Программа краеведческого кружка «Родной край: страницы истории» (на примере прошлого нашего села)
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждено:
Зам.директора по ВР Директором МБОУ
Тонких А.А.\_____\ «Ильинской СОШ»
«___»____________2018 Строна Н.Н.\______\
«_____»_________2018
Программа краеведческого кружка:
«Родной край : страницы истории»
( на примере прошлого нашего села)
Составила: учитель истории
Чернова Ю.В.
с. Новоильинка
2018-2019 уч. год.
Пояснительная записка
Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной историко-краеведческой комнаты.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.
Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана историко – краеведческая комната.
Цель: воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села средствами музейной педагогики.
Задачи:
1. Образовательные:
- овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.
2. Развивающие:
- развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
- овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.
3. Воспитательные:
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьной историко-краеведческой комнате.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.
Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.
Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).
Условия реализации программы.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».
Прогнозируемый результат и способы определения результативности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, села Новоильинка, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- уметь брать интервью;
- проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
- уметь представлять свою исследовательскую работу.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах, конференция
Учебно-тематический план
Раздел |
|
|
|
теория |
практика |
всего |
|
I. Введение |
1 |
|
1 |
II. Музей и история родного края |
4 |
6 |
10 |
III. Документоведение |
2 |
4 |
6 |
IV. Методика подготовки и проведения экскурсий |
2 |
4 |
6 |
V. Этнография родного края |
2 |
12 |
14 |
VI. Поисково-исследовательская работа |
4 |
12 |
16 |
VII. История нашего села |
|
8 |
8 |
VIII. Родословие |
2 |
4 |
6 |
IX. Итоговое занятие |
– |
1 |
1 |
Всего |
17 |
51 |
68 |
Календарно – тематический план.
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Введение -1 час |
||||
1 |
Вводное занятие. Лекция. Задачи и содержание работы историко – краеведческого кружка, особенности работы краеведов. |
1 |
|
|
Музей и история родного края – 10 часов. |
||||
2 |
Записи историко-краеведческих наблюдений. Методика сборов и фиксации материалов. Оформление заданий. |
2 |
|
|
3 |
Ведение дневников, полевых тетрадей, зарисовок. |
2 |
|
|
4 |
Экскурсия по селу с целью опроса информаторов. |
2 |
|
|
5 |
Сбор и обработка материала. |
2 |
|
|
6 |
Экскурсия по школьному музею. Знакомство с историей села. |
2 |
|
|
Документоведение |
||||
7 |
Записи историко – краеведческих наблюдений. Методика сборов и фиксации материалов. Оформление заданий. |
2 |
|
|
8 |
Практическое занятие. Разработка и проведение поиска по конкретной достаточно узкой теме. |
2 |
|
|
9 |
Оформительская работа с учетом создания и обновления экспозиций краеведческой комнаты. |
|
|
|
Методика подготовки и проведения экскурсий |
||||
10 |
Знакомство с видами экскурсий. Памяткой проведения экскурсий. |
2 |
|
|
11 |
Проведение экскурсии для учащихся школы, жителей и гостей села. |
2 |
|
|
12 |
Разработка пешеходных маршрутов памятных мест. |
2 |
|
|
Этнография родного края |
||||
13 |
Экспедиция по селу. Топонимика окрестностей села |
2 |
|
|
14 |
Сбор названий окрестностей села |
2 |
|
|
15 |
Конкурс картографов. Составление карты окрестностей села. |
2 |
|
|
16 |
Составление словаря топонимов и мини топонимов. |
2 |
|
|
17 |
Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о крестьянской утвари. |
2 |
|
|
18 |
Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о хозяйственном быте жителей села. |
2 |
|
|
19 |
Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о праздниках и обрядах. |
2 |
|
|
Поисково–исследовательская работа |
||||
20 |
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой краеведческой комнаты. |
2 |
|
|
21 |
Поисковая работа по письмам – запросам о судьбах пропавших без вести. |
2 |
|
|
22 |
Переписка, обмен краеведческими материалами, опытом краеведческой работы. |
2 |
|
|
23 |
Сбор материала и оформление экспозиций об участниках боевых действий в Чечне. |
2 |
|
|
24 |
Практическая работа. Уход за воинскими захоронениями. |
2 |
|
|
25 |
Исследовательская работа в военных архивах и музеях, помощь редколлегии книги Памяти. |
2 |
|
|
26 |
Практическая работа. Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла. |
2 |
|
|
27 |
Встречи, экскурсии по памятным местам села Новоильинка. |
2 |
|
|
История нашего села – 8 часов. |
||||
28 |
История образования села. |
2 |
|
|
29 |
Село Новоильинка в годы Великой Отечественной войны. |
2 |
|
|
30 |
Знатные люди села Новоильинка. |
2 |
|
|
Родословие – 6часов. |
||||
31 |
Составление древа семьи |
2 |
|
|
32 |
Сбор терминологий родства |
2 |
|
|
33 |
Исследовательская работа, родословная семьи. |
2 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Содержание программы.
Тема: « Введение» -1час.
Задачи и содержание работы историко – краеведческого кружка, особенности работы краеведов.
Тема: «Музей и история родного края» – 10 часов.
Теория: знакомство с историей основания села Новоильинка, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.
Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.
Тема: «Документоведение» – 6 часов.
Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.
Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.
Тема: « Поисково-исследовательская деятельность» – 24 часов.
Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.
Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Тема: «Этнография родного края» – 14 часов.
Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.
Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.
Тема: «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 6 часов.
Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.
Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.
Тема: «История нашего села» – 3 часа.
Теория: изучения история родного края, изучение истории села Новоильинка , основных вех его развития.
Практика: защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки. Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Новоильинка, оформление папок, походы по историческим местам.
Тема: Родословие – 6 часов.
Теория: изучение происхождения, истории и родственных связей родов и семей.
Практика: составление своего рода, летописи семьи.
Тема: Итоговое занятие - 1час.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
- технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Новоильинка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Хабарского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.