Рабочая программа по предмету «История» (6 класс, УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы, УМК А.В. Торкунова)
Содержание
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История.» 3
- Планируемые результаты изучения учебного предмета «История.»
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
- Содержание учебного предмета «История»
История средних веков (6 класс)
Живое средневековье. Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки Средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Становление средневековой Европы(6-11 века)
Великое переселение народов и варварские королевства. Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее Средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Завоевание Британии англосаксами. Образование единого английского государства.
Империя Карла Великого. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Покорение саксов. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.
Феодализм и классы средневекового общества. Общественное устройство и законы варварских королевств. Начало слияния германцев и местного населения. Рождение нового средневекового общества. Поместье. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма.
Англия в раннее средневековье и эпоха викингов. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее Средневековье. Расширение мира христианской Европы в конце раннего Средневековья.
Культура раннего Средневековья. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее Средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Придворная «академия». Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.
Византийская империя и славяне в 6-11 веках
Византийская империя: между Западом и Востоком. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Патриарх. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана I: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами на западе и на востоке. Складывание православного мира.
Культура Византии. Византия и славяне. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Христианское наследие в культуре византийцев. Восточные «отцы церкви». Византийская храмовая архитектура. Собор Святой Софии в Константинополе. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир. Крещение болгар, сербов, Руси. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Расширение православного мира.
Арабы в 6-11 веках
Утверждение ислама у арабов. Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Города Аравии. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения.
Арабский халифат и его распад. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Принципы ислама и изменения в жизни народов, вошедших в состав халифата. Политический и экономический строй халифата. Городская исламская культура. Багдад. Архитектура, наука и литература. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. Общие черты исламской цивилизации и ее роль в мировой истории.
Феодалы и крестьяне
Средневековый замок и рыцари. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов.
Средневековая деревня и ее обитатели. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимые крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Духовная культура средневекового крестьянства. Суеверия.
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Средневековый город и горожане. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Рождение у горожан нового отношения к жизни. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы Роль духовного сословия в Средние века. Церковная иерархия. Папство и его роль в средневековом обществе. Средневековое монашество. Жизнь в монастыре. Монашеские ордены и их деятельность. Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Ересь Дольчино. Альбигойцы. Создание инквизиции и борьба с ересями. Ереси как часть средневекового мировоззрения и средневековой западной цивилизации.
Крестовые походы. Турки-сельджуки и их завоевания. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Знакомство участников крестовых походов с жизнью Востока. Четвертый крестовый поход и захват Константинополя. Завершение и итоги крестовых походов. Латинская империя. Возрождение Византийской империи. Ослабление Византии и его причины.
Образование централизованных государств в Западной Европе (11-15 веках)
Англия и Франция в XI–XIII вв. Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти в XIII – начале XIV в. Начало становления сословно-представительной монархии во Франции. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Столетняя война. Англия и Франция в XIV–XV вв. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий во второй половине XIV в. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны в начале XV в. Успехи англичан. Жанна д’Арк – национальная героиня Франции Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Становление представительной формы правления в Англии.
Германия в X–XV вв. Борьба между папами и императорами Священной Римской империи. Возникновение Германского королевства. Священная Римская империя. Борьба за преобразования в католической церкви. Папа Григорий VII. Борьба императоров Священной Римской империи и папства. Император Генрих IV. Вормское соглашение. Политическое развитие Германии во второй половине XII–XV в. Феодальная раздробленность Германии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.
Итальянские государства в XI–XV вв. Особенности экономического и политического развития Италии в XI–XV вв. Южная Италия. Неаполитанское королевство. Папское государство. Города-государства Северной Италии: управление, внутриполитическая борьба, внешнеполитические и торговые связи.
Славянские государства и Византия в 14-15 веке. Славянские народы в раннее Средневековье. Великая Моравия. Чехия в X–XIV вв. Вацлав I и его роль в истории Чехии. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины и итоги гуситских войн. Образование Польского государства. Мешко I. Болеслав Храбрый. Феодальная раздробленность Польши. Польская шляхта. Борьба Польши с внешней агрессией. Грюнвальдская битва.
Османская империя. Славянские православные государства на Балканах. Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок в Малой Азии и на Балканах. Покорение Болгарии и Сербии. Битва на Косовом поле. Христианские народы под властью исламского государства. Конфликт и взаимодействие культур и цивилизаций. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Культура Западной Европы в Средние века Тема школы, университеты, наука. Средневековые школы и обучение в них. Учебные предметы. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Студенческая жизнь. Средневековая наука. Схоластика. Алхимия, астрология. Возрастание значения научного опыта. Р. Бэкон.
Европейская культура XI–XIII вв. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Готика и ее христианское содержание. Изобразительное искусство. Средневековая литература: религиозная литература, рыцарские романы, городская литература. Раннее Возрождение. Зарождение идей гуманизма. Данте, Петрарка, Боккаччо. Искусство раннего Возрождения. Джотто.
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Индия в Средние века. Природа и население. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Неприкасаемые. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Особенности индийской общины. Мусульманское завоевание Индии. Делийский султанат. Религиозная политика мусульманских правителей. Наука и искусство средневековой Индии. Индия – страна переплетения культур и цивилизаций.
Поднебесная империя – Китай в Средние века. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии и религиозно-этические учения (буддизм, даосизм, конфуцианство). Власть императора. Чиновники и их роль в управлении государством. Земельная собственность и положение крестьянства. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Страна «восходящего солнца» – Япония. Природа Японии и занятия ее жителей. Возникновение японского государства. Ямато. Императорская власть. Религии Японии (буддизм и синтоизм), их взаимовлияние. Влияние китайской цивилизации на Японию в области культуры, религии, политики. Японское общество. Самураи и их моральный кодекс. Политическая власть в Японии. Сёгунат. Власть сёгуна и власть императора. Особенности культуры Японии. Природа в японской культуре.
Цивилизации Американского континента. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
История России с древнейших времен до середины XVI в. (6 класс)
Введение История России – часть истории человечества. Географическое и историческое пространство России. Основные источники по российской истории.
Русь Древняя. Народы и государства на территории нашей страны. Человек и природа в первобытную эпоху. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Древние люди на территории нашей страны. Древние города-государства Северного Причерноморья. Хозяйство, управление и образ жизни кочевых скотоводческих племен евроазиатских степей. Тюркский и Хазарский каганаты. Хозяйство и образ жизни племен лесной полосы Восточной Европы и Северной Азии.
Восточные славяне на территории нашей страны. Происхождение восточных славян. Влияние природной среды на их хозяйство и образ жизни. Языческие верования. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Крупнейшие племенные союзы и территории их расселения. Формирование общности восточнославянских племен и их ближайших соседей.
Становление Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства: общественное расслоение, появление княжеской власти. Развитие ремесла и торговли. Города. Варяги в Восточной Европе. Путь «из варяг в греки». Новгород и Киев. Утверждение династии Рюриковичей и образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Эволюция внутриполитической организации и рост международного влияния Руси при Игоре, Ольге и Святославе. Военные походы князей. Русско-византийские отношения.
Правление князя Владимира и крещение Руси. Личность князя Владимира. Борьба за киевский престол. Приход Владимира к власти. Походы князя Владимира. Расширение территории государства. Укрепление внешних рубежей. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Жители Древнерусского государства. Формирование древнерусской народности. Основные социальные слои древнерусского общества: князья, дружинники, бояре, духовенство, горожане и землепашцы-общинники. Княжеская власть, городское вече. Занятия и образ жизни землевладельцев и земледельцев. Земельные отношения, вотчина. Зависимые категории населения, развитие городов, ремесла и торговли. Быт и образ жизни знатных и простых горожан.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Личность князя Ярослава. Внутренняя и внешняя политика Ярослава. Развитие просвещения. Начало русского законодательства. Русская правда.
Политическая раздробленность на Руси. Начало распада Древнерусского государства. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Княжеские съезды. Владимир Мономах – последний правитель единого государства. Военные походы князя. Борьба с половцами. Устав Владимира Мономаха.
Культура и быт Руси IX – начала XII в. Русь в орбите восточнохристианского мира. Легенды, былины и сказания. Письменность, образование и грамотность на Руси. Летописание. «Повесть временных лет». Жанры и произведения древнерусской литературы. Художественная культура: деревянная и каменная архитектура, живопись, ювелирное и прикладное искусство. Вклад древнерусской культуры в мировую.
Раздробленность русских земель. Экономические и политические причины раздробленности. Окончательный распад Древнерусского государства в XII в.: взаимоотношения русских земель и княжеств, их отношения со Степью в период раздробленности. Идея единства Руси в «Слове о полку Игореве». Политическая карта русских земель XII – середины XIII в. Последствия раздробленности.
Владимиро-Суздальское княжество. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности северо-восточных земель Руси. Политическая история Владимиро-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Начало истории Москвы. Рост политического влияния владимирских князей в русских землях, борьба за великое княжение. Дробление княжества. Своеобразие культуры Владимиро-Суздальской земли. Памятники письменности, архитектуры и живописи.
Господин Великий Новгород. Территория и население. Природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Общественно-политический строй Новгородской земли: социальные слои и система государственного управления Новгородской республики. Внешняя политика: связи Новгорода с остальными русскими землями, взаимоотношения с Западной Европой, колонизация земель Севера. Своеобразие культуры Новгородской земли. Берестяные грамоты, памятники архитектуры.
Монгольские завоевания в Азии. Поход Батыя на Русь. Создание державы Чингисхана. Первое столкновение русских войск с монголами – битва на Калке. Хан Батый и его походы в Волжскую Булгарию, в русские земли и в Европу. Героическая оборона русских городов. Образование Золотой Орды. Последствия нашествия для русских земель и всей Восточной Европы.
Борьба русских земель против экспансии с Запада. Обособление Юго-Западной Руси. Угроза для русских земель с Запада. Военная и дипломатическая борьба Северо-Западной Руси за государственную самостоятельность. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский.
Русь и Орда в XIII–XIV вв. Социально-экономический строй и система государственного управления Золотой Орды. Этнический состав населения, культура и религиозные верования ордынских народов. Принятие Золотой Ордой ислама. Политическая зависимость русских земель от Орды. Антиордынские восстания. Культурные и экономические связи Руси и Орды.
Великое княжество Литовское и Русское в XIII–XIV вв. Образование нового государства в Восточной Европе. Его взаимоотношения с соседями. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устройство государства и общества: особенности хозяйственной жизни, социальные группы и слои, этнический состав населения, государственное управление. Культурное развитие земель Великого княжества Литовского и Русского. Власть и церковь. Начало формирования литовской, белорусской и украинской народностей.
Русь московская. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Положение Северо-Восточной Руси в первой половине XIV в. Борьба за великое княжение. Возвышение Московского княжества и его причины. Первые московские князья. Иван Калита. Московские князья и церковь.
Собирание русских земель во второй половине XIV в. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Рост территории Московского княжества в XIV в. Усиление авторитета московского князя. Рост национального самосознания. Подвижническая деятельность Сергия Радонежского. Борьба с Ордой. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Нашествие Тохтамыша. Ослабление политической зависимости от Орды к концу XIV в.
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII–XIV в. Упадок культуры после монгольского нашествия. Начало культурного возрождения в северо-восточных русских землях в XIV в. Отражение духовно-политического развития русских земель в памятниках культуры. Литература. Появление новых центров летописания. Возобновление каменного строительства. Иконописное искусство. Феофан Грек.
Московское княжество в первой половине XV в. Экономическое развитие: вотчинное, монастырское и дворянское землевладение, развитие ремесла и торговли. Расширение экономических связей между отдельными территориями. Политическая история Московского княжества в первой половине XV в.: Василий I и отношения с Ордой, правление Василия II и междоусобная война второй четверти XV в. Самостоятельность московской митрополии. Итоги политического развития Руси к середине XV в.
Распад Золотой Орды. Образование Большой Орды, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Границы, этнический состав, занятия населения новых государств. Особенности общественного устройства и государственного управления. Религия и культура.
Российское государство во второй половине XV – начале XVI в. Великий князь Иван III и его внешняя политика: продолжение собирания земель, ликвидация зависимости от Орды, отношения с европейскими государствами. Великий князь Василий III. Завершение объединения русских земель. Централизация политического строя. Система органов государственной власти: Боярская дума и обычай местничества, казна, появление приказов. Административно-территориальное деление и система кормлений. Судебник 1497 г. Государство и церковь. Геральдические символы Российского государства.
Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI в. «Знатные люди» Российского государства: служилые князья, боярско-княжеская аристократия; формирование дворянского служилого сословия. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Ограничение свободы крестьян. Юрьев день. Быт русского крестьянина. Городская жизнь в XV в. – хозяйство и управление. Образ жизни тяглого населения русских городов. Появление служилого казачества на окраинах государства.
Русская культура в XV – начале XVI в. Развитие общественной мысли. «Москва – третий Рим». Литературные памятники XV в. «Сказание о Мамаевом побоище». Развитие летописания и его политическое значение. Развитие географических знаний. Русская художественная культура. Новые черты в архитектуре. Московский Кремль. Андрей Рублев. Дионисий. Отражение в искусстве процессов укрепления государства.
- Тематическое планирование курса
История 6 класс. (70 часов)
№ |
Раздел / тема |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
История Средних веков (28 часов) |
|||
|
Введение |
1 |
Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту мира Средневековья. |
|
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XIвв.) |
4 |
Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывание государств у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять ее этапы. Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. |
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. |
2 |
Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образование у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. |
1 |
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни жителей Аравии. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть разницу между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, ее ученых. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне |
2 |
Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Доказывать, что с XI по XII в. В Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
2 |
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудия труда, различных приспособлений в с/х и экономическом ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя. Доказывать, что города – центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Определять с помощью карты центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII вв. крестовые походы |
2 |
Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления еретиков. Определять по карте пути Крестовых походов. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников походов. Сравнивать итоги крестовых походов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.) |
6 |
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождение городов от сеньоров, укрепление центральной власти. Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Выявлять новизну реформ Генриха II. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Объяснять роль Орлеана в военном противостоянии сторон. |
|
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. |
2 |
Характеризовать Чехию в XIVв. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Называть итоги и последствия гуситского движения. Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века |
3 |
Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Составлять рассказы-описания. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты. Возрождение. Доказывать, что в XIVв. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
|
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
2 |
Составлять «паспорт » страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая. Составлять сообщение , доклад. Характеризовать религию индейцев – индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность народов доколумбовой Америки. |
|
Итоговое повторение |
1 |
Объяснять смысл понятия Средние века. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
История России. От Древней Руси к Российскому государству (42 часа) |
|||
1. |
Введение |
1 |
Работать с текстом учебника, картой и иллюстрациями |
2. |
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности |
5 |
Актуализировать знания о видах исторических источников и о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по истории России. Использовать карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. Документами. Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Характеризовать на основе карты расселение восточных славян, природные условия, их жизнь и занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять основные понятия темы. |
3. |
Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв. |
11 |
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами. Раскрывать понятия: государство, князь, дружина, полюдье Показывать на карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей; Систематизировать материал ( составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет» давать характеристику деятельности князей. Готовить сообщения или презентации об одном из правителей Древней Руси, используя миниатюры из Радзивиловской летописи и Интернета Актуализировать знания о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы. Объяснять смысл слов: митрополит, епископ. Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князей в X-XIIв.в. Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника и отрывки «Русской правды» и «Устава Владимира Мономаха» Составлять характеристики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси. Объяснять понятия: боярин, холоп, вотчина, закуп, рядович. Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры. Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Сравнивать образ жизни разных групп населения. Осуществлять поиск информации из различных источников о каком –либо городе ( по выбору). Сравнивать исторические явления. Систематизировать знания по разделу. Излагать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий тестовых, эссе, творческих работ. |
4. |
Тема 3. Русь в середине XII- начале XIIв. |
5 |
Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха). Объяснять смысл понятий: удел, политическая раздробленность Называть хронологические рамки раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты княжеств; характеризовать деятельность русских князей. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики, Владимиро- Суздальского , и Галицко- Волынского княжества. |
5. |
Тема 4. Русские земли в середине XIII - XIV в. |
10 |
Изучать материалы, свидетельствующих о походах монгольских завоевателей ( историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы и др.) Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успехов монголов. Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов. Рассказывать на основе информации учебника отрывков из летописей, карт и карто-схем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значения этих сражений для дальнейшей истории Русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы Интернета и др. источники. Объяснить в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды. Характеризовать повинность населения. Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснить смысл понятий: баскак, выход, ярлык. Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет Русских земель. Характеризовать значения присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому. Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). Характеризовать развития культуры; составлять описание достижений культуры Выявлять особенности отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние Ордынского нашествия на развитие русской культуры. Обобщать исторические события и явления; делать выводы. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита). Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Показывать на исторической карте и территорию северо- восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве, используя различные источники и карту. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского и митрополита Алексея. Подготовить сообщение о Куликовской битве используя миниатюры из «Сказания о Мамаевом побоище» и др. |
6. |
Тема 5. Формирование единого Русского государства |
9 |
Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель. Указывать хронологические рамки, процесса становления единого русского государства, Показывать на исторической карте процесс превращения Великого Московского княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснить значение создания единого русского государства. исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы. Объяснять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса централизации. Объяснять значение его создания. Выявлять изменения в политическом устройстве и системе управления на основе различных источников. Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в низ сведения в рассказе о положении крестьянства. Объябснить понятия: боярская Дума, кормление, местничество, пожилое, поместье. Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. |
7. |
Обобщающее повторение Итоговый контроль |
1 |
Систематизировать знания по курсу. Излагать суждения по темам. Обосновывать мнения по проблемам тем. Применять знания при выполнении различных заданий. Выполнять тестовые контрольные задания. |