История ремесел села Индерка Сосновоборского района Пензенской области на примере домовой резьбы.

1
0
Материал опубликован 13 November 2020

Автор публикации: И. Шаипов, ученик 11 класса






История ремесел села Индерка Сосновоборского района Пензенской области на примере домовой резьбы.



Выполнил: Шаипов Ильдар Фяритович ,

Преподаватель: Шаипов

Гяряй Равилевич, учитель ИЗО






























Содержание



Введение с. 3-4


1. Ремесло с. 5-6


1.1 История ремесел Пензенской области с.6


1.2 Ремесла Сосновоборского района с. 6


1.3 Ремесла села Индерка Сосновоборского района с. 7-8


1.4 Домовая резьба. Резьба по дереву с. 8-11


Заключение с. 11-12


Примечания с. 13


Список литературы с. 14


Приложения с. 15-32
























Введение

Я живу в сельской местности, в построенном моими родителями доме. Говорю на татарском языке. Мой язык, моя культура, традиции моего народа мне очень близки. Все, что меня связывает в этом мире, имеет прочные связи с культурой моего народа.

Из года в год люди меняются, меняется и отношение к окружающим нас предметам, вещам. По-другому мы относимся к порядкам и правилам, придуманными нашими предками. Проходя по улицам моего села, я заметил отсутствие на окнах новых домов резных наличников. Конечно, дома теперь и строят по- новому, и украшают по- новому, но красоту резных украшений ничто не может заменить. Украшая дома резными узорами, люди создавали вокруг себя мир красивый и богато украшенный резным декором в национальных мотивах. Я для себя решил узнать побольше о домовой резьбе моего села.

По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено давным-давно. Техника орнаментации, сохранившаяся до сегодняшнего дня в народном творчестве, способствовала развитию криволинейных мотивов, узоров и в целом своеобразного стиля, оказавшего значительное влияние на более поздний орнамент, связанный с другими техниками орнаментации (резьба по камню, дереву и т.д.)

Известная роль в этом процессе относилась и к тем этнокультурным взаимоотношениям, которые постоянно существовали у наших предков с соседними народами, имеющими довольно отличительный характер искусства. Татарский орнамент от относительно скромной и суховатой простоты орнамента булгарского периода перешёл к более динамичным, декоративно насыщенным, в которых основное место отводилось традиционному «цветочному стилю». Зарождение этого стиля относится к концу XV – началу XVI вв.

Изучая промыслы и ремёсла с. Индерка, я, прежде всего, обращал внимание на художественное исполнение изделий старинных и современных мастеров.

На сегодняшний момент нет сведений об искусстве татар мишарской группы, а лишь имеются незначительные, обрывистые высказывания и доводы. В краеведческом музее посёлка Сосновоборск вообще отсутствуют сведения о занятиях жителей с. Индерка. Мне стало интересно, откуда и как появились различные узоры в национальном орнаменте на изделиях, сделанных руками наших предков. Кто и как повлиял на создание мотивов в орнаменте, какие были мастера, кто их научил, и откуда они брали сюжеты для своих творений. Чем же отличается орнамент с. Индерка (в частности в домовой резьбе)? Кто из современных мастеров занимается зодчеством, и как сохраняются и передаются знания, накопленные нашими предками?





Цель работы: изучить историю ремесел с. Индерка на примере домовой

резьбы.


Задачи: - изучить ремесла с. Индерка;

- провести сравнительный анализ стилей и видов русской народной и татарской резьбы;

-выяснить происхождение резных рисунков в домовой резьбе;


Методы исследования:

изучение литературы по данной проблеме;

опрос старожилов села;

сравнение;


Данную работу сделал под руководством учителя ИЗО Шаипова Гяряя Равилевича.

В процессе работы использовал работу Валеева Ф. «Татарский орнамент», Семенцова А.Ю. «Резьба по дереву» и др., интервью с жителями села, данные школьного краеведческого музея,

исследовал узоры на элементах домовой резьбы.
























Ремесло

Ремесло - мелкое ручное производство готовых изделий из сырых материалов при помощи простых орудий труда; господствовало до появления крупного капиталистического производства. Ремесло возникает вместе с общественным производством и развивается в рамках различных общественно – экономических формаций, принимает многообразные формы. Ремеслом называется производство ремесленных изделий для удовлетворения собственных нужд того хозяйства, членами которого они были изготовлены; это первая форма ремесла, при которой оно ещё не отделилось от других отраслей хозяйства, и обычно представляет собой подсобный промысел людей, занятых другими видами производственной деятельности. Домашнее ремесло является неотъемлемой принадлежностью натурального хозяйства и вместе с элементами натурального хозяйства, развиваясь и видоизменяясь, частично сохраняется вплоть до эпохи капитализма. Развитие общественного разделения труда, разрушавшее натуральное хозяйство, приводит к появлению более развитых видов ремесел, при которых оно уже отделяется от сельского хозяйства (ремесло на заказ и ремесло на рынок).

Ремесло на заказ- это производство изделий ремесленником, ведущим своё хозяйство, по заказу потребителя из своего сырья или заказчика. К этому виду ремесла примыкает и работа, выполняемая ремесленником в чужом хозяйстве на условиях сдельной или подённой оплаты. Такой способ изготовления ремесленных изделий иногда выделяется в особую разновидность ремесла. При ремесле на заказ ремесленники, хотя часто и занимаются подсобно сельским хозяйством, уже образуют группу, специально занятую промышленным трудом.

Ремесло на рынке является мелкотоварным производством, при котором ремесленник либо сам продаёт изделия потребителю на небольшом местном рынке, либо сбывает их с целью дальнейшей перепродажи купцу. Ремесленное производство на местном рынке, когда сохраняется личный контакт производителя и потребителя, основано, подобно ремеслу на заказ, на узком разделении труда внутри небольшого городского или сельского района. Однако производство, рассчитанное на более широкое разделение труда, влечёт за собой широкое развитие обмена и появление купечества как особой социальной группы. С возникновением ремесла, особенно на рынке связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров.

Для обозначения указанных видов ремесел употребляются также другие термины. Так, домашнее ремесло называется домашним промыслом (в применении к домашнему крестьянскому ремеслу.), а ремесло на рынок - кустарным промыслом. При таких наименованиях термин ремесло применяется только для обозначения ремесла на заказ1.



История ремесел Пензенской области.


В Пензенской губернии промыслы и ремёсла были представлены довольно широко. В рапорте 1762 – 1767гг. генерал А.Свечин писал, «что жители губернии делали долбленые кадки, ушаты, квашни разных размеров, стойки, чашки, медовые кадки и сему подобную посуду, распространены рогожный и тележный, спичечный и бондарный, бредневый, канатный и ткацкий промыслы, пухопрядение и вязание пуховых платков»2.

В «Кратком очерке кустарных промыслов Пензенской губернии за 1902 год» написано: «…В губернии имелись сапожный, голичный и шорный промыслы, ткали подпруги, сарпинки и ткани для драпировки, вязали варежки, валяли валенки, делали щётки и картузы. Более ста хозяйств занимались гончарным делом».

Кроме этого изготавливали грубую мебель. Развивались лесные промыслы),бка леса, делали телеги и сани, гонка дёгтя), ткали рогожь и кулей из лыка3

Но со временем некоторые ремесла и промыслы в XX веке частично или полностью исчезли. 9 мая 1966 года в «Пензенской правде» поэтесса А.П.Анисимова и археолог М.Р.Полесских писали: « Исчезли: самотканый, льняной и посконный холсты, полотенца с бранным узорами на концах, браные столешники, пестрядина и парадные клетчатые ткани. Перестали плести корзины из белых прутьев ивы, камыша, соломы, стружки, вязать из цветной шерсти, низать из бисера, делать шкатулки с инкрустацией из крашеной и некрашеной соломы…»


В Сосновоборском районе к концу XIX в. были развиты: кирпичное, санное, колёсное, валяльное, лопатное, рогожное производства, ткали одежду, вязали варежки, вышивали (см. приложение №3).

В настоящий момент многие ремёсла в Сосновоборском районе утеряны или продолжают медленно умирать, хотя появились и новые – лозоплетение, резьба по дереву (фигурная), изготовление глиняных игрушек, роспись по дереву (см приложение №16,17 ).




Ремесла с. Индерка Сосновоборского района.


Первые упоминания о нашем селе относятся к началу XVIII века. Население села Индерка занималось заготовкой корабельного леса, сельским хозяйством, занимались торговлей.4

Изучая историю с. Индерка я не обнаружил документальных свидетельствований о развитии ремёсел в с. Индерка в XVIIIXIX вв. Известно, что жители села занимались поставкой корабельного леса, сельским хозяйством, собирали плоды и ягоды. Между делом вязали, плели лапти, корзины, вышивали на полотенцах, платках, почти в каждом доме имелся ткацкий станок. Со временем, обучались новым видам ремесел у соседей- русских, мордвы. Так обучились бондарному делу, колесному ремеслу и некоторым элементам домовой резьбы.

Известно, что к концу XIX века в селе Индерка жители занимались вышивкой, шитьем, изготовлением колес для телег, заготавливали лыко для плетения, ткали, занимались пчеловодством, столярничали.5 Достоверно известно, что в нашем селе строительством и украшением домов занимались братья Мельзетдиновы - Мухаммаджан, Хайрулла, Рахим, Ибрагим Биктимировичи6. Кроме этого делали бочки, колеса и лавки. Построенные ими дома отличались прочностью, долговечностью, а резные наличники долгое время считались непревзойденными (дом Сайгановых; бывший медпункт на ул. Революционной). Необычным узором отличались вышивки Абдуллиной Алии Исхаковны, а сшитые ее платья (самостоятельно делала выкройки) имели большой спрос у девушек и женщин(см. приложение №5). Пчеловодством занимался Баишев Исхак Юнусович.

В старину дома детей обучали всему, что знали - юношей мужским занятиям (плотничеству), а девушек обучали шитью, вязанию. Рисунком для шитья и вязания использовали растительный орнамент, мастерство и знания передавали от поколения к поколению. Кроме этого, в селе были торговцы, которые ездили в разные города и привозили новые товары: одежду, ткани, обувь, рисунки узора которых иногда копировали и применяли при изготовлении вышитых платочков, вязаных изделий и т.д. Немаловажную роль играло и общение с другими татарскими селами – Бестянкой, Нижней Елюзанью7. Узоры на наличниках этих татарских сел имеют некоторые сходство, а иногда и повторяются на наличниках села Индерка (см приложение №13). При проведении исследования узоров наличников нашего села я обнаружил сходство и некоторые различия с узорами национального татарского орнамента. Некоторые узоры имеют сходство с древними узорами, возникшими еще в XIVXV, другие - XVI-XVII веках…

Все мотивы и рисунки на наличниках можно разделить на несколько групп: узоры 1,2,3,4 комплекса. Узоры 1 комплекса образованы из простейших линейных мотивов и фигур, зигзагов, мотивов жгута, наклонных и прямых, треугольников, косой сетки, квадратов, различных кругов, розеток. Эти узоры наиболее характерны для аппликации и ткачества. Основными видами композиции являются ленточный бордюр с повторяющимся раппортом* и розеткой (концентрическая, радиальная). Данные элементы характерны для искусства Волжско-камских булгар8.

Узоры 2 комплекса образованы из криволинейных мотивов – спиралей, скобы, волнообразных мотивов, спиралевидных растительных мотивов. Узоры подобного типа были широко распространены среди кочевников степной зоны.

Узоры 3 комплекса состоят из цветочно-растительных элементов – сердцеобразных, тюльпанообразных, трилистников, листовидных форм. Данные элементы появляются у горноалтайских монголов и других народов.

В 4 комплекс входят мотивы и узоры, распространенные со времен образования булгарского государства. Узоры состоят из сложных плетенок, пальметт**, полупальметт и трилистника. Данные элементы встречаются на многих наличниках, подкарнизных досках, на украшениях ворот и заборов (см. приложение №12, 15).

Своеобразное влияние оказало на творчество мастеров-плотников соседство с русскоязычными селами. Наряду с сохранением традиций в шитье, вязании, ткачестве, архитектуре со второй половины XIX века ощущается заметное влияние русской архитектуры и искусства: узоры становятся богаче зооморфным орнаментом, ещё богаче становится цветовое решение в шитье (этому способствовало появление новых красок, нитей и т.д.) В архитектуре: жилище приближается к линии застройки заборов, уменьшается высота ограды, увеличивается роль прямой оси улицы, более конструктивно решаются архитектурные формы и украшения. Близость и доступность леса позволяли использовать древесину для застройки, украшения жилищ, изготовления домашней утвари, различных приспособлений, которые украшались различным резным узором.


Домовая резьба. Резьба по дереву.


Резьба по дереву возникла ещё с древнейших времён. Лиственницу, сосну, ель, берёзу, клён и многие другие породы мастера с давних времён использовали для изготовления всего, что было необходимо в быту. Из дерева рубили жилища, хозяйственные постройки, воздвигали храмы, делали мебель, орудия труда, мастерили посуду и детские игрушки. Это самый доступный, прочный и легко поддающийся обработке материал. Не последнее место играла и красота материала – его разнообразный цвет и естественный узор древесины, которые так превосходно умели использовать мастера в своих поделках. Человек издавна стремился не только окружать себя необходимыми в своем быту предметами, но и украшать их. Чувство красоты в нём развивалось неотрывно от процесса труда, оно рождалось из потребности человека творить. Творчество отражало духовную культуру человека. Так, из века в век, вбирая всё лучшее, что было создано раньше, складывалась национальная культура и искусство народа.

Большое значение в деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений, наиболее яркой страницей этого искусства является домовая резьба. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой, с заглубленным фоном подчёркивают и выявляют конструктивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски выявляют основные объемы – глубина западающего в тень фронтона подчеркнута ярко освещенными крыльями, светличный проём окаймлён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой наличники окон, торцевые доски чётко ограничивают края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фасад архитектурного комплекса.

Архитектурная резьба по дереву имела различное распространение. В конце XVIII –первой половины XIX веков она занимала сравнительно небольшое место в украшении жилища. Вторая половина XIX века даёт гораздо больший процент использования резных украшений в декоре сельских построек. Широкое распространение архитектурная резьба по дереву получает в конце XIX – начале XX вв.9

Для конца XVIII века – начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба (см. приложение № 2); для первой половины и середины XIX века – «глухая» и контурная резьба. Последний вид техники получил особенно широкое распространение с середины XIX века. С конца XIX века получает развитие пропильная резьба европейского происхождения.

Отдельные рисунки орнаментики при домовой резьбе составлялись из углубленных треугольников, клиновидных или ромбических пирамидок, грани которых сходились в центре ячейки. Инструментом для производства узоров служили нож и узкая стамеска (см. приложение №1) .

Выемчатая техника резьбы по своему характеру аналогична резьбе народов финно-угорского происхождения, чувашей и русских.

Резные украшения, выполненные в технике «глухой» резьбы (см. приложение №14), делала исполнение этой резьбы довольно не сложным: какой-либо рисунок на плоскость доски или обструганного бревна (например, стоек ворот) наносился легко и быстро, затем мастер срезал долотом лишние куски дерева вокруг орнамента. Отделка узоров и необходимая моделировка поверхности производилась стамеской и ножом таким образом, что на фоне доски или гладкой поверхности бревна получался рельефный рисунок. Разная степень глубины рельефа создавала богатую игру света и тени, обогащая орнаментальный узор. В данной технике обычно делались, полурозетки с отходящими от центра волнистыми радиальными лучами. Ими украшали стойки ворот, подкарнизные плоскости наличников окон.

Наиболее популярной в украшении жилища являлась техника накладной, или наживной резьбы. Для выполнения узора заготавливались отдельные геометрические формы, нередко со скошенными краями и без прорезей на поверхности. Такая накладка в дальнейшем прибивалась на украшаемую поверхность жилища. Инструментами служили топор, пила и стамеска.

Кроме подкарнизных плоскостей наличников окон, стоек ворот, накладные узоры в виде ромбов, квадратов, треугольников, сияний, розеток создавались в обрамлении фронтонных ниш, в плоскости обшивки углов фасадов, на карнизах и регалиях ворот, в завершении оград, на фронтонах крылец.

В данных видах резьбы отсутствуют цветочно-растительные и зооморфные мотивы.10*** Лишь в начале XX века в технике контурной резьбы появляется цветочно-растительный мотив. Чаще всего эти мотивы в виде спиральных завитков с лиственными отростками, иногда цветами, располагались в подкарнизной плоскости наличников окон (см. приложение №9), а также в плоскости обшивки углов фасадов. Контурная резьба, довольно простая по технике исполнения, приводит к значительному повышению роли резного украшения жилища.

Наряду с контурной резьбой, ажурная резьба способствовала еще большему обогащению резного декора геометрическими и растительными узорами. В этой технике создавались довольно сложные трафаретные орнаменты (см. приложение12).

Пропильная резьба с ее ажурным узором постепенно заменила строгий и умеренный декор с крупномасштабными элементами в технике накладной контурной резьбы. Орнамент получается за счет создания на плоскости накладки сквозных прорезей. Обычно инструментами являлись пила, ножовка и сверло (см. приложение №10). Распространение пропильной резьбы приводит к появлению резного орнамента почти на всех архитектурных деталях жилища. Пропильным узором украшался весь абрис наличников окна, его подкарнизной плоскости, нередко верх оконного карниза и его боковые стороны.

Используя, простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, резчики создавали с помощью трафарета разные комбинации в украшении жилища, ворот, ограды.

Для домовой резьбы села Индерка наиболее характерным является контурная резьба, пропильная резьба, ажурная резьба, а также геометрическая резьба. Многие прорезные узоры имеют общие черты с резной орнаментикой жилища русских сел, а так же ближайших татарских (с. Бестянка, с.Т.Сыромяс).

Наличие контурной резьбы характерно для искусства татар – мишарей (татары села Индерка относятся к данной языковой группе) (см приложение № 6). На наличниках очень мало элементов зооморфного орнамента, Цвет преимущественно монохромный (см. приложение №10,14,15). Несмотря на то, что домовой резьбой в селе Индерка начали заниматься в конце XIX начале XX века (братья Мельзетдиновы), широкое распространение домовая резьба получила только после 50-х годов XX века. Жители села плотничали, ездили по другим населенным пунктам и оттуда привозили разные рисунки для использования при изготовлении наличников и т.д. Постепенно складывался определенный узор на элементах домовой резьбы, характерный для резных изделий села Индерка (см. приложение № 10).

В настоящий момент в нашем селе работают несколько мастеров по изготовлению наличников (см. приложение №5). Изготавливают детские салазки, наличники для окон, сундуки, колеса для телег, табуретки, разделочные доски, скалки. Женщины вышивают, шьют, вяжут.


Заключение


Сделанная мною работа по изучению ремесел села Индерка является первой в направлении изучения ремесел моего села. Сложность работы заключалась в отсутствии необходимых исследований по изучению узоров на украшениях домовой резьбы, также сведений по развитию ремесел села Индерка. В ходе интервьюирования жителей выяснилось, что домовой резьбой в селе Индерка начали заниматься в конце XIX века. Резьбой занимались братья Мельзетдиновы (см. выше). Ремеслу они научились от отца и у мастеров поселка Сосновоборск и села Тешнярь. В разные годы работали много мастеров, создавали свой своеобразный рисунок наличников, подкарнизных досок, украшений калиток и ворот. Основой рисунка являются мотивы узоров древних булгар и татар Поволжья, возникшие в XIVXIX веках11

В современных изделиях домовой резьбы (наличниках) ощущается заметное влияние финна – угорского и русского искусства (мастера учились у русских и мордвы).

Несмотря на изменение технологии строительства жилых зданий и надворных построек, сегодня сохраняются традиции украшать дома домовой резьбой.

Моя исследовательская работа может быть использована на уроках технологии, ИЗО, истории и краеведения. Данные и фотографии найдут свое место в школьном краеведческом музее, сама работа пополнит список исследовательских работ учащихся нашей школы.











Примечания


*Раппорт ( франц. rapport) –повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и др.


** Пальметта - растительный веерообразный орнамент.


*** Зооморфные мотивы – узоры, изображающие животных.


Список литературы



Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. энциклопедический словарь том XXIII. –

С-Петербург: Типо-Литография Ефрона И.А., 1898.


Валеев Фуад. Татарский народный орнамент.- Чебоксары: РГУП Чебоксарская типография № 1, 2002.


Ведяева Н.А. Народные художественные промыслы Пензенской области.- Пенза: ИПКиПРО, 1997.


Жаббарова Диана. Некоторые сведения из истории села Индерка. Вестник музея № 1. – Индерка: МОУ СОШ, 2005.


Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву.- Москва: Изобразительное искусство, 1974.


Назарова Н. и Савин О. Таланты народные.- Саратов: Приволжское издательство, 1978.


Семенцов А.Ю. Резьба по дереву 2-е издание.- Минск: Современное слово, 2003.


Приложение №1

Инструменты для резьбы



Основной (режущий)


Вспомогательный (для сверления и выпиливания),

разметочные и столярные.


Резаки, - косые ножи (косяки).


Стамески:

прямые - для прорубки контура орнамента, зачистки фона;


стамески- косяки – для

геометрической резьбы;


полуупругие, отлогие стамески, – для геометрической и контурной резьбы;


царазик – узкая полукруглая стамеска с загнутыми краями.


Цикля, клещи, киянки, молоток, чеканы;

винтовое сверло, ложечное сверл, бурав, дрель ручная;

лобзик, выкружная пила, двуручная пила, лучевая пила;


шерхебель, зензубель, рубанок, топор;

рашпиль, наждачная бумага.







Приложение №2

Форма резьбы


1 Геометрическая резьба – простые фигуры, образованные прямыми и кривыми линиям.


2 Контурная резьба - разновидность геометрической резьбы.


3 Скобчатая ногтевая резьба – разновидность геометрической

Резьбы, в результате на поверхности дерева остается

след, похожий на скобу.


4 Плоскорельефная резьба – образует веерообразный рельеф, при котором сохраняется одна и та же глубина фона.


5Ажурная резьба – резьба, в которой фон вынут полностью, так что рисунок получается сквозным.


6 Скульптурная резьба – объемная высокохудожественная мастерская резьба.























Приложение №3

Ремесла Сосновоборского района конец XIX века.




Производство


Населенный пункт



1




Кирпичное

Н – Барнуки

Б. Садовка

Шкудим

Карачаевка

Вачелай

Тешнярь



2


Санное

В. Катмисс

Вачелай

Пичилейка

Вязовка

Кардофлей

Мывал



3


Колесное

Мывал

Пичилейка


4


Лопатное

Кардофлей

Ега

Водолей



5


Валяльное

Р. Сыромяс (Маркино)

Топоровка

Ега

М. Качим



6



Рогожное производство

Водолей

Н. Катмисс

Вязовка

Маркино


7


Резьба

п. Сосновоборск

с. Индерка







Приложение №4

Виды орнамента


Орнамент- это узор, который состоит из чередующихся элементов. Орнамент применяется для украшения различных предметов быта, а также домов, беседок и других построек.


Геометрически – состоит из кругов, уголков зигзагов.


Ленточный – прямой или криволинейный.


Растительный – узор, состоящий из повторяющихся в виде листьев, ягод, цветов и т. д.


Животный или зооморфный – узор, состоящий из фантастических или стилизованных реальных птиц и зверей.


Картуш – орнамент- виньетка с рисунком и надписью в центре плоскости.

Розетка – самостоятельная форма орнамента, замкнутая в пределах окружности или правильного многоугольника.


Люнет - плоскость полукружной формы. Обычно украшают плоскости над дверьми и окнами.


Завиток – украшение, состоящее из спиралей с закрученными концами.

Пальметта - растительный веерообразный орнамент.

















Приложение №5

Ремесла села Индерка

п/п

Виды ремесел

Автор

Годы

(гг.)

Предшественники,

Учителя







Вышивка

Абдуллина Алия Исхаковна

Абдуллина Сания Юсуповна

1957-90



1950-90

Аббясова(Куликова)

Зяйнап Айнуловна



Резьба:

наличники,

двери, окна

и др.


Баишев Исхак Юнусович

Мишкин Идрис

Сайганов Искандяр Насрулович

Купаев Абдулла Алиевич



Абдуллин Хайдар Юсупович


1920-60


1910-60


1956-2003

1954-2006



1965-2005








Мишкин Ирфан С.

Куликов Равил А.

Суликов Равил М.


Мишкин Ирфан С.


Пчеловодство

Баишев Исхак Юнусович

Зябиров Давыд Хусяинович

1920-60


1920-65




Зябиров Хусяин

Абдрашитович


Санное

Баишев Рафаэль Алиевич

В настоящее время



Домашняя мебель

Купаев Салих Равилевич

В настоящее время

Купаев Равиль Махмудович


Валяльное

Кафтаев Касим Сырачевич

1960-2000

Сайганов Хамзя


Столярное

Баишев Исхак Юнусович

Мишкин Идрис


1920-60



?



Абдуллин Хайдар


Бадаев Измаил Ибрагимович


1960-2005

1990-



Умяров Касим Якубович


Приложение №6

Контурная резьба в украшении наличников окон, фасадных и фронтальных карнизов.

Автор: Сайганов Искандяр Насрулович. 1951 год.

Село Индерка ул. Кооперативная, д. 210




t1605214997aa.jpg




























Приложение №7
Элементы наличника дома семьи Бадаевых, ул. Сосновая д. 68. 2002 год.



Мотив спирали в булгарском орнаменте

t1605214997ab.gifСхема эволюции изображения двуглавой птицы

t1605214997ac.gif




t1605214997ad.jpg

t1605214997ae.gif





Мотив трилистника в булгарском орнаменте.











Приложение №8

Цветочно-растительный и геометрический орнамент на современных наличниках.






t1605214997af.gift1605214997ag.gift1605214997ah.gift1605214997ai.jpg



Цветочно-растительный орнамент.



Мотив трилистника в татарском орнаменте


Мотив скобы в различных техниках орнаментации


















Приложение № 9

Наличник современных мастеров ул. Сосновая д.75



t1605214997aj.jpg




















Ул. Сосновая д. 68

t1605214997ak.jpg

Приложение №10

Пропильная резьба на наличниках окон.

Автор: Купаев Абдулла 1980 год.

Село Индерка ул.Сосновая, д.256



t1605214997al.gift1605214997am.gift1605214997an.gif t1605214997ao.jpg






Цветочно-растительный орнамент

булгарского искусства XIII-XVвв.

Мотив спирали в татарском

орнаменте .




Орнамент XIX в.

Приложение № 11


t1605214997ap.jpg
Приложение № 12

t1605214997aq.jpg

t1605214997ar.jpg


t1605214997as.jpgПриложение № 13


t1605214997at.jpg


Дом семьи Баишевых ул. Школьный переулок д.21

Приложение № 14



t1605214997au.jpg


Дом семьи Ернеевых. Ул. Кооперативная д. 210

Приложение №15


t1605214997av.jpg






Приложение №16


t1605214997aw.jpg


Рис.1 Выставка мастеров ремесленников.




t1605214997ax.jpg


Рис.3 Производство тележных колес. Фотография начала XXвека.






Приложение № 17


t1605214997ay.jpg



Рис.3 Производство тележных колес. Фотография начала XXвека.

























Тезисы к выступлению.

Введение

Я живу в сельской местности, в построенном моими родителями доме. Говорю на татарском языке. Мой язык, моя культура, традиции моего народа мне очень близки. Все, что меня связывает в этом мире, имеет прочные связи с культурой моего народа.

Из года в год люди меняются, меняется и отношение к окружающим нас предметам, вещам. Проходя по улицам моего села, я заметил отсутствие на окнах новых домов резных наличников. Конечно, дома теперь и строят по- новому, и украшают по- новому, но красоту резных украшений ничто не может заменить. Я для себя решил узнать побольше о домовой резьбе моего села.

Изучая промыслы и ремёсла с. Индерка, я, прежде всего, обращал внимание на художественное исполнение изделий старинных и современных мастеров.

На сегодняшний момент нет сведений об искусстве татар мишарской группы, а лишь имеются незначительные, обрывистые высказывания и доводы. В краеведческом музее посёлка Сосновоборск мало сведений о занятиях жителей с. Индерка. Мне стало интересно, откуда и как появились различные узоры в национальном орнаменте на изделиях, сделанных руками наших предков. Чем же отличается орнамент с. Индерка (в частности в домовой резьбе)? Кто из современных мастеров занимается зодчеством, и как сохраняются и передаются знания, накопленные нашими предками?

Цель работы: изучить историю ремесел с. Индерка на примере домовой резьбы

Задачи: - изучить ремесла с. Индерка;

- провести сравнительный анализ стилей и видов русской народной и татарской резьбы;

-выяснить происхождение резных рисунков в домовой резьбе;

Методы исследования:

изучение литературы по данной проблеме, опрос старожилов села, сравнение;

Ремесла с. Индерка Сосновоборского района.

Первые упоминания о нашем селе относятся к началу XVIII века. Население села Индерка занималось заготовкой корабельного леса, сельским хозяйством, занимались торговлей.12

Изучая историю с. Индерка я не обнаружил документальных свидетельствований о развитии ремёсел в с. Индерка в XVIII – XIX вв. Известно, что жители села занимались поставкой корабельного леса, сельским хозяйством, собирали плоды и ягоды. Между делом вязали, плели лапти, корзины, вышивали на полотенцах, платках, почти в каждом доме имелся ткацкий станок. Со временем, обучались новым видам ремесел у соседей- русских, мордвы. Так обучились бондарному делу, колесному ремеслу и некоторым элементам домовой резьбы.

Известно, что к концу XIX века в селе Индерка жители занимались вышивкой, шитьем, изготовлением колес для телег, заготавливали лыко для плетения, ткали, занимались пчеловодством, столярничали.13 Достоверно известно, что в нашем селе строительством и украшением домов занимались братья Мельзетдиновы - Мухаммаджан, Хайрулла, Рахим, Ибрагим Биктимировичи14. Кроме этого делали бочки, колеса и лавки. Построенные ими дома отличались прочностью, долговечностью, а резные наличники долгое время считались непревзойденными (дом Сайгановых; бывший медпункт на ул. Революционной). Необычным узором отличались вышивки Абдуллиной Алии Исхаковны, а сшитые ее платья (самостоятельно делала выкройки) имели большой спрос у девушек и женщин. Пчеловодством занимался Баишев Исхак Юнусович.

Узоры на наличниках соседних татарских сел (Бестянка, Елюзань) имеют некоторые сходство, а иногда и повторяются на наличниках села Индерка При проведении исследования узоров наличников нашего села я обнаружил сходство и некоторые различия с узорами национального татарского орнамента. Некоторые узоры имеют сходство с древними узорами, возникшими еще в XIV –XV, другие - XVI-XVII веках…

Все мотивы и рисунки на наличниках можно разделить на несколько групп: узоры 1,2,3,4 комплекса. Узоры 1 комплекса образованы из простейших линейных мотивов и фигур, зигзагов, мотивов жгута, наклонных и прямых, треугольников, косой сетки, квадратов, различных кругов, розеток. Основными видами композиции являются ленточный бордюр с повторяющимся раппортом* и розеткой (концентрическая, радиальная). Данные элементы характерны для искусства Волжско-камских булгар15.

Узоры 2 комплекса образованы из криволинейных мотивов – спиралей, скобы, волнообразных мотивов, спиралевидных растительных мотивов. Узоры подобного типа были широко распространены среди кочевников степной зоны.

Узоры 3 комплекса состоят из цветочно-растительных элементов – сердцеобразных, тюльпанообразных, трилистников, листовидных форм. Данные элементы появляются у горноалтайских монголов и других народов.

В 4 комплекс входят мотивы и узоры, распространенные со времен образования булгарского государства. Своеобразное влияние оказало на творчество мастеров-плотников соседство с русскоязычными селами. Узоры становятся богаче зооморфным орнаментом, ещё богаче становится цветовое решение.

Заключение

Сделанная мною работа по изучению ремесел села Индерка является продолжением исследовательской работы уч-ся Шафеева Ильдара.Сложность работы заключалась в отсутствии необходимых исследований по изучению узоров на украшениях домовой резьбы, также сведений по развитию ремесел села Индерка. В ходе интервьюирования жителей выяснилось, что домовой резьбой в селе Индерка начали заниматься в конце XIX века. Резьбой занимались братья Мельзетдиновы Ремеслу они научились от отца и у мастеров поселка Сосновоборск и села Тешнярь. В разные годы работали много мастеров, создавали свой своеобразный рисунок наличников, подкарнизных досок, украшений калиток и ворот. Основой рисунка являются мотивы узоров древних булгар и татар Поволжья, возникшие в XIV – XIX веках16



1 Большая Советская Энциклопедия. Том 36

2 Назарова Н. и Савин О. Таланты народные. – Саратов,1978.

3 Назарова Н. и Савин О. Таланты народные. – Саратов,1978

4 Жаббарова Диана. Некоторые сведения из истории села Индерка. Вестник музея №1.2005. с10

5 Из интервью с Купаевым Абдуллой А. 68 лет.

6 Из интервью с Фахретдиновой Аминой Хайруловной.,пенсионерка 70 лет.

7 Из интервью с Купаевой Сафией Абдуловной, пенсионерка 82года.

8 Валеев Фауд.Татарский народный орнамент.- Чебоксары. 2002. с 111.

9 Семенцов А.Ю. Резьба по дереву.- Минск. 2003. с234.

10 Семенцов А.Ю. Указ. Соч.

11 Валеев Фауд. Татарский народный орнамент.- Чебоксары.2002. с.111-113.

12 Жаббарова Диана. Некоторые сведения из истории села Индерка. Вестник музея №1.2005. с10

13 Из интервью с Купаевым Абдуллой А. 68 лет.

14 Из интервью с Фахретдиновой Аминой Хайруловной.,пенсионерка 70 лет.

15 Валеев Фауд.Татарский народный орнамент.- Чебоксары. 2002. с 111.

16 Валеев Фауд. Татарский народный орнамент.- Чебоксары.2002. с.111-113.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.