Рабочая программа «История Древнего мира» (5 класс, УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы)

3
0
Материал опубликован 27 March 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КОЗЛОВКА

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Рассмотрено»

На заседании МО учителей естественно-математического цикла

Протокол № ____ от

«___»______________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Козловка»

____________/Жидкова Л.А./

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ с.Козловка»

____________/Аюпова И.И./

Приказ №____ от «___»______________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Зотовой Евгении Николаевны

по учебному курсу

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № _____от

«______»_______________20__г.

2016-2017 учебный год

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей совре­менного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений, способность к определению своей по­зиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро­вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современ­ные источники информации, в том числе материалы на элек­тронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историче­ском пути человечества как необходимой основы для миро­понимания и познания современного общества, истории соб­ственной страны;

способность применять понятийный аппарат историче­ского знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и совре­менности в курсах всеобщей истории;

способность соотносить историческое время и историче­ское пространство, действия и поступки личностей во време­ни и пространстве;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскры­вая её социальную принадлежность и познавательную цен­ность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

способность выделять главное в тексте и второстепенное;

способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Содержание учебного предмета.

Введение

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные ис­точники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изуче­нии истории Древнего мира.

Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении вре­мени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних госу­дарствах. Изменения счёта времени с наступлением христи­анской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (сто­летие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состо­яния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые ору­дия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности со­вместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представле­ние о религиозных верованиях первобытных охотников и со­бирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение земледелия и скотоводства. Представ­ление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное зем­леделие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и измене­ния в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, тка­чество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изме­нение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выде­ление ремесленников в общине. Изобретение гончарного кру­га. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родо­вой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преоб­разование поселений в города.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпо­ха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотовод­ства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появле­ние городов, государств, письменности).

Тема 3. Счёт лет в истории

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 4. Древний Египет

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местопо­ложение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гроб­ницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ­ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жи­лища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о сво­их богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древ­них египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, сарко­фаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской пись­менности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные кар­ты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение. Достижения древних египтян (ирригацион­ное земледелие, культовое каменное строительство, станов­ление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оро­сительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы­учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астро­номия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о за­конах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и за­нятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из­готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древне­еврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древ­нееврейских общин. Библия как история в преданиях еврей­ских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне­еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как сто­лица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработ­ки железа. Последствия использования железных орудий тру­да. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия по­беждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ас­сирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетель­ства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — го­род Персеполь.

Тема 6. Индия и Китай в древности

Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.

Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и раз­витие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — ува­жение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука уч­тивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение тер­ритории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические сви­детельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульпту­ра и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местона­хождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные воро­та. Обдик города-крепости: археологические находки и иссле­дования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэ­мы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвра­щение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные заня­тия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Возникновение поли­сов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земле­дельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт про­тив знати. Демократические реформы Солона. Отмена долго­вого рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское вос­питание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для ко­лонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным на­селением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колы­бель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединяв­ший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основа­нии Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о зна­менитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фа­ланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эл­линов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступле­нии на военную службу. Идея Фемистокла о создании военно­го флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афин­ского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по­беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демо­кратий.

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торго­вых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — глав­ная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педа­гогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в шко­ле. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о при­роде человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортив­ные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные пред­ставления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных пред-> ставлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратни­ки Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два век­тора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение вели­ких планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистическо­го мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чу­дес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической куль­туры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этру­ски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи хол­мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим­ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба пле­беев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стра­тегический узел в Западном Средиземноморье. Первые побе­ды Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение страте­гии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между раз­личными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, прибли­зившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената не­бывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пораже­ния восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в на­ёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников респу­блики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти импера­торов. Складывание культа императоров. Актёр на император­ском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христи­анства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность раб­ского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строитель­ство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ре­месле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли­зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между хол-j мами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варва­ров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская импе­рия перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управ­лении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие гре­ческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Тематическое планирование

раздела

Тема

Количество часов

1

Ведение

1

2

Жизнь первобытных людей.

6

3

Древний Восток

20

4

Древняя Греция

21

5

Древний Рим

18

6

Повторение по теме «Древний Рим»

1

7

О прошлом рассказывают гербы.

1

8

Знамя и флаг сопровождают историю.

Из истории гимнов.

1

9

Итоговое повторение.

1

Итого

70

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету

История древнего мира.

5 класс

70 ч. (2 ч. в неделю)

п/п

Тема урока

Кол.

час.

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

 

Личностные

Метапредметные:

регулятивные УУД (Р):

коммуникативные УУД (К);

познавательные УУД (П)

План

Факт

 

1

Введение.

Что изучает наука история.

Источники исторических знаний.

1ч.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Р:Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

К:Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

П:Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Прочитать введение на с.6.

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как учёные узнают о жизни людей в прошлом?»

   

Раздел I. Жизнь первобытных людей. 6 ч

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч

2

Древнейшие люди.

Историческая карта.

1

Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Р: Показывать на карте места расселения древнейших людей.

К:Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

П:Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство.

§1

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили древнейшие люди»

   

3

Родовые общины охотников и собирателей.

Знать своих предков – знать историю.

1

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Р:Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

К:Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

П:Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

§2

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

   

4

Возникновение искусства и религии.

Археология – помощница истории.

1

Освоение общемирового культурного наследия.

Р:Охарактеризовать первобытные верования людей.

К:Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. П:Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

§3

Подготовить развернутый ответ на вопрос:»Почему появилась религия и искусство?»

     

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.2 ч

 

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Р:Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

К:Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

П: Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

§4

Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

   

6

Появление неравенства и знати.

1

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Р:Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

К:Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

П:Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства.

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

§5

     

7

Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

Как работать с учебным материалом по истории.

1

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Р:Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

К:Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

П:Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Самостоятельно прочитать текст § «Счёт лет в истории»

     

Тема 3. Счёт лет в истории.1ч.

 

8

Измерение времени по годам.

1

Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.

Р: Уметь определять историческое время по ленте времени.

К:Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

П:Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Рт зад. №19

     

Раздел II. Древний Восток. 20ч.

 

Тема 4. Древний Египет. 8ч.

 

9

Государство на берегах Нила.

1

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Р:Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

К:Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

§6

     

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

Наука о народах и наука о прошлом.

1

Оценивать достижения культуры.

Р:Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

К:Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

§7

     

11

Жизнь египетского вельможи.

1

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Р:Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.

К:Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. П:Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

§8

     

12

Военные походы фараонов.

1

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Р:Работать с картой в малых группах по единому заданию. К:Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

П:Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

§9

     

13

Религия древних египтян.

1

Характеризовать религию древних егип­тян.

Р:Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

К:Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

§10

     

14

Искусство древних египтян.

1

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Р:Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

К:Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

§11

     

15

Письменность и знания древних египтян.

1

Осуществлять познавательную рефлексию.

Р:Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

К:Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по всей главе «Древний Египет»

     

16

Повторение по теме «Древний Египет»

Географические названия - свидетели прошлого.

1

Анализировать достижения в земледелии.

Р:Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

К:Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

       

Тема 5. Западная Азия в древности 7ч.

 

17

Древнее Двуречье.

1

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Р:Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

К:Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

§13

     

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Р:Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

К:Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

§14

     

19

Финикийские мореплаватели

1

Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Р:Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников.

К:Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей

§15

     

20

Библейские сказания.

1

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Р:Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

К:Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

§16

     

21

Древнееврейское царство.

1

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Р:Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

К:Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

§17

     

22

Ассирийская держава.

1

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Р:Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

К:Определять причины падения Ассирийской державы

§18

     

23

Персидская держава «царя царей».

1

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Р:Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

К:Установить причины возникновения Персидской державы

§19

     

Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 ч.

 

24

Природа и люди Древней Индии.

1

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Р:Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

К:Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

§20

     

25

Индийские касты.

1

Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Р:Подготовить сообщение о жизни Будды

К:Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

§21

     

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Р:Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

К:Определять и формировать особенности китайской религии

§22

     

27

Первый властелин единого Китая.

1

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

К:Составлять кроссворды по тематике урока

П:Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по всей главе «Древний Восток»

     

28

Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

К:Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

П:Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

       

Раздел III. Древняя Греция. 21 ч

 

Тема 7. Древнейшая Греция. 5ч.

 

29

Греки и критяне.

1

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

К:Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

П:Называть отличительные признаки критской культуры

§24

     

30

Микены и Троя.

1

Показывать по карте местоположение Микен

К:Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

П:Выделять различия между микенской и критской культурой

§25

     

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

К:Принимать участие в ролевой игре.

П:Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

§26

     

32

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

К:В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

П:Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

§27

     

33

Религия древних греков.

1

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

К:Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

П:Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

§28

     

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

 

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь

К:Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

П:Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

§29

     

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

Дать собственную оценку поступкам Солона

К:Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

П:Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

§30

     

36

Древняя Спарта.

1

Показывать на карте расположение Спарты

Р:Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

К:Анализировать ответы одноклассников.

П:Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

§31

     

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

К:Составлять план «Причины переселения греков»

П:Объяснять причины и значение возникновения колоний

§32

     

38

Олимпийские игры в древности.

1

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

К:С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

П:Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

§33

     

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Описывать ход боевых действий между персами и греками

К:Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

П:Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

§34

     

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Р:Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

К:Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

§35

     

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. 5ч.

 

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

устно описывать торговый порт Афин

Р:Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

§36

     

42

В городе богини Афины

1

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Р:Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

§37

     

43

В афинских школах и гимназиях.

1

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Р:Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

§38

     

44

В театре Диониса.

1

Объяснять отличия трагедий и комедий

Р:Сравнивать современный театр и древнегреческий

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

§39

     

45

Афинская демократия при Перикле.

1

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Р:Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

§40

     

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

 

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Показывать на карте места сражений

Р:Характеризовать македонское войско

К:Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

§41

     

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Р:Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

К:Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

§42

     

48

В Александрии Египетской.

1

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Р:Составлять рассказ- описание города Александрия

К:Объяснять причины распада державы Александра Македонского

§43

Подготовиться к кр «Древняя Греция»

     

49

Повторение по теме «Древняя Греция»

Планирование последовательности действий

Р:Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

К:Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

       

Раздел IV. Древний Рим. 18ч

 

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

 

50

Древнейший Рим.

1

Планирование последовательности действий

Р:Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

К:Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

§44

     

51

Завоевание Римом Италии.

1

Планирование последовательности действий

Р:Организация и планирование работы в группе

К:Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. П:Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

§45

     

52

Устройство Римской республики.

1

Организация самоконтроля и самооценивания

Р:Овладение средствами решения коммуникативных задач

К:Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

§46

     

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3ч

 

53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Р:Анализировать ответы одноклассников

К:Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

§47

     

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

1

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Р:Работать с картой в процессе изучения событий.

К:Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

§48

     

55

Рабство в Древнем Риме.

1

Составление плана и последовательности действий

Р:Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

К:Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

§44-48 повторить

     

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

 

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Р:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

К:Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

§50

     

57

Восстание Спартака.

1

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Р:Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

К:Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

§51

     

58

Единовластие Цезаря.

1

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Р:Умение работать в группе

К:Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

§52

     

59

Установление империи.

1

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Р:Организация и планирование работы в группе

К:Формирование умений работать с исторической картой.

§53

     

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 ч.

 

60

Соседи Римской империи.

1

Умение составлять простой план

Р:Обмениваться в группе результатами поиска

К:Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

§54

     

61

Рим при императоре Нероне.

1

Планирование и организация деятельности

Р:Планирование учебных действий

К:Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

§55

     

62

Первые христиане и их учение.

1

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Р:Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

§56

     

63

Расцвет Римской империи во II в.

1

Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Р:Умение слушать и вступать в диалог

К:Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

§57

     

64

«Вечный город» во времена империи и его жители.

1

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Р:Анализировать ответы одноклассников

К:Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. П:Изучение культурной жизни в Древнем Риме

§58

     

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2ч.

 

65

Римская империя при Константине

1

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Р:Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

К:Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

§59

     

66

Взятие Рима варварами.

1

Организация самоконтроля и самооценивания

Р:Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

К:Умение структурировать знания, строить речевые высказывания

§60

     

67

Повторение по теме «Древний Рим»

1ч.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения

Р:Планирование учебных действий

К:Рефлексия способов и условий действия

       

68

О прошлом рассказывают гербы.

1ч.

Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.

Р:Планировать общие способы работы.

К:Давать определение науки геральдика.

§61

     

69

Знамя и флаг сопровождают историю.

Из истории гимнов.

1ч.

Устанавливать целевые приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной ситуации.

Р:Планировать общие способы работы. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

К:Давать определения понятиям по теме.

Повторение изученного

     

70

Итоговое повторение.

1ч.

Осознание учащимися качества и уровня усвоения

Р:Планирование учебных действий

К:Рефлексия способов и условий действия

Повторение изученного

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации