История фамилии Цаликовых.
Автор публикации: Л. Цаликова, ученица 8А класса
Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи.
Ι. Введение.
Каждый человек должен знать свою родословную. Ни для кого не секрет, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое родословное дерево, в котором указывалось множество поколений, имеющих кровную связь с определенной семьей.
Есть мудрое выражение: "Где одному не справиться, там род поддержит». В самые тяжелые минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Действительно, человек - лишь звено в цепочке поколений. Любой человек продолжает жизнь своих предков и все что в нем есть, заложено его родом, а он сам – составная часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Ведь передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт, накопленный прожитыми годами. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я выбрала эту тему, так как считаю ее актуальной во все времена, так как незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Ещё А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности».
История моего рода, сохранившаяся в воспоминаниях моих предков, - это часть истории моей страны. Мне интересно узнать, что представляли собой мои предки, как жили, чем занимались.
С детства, мой папа – Борис Русланович, воспитывал меня с гордым ощущением принадлежности к одной из самых благородных и дружных фамилий.
Актуальность:
через изучение своей родословной, истории своей фамилии человек изучает историю своей страны;
сохранение истории фамилии для потомков;
Предмет исследования: родословная, генеалогическое древо, семейные архивы.
Объект исследования: изучение семейной истории.
Гипотеза исследования: предположение о том, что в результате изучения родословной и
составления генеалогического древа повысится осведомлённость о судьбе фамилии в судьбе
страны; повысится интерес к своей фамилии, уважительное отношение к родителям и предкам.
Цель: активизация интереса к изучению истории своей семьи и фамилии, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам.
Задачи:
научиться составлению родословной семьи, генеалогического древа;
развивать поисково – исследовательские умения;
способствовать развитию личностных качеств и коммуникативных навыков, необходимых для сбора воспоминаний родных, для доверительного общения с представителями старших поколений;
способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за родственников и предков;
способствовать формированию положительного образа Я как продолжателя славных традиций предков.
Этапы исследования:
1 этап – теоретический:
подбор информационных материалов по теме;
работа с периодикой и Интернет-ресурсами;
подбор материалов из семейного архива;
работа с фотографиями родственников;
интервью с родственниками;
запись воспоминаний о предках.
2 этап – практический:
составление родословной;
описание известных фактов из жизни родственников и предков;
ΙΙ. Основная часть.
Генеалогическое древо моей семьи по нисходящей и по восходящей.
Начиная работу над проектом, мы с моей семьей сначала долго собирали материал, затем систематизировали его. В ходе работы мы выяснили, что существует 2 варианта оформления семейного древа: восходящее семейное древо (от автора исследования, то есть от меня); нисходящее семейное древо (от предка, от которого произошел род).
Результаты работы представлены ниже.
В середине прошлого века представители фамилии наняли архивариуса, который составил генеалогическое древо фамилии Цаликовых. На сегодняшний день это документ (в электронном варианте составляет 241 страницу), в котором не очень легко разобраться. На основе этого документа и собранных нами материалов было составлено родословное древо фамилии Цаликовых по нисходящей (17 поколений).
1. Практическая работа. Итоги анкетирования одноклассников
Я решила выяснить, знают ли о происхождении своих фамилий мои одноклассники, с этой целью провела анкетирование. Результаты представлены в виде диаграмм. В анкетировании приняли участие 27 учеников.
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать выводы:
Большинство моих одноклассников знакомы с историей происхождения своей фамилии, в семье хранятся генеалогические древа, и по мере взросления ребята будут больше интересоваться этой информацией и гордиться своими предками.
Происхождение фамилии Цаликовых.
Существует несколько легенд о Курта, моем далеком предке. Одна из них гласит: «Много лет назад из-за каких-то внутренних разногласий двое братьев Курта и Тага, правнуки мифического героя осетин Сидамона, внука Ос Багатара переселились из Алагирского ущелья на соседние земли, названные по имени Курта - Куртатинскими… Здесь братья жили долгое время. Выстроили каменную стену против нашествия врагов, построили себе дома и башни. Башни сохранились до сих пор. Впоследствии между братьями возникли разногласия. Ссора кончилась тем, что Курта со своими приверженцами выгнал Тага со всеми его людьми из Куртатинского ущелья. Тогда Тага поселился со всеми своими сторонниками в соседнем ущелье, названном по его имени Тагаурским. Под конец своей жизни Курта и Тага помирились».
По архивным документам Цаликовы происходят от Цалыка, потомка Сидамона. Родился он в начале 17 века. Скорее всего, имя Цалик восходит к слову «цал» - «угощение; пир». Вполне вероятно, что родители, нарекая своего ребенка таким именем, желали ему стать хлебосольным, уважаемым хозяином. В Куртатинском ущелье Цаликовы относились к высшему сословию уазданов (благородных). У них были многочисленные отары овец, стада крупного рогатого скота и угодья (пашни, луга, пастбища). Документы «Комиссии для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей» называют 19 привилегированных фамилий: Арисхановы, Боговы, Борсиевы, Гайтовы, Гуриевы, Есиевы, Сокаевы, Тезиевы, Худзиевы, Цаликовы, Цопановы, Гусовы, Гумецовы, Елоевы, Каргиевы, Таучеловы, Габисовы, Гутиевы, Томаевы (ЦГА РСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 30. Л. 54).
Башни–мæсыги в Осетии. Башня Цаликовых.
Одним из главных символов Осетии являются фамильные башни. Фамильная башня Цаликовых возведена с оборонительной целью, датируется 14-18 вв. Она возведена на левом берегу реки Фиагдон в 200-250 метрах к югу от селения Даллагкау, сложена из камней на известковом растворе. (В южной фасадной стене на высоте 3.80 метрах от земли устроен арочный входной проем. В верхней части башни по всем стенам устроены окошки, а сами стены прорезаны бойницами различной конфигурации. Башня в плане четырехугольная (5.20 м х 5.20 м). Размеры входного проема: ширина-0,90 м и 1.25 м, высота-1.00 м и 1.70 м, толщина стены 1.10м, высота башни в целом-13,80м.
Многочисленные письменные памятники, а также богатое осетинское устное народное творчество выделяют из всех боевых сооружений фамильные башни и говорят о том, что эти башни имели для осетин большое значение и выполняли не только оборонительные функции. Для осетин башня – мæсыг несла, в первую очередь, культово–идеологическое значение. Еще с самого начала
становления Аланской державы башня–мæсыг символизировала собой благородство и силу рода. Башня–мæсыг отражала коллективную духовную стойкость той или иной фамилии: «Мæсыг хи
дурай хæлы [(осетинская пословица) «Башня своим камнем рушится» (имеется ввиду: качество рода зависит от твердости духа каждого представителя фамилии)]».
Мæсыг строили только представители рода – фамилии (исключение составлял единственно приглашенный мастер). Не всякой семье позволялось строить башню, символ крепкого, зачастую знатного рода, с незапятнанной репутацией.
Чтобы начать строить башню, прежде всего, необходимо было заручиться согласием Совета старейшин – Ныхаса. После получения разрешения возводить башню, устанавливались сроки подготовки (сбора) камня – три месяца или полгода. Постройка башни, в условиях тогдашней примитивной техники, являлась делом весьма сложным и трудным. Прежде чем приступить к кладке башни, необходимо было проделать большую предварительную работу по заготовке строительного материала: привозили и обтесывали камни, обжигали известь и, наконец, находили и приглашали мастеров. Чаще всего, помогали на подхвате, мужчины из фамилии. Бывали случаи, когда башни оставались недостроенными, так как, к примеру, за один большой плоский камень, который был гарантом крепости и стойкости башни в основании, отдавали одного быка.
На постройку башни требовалось настолько много строительного материала, что среди осетин и до сих пор еще сохраняется поговорка: «Из разрушенного аула и одной башни не построишь, а из разрушенной башни можно построить целый аул».
В большинстве случаев осетинские башни строились фасадом на восток, высотой в 3-5 этажей (встречаются и 7-этажные), четырехугольной, слегка суженной кверху формы. Наиболее высокие башни принадлежали самым знатным фамилиям. Проем башни или квадрат верхнего этажа обычно измерялся размахом руки с шомполом с таким расчетом, чтобы человек при военных действиях мог свободно и беспрепятственно заряжать свое ружье и сражаться с противником. Стены башен, как наверху, так и внизу, строились одинаковой толщины, крыш традиционно не было.
Строилась башня ровно один год, и ни дня больше (если к концу года хотя бы один - последний камень не был доложен, то башня за мæсыг не считалась; недостроенная башня чаще всего частично разбиралась и считалась обыкновенным укреплением). По этой причине мæсыг имели право строить лишь сильные фамилии (имеющие достаточное количество мужчин).
Башни в жизни осетин играли исключительно важную роль. Состоятельность и общественный вес того или иного осетинского рода измерялись наличием башни, навозника, мельницы и родового склепа.
Мæсыг является воплощением Ирон æгъдау и фактически приравнивается для осетин к фамильному святилищу (некоторые башни – мæсыг(и) со временем стали молитвенниками).
Посему при возведении башни–мæсыг в течении года (времени строительства) запрещалось убивать мастеров – строителей башни, даже кровникам.
Мæсыг для осетин олицетворял свободу и независимость хозяина-собственника окружающей окрест земли. Фундамент мæсыг(а) символизировал фыдæлты фарн (божественную благодать
предков): «Мæсыг бындурыл амадæуы.» [Башня на фундаменте строится (имеется ввиду: будущее рода строится на почитании и продолжении дел, веры и æгъдау(а) предков)]. Поэтому, после каждого разрушения башня–мæсыг, пока существовали рыцари – уæздан(ы) и Ирон æгъдау, обязательно поднималась из руин (в сегодняшние дни в Осетии по обе стороны Главного Кавказского хребта на развалинах башен–мæсыг(ов) можно увидеть следы восстановительных работ).
Представители фамилии Цаликовых и их вклад в историю Осетии
В фамилии Цаликовых было и есть много талантливых и известных людей, которые в разное время служили и трудились на благо Осетии.
Цаликов Хамирза и его сын Алегук, в документах второй половины XVIII в. проходят как активные участники русско-осетинских переговоров. Об их политическом весе свидетельствует указание одного из источников о том, что теснимый персами грузинский царь Ираклий II «просил помощи у осетин... Алегука Цаликова», возглавлявшего дружину. В 1768 г. С. Вонявин видел «в одном местечке, называемом Хуртатом, в доме новокрещенного осетинца Андрея Цалеукова, присланного от грузинского владельца Ираклия посланца для найму людей в военную показанному владельцу службу».
Успешное для России завершение войны с Турцией ускорило подготовку русско-осетинских переговоров, состоявшихся осенью 1774 г. в Моздоке. Российскую сторону представлял астраханский губернатор Кречетников. Осетинскую сторону возглавляли Бахтигирей Есиев и братья Цаликовы. В результате переговоров Центральная Осетия вошла «под протекцию всемилостивейшей государыни» Екатерины II.
Цаликов Александр Иванович - видный представитель дореволюционной осетинской церковной интеллигенции, миссионер, просветитель, педагог. Близкий друг поэта К.Л. Хетагурова. В его доме Коста читал свои стихи, разыгрывал пьесы.
Александр Цаликов окончил Владикавказское духовное училище и Тифлисскую духовную семинарию. В 1863 году Александр Цаликов был рукоположен в сан диакона и начал служить при Управляющем осетинскими приходами Владикавказского округа архимандрите Иосифе (Чепиговском). Одновременно он приступил к работе в должности учителя в осетинской женской школе протоиерея А.Колиева, в которой обучал девочек чтению и письму на осетинском языке и начальному курсу христианского вероучения. Александр проработал в женской школе три года.
После рукоположения в священнический сан А. Цаликов стал настоятелем храма Великомученика и Победоносца Георгия в сел. Ардон, в котором прослужил с 1866 по 1876 год. Все это время он являлся благочинным Ардонского округа, уделяя в этой должности большое внимание миссионерской деятельности: борьбе с ренегатством, многоженством, калымом, разорительными поминками и разного рода суевериями. Настоятель заботился не только о нравственном состоянии своих прихожан, но и старался облегчать их материальное положение. С этой целью Александр создал в селении Ардон кредитную кассу, став одним из зачинателей кооперативного движения в Осетии. Наряду с пастырским служением А. Цаликов преподавал в Ардонской мужской сельской школе Закон Божий.
Активная церковная деятельность А. Цаликова в селении Ардон была замечена епархиальными властями, и в начале 1877 г. он был переведен в главный храм г. Владикавказа – Старо-Преображенский собор, в котором прослужил более 15 лет. Некоторое время А. Цаликов совмещал службу в Старо-Преображенском соборе с должностью эконома архиерейского дома. В течение ряда лет А. Цаликов исполнял почетную обязанность общего духовника Владикавказского благочиннического округа.
В 1901 г. А. Цаликов участвовал в работе Комиссии по пересмотру изданного в 1864 г. перевода Евангелия на осетинском языке. А. Цаликов также участвовал в сборе материала для «Русско-осетинского словаря с краткой грамматикой», над которым епископ Владикавказский Иосиф трудился около двадцати пяти лет.
Несколько лет Цаликов активно сотрудничал с выдающимся русским ученым В.Ф. Миллером (1848 –1913), который собирал лингвистический материал для издания осетинско-русско-немецкого словаря.
Пастырскую службу в Спасо-Преображенском соборе, переводческую и научно-изыскательную деятельность о. А. Цаликов совмещал с работой в сфере народного образования. Он работал в должности учителя Закона Божия ряде учебных заведений города: в городском двухклассном училище, которым заведовала В.Г. Шредерс и Владикавказской Ольгинской женской школе, преобразованной в 1866 г. из женской школы протоиерея А. Колиева.
С 1895 г. и до конца жизни А. Цаликов преподавал Закон Божий в пятигорской женской гимназии имени графини А. А. Евдокимовой, которая считалась самым престижным заведением для дочерей пятигорчан. По определению Святейшего Синода от 7 апреля 1905 г. законоучитель Пятигорской женской гимназии священник А. Цаликов был удостоен сана протоиерея.
Анна Цаликова, дочь протоиерея Александра. Воспитанная, интеллигентная, образованная девушка, и что самое главное - с высокими жизненными идеалами. Анна была человеком разносторонних талантов: пела, танцевала, играла на гармони, лицедействовала. Она была обаятельной, доброй, с тонким чувством юмора.
Коста посвятил Анне ряд стихотворений:
"Я отживаю век, ты жить лишь начинаешь..." (1893 г.),
"Опять к тебе, любимая подруга..." (1894 г.),
"О чём жалеть... Больным дыханьем бури..." (1894 г.),
"Расстаться нетрудно, нетрудно убить..." (1894 г.),
"Не верь, что я забыл родные наши горы..." (1896 г.),
"Откровенность" (1899 г.),
"Исповедь", "А.А.Ц.".
Благодарю тебя за искреннее слово.
Прости, прости навек!
Отвергнутый тобой,
Я посох и суму благословляю снова,
Благословляю жизнь, свободу и покой.
В фамилии было много офицеров и генералов. Своими подвигами и отвагой они прославили всю Осетию.
В 1807 году в России был учрежден Георгиевский крест, которым награждали за боевые заслуги и за храбрость. По данным на 1917 год Георгиевскими кавалерами были 87 офицеров и 97 рядовых из Осетии. Среди них и 4 моих однофамильца.
Гордостью фамилии являются 3 легендарных боевых генерала.
Генерал - майор Генерал - майор
Цаликов Данилбек (Джена) Гурдзибекович. Цаликов Кантнмир Александрович.
Генерал - майор Цаликов Джабраил Казбулатович.
(Биографический материал в приложении)
Участие представителей семьи Цаликовых в Великой Отечественной войне
В Великой Отечественной войне участвовало 93 представителя фамилии Цаликовых из городов Владикавказ, Алагир, Ардон, сел Гизель, Барзикау, Ногкау. Из них 58 погибли или пропали без вести (списки прилагаются).
Трое представителей нашей фамилии награждены медалью «За оборону Кавказа» .
5859. Цаликов Маирбек Курманович
5860. Цаликов Салам Александрович
5861. Цаликова Линия Витальевна
Мой прадедушка Цаликов Махарбек Дзарахович
До войны служил политруком в Белоруссии в городе Бобруйске. В июле 1941 года войны во время боя, он был контужен и попал в плен, скрыл, что был политруком, иначе его сразу бы расстреляли. Он прошёл через немецкие концлагеря Литвы, Польши и Германии. Прадедушка прошел через непосильный труд, болезни, голод (ел траву), каждый день для него мог стать последним. Весной 1945 года он бежал из плена, в Германии в городе Ульм его приютила немка. Через несколько дней Советская армия освободила город и спасла моего прадедушку.
Я горжусь своим прадедушкой, который выдержал муки фашистского ада в концлагерях, вытерпел все истязания и лишения. Смерть победил!
Мы дети, внуки и правнуки фронтовиков бережно храним память о своих героических предках.
Гордость фамилии
Так же в нашей фамилии были и есть много талантливых и известных людей: политиков, представителей духовенства, писателей, актеров, кинорежиссеров, спортсменов.
Цаликова Нина Ахметовна двоюродная сестра моего прадедушки. Более пятидесяти лет проработала учителем начальных классов в школе № 5 города Владикавказа. Нину Ахметовну любили и уважали все, кто ее окружал–ученики, коллеги, родители. Для молодых преподавателей она была мудрым наставником. В 1975 году она создала букварь для осетинских школ и методическое пособие к нему.
В 2007 году в честь замечательного педагога Осетии Нины Ахметовны Цаликовой был учрежден республиканский конкурс. Премии присуждаются молодым учителям начальных классов. А главным критерием является молодость, совместившая воедино огромную любовь к детям, к своей профессии и активную гражданскую позицию. Участниками конкурса стали более 100 молодых учителей, а 25 победителей получили дипломы лауреатов.В юбилейном 2017 году конкурсанткой стала Елоева Нелли Гурамовна, учитель начальных классов нашей любимой прогимназии «Эрудит».
Маирбек Курманович Цаликов - известный осетинский актёр, режиссёр, драматург, один из тех, кто стоял у истоков театрального искусства Осетии. На сцене осетинского театра он создал более 150 ярких ролей, поставил более 70 спектаклей. Перевел на осетинский язык 50 пьес зарубежных и русских классиков.
Вадим Цаликов - кинорежиссёр, сценарист, художник. Призер и участник более чем 40 отечественных и международных кинофестивалей.
Поэт Феликс Цаликов - автор пяти сборников стихов, в которых он воспевал Отчизну, призывал быть добрыми и преданными в любви и дружбе. В двухтомнике «Эхо бесланской печали» он посвятил каждому погибшему в теракте поэтические строки и на всех памятниках в «Городе Ангелов» выгравированы его стихи. Удостоен медали «Во славу Осетии».
Руслан Хаджисмелович Цаликов - первый заместитель министра обороны РФ.
Региональная общественная организация «Культурное наследие фамилии Цаликовых»
занимается сохранением истории фамилии для потомков;
сохранением уникального по своей архитектуре средневекового строения Башни Цаликовых в Алагирском районе;
поддерживает талантливую молодежь;
стремится сплотить своих младших, через участие в подготовке и проведении государственных, республиканских и фамильных праздниках.
ΙΙΙ. Заключение.
Работая над данным проектом, я выполнила поставленные мною задачи.
Работая над проектом, я многое узнала о своей семье, своих предках, их образе жизни, подвигах.
Интересно было послушать разные истории от своих родных и близких.
Процесс составления семейного древа очень увлекательный и захватывающий.
Были изготовлены восходящее и нисходящее семейное древа, в которое включены как предки так и ныне живущие родственники.
Я узнала, что история моей семьи связана с историей моей страны:
Присоединением Осетии к России;
Русско-турецкими войнами;
Первой мировой войной;
Революцией 1917 года;
Раскулачиванием и массовым голодом (в годы коллективизации 1928-1937гг.);
Великой Отечественной войной (1941-1945гг.).
Все эти исторические даты очень сильно повлияли на судьбу моих предков.
Данная работа может иметь продолжение. Некоторые рассказы и воспоминания, не вошедшие в проект, имеют ценность лишь для меня и моей семьи. Мне хотелось бы глубже исследовать свое генеалогическое древо (дополнить генеалогические древа фотографиями, годами жизни, местами рождения, записать интересные факты из жизни родственников и предков).
Список использованной литературы:
Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. – М.: Археографический центр 1994 г.
Сыны Отечества / Дзагурова Г. Т. - Владикавказ: Проект-пресс, 2003 (РИПП им. В.А. Гассиева).
Осетинские фамилии/ Ф. X. Гутнов. - Владикавказ: Респект, 2012. («Моя Осетия»: серия). С. 476-479.
Семейный архив семьи Цаликовых.
5. http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии.
6. http://www.genealogia24.blogspot.ru/ Сайт по генеалогии.
7. http://www.genealogy.su/archives/2895/ Генеалогическое агенство.
8. http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».
14