Статья по истории русской литературы «Образ человека-гражданина в сатирах А.Д. Кантемира»
Статья
на тему «Образ человека-гражданина в сатирах А.Д.Кантемира»
Выполнила студентка ШГПУ
гуманитарного факультета 122 группы
Лопатина Людмила Алексеевна
В России тема гражданственности являлась одной из ключевых и основных в литературе XVIII века. Правление Петра I, его преобразования и реформы в стали толчком для формирования идеи гражданственности, которая стала основой эстетики классицизма.
Так, одним из главных образов в классицистических произведениях стал образ человека-гражданина, всецело преданного своему государству, ставящего его интересы выше своих собственных. Данная проблематика нашла отражение в творчестве многих литературных деятелей периода классицизма, исключением не стал и А.Д.Кантемир.
Антиох Дмитриевич Кантемир – деятель раннего русского Просвещения. Антиох Дмитриевич воспитывался в кругу идейных подвижников Петра I, который, как нам известно, желал построить так называемое «сильное» государство. Это нашло отражение в творчестве литературного деятеля.
А.Д.Кантемира как писателя-классициста волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Писатель-просветитель, поэт-гражданин, А.Д.Кантемир написал множество произведений сатирического характера, в которых отразил все свои недовольства и мысли.
Работа над первой сатирой А.Д.Кантемира «На хулящих учения. К уму своему» была завершена к 1729 году. Эта сатира посвящена защите главного наследия времени правления Петра I – учения, просвещения.
Автор сатиры верил, что именно от учения и просвещения зависит государственный прогресс. Под «невежеством» же автор подразумевал вместе с отсутствием знаний еще и непонимание, неисполнение своего долга перед государством.
Антиох Дмитриевич выстроил перед нами целую галерею сатирических образов, персонажей, фактически являющихся противниками человека-гражданина: ханжа Критон, видевший в науках причину безбожия, Скопидом Силван, утверждавший, что учение - причина голода и что «гораздо в невежестве больше хлеба жали», Лука, подпевавший, что «наука содружество людей разрушает» и многие другие. Все эти имена условны, но примечательно, что эти абстрактные образы несут в себе черты современников самого А.Д.Кантемира.
Именно на контрасте с отрицательными героями сатиры выстроился образ человека-гражданина: образованного, грамотного человека, всецело преданного своему государству.
С образом человека-гражданина в данной сатире отождествляется образ автора, едко высмеивавшего невежд, советовавшего разуму отказаться от борьбы с пороками и изъянами общества:
«Коли что дала ти знать мудрость всеблагая,
Весели тайно себя, в себе рассуждая
Пользу наук; не ищи, изъясняя тую,
Вместо похвал, что ты ждешь, достать хулу злую» [3, с. 2 ].
В 1730 году А.Д.Кантемир закончил работу над второй сатирой, получившей название «Филарет и Евгений» (На зависть и гордость дворян злонравных), также направленной против врагов реформ Петра I.
Примечательно композиционное решение автора: сатира построена в форме диалога Филарета, сторонника петровских реформ, в частности, «Табеля о рангах», и Евгения, являющегося защитником привилегий дворянства.
Именно Филарет является так называемым образом человека-гражданина в данной сатире. Именно такой человек, по мнению А.Д.Кантемира, нужен государству: образованный, активный и целеустремленный, добивающийся самостоятельно поставленных целей, а не опирающийся на поддержку своего рода. «Разнится, – утверждает Филарет – потомком быть предков благородных, или благородным быть» [4, с. 4]. Действительно, заслуги предков не должны «прокладывать дорогу» их ленивым потомкам.
В устах Филарета заключены мысли Антиоха Дмитриевича о природном равенстве людей, о том, что «у холопа и у барина течет в жилах одна и та же кровь», о том, что заслуги предков не должны «прокладывать дорогу» их ленивым потомкам. Это характерные для эпохи Просвещения идеи.
Таким образом, образ человека-гражданина в сатирах А.Д.Кантемира предстал перед читателем таковым: осознававший необходимость просвещения, понимавший пользу наук и знаний, боровшийся с невежеством, ленью и остальными «злонравиями» людской жизни человек.
Список использованной литературы:
Г. П.Макогоненко. Русское просвещение и литературные направления XVIII в. // Русская литература. Л., 1959
История русской литературы XVIII века : учебник для вузов / Павел Александрович Орлов . – Москва : Высшая школа, 1991.
Кантемир А.Д. Сатира I; На хулящих учение; К уму своему
Кантемир А.Д. Сатира II; На зависть и гордость дворян злонравных; Филарет и Евгений
Курс лекций по древнерусской литературе и литературе XVIII века для студентов I-го курса факультета русского языка, литературы и иностранных языков [http://splanet.ru/paper/r1-64141.lst-3.php]
П.А.Орлов. История русской литературы XVIII века [Текст]: учебник для университетов, (М., 1990).
Периодизация литературы XVIII века. 4 лекция: Антиох Дмитриевич Кантемир [http://poznayka.org/s16170t1.html]
«Русская литература и журналистика XVIII века. / Татаринова Л.Е. – М.: «Проспект», 2006 г.»
Сатиры А.Д. Кантемира (1,2,3). их художественные особенности и основные композиционные приёмы. Тема науки и просвещения в сатирах. Отражение исторических фактов в сатирах [http://mydocx.ru/11-13231.html]