая является важным фактором становления гражданской идентичности и патриотизма, чувства гордости за свою Родину. Опираясь на знания исторического прошлого, общество может смело смотреть в будущее, заимствовать из него силы, мудрость и опыт.
О важности повышения исторической грамотности неоднократно заявляли первые лица и представители власти нашего государства. В своём выступление перед представителями молодёжи, посвященном значимости изучения истории, президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что «это важно не только потому, что интересно посмотреть, что и как было раньше, это важно, чтобы понять, в каких условиях мы живем сегодня, и что нас ожидает дальше».1 Неслучайно эти слова главы государства были адресованы молодежи. Именно сегодняшние школьники в будущем встанут во главе руководства нашей страной, будут трудиться на производстве, в социальной сфере на заводы, защищать нашу Родину. От исторической грамотности этой социальной группы зависит, какой будет наша страна в будущем.
На самом высоком уровне было заявлено о том, что приобщение молодежи к знанию истории нашей страны должно происходить с раннего возраста на уровне семьи, дошкольных образовательных учреждений.
Проблема исторической грамотности, несмотря на её актуальность, изучена не достаточно. Чаще всего исследователи рассматривают данный вопрос в контексте функциональной и культурной грамотности.2
Ряд работ посвящены изучению коллективной и индивидуальной исторической памяти.3 Так, в труде Фадеева П.В. представлен анализ материалов опросов ФНИСЦ РАН, МИОН «Будущее России», Левада-Центра и ФОМ за два последние десятилетия, посвящённых исторической тематике.4 Л. Д. Гудков в своих работах анализирует исследования Левада-Центра, вскрывает низкую историческую осведомлённость и практически отсутствующее историческое сознание у многих групп россиян, их подверженность мифологизации истории.5 Особое значение в данном аспекте имеют интерпретации термина «грамотность»6.
В теоретических и практических разработках по изучению молодёжи можно выделить ряд интересующих нас направлений:
- Во-первых, это теоретико-методологические исследования молодежи как социально-демографической группы.7
- Во-вторых, это работы, в которых исследуются проблемы интеграции молодежи в современное общество, социального статуса молодых россиян, их роли в общественном воспроизводстве.8
В ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» под молодёжью понимается социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации.9
В изучении уровня исторической грамотности молодёжи мы ограничимся категорией 16-18 лет, что соответствует возрасту учеников старшей школы. Это обусловлено следующими причинами: невозможность охватить всю возрастную группу исследованием; учащиеся 9-11 классов уже изучили основные этапы истории России и имеют некий социальный опыт.
Объект исследования - функциональная грамотность старших школьников.
Предмет исследования - уровень исторической грамотности старшеклассников в провинциальном городе.
Цель исследования - определить уровень исторической грамотности молодёжи в малом городе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия функциональной и исторической грамотности.
2. Проанализировать исследования уровня исторической грамотности населения в России.
3. Провести эмпирическое исследование уровня исторической грамотности старшеклассников БОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова» и дать его анализ.
4. Предложить способы решения проблемы низкой исторической грамотности молодёжи.
Гипотеза исследования: историческая грамотность старшеклассников в провинциальном городе соответствует общероссийской и находится на невысоком уровне. Единое информационное пространство нивелирует значимость места первичной социализации молодежи.
База исследования: БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова».
Методы исследования:
Теоретические: Сравнение, анализ, синтез, обобщение.
Практические: количественный и качественный анализ продуктов деятельности, анкетирование.
В ходе исследования применялись принципы историзма, объективности, системности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее теоретические положения, эмпирические данные и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего изучения проблемы исторической грамотности, при проведении классных часов и педсоветов.
Продукт проекта – статья в электронном СМИ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
1.1. Понятие функциональной грамотности
Впервые термин «функциональная грамотность» был употреблён в научном обороте в 1965г. на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Через несколько лет ЮНЕСКО высказало мнение о том, что человека необходимо считать «функционально грамотным только такого, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития социального окружения»10.
Приведём определения термина «функциональная грамотность», которые чаще всего встречаются в научной литературе (см. Таблицу 1).
«Определение функциональной грамотности»
Таблица 1
автор | Определение «функциональной грамотности» |
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. | это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.11 |
Бунеев Р.Н. ЛеонтьевА.А. | способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»12 |
Виноградова Н.Ф. | грамотность как базовое образование личности, позволяющее его системное практическое использование13 |
PISA | это набор определенных компетентностей, где под компетентностью подразумевается способность учащихся применять в жизненных ситуациях знания и умения, полученные в школе |
Существуют различные подходы к определению структуры функциональной грамотности. Так, в исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) в качестве основных составляющих содержательной области функциональной грамотности выделяют 6 компонентов (см.Таблицу 2).
«Составляющие функциональной грамотности по PISA»
Таблица 2
Читательская грамотность | способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
Естественно-научная грамотность | способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
Математическая грамотность | способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
Финансовая грамотность | совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
Креативное мышление | способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
Глобальные компетенции | сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
В работах отечественного исследователя Н.Ф. Виноградовой выделяются две группы компонентов функциональной грамотности: интегративные (коммуникативная, читательская, информационная, социальная) и предметные, связанные с содержанием всех предметов, изучаемых в школе, в том числе и истории.14
В концепции П.Р. Атутова функциональная грамотность рассматривается в двух аспектах, «первый из которых связан с вооружением учащихся необходимым и достаточным объемом знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность вхождения школьников в будущую деятельность, имея достаточный базис для эффективной практической работы на протяжении длительного периода. Второй аспект связан с формированием мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности, позволяющих всегда быть в деловой форме и постоянно и чутко реагировать на систематически изменяющуюся информационную и технологическую обстановку».15
Таким образом, анализ содержания понятия «функциональная грамотность» позволяет сделать вывод о том, что:
1. На практике функциональная грамотность проявляется в действиях обучающихся, а оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку сформированности определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
2. В социальном аспекте функциональная грамотность является показателем уровня образованности и умения применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
3. Одним из компонентов функциональной грамотности являются предметные знания, связанные с содержанием школьных учебных программ. Таким образом, можно сделать предположение, что историческая грамотность является неотъемлемой частью функциональной грамотности.
1.2. Историческая грамотность как составляющая функциональной грамотности
В настоящее время одной из приоритетных задач государства в образовании является формирование функциональной грамотности личности, одним из компонентов которой является предметные знания, в том числе и исторические.
Историческая грамотность является важной составляющей культуры человека, формирует его приверженность ценностям общества. Уровень исторической грамотности человека сказывается на его социализации, коммуникативных связях, интеграции личности и адаптации ее в обществе, профессиональной компетенции.
В западном историческом образовании «историческая грамотность» выделяется в качестве отдельной компетенции, которая понимается как критическое осмысление исторических текстов и источников и связанные с этим лингвистические навыки: аналитическое чтение, дискуссия и письменная научная речь16.
Несмотря на то, что в современном российском обществе достаточно часто употребляется термин «историческая грамотность» как на государственном, так и на обыденном уровне, нам не удалось найти чёткого определения этого термина. В своём проекте мы под исторической грамотностью будем понимать следующее: «это компонент функциональной грамотности, связанный с знаниями, умениями, навыками по истории, необходимых человеку для того, чтобы ориентироваться в современном мире.»
Чаще всего историческую грамотность рассматривают в контексте культурной грамотности. Под культурной грамотностью понимается система знаний, необходимых человеку для того, чтобы ориентироваться в современном мире. Она включает базовые, самые необходимые знания обо всех сферах человеческой деятельности. «Культурная грамотность, связанная с объемом информации, которой владеет человек, позволяет ему находиться в гармонии с окружающим миром».17
Культурная грамотность – владение знаниями из области гуманитарных, общественных и естественных наук, а также знаниями из области истории и современности художественной культуры.18
Можно говорить о трех уровнях культурной грамотности:
- первый уровень включает основные естественнонаучные понятия, интернациональные понятия из мировой истории и культуры;
- второй уровень культурной грамотности составляют понятия, принадлежащие исторической памяти народа (этнокультурные понятия, топонимы, разного рода высказывания), к этому уровню относятся также имена реальных персонажей отечественной истории, литературных героев с их высказываниями;
- третий уровень составляют понятия новейшей истории, известные носителям языка конкретной страны или региона19.
Исследователи полагают, что для формирования исторической грамотности необходимо:
– распространять знания об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
– воспитывать молодёжь в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
– формировать у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.20
Таким образом, в контексте исторической грамотности старшеклассники должны обладать не только достоверными знаниями о прошлом своей родины, но и уметь самостоятельно ориентироваться в многочисленных информационных потоках, осуществлять критический анализ информации. Вопросы формирования исторической грамотности актуальны в условиях современной геополитической ситуации России и нестабильной международной обстановки. Достоверно зная историческое прошлое своей страны, молодые люди будут способны осознанно воспринимать направления геополитики России.
1. 3. Уровень исторической грамотности населения в России
Знания и представления о событиях отечественной истории могут формироваться посредством различных источников и механизмов передачи информации, к которым относятся как имеющие научную основу содержания, так и те, в которых история творчески или идеологически переосмысливается, получает художественное воплощение или мифологизируется. На состояние знаний и представлений о периодах и событиях исторического прошлого, их оценочном восприятии отражается чувство принадлежности людей к каким-либо социально-демографическим, социально-профессиональным и общностям. Большую роль играют традиции и обычаи, различные предрассудки, иллюзии, стереотипы, заблуждения и др., распространенные в обществе в течение длительного времени или бытующие в конкретный временной период.
На территории РФ периодически проводятся всевозможные социологические опросы, всероссийские диктанты. Результаты большинства из них доступны либо респонденту, либо не публикуются для широкой общественности.
Так в 2022 году прошел «Большой этнографический диктант-2022», в котором приняло участие 4076 070 человек из 89 регионов Российской Федерации и 184 зарубежных стран.
С 2019 года проводится «Диктант Победы» - это международная историческая акция, которая позволяет гражданам России и других государств проверить свои знания о Великой Отечественной войне.
Периодически проводят социологические опросы Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,21ФНИСЦ РАН, МИОН «Будущее России», Левада-Центра и ФОМ.
По результатам многих социологических исследований, был сделан вывод о том, что россияне интересуются историей российского государства и народа. При этом интерес к отечественной истории характерен для различных категорий населения, это относится как к молодежи, так и к людям среднего и старшего возраста. При этом в большей степени проявляют интерес к истории люди старше.22
Учёные отмечают ещё одну из постоянных тенденций: чем выше уровень образования, тем больше респонденты демонстрируют свой интерес к истории российского государства и народа.23
При этом интерес к истории не означает её знание. Так, по мнению экспертов, хорошо знают историю России только порядка 9-11% населения. Еще хуже россияне знают историю своего края и своего народа. Самооценку знаний отечественной истории дополняют также суждения людей относительно их возможностей правильно давать оценку историческим событиям. Меньше половины людей отмечают, что имеющихся у них исторических знаний «вполне» и «скорее достаточно» для объективной оценки прошлого нашего народа и страны, остальные указывают на дефицит таких знаний.24 Исследователи, исходя из результатов опросов, делают вывод, что у российского населения имеются потребности в информации, касающейся истории страны, в получении исторических знаний, но эти потребности не реализуются в полной мере, что подтверждается низкими самооценками людей знаний истории, а также недостаточностью их знаний для объективной оценки прошлого. Следует отметить также невысокую активность населения в изучении «живой» истории, в отношении сохранения символов прошлого, в деле возрождения исторической памяти.25
Результаты исследований показывают, что современному историческому сознанию не хватает академичности, научности. Оно формируется в основном благодаря случайной информации, часто эмоционально окрашенной и недостоверной.26
Интерес респондентов к различной тематике отечественной истории неоднороден. На протяжении десятилетий наибольший интерес у респондентов вызывают великие люди российской истории (55,1%), становление и развитие российского государства (50,8%), события военной истории (36,4%).27
При этом общероссийские опросы показывают, что многие события и персоналии перемешаны в сознании людей или вообще забыты. Данный феномен относится не только к далёким событиям истории, известным исключительно из учебников, но и к десятилетиям, лично пережитым человеком. Так образ 1990-х некоторые респонденты наделяют чертами советского времени28.
Итак, результаты проведенных исследований отражают реальную картину формирования исторической грамотности современного российского общества. К сожалению, при достаточно высоком уровне интереса к истории россияне очень плохо осведомлены не только об историческом прошлом своего Отечества, своей малой Родины, но даже о своей родословной, о прошлом своей семьи.
Знание истории своей страны, ее традиций, обычаев можно рассматривать как один из главных консолидирующих факторов российского общества. Кроме того, человек не может ощущать себя полноценным гражданином страны, не только если не знает ее историю, важнейшие события, значимые периоды, но и в том случае, если не знает историю своего края, области, села, в котором родился и живет.
Исследователи называют ряд возможных причин данного явления:
1) Недостаточный уровень преподавания отечественной истории в школе и вузах в результате внедрения ЕГЭ.
2) Недостаточный интерес (реальный, а не декларируемый) к истории страны.
3) История героизирована, выставляется на показ её торжественная часть, а обратная сторона медали, неприглядные стороны войны порой забываются.
4) Различные политические силы дают свою трактовку событий, что может как запутывать часть граждан, так и, с другой стороны, формировать непримиримых идеологических противников29.
Глава II Эмпирическое исследование уровня исторической грамотности старшеклассников БОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова»
2.1. Организация и методы исследования
Цель экспериментального исследования - выявить уровень и пути формирования исторической грамотности учащихся 9-11 классов Тарской гимназии.
Эмпирическое исследование проводилось в ноябре-декабре 2022 года на базе БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М.Луппова».
В эксперименте принимали участие 40 учеников (20 юношей и 20 девушек), ученики 9-11 классов.
Для проведения социологического опроса была разработана специализированная анкета, содержащая вопросы, направленные на выявление исторических знаний и представлений респондентов, их интереса к истории, отношения к различным историческим событиям и личностям. Отдельный блок анкеты посвящен отношению граждан к событиям Великой Отечественной войны.
Опрос проводился интервьюером лично («лицом к лицу»). Интервьюер зачитывал вопросы анкеты, затем отмечал вариант ответа, указанный респондентом.
Эмпирической базой исследования являются данные анкетирования старшеклассников.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
В ходе проведения анкетирования респондентам были задан ряд вопросов.
На вопрос «Как бы Вы оценили свои знания по истории?» большинство респондентов ответили «недостаточно хорошо» или «плохо». Лишь 31% опрошенных оценили свои знания по истории на достаточно высокий уровень. (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1
По нашему мнению, большинство респондентов не удовлетворены своим знаниями истории по следующим причинам:
1) Большой объём материала (даты, факты, причинно-следственные связи), который с трудом усваивается школьниками. Однако многие учителя и методисты утверждают, что в истории нужно не просто изучать даты и факты, а развивать мышление. Но сегодняшняя система оценивания знаний в формате ОГЭ, ЕГЭ и ВПР с трудом позволяет это делать.
2. У школьников (да и вообще в обществе) нет исторического мышления. В нашем сознании всё происходило одновременно и вообще смешано в одну кучу.
Вопрос «Какой источник информации Вы используете при изучении истории?» был направлен на анализ источников информации и умения критически ее воспринимать. В качестве источника исторической информации 75% респондентов предпочитают учебник по истории. Озабоченность вызывают 10% старшеклассников, готовых воспользоваться исторической информацией с любых интернет-сайтов. (см. Диаграмму 2)
Диаграмма 2
По нашему мнению, историческая грамотность является стабилизирующим фактором в процессах общественных трансформаций, поэтому формирование столь значимого компонента гражданской идентичности должно быть основано на достоверных данных, исключающих фальсифицированные сведения об истории своей страны и своего народа.
Институтом российской истории РАН разработана и в 2014 г. принята новая единая концепция преподавания истории, основой которой является историкокультурный стандарт. Однако многообразие учебников и учебных пособий также затрудняет изучение истории. Не случайно в научной среде и среди общественности неоднократно обсуждалась и не теряет своей актуальности в настоящее время тема создания единого учебника отечественной истории, который избежал бы каких-либо ошибок и фальсификаций.
Ряд несложных вопросов были призваны оценить базовую историческую осведомлённость старшеклассников. К таким вопросам можно отнести (см. Таблицу 3):
1) В каком году произошло крещение Руси?
2. В каком году произошла Невская битва?
3. В каком году произошла Куликовская битва?
4. В каком году началась Вторая мировая война?
Ответы респондентов на несложные вопросы, призванные оценить базовую историческую осведомленность (% от опрошенных) | ||
Вопрос | «Верно» | «Неверно» |
В каком году произошло крещение Руси? | 83% | 17% |
В каком году произошла Невская битва? | 74% | 26% |
В каком году произошла Куликовская битва? | 68% | 32% |
В каком году началась Вторая мировая война? | 97% | 3% |
Таблица 3
На просьбу назвать российских полководцев XVIII века, большинство респондентов назвали Александра Суворова (76%), лишь 12% вспомнили Федора Ушакова, 24% вообще не назвали ни одной персоналии.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что полученные данные в целом коррелируются с общероссийскими показателями, проводимых социологических исследований по исторической грамотности населения. По мнению генерального директора Музея современной истории России И. Великановой «проблема в том, что результаты научных исследований не доходят до широкой аудитории. Нет связующего звена между академической наукой и массовой аудиторией, так сказать, института популяризации. Одна только школа, очевидно, не справляется с задачей по приобретению даже базовых исторических знаний, без которых невозможно формирование национальной идентичности как таковой».30
В историческом сознании людей иногда присутствуют различные «мифы». Так, многие считают, что Аляску продала США Екатерина II. Хотя это не соответствует действительности. На вопрос «Кто продал Аляску?» 27% респондентов ответили, что Екатерина Великая; 61% - Александр II, и 12% не смогли вообще ответить на этот вопрос. (см. диаграмму 3)
Эти данные подтверждает тот факт, что историческое сознание старшеклассников формируется под влиянием не только достоверных источников, но и различных непроверенных, в том числе, интернета, сериалов и т.д. Для того чтобы отобрать и понять полезную информацию в разноголосице Интернета и СМИ, надо знать подлинную историю - как Отечества, так и желательно всемирную.
Диаграмма 3
Одним из самых важных объединяющих факторов российского общества является память о Великой Отечественной войне. Военное время предстает как пора величайшей стойкости, мужества и героизма и играет огромную роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи. Поэтому хотелось узнать об осведомленности девушек и юношей о дате начала и дате окончания Великой Отечественной войны. Абсолютно все респонденты правильно ответили на этот вопрос.
Однако 94% респондентов считают, что эта война для советского народа была освободительной, 4% думают, что она была «захватнической», затруднились ответить на этот вопрос 2% респондентов.
Память связывает поколения, и мы должны помнить о тех людях, которые привели наш народ к победе. Отвечая на вопрос «Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?», респонденты чаще всего называли фамилии маршалов Жукова, Конева, Рокоссовского, Л. Голикова, М. Казея, Кантария и Егорова.
Несколько человек причислили к героям Великой Отечественной войны литературного героя В. Теркина, А. Суворова.
В общем, можно говорить о базовом знании истории Великой Отечественной войны. Однако, нужно помнить о том, что в качестве респондентов выступают старшеклассники, которые в недавнем времени изучали эти события из нашей истории на уроках.
Итак, проведённое исследование позволяет сделать некоторые выводы:
1. Молодые люди считают историю важной для изучения.
2. Старшеклассникам известны важнейшие исторические личности нашей страны.
3. Респонденты показали средний уровень знаний дат важнейших исторических событий.
4. У респондентов есть явные сбои исторической памяти: часть респондентов считает, что Великая Отечественная война для советского народа была захватнической войной; героями Великой Отечественной войны названы В. Теркин, А. Суворов, фельдмаршал Кутузов.
2.3. Способы повышения исторической грамотности
Как же повысить историческую грамотность школьников и молодежи? Мы выделяем следующие пути и способы решения проблемы:
- с историей, культурой, традициями народов нашей страны необходимо начинать знакомить детей с дошкольного возраста с помощью игр и мероприятий, проводимых в дошкольных образовательных учреждениях;
- использование современных методов, таких как оснащение учебников истории QR-кодами, чтобы при его сканировании можно было «встретиться» с героями и главными событиями прошлых лет;
- введение дополнительного курса «Работа с электронными историческими архивами»;
- проведение единого классного часа, пропагандирующего значимость науки;
- создание в школе детского и юношеского патриотического движения;
- проведение исторических экскурсий по местам памяти, связанным со значительными событиями в истории. Такими местами могут быть музеи, усадьбы, исторические места.
- государственная поддержка посещения школьниками и студентами исторических экскурсий, как в очной, так и в виртуальной форме, в места наиболее значимых событий российской истории (Бородинская битва, Куликовская битва и т.д.);
- транслирование на телеканалах в рекламных роликах исторических событий прошлого, людей, оставивших след в истории;
- с помощью использования в городской среде наружной рекламы. Создание рекламных постеров, баннеров, билбордов с историческими датами и фактами, которые будут бросаться в глаза, притягивать внимание. Такой контент лучше запоминается и легче удерживается в памяти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческая грамотность способствует формированию гражданской и социальной ответственности. Именно история формирует общегосударственные ценности и идеалы, не позволяет забыть прошлое общества и государства. Человека, который не знает историю своей страны и родного края, нельзя назвать культурным. Поэтому многие исследователи рассматривают историческую грамотность в контексте культурной и функциональной грамотности.
Актуальным является изучение исторической грамотности молодежи, снижение которой может поспособствовать разрушению социального порядка в государстве. При этом молодые люди должны обладать знаниями о прошлом своей родины, уметь работать с разнообразными источниками информации и критически анализировать их содержание.
Данные социологических опросов и исследований по данной проблематики показывают снижение уровня исторической грамотности населения страны. При этом большинство людей проявляют интерес к истории страны и родного края.
Для подтверждения гипотезы работы, нами было проведено эмпирическое исследование для выявления уровня исторической грамотности старшеклассников БОУ «Тарская гимназия №1 им.А.М. Луппова».
Большинство респондентов не удовлетворены своими знаниями по истории страны, однако, не стремятся расширить свой кругозор, ограничившись лишь уроками истории и школьными учебниками. Немногие старшеклассники изучают историю, выходя за рамки школьной программы: просматривают исторические фильмы, читают книги и журналы.
У некоторых старшеклассников есть проблемы с усвоением базовых знаний по истории нашей страны: незнание самых известных дат, событий и персоналий. В историческом сознании некоторых респондентов присутствуют «исторические» мифы, взятые из интернета.
Таким образом, проведённое исследование полностью подтвердила выдвинутую нами гипотезу: историческая грамотность старшеклассников в провинциальном городе соответствует общероссийской и находиться на невысоком уровне. Единое информационное пространство нивелирует значимость места первичной социализации молодежи.
Так же нами были предложены способы решения проблемы низкой исторической грамотности молодёжи.
Список используемых источников и литературы:
Источники:
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Доступ из справ.-правовой системы «Консультант- Плюс». - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669 (дата обращения: 25.03.2018).
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»:
/https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, - 2009. 448 с.
2. Аналитический обзор. История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд».://https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/istoriya-strany-stavim-otlichno-v-ume-derzhim-neud.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 364 с.
4. Ахметшина А. В. Понятие «историческая память» и её значение в современном российском обществе.// Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - 2014. -№ 6 (38). - С. 11-16.
5. Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис. канд. пед. наук. Санкт–Петербург, 2012. - 221 с.
6. Большой психологический словарь./ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2010. - 672 с.
7. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности.// Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – С. 34–36.
8. Вишневский Ю. Р. Социология молодёжи: учебник. / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко.- Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с.
9. Владимир Путин рассказал школьникам, почему важно изучать историю. //Российская газета - 02.09.2021 - №8551
10. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ. // Социологические исследования. -2007. - № 5. - С. 140-144.
11.Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя./ под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. с. 16–17.
12. Горшков М. К. Молодежь России: Социологический портрет. - М.: ЦСП и М, 2010 - 592с.
13. Гришина Е.А. Идентичность гражданская: в 2 т. Т. 1 / Е.А. Гришина // Социологическая энциклопедия. - М., 2003. - С. 338-340.
14. Гудков Л. Д. Общество и история: кто кого создает // ЛевадаЦентр. URL: https://www.levada.ru/2020/03/23/obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (дата обращения: 21.01.2020).
15. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. // Народное образование. -2004. -№ 4.- С. 136–144.
16. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект.// Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время».- 2015. - №1.
17. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность».// Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 11. - С. 250-254.
18. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34–42.
19. Ильинская С. Г. Российское гражданское общество: пути консолидации. // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2011. -№ 4. - С. 50-67.
20. Историческая память и российская идентичность / Под. ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. - М.: РАН, 2018. -508 с.
21. Киреев Е. Ю., Красниковский В. Я., Сазонов А. А., Сазонова А. Л. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: монография. / Под ред. А.А. Сазонова. - М.: Наука. -2013.
22. Козырев В. А., Черняк В. Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура. - СПб., 2007, 169с.
23. Конасова Н. Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школ. - СПб: Санкт-Петербургский госуниверситет педагогического мастерства, 2000. - 174 с.
24. Кулиш В. В. Социальное измерение функционирования исторической памяти молодежи. // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 6. -С. 42-46.
25. Культурные аспекты исторической памяти российских студентов.// Власть. - 2016. - № 9. - С. 155-162.
26. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая паука в СССР. Т. 1.- M.: Наука, 1959.
27. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М.: Наука, 1974. - 172с.
28. Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: Философия Электронный ресурс. Режим доступа: http://worvik.com/philo/fg.htm.
29. Мегилл А. Историческая эпистемология. - М. : Канон+, 2007. - 480 с.
30. Миллер А. И. Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма [Электронный ресурс] / А.И. Миллер // Стратегия XXI. Доступ с сайта Совет по оборонной и внешней политике: http://svop.ru/проекты/strategy-xxi/9997/#more-9997 (дата обращения: 25.03.2018).
31. Омельченко Е. Л., Андреева Ю. В. Что остается в семейной истории: память о советском сквозь разговор трех поколений. // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 147–156.
32. Пихоя Р. Г. Историческая память населения России (материалы «круглого стола») в РАГС при Президенте РФ 20 ноября 2001 г. [Текст] / Р.Г. Пихойя // Отечественная история. - 2002. - № 3. - С. 194-202.
33. Подлесная М. А., Соловьёва Г. В., Ильина И. В. Историческая память: школьники и студенты об истории России. // Вестник Института социологии. -2021. -Т. 12. -№2.
34. Полутин С. В. Региональный молодежный субсоциум как категория.// Регионология. - 2013 – № 2. – С. 285–287.
35. Реморенко И. М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление. // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 104-112.
36. Романовская Е.В. Идентичность и коммеморация. // Власть. - 2015. - № 7. - С. 81-84.
37. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. - M.: Мир, 1966.-423с.
38. Фадеев П. В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы. // Вестник Института социологии. - 2021. Т. 12. №2. C. .36–54.
39. Фрумин И. Д. Теория и практика демократического образования: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / И.Д. Фрумин. - СПб., 2001. - 300 с.
40.Чигишева О. П. Интерпретационное своеобразие концепта «Функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования. //Мир науки. - 2017. - №4. - С. 3–13. 41. Широкалова Г. С. Историческая память молодежи: село vs город.// Социологические исследования. - 2020. № 9. - С. 28-37. 42. Ядова Е. Н. Особенности и практическая значимость характеристик идентичности современной молодежи в процессе социализации. // Актуальные проблемы психологии труда и развития. Вестник Балтийской педагогической Академии. Вып. 50. - СПб., 2013. - С. 127-131.43 Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1971. - 368 с.
1 Владимир Путин рассказал школьникам, почему важно изучать историю. //Российская газета – 02 сентября 2021 г. №8551;
2 Мацкевич В.В. Всемирная энциклопедия: Философия Электронный ресурс. Режим доступа: http://worvik.com/philo/fg.htm; Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис. канд. пед. наук. Санкт–Петербург, 2012. 221 с.; Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 140–144.; Чигишева О.П. Интерпретационное своеобразие концепта «Функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования //Мир науки. 2017. №4. С. 313.;
3 Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая паука в СССР. -Т. 1.-M.: Наука, 1959.-С. 21-44.; Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. - М.: Наука, 1974. - 172с.; Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - M.: Мир, 1966.-423с.; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. - М.: Политиздат, 1971. - 368 с.;
4 Фадеев П. В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы. // Вестник Института социологии. - 2021. Т. 12. №2. C. .36–54.
5Гудков Л. Д. Общество и история: кто кого создает.//ЛевадаЦентр. URL: https://www.levada.ru/2020/03/23/obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (дата обращения: 21.01.2020).
6 Реморенко И.М. Деятельность общественно-активных школ и ученическое самоуправление / И.М. Реморенко // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5. – С. 104–112; Фрумин И.Д. Теория и практика демократического образования: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / И.Д. Фрумин. – СПб., 2001. – 300 с.;
7 Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2006. - 364 с.; Вишневский Ю.Р. Социология молодёжи: учебник / Ю.Р. Вишневский В.Т. Шапко.- Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2006. - 430 с.;
8 Горшков М.К. Молодежь России: Социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: ЦСП и М, 2010 - 592с.; Ядова Е.Н. Особенности и практическая значимость характеристик идентичности современной молодежи в процессе социализации// Актуальные проблемы психологии труда и развития. Вестник Балтийской педагогической Академии. Вып. 50. – СПб., 2013. – С. 127–131.; .Полутин С.В. Региональный молодежный субсоциум как категория 2013. – № 2. – С. 285–287.социологического анализа // Регионология. ;
9 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» /https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/
10Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4. С. 136–144.;
11 Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.;
12 Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. мат-лов. – М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. – С. 34–36.;
13 Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. с. 16–17.
14 Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Указ.соч.
15 Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. // Электронное научное издание «Альманах Пространство и Время».- 2015. №1.
16 Фрумин И. Д. Теория и практика демократического образования: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / И.Д. Фрумин. - СПб., 2001. - 300 с.;
17 Козырев В. А., Черняк В. Д. Образовательная среда. Языковая ситуация. Речевая культура. СПб., 2007. С. 128.;
18 Мацкевич В. В. Всемирная энциклопедия: Философия Электронный ресурс. Режим доступа: http://worvik.com/philo/fg.htm.;
19 Басова Е. А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): дис. канд. пед. наук. Санкт–Петербург, 2012. - 221 с.
20 Конасова Н. Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школ. - СПб: Санкт-Петербургский госуниверситет педагогического мастерства, 2000. - 174 с.
21 https://social.ranepa.ru/tsentry-i-instituty/tsentr-sotsialno-politicheskogo-monitoringa/issledovaniya/6-istoricheskaya-pamyat-kak-faktor-konsolidatsii-rossijskogo-obshchestva.
22 Фадеев П. В. Историческая память россиян в социологических опросах: основания, реальность, проблемы // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 2. C. 36-54.
23 Гудков Л. Д. Общество и история: кто кого создает.//ЛевадаЦентр. URL:
https://www.levada.ru/2020/03/23/obshhestvo-i-istoriya-ktokogo-sozdaet/ (дата обращения: 21.01.2020).
24 Историческая память и российская идентичность / Под. ред. В. А. Тишкова, Е. А. Пивневой. М.: РАН, 2018. 508 с.
25 Фадеев П. В. Указ.соч.
26 Подлесная М.А., Соловьёва Г.В., Ильина И.В. Историческая память: школьники и студенты об истории России // Вестник Института социологии. 2021. Т. 12. №2.
27 Фадеев П. В.Указ.соч.
28 Пихоя Р. Г. Историческая память населения России (материалы «круглого стола») в РАГС при Президенте РФ 20 ноября 2001 г. [Текст] / Р.Г. Пихойя // Отечественная история. - 2002. - № 3. - С. 194-202.
30 Аналитический обзор. История страны: ставим «отлично», в уме держим «неуд». //https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/istoriya-strany-stavim-otlichno-v-ume-derzhim-neud