12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернова Юлия Васильевна53
стаж работы 37 лет, люблю свою профессию
Россия, Алтайский край, с.Новоильинка
2

Программа краеведческого кружка «Родной край: страницы истории» (на примере прошлого нашего села)

 
 

 

   

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Согласовано:                                                                           Утверждено:

Зам.директора по ВР                                                           Директором МБОУ

Тонких А.А.\_____\                                                             «Ильинской СОШ»

«___»____________2018                                                  Строна Н.Н.\______\

                                                                                            «_____»_________2018  

 

 

Программа краеведческого кружка:

«Родной  край  :  страницы  истории»

(  на  примере  прошлого  нашего  села)

 

                                                        Составила:  учитель  истории

                                                                                                                               Чернова Ю.В.

                                                                                                                   

                                                       с. Новоильинка

                                                   2018-2019  уч.  год.

                                                  Пояснительная записка

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной историко-краеведческой комнаты.

 Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.  Данная программа является наиболее актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

 Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана историко – краеведческая комната.

Цель:  воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Образовательные:

  • овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

  • развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;
  • овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работ.

3. Воспитательные:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьной историко-краеведческой комнате.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Использование экспонатов и документального материала, собранных кружковцами на уроках и во внеклассной работе.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 10-17 лет.

Сроки реализации программы – 1 год  (68 часов).

Условия реализации программы.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность».

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, села  Новоильинка, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • уметь  брать интервью;
  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;
  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных краеведческих чтениях, конкурсах, конференция

                                              Учебно-тематический план

Раздел

 

 

 

теория

практика

всего

I. Введение

1

 

1

II. Музей и история родного края

4

6

10

III. Документоведение

2

4

6

IV. Методика подготовки и проведения  экскурсий

2

4

6

V. Этнография родного края

2

12

14

VI.  Поисково-исследовательская работа

4

12

16

VII.  История нашего села

 

8

8

VIII.  Родословие

2

4

6

IX. Итоговое занятие

1

1

Всего

17

51

68

Календарно – тематический  план.

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение -1 час 

1

Вводное занятие. Лекция. Задачи и содержание работы историко – краеведческого кружка, особенности работы краеведов.

1

 

                   

Музей и история родного края – 10 часов.

2

Записи историко-краеведческих наблюдений. Методика сборов и фиксации материалов. Оформление заданий.

2

 

 

3

Ведение дневников, полевых тетрадей, зарисовок.

2

 

 

4

Экскурсия по селу  с целью опроса информаторов.

2

 

 

5

Сбор и обработка материала.

2

 

 

6

Экскурсия по школьному музею. Знакомство с историей села.

2

 

 

Документоведение

7

Записи историко – краеведческих наблюдений. Методика сборов и фиксации материалов. Оформление заданий.

          2

 

 

8

Практическое занятие. Разработка и проведение поиска по конкретной достаточно узкой теме.

          2

 

 

9

Оформительская работа с учетом создания и обновления экспозиций краеведческой комнаты.

 

 

 

Методика подготовки и проведения экскурсий

10

Знакомство с видами экскурсий. Памяткой проведения экскурсий.

         2

 

 

11

Проведение экскурсии для учащихся  школы, жителей и гостей села.

         2

 

 

12

Разработка пешеходных маршрутов памятных мест.

         2

 

 

Этнография родного края

13

Экспедиция по селу. Топонимика окрестностей села

2

 

 

14

Сбор названий окрестностей села

2

 

 

15

Конкурс картографов. Составление карты окрестностей села.

2

 

 

16

Составление словаря топонимов и мини топонимов.

2

 

 

17

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о крестьянской утвари.

2

 

 

18

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о хозяйственном быте жителей села.

2

 

 

19

Экспедиция по селу. Сбор и обработка материала о праздниках и обрядах.

2

 

 

Поисково–исследовательская работа

20

 Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой краеведческой комнаты.

2

 

 

21

Поисковая работа по письмам – запросам о судьбах пропавших без вести.

2

 

 

22

 Переписка, обмен краеведческими материалами, опытом краеведческой работы.

2

 

 

23

Сбор материала и оформление экспозиций об участниках боевых действий в Чечне.

2

 

 

24

Практическая работа. Уход за  воинскими захоронениями.

2

 

 

25

Исследовательская работа в военных архивах и музеях, помощь редколлегии книги Памяти.

2

 

 

26

Практическая работа. Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла.

2

 

 

27

Встречи, экскурсии по памятным местам села Новоильинка.

2

 

 

История нашего села – 8 часов.

28

История образования села.

2

 

 

29

Село Новоильинка в годы Великой Отечественной войны.

2

 

 

30

Знатные люди села Новоильинка.

2

 

 

Родословие – 6часов.

31

Составление древа семьи

2

 

 

32

Сбор терминологий родства

2

 

 

33

Исследовательская работа, родословная семьи.

2

 

 

34

Итоговое занятие.

1

 

 

 

 

Содержание программы.

Тема: « Введение» -1час.

Задачи и содержание работы историко – краеведческого кружка, особенности работы краеведов.

Тема: «Музей и история родного края» – 10 часов.

Теория: знакомство с историей основания  села  Новоильинка, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.

Тема: «Документоведение» – 6 часов.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.

Тема: « Поисково-исследовательская деятельность» – 24 часов.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Тема: «Этнография родного края» – 14 часов.

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.

Тема: «Методика подготовки и проведения экскурсий» – 6 часов.

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Тема: «История нашего села» – 3 часа.

Теория: изучения история родного края,  изучение истории села  Новоильинка , основных вех его развития.

Практика: защита проектов по истории села, творческий отчет «Что ещё быть может краше, чем в краю родимом жить», проведение экскурсий, поездки.  Составление схем по истории села, библиографических указателей статей о селе Новоильинка, оформление папок, походы по историческим местам.

Тема: Родословие – 6 часов.

Теория: изучение происхождения, истории  и родственных связей родов и семей.

Практика: составление своего рода, летописи семьи.

Тема: Итоговое занятие - 1час.

 Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Новоильинка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей  Хабарского  района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.