«История настоящего человека- А.П. Маресьев»

1
0
Материал опубликован 18 December

Автор публикации: А. Лузгина, студентка 2 курса

t1766044544aa.jpg

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»











Научно-исследовательская работа

по УПБ.06 «История»





«История настоящего человека- А.П. Маресьев»

t1766044544ab.png













Выполнил:

Лузгина Анастасия

обучающаяся группы ХЗ-11

Руководитель:

Костина Юлия Владимировна,

преподаватель истории






Колывань 2025 г.


Рассмотрена на заседании ПЦК

__________________________

Протокол №___от __.______.202_

Председатель ________________

 

Автор: Костина Юлия Владимировна, преподаватель истории.


Одним из самых тяжелых периодов нашей истории можно по праву считать события Великой Отечественной войны.

История большой войны состоит из отдельных событий и людей. Одним из таких людей является Алексей Петрович Мересьев – советский военный летчик-истребитель, герой Советского Союза, полковник.

83 года прошло со дня подвига Алексея Петровича, мы не могла оставить без внимания это событие. Очень важно знать и говорить о людях, благодаря которым мы живем в свободном и развивающимся мире.



























Содержание


Введение……………………………………………………………………..4

1. Биография настоящего человека- А.П. Маресьев…..…………...…. 5-12

2. Заключение …………………………………………………………..13-14

Список литературы………………………………………………………...15

Приложение……………………………………………………………..16-19










































Введение

Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году, унесла собой миллионы жизней. Наш русский народ, несмотря на все невзгоды и потери, сумел выдержать, отстоять и защитить свою Родину. Люди шли на войну, жертвовали собой ради будущих поколений.

Сколько подвигов было совершено настоящими людьми за эти страшные 4 года!

Об одном из таких мужественных, храбрых, решительных людей, я расскажу в этой работе.

Я посмотрела фильм «Повесть о настоящем человеке», прототипом которого стал Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Эмоции, которые я испытала после просмотра фильма, не передать словами. Мужество, железный характер и неукротимое желание вновь подняться в воздух после ампутации ног, поразили меня до глубины души. Сумев выжить в то страшное время Великой Отечественной войны, когда он ползком

добирался до своих солдат восемнадцать суток.

Маресьева ожидали новые испытания. Госпитализация, ампутация голеней обеих ног, нестерпимая боль послеоперационной лечебной реабилитации, непередаваемо мучительные первые шаги на протезах.…

Все это он пережил, все это время он боролся за жизнь, мечтая подняться в небо и наказать врагов нашей Родины.

Ознакомившись с биографией А. П. Маресьева, я решила написать работу об этом человеке, а также рассказать общественности о том судьбоносном периоде жизни, когда во время реабилитации его отправили в республику Чувашию, поселок Ибреси. Именно в этом поселке Алексей Петрович, положил начало своим победам. Умение ходить на протезах, заново овладеть управлением самолета - всему этому его учили преподаватели, инструкторы и медицинские работники. Именно на территории Чувашии будущий Герой

Советского Союза получил те знания, которые были необходимы ему для дальнейших побед.

1. Алексей Петрович Маресьев. Биография Настоящего Человека


Судьба летчика Алексея Маресьева, послужившего прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», известна всем со школьных лет.

Он родился 7 (20)мая 1916 года в г. Камышин Волгоградской области в семье рабочего. Его отец, Петр Маресьев, солдат-окопник Первой Мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алеше тогда было всего три года. Трудно пришлось матери Екатерине Николаевне, в одиночку растившей сыновей. Мать, Екатерина Николаевна, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая и Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости. Леша в детстве болел, страдал от страшных болей в суставах. Когда он был пионером, в школе ему не было равных в плавании, стрельбе и прокладке полевых телефонов. И в токарном деле ему тоже небыло равных.

После окончания восьми классов Алексей поступил в ФЗУ*( Фабрично-заводского ученичества школы (школы ФЗУ), в 1920-1958 проф.-технические учебные заведения в СССР, для подготовки квалифицированных рабочих), потом трудился и учился на рабфаке. Затем, окончив школу в городе Камышине, Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую

деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Как и говорила Маресьеву во время прохождения медкомиссии женщина-врач, дальневосточный климат помог излечиться от болезней и окрепнуть. На краю земли, в Комсомольске-на-Амуре, он окончил аэроклуб и получил удостоверение пилота. Парень успевал, и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста - дизелиста), и учиться лётному делу. Потом были Читинская авиационная школа, от которой всего за один-два перелета полыхала битва на Халхин-Голе, и школа в Батайске.

В армию Алексей был призван в 1937 году и служил на Сахалине в 12-ом авиационном погранотряде, где, по словам самого Маресьева, он не летал, а лишь «заносил хвосты» у самолетов. Поэтому он считал, что по-настоящему его путь в небо начался в Батайской военной авиационной школе пилотов, которую Маресьев окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта.

После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в

Батайске, встретил войну.


Военные годы


В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет А. П. Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. А. П. Маресьев в составе звена "Яков" вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полете по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы фашистов град свинца и огня. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года 580-й истребительный авиаполк, где служил лейтенант А. П. Маресьев, выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счет первый сбитый самолёт - транспортник Ju-52. Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг "Юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж транспортного фашистского самолёта развалился на две части. От

него посыпались осколки.

К концу марта 1942 года А. П. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолётов до четырех. 4 апреля 1942 года в воздушном бою с немцами в районе Старой Руссы (Новгородская область) его самолет был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой фашистами. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта.

Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Сережа Малин и Саша Вихров.

Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за А. П. Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая 1942 года вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и А.П. Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом -

смертельный для него приговор военно-врачебной комиссии, отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года.

В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР. И кто бы тогда мог

поверить, что благодаря своему железному характеру и неукротимому желанию вновь подняться в воздух, офицер опять займет место в кабине боевой краснозвездной крылатой машины.

Но невозможное все-таки совершилось. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти – возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй.

Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - не придуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

В том, что А. П. Маресьеву удалось вернуться в строй, он в первую очередь обязан заместителю командующего Московским военным округом генералу – лейтенанту авиации Белоконю. А. П. Маресьев неоднократно обращался с просьбой отправить его на фронт, обошел множество кабинетов начальников. И всюду получал отказ. Отказывали кто как мог: «это невозможно», «не могу ничем помочь», «обратитесь к тому-то…».

И лишь С.Е. Белоконь, ознакомившись со всеми резолюциями, взял на себя смелость и наложил визу: «Направить А. Маресьева в школу первоначального обучения в Чувашию, п. Ибреси». Позже С.Е. Белоконь вспоминая, пишет: «В том, как Маресьев настойчиво просил командования допустить его полетам, чувствовалось сила воли, мужество и готовность на все, лишь бы летать, идти на фронт и бить врага».

В поселке Ибреси летная школа была перебазирована из-под Москвы.

Начальником авиашколы был М.Т. Литвинов. Вот как пишет в своих воспоминаниях Литвинов: «В начале 1943 года, когда я работал в штабе, дверь

кабинета открылась, и человек в военной форме достаточно твердой походкой

приближался к письменному столу. Офицер представился: «Товарищ майор, лейтенант А. П. Маресьев прибыл для прохождения дальнейшей службы». Достал из полевой сумки большой конверт с печатями. Из разговора с ним узнал, что он, по его мнению, еще мало сделал для победы над фашистами, а

поэтому предпринял все, чтобы вернуться в строй. Помню его слова: «Я обязан снова летать и бить врага на земле и в воздухе, должен отомстить врагу за нашу израненную Родину и мои покалеченные ноги».

«Вспоминая о Маресьеве, могу сказать, что он был человеком большой силы воли, хорошим отзывчивым товарищем, - написал сослуживец Алексея Петровича Н.С. Мальченко. – Он быстро прошел курс летной подготовки по

специальной тренировочной программе».

На письмо юных следопытов Ибресинской школы-интерната ответил сам А. П. Маресьев. Он писал: «…Я в эту школу прибыл из санатория после

ранения, получив разрешения продолжить службу в авиации. О преподавателях, инструкторах, медработниках – словом о всех членах коллектива у меня сохранились самые хорошие воспоминания и глубокая благодарность за все, что они сделали для меня».

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в

схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием гвардии майора А.А. Федотова провели воздушный бой с 20

бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190.

В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага.

Алексей Маресьев сбил сразу три истребителя FW-190.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием гвардии капитана И.М. Березуцкого провели воздушный бой с 25 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6-ти истребителей FW-190. Со второй атаки Иван

Березуцкий сбил один "Юнкерс", другой поджёг Алексей Маресьев. В момент,

когда он добивал Ju-87, его ведомого К.И. Короткова атаковала пара FW-190.

Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше

самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника,

Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему "Юнкерсу" и поспешил

на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт А. П. Маресьева получил пробоину в

левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и

произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою,

вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточенные схватки с врагом в небе Прибалтики...

Боевая слава о нём стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда-то и встретился с Алексеем

Маресьевым корреспондент "Правды" Борис Полевой, автор будущей книги,

прототипом которой является Алексей Петрович Маресьев. На обложке самого популярного журнала - "Огонек" появился крупным планом портрет героя.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту А.П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Представляя героя к награде, командир полка H. П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

Однако нагрузки всё время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда

А.П. Маресьеву предложили стать лётчиком-инспектором и перейти из боевого полка в управление ВУЗов ВВС, он согласился. Но сам об этом он никого не просил...

К тому времени заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиаполка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 15-я Воздушная Армия) гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 - после ранения и ампутации голеней обеих ног.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев из Военно-воздушных сил

уволился в 1946 году. В том же году увидела свет «Повесть о настоящем человеке». У настоящих героев в эпических жизнеописаниях меняли характер. И это не могло не приводить к трагедиям. У подлинного Маресьева, по сути, была одна сильная черта – его упорство. Оно помогло болезненному и слабому пареньку пробить себе дорогу в авиацию. С этим же невероятным упорством он полз к своим, несмотря ни на что. С его же помощью он смог вернуться в авиацию и сбивать самолеты противника.

В 1948 году по повести Полевого был снят одноименный фильм. Слава героя Мересьева даже начала мешать его прототипу. Служебные перемещения

А.П. Маресьева сопровождались шумом: «Это за него Полевой похлопотал!». Маресьев злился, но сделать ничего не мог. Маресьев перешел на партийную работу, где он мог продолжить вдохновлять народ личным примером.

Алексей Петрович так и не прочитал эту книгу. Как он сам говорил,

несколько раз пытался, но все же не сумел заставить себя дочитать ее до конца.

О пережитом на фронте Герой Советского Союза Алексей Маресьев рассказал в своей книге «На Курской дуге», изданной в Москве в 1960 году.

В послевоенное время Алексей Петрович работал преподавателем Высшей школы МВД. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу, в 1956-м –аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, и ему была

присуждена ученая степень кандидата исторических наук. С 1956 по 1983 год

А. П. Маресьев был ответственным секретарем, а после первым заместителем

председателя Советского комитета ветеранов войны. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.

Алексей Петрович Маресьев за его боевые и трудовые отличия перед Родиной, наряду с Золотой Звездой Героя, был отмечен двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного

Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» III

степени. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почетный солдат 470-го гвардейского Виленского ордена Кутузова

истребительно-авиационного полка, Почетный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд, молодежные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.

В Театре Российской армии на 18 мая 2001 года был намечен торжественный вечер по случаю предстоящего 85-летия Алексея Маресьева.

По замыслу организаторов торжества, прославленному юбиляру предстояло,

как бы передать эстафету новому герою. Его имя должны были назвать в

своих письмах, телеграммах, телефонных звонках – читатели, телезрители,

радиослушатели - граждане нашего государства. Однако за час до начала

вечера произошла беда: у Алексея Петровича Маресьева случился сердечный

приступ и, не приходя в сознание, Настоящий Человек скончался.

Мероприятие все-таки состоялось, но начался этот вечер с минуты

молчания…

Алексей Петрович Маресьев похоронен 18 мая 2001 года в Москве на

Новодевичьем кладбище.

Память о герое


- В честь А. П. Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.

- Центральная улица в поселке Ибреси Чувашской Республики названа в

честь Алексея Маресьева. В 2005 году там была открыта мемориальная доска.

- Бюст в городе Чимишлия, Молдавия.

- 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого летчика, в

Алексей Маресьев.

- Мемориальная доска на доме в Москве, где А. П. Маресьев жил после войны.

- На медали «За верность авиации», учрежденной в 2006 году, изображен А.П. Маресьев.

- Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске.

-Международная Премия имени Алексея Маресьева «За волю к жизни». Премия направлена на возрождение популяризации примеров мужества и жизнестойкости людей нашего времени.


















Заключение


Алексей Петрович Маресьев поистине выдающийся, легендарный человек.

Когда- то такие черты характера как мужество и упорство, спасли А. П.

Маресьеву жизнь. Собрав все свои силы, он с достоинством выдержал

Испытания судьбы – научился ходить на протезах, добился своего возвращения в строй и самое главное – уже без ног А. П. Маресьев отлично

управлял самолетом, защищая свою Родину в годы Великой Отечественной

войны. Алексей Петрович храбро сражался, защищал свою Родину, тем самым

поселив доверие к нему во многих сердцах.

В начале работы передо мной стояли следующие задачи: ознакомиться с

биографией А. П. Маресьева, рассказать о пребывании А. П. Маресьева на

территории Чувашии, а также узнать о его жизни в послевоенные годы. В ходе

работы, я пользовалась различными источниками, такими как, книги, газеты,

журналы, фильмы.

Алексей Петрович Маресьев – человек, которому, действительно, в жизни удалось многого добиться. Его имя знает вся страна, а подвиг, который он совершил, сев в кабину самолета, будучи инвалидом, потряс многих людей.

Таким образом, собрав материал, я изложила его в этой работе. Работая с воспоминаниями родных, сослуживцев А. П. Маресьева у меня сложился о

нем определенный образ сильного, волевого человека, одновременно с этим

он добрый, открытый, готовый помочь людям в любую минуту.

В основе моей работы заложена мысль о том, что, поняв прошлую жизнь

людей, можно думать и о своем будущем. Тема прошлых лет, в данном случае

XX века, актуальна и заставляет человека задуматься о собственной жизни.

Жизнь Алексея Петровича Маресьева была сложна, но именно благодаря этим

трудностям он стал Человеком.

Эта тема сразу привлекла меня. Биография Маресьева насыщена и интересна. Его жизнь — это «учебник жизни», который я рекомендую прочитать.



































Список литературы


Васильева Н.К. По следам «настоящего человека»: о поисковой работе юных краеведов из Ибресинской школы-интерната о годах учебы А.П. Маресьева в Ибресинской авиашколе//Советская Чувашия. – 1990 – 8 августа.

Галеева Г. Она «открыла» Маресьева // Жизнь. – 2003 – 23 сентября.

Гусев Д. Пике в вечность // Московский комсомолец. – 2001 . – 24-31 мая.

Изгаршев И. Алексей Маресьев: «Я человек, а не легенда»// Аргументы и факты. – 2001 - № 19 – С. 3

МЕЛКУМЯН К. Он кричал: «Хочу есть!» // Московский комсомолец. –

2001 – 24-31 мая

Суханов А. Маресьев: «Никакого разлада не было» // Работница. – 1998 - №

5 – С. 8-9 8.Докучаев А. Настоящий Человек остается с нами. Мировая

история не знает примера мужества, подобного тому, что проявил Алексей

Маресьев// Красная звезда. – 2001 – 22 мая

Коммерсантъ ВЛАСТЬ. Как делаются легенды. Алексей Маресьев., 25-31августа 2003

Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке.,1946. – 240с.

Маресьев Алексей Петрович |[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/















Приложение №1


Любимый герой Алексей Маресьев размышляет о героизме…

- Мы часто говорим, что герои бессмертны, но бывает, пройдет всего несколько лет, и о подвиге человека, да и о самом человеке, которому обещали бессмертие, забывают. Долог или короток век подвига - от чего зависит долголетие славы героя?

- Герои - те же люди. А у всех людей характеры различны. Одни понимают, что звание обязывает, стараются жить на уровне заслуг, признанных обществом. Других же награда попросту расхолаживает, а то и отравляет. Они слишком уповают на прошлые заслуги, бьют себя в грудь, я, де, герой и мое прошлое- мандат на вольную жизнь. Кто пытается жить вчерашним днем, обречен на неудачу. Как бы значительны не были его прошлые заслуги.

- Интерес к герою - следствие бесконечной веры в него. А вера эта всегда

жила в людях?

- Я бы не хотел, чтобы вера в меня была бесполезной, а то и вредной. Для человека все же важнее верить в того, кто действительно может ему помочь, а

не отвлеченно, слепо.

- Наверное, самым надежным помощником для самого человека, должен быть сам человек?

- Безусловно. Надо верить в себя, доверять себе. Иметь твердые убеждения– самое верное доказательство такой веры. Но эта вера не должна быть эгоистической. Она должна основываться на вере в общие идеалы, коллективное начало.

- Героем может стать любой человек, если, как говорится, Родина прикажет? Вы, кажется, склоняетесь к мысли, что героический поступок предопределяет особый склад характера?

- Не любой, конечно. А человек с особым складом характера. Такой характер называется советским. Мы так воспитаны, что если кто-то попадает в беду, спешим ему на помощь. Если же Родина в беде - мы все ее защитники.

- Вы получили закалку войны, не раз оставались с глазу на глаз со смертью. Удалось ли, в конце концов, раз и навсегда подавить в себе чувство страха?

- Слава богу, ничто человеческое мне не чуждо. И чувство страха тоже. Бояться все умеют. Но верна старая истина: одни побеждают страх, других побеждает страх.

- Тысячи людей на вопрос: кто ваш любимый герой, отвечают – Алексей Маресьев. А кто любимый герой Алексея Маресьева? Литературный персонаж или живой человек?

- Это – мой однокашник Николай Тотмин, Герой Советского Союза. Он первый совершил лобовой таран. Я восторгаюсь и Николаем Гастелло. Эти люди не совершали случайных поступков, оказавшихся геройскими. Мысль направляла их действия. Представьте, как жил Гастелло в те секунды, когда сидел внутри горящего факела, в который обратился его подбитый самолет. Совершая целенаправленное падение в гущу колонны вражеских бензовозов, он пережил, наверное, десяток смертей, пока наступила настоящая смерть.

- Может ли человек одним поступком, пусть даже геройским, исчерпать весь запас, так сказать отпущенного ему героизма, запас душевных сил, способных, как горючее самолет, поднять его на невиданную высоту человеческого духа?

- Может! Но лишь в одном случае - если это искусственно созданный герой. Что я имею в виду? Поступки людей подлежат оценке. При этом не исключается ошибка: оценят поступок выше, чем он стоит на самом деле. И станут воздавать почести не по заслугам. Дутая, дармовая слава развращает, как свалившееся с неба богатство. А настоящего же героя, я думаю, подвиг не

опустошает. Человеку отпущено душевных сил и вдохновения на много подвигов.

Известия.-

2000.- 30 апреля





Приложение № 2



t1766044544ac.png

Памятник А. П. Маресьева в его родном городе Камышин.















t1766044544ad.jpg













t1766044544ae.jpg












Приложение №3



Алексей Петрович Маресьев со своими спасителями спустя годы, которые спасли его в лесу после падения самолет (С. Вихров и С. Малин)

t1766044544af.jpg

Алексей Петрович Маресьев в годы Великой Отечественной войны t1766044544ag.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.