"Главная песнь страны"
Автор публикации: Е. Демченко, ученица 10 класса
«Главная песнь страны»
Автор: Демченко Екатерина
ученицы 10 класса «Э» МОБУ «СОШ №10»
Руководитель: Шигеева Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
Исторически так сложилось, что издревле народы стремились иметь свою атрибутику - отличительные знаки: родовые гербы, флаги, музыкальные опознавательные знаки. В минуты радости и горя, побед и поражений они объединяли вокруг себя людей, весь народ, который во имя Родины шел в бой со знаменем в руках, не роняя его до победного конца. И где бы ни находились - пели гимн, с честью и достоинством представляя свою страну.
Гимн, являясь музыкальным опознавательным знаком страны, олицетворяет частицу сердца своей Родины - народа, живущего в ней, в котором каждый житель страны видит, ощущает себя и частицу своей души. Поэтому в гимне каждой страны очень важным является объединяющий фактор, сплачивающий весь народ, в один мощный рычаг, способный поднять боевой его дух во имя своей Родины.
Целью работы является исследование истории государственного Гимна России.
Задачи:
- узнать происхождения слова «гимн»;
- изучить историю Гимна России;
- показать становление Гимна России как символа государства;
провести исследование на знание гимна России и цветовое его восприятие человеком.
Гипотеза: я предположила, что социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна.
Прослеживая эволюцию государственных гимнов, принятых в разных странах, видим, что они неоднократно менялись (особенно слова), в зависимости от требований времени, а порой и политических взглядов. Следует отметить, что гимн страны является различительным знаком, и его мелодия (музыка) является первенствующей и важной составляющей. Гимн, как и любое музыкальное произведение, опознается не по словам, а по мелодии, и именно мелодия гимна служит знаком, позволяющим узнавать владельца гимна, слова же в нем имеют второстепенное значение, и на практике никак не влияют на способность гимна исполнить опознавательную функцию.
В определенный исторический отрезок времени каждый гимн выполняет свою роль, символизирующую определенные действия и остается неизменным. Важно лишь то, чтобы он выражал волеизлияние всего народа, являлся объединяющим фактором, чтобы каждый полноправный гражданин страны, где бы он ни находился, слушая гимн или воспроизведя его сам, с чувством гордости мог сказать или подумать: «В этом гимне есть выражение частицы меня самого, частицы сердца народа - импульса моей Родины». Политические устремления с течением времени меняются, что приводит к необходимости смены текстов. Поэтому в музыке и словах гимна не должно быть и намека, что могло бы вызывать боль в сердцах многих людей, а наоборот, он должен иметь объединяющий фактор, являющийся национальным, общечеловеческим.
Россия является мировым лидером по смене национальных гимнов. С 1816 года по сегодняшний день гимн России менялся 7 раз. Смена была обусловлена серьезными причинами, тесно переплетенными с политическими и глобальными изменениями государственного строя.
Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос» - «торжественная, хвалебная песнь». До XVII века в России во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения.
Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Несколько тысячелетий назад многие народы в торжественных песнопениях славили красоту родной земли и её богатства, подвиги предков. История гимна России непредсказуема и полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном на Руси можно считать боевой кличь и тост «За Русь».
Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привёз оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы).
Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости.
В XVII в. из Польши в Россию пришел особый вид гимнов - канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер.
В «Сказании о Мамаевом побоище» звук труб русской рати играет роль предвестника победы, показывает силу морального превосходства войска Дмитрия Донского над полчищем Мамая.
Можно с уверенностью говорить о значительном влиянии на становление музыки в России Византийской традиции. Древняя Русь получила своё богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце X в.
Социальная и национально-освободительная борьба народов вызвала к жизни новые гимны, служившие боевыми народными песнями.
Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи
Правление первого русского императора, ознаменованное столь бурными преобразованиями во всех сферах общественной и государственной жизни, не могли не оставить свой отпечаток и на музыке. Как пишет историк Г.А. Мурашев, военная музыка, военные марши целиком заполнили эпоху Петра I.
Первой мелодией, не утратившей своей популярности на протяжении многих десятилетий, стал «Преображенский марш», созданный во время Северной войны неизвестным капельмейстером. Этот марш вплоть до 1790 г., когда появился «Гром победы», фактически был гимном Российской империи. Именно под этот марш преображенцы сажали на престол Екатерину I, несли на своих плечах к трону Елизавету Петровну, сопровождали будущую Екатерину Великую в походе против Петра III.
Звучал он и в сражениях, где под ускоряющуюся музыку, повинуясь ударам барабана под левую ногу, полки переходили с шага на бег, завершая его штыковой атакой. Военным «Преображенский марш» полюбился из-за его темпа. Он одинаково хорошо звучал и при медленном (60-80 шагов в минуту), и при быстром (120 шагов). В качестве примера можно сказать, что парадный темп караула у мавзолея Ленина при смене - 60 шагов.
В походах марш сопровождался пением, причем слова менялись в зависимости от времени действия и политической конъюнктуры. Существует целый ряд текстов на мелодию «Преображенского марша», но большинство из них, видимо, из-за слабых музыкальных способностей полковых писарей, художественными достоинствами не отличаются.
Вторым гимном России, тоже неофициальным, стал полонез Осипа Козловского на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», созданный ими в 1791 году в честь взятия русскими войсками под командованием Александра Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни.
Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. С. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная (нецерковная) песнь ежевечерне исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. «Коль славен» быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа.
«Коль славен…» является уникальным случаем в истории гимнографии, поскольку в его тексте не упоминается страна, чьим гимном претендует быть это сочинение. Вся песнь – это гимн высшему Творцу. Он никогда не был официально признан в качестве государственного гимна России, хотя по некоторым сведениям император Павел I своим указом все же утверждал его в этом качестве.С 1856 по октябрь 1917 года куранты на Спасской башне Московского Кремля дважды в день вызванивали «Коль славен…» и «Преображенский марш».
Первым уже официальным государственным гимном России стала «Молитва русских». Слова В.А. Жуковского были положены на широко известную за пределами Великобритании музыку «Боже, храни короля». Авторство ее оспаривается по сей день. Одни утверждают, что ее написал в 1740 г, учитель музыки Генрих Кэри для короля Георга II. Другие - будто сам Г.Ф. Гендель. Во всяком случае, в седьмом лондонском издании национальных гимнов мира в 1987 г. ни автор текста, ни композитор гимна «Боже, храни короля» не указываются.
А вот наш поэт В.А. Жуковский в 1815 г. сумел сочинить вполне удачный текст на музыку «Боже, храни короля».
Повелением Александра I гимн стали исполнять в учебных заведениях столицы, в день празднования годовщины Царскосельского лицея (кстати, с двумя куплетами, которые написал А.С. Пушкин), на парадах в Варшаве. Словом, Россия, наконец обрела собственный гимн. «Молитва русских» стала первым официальным гимном. Казалось, так будет долго. Но не прошло и 17 лет, как наша Родина получила новый гимн, написанный собственным композитором на слова собственного автора. Этим композитором оказался культурнейший и высокообразованнейший человек - Алексей Федорович Львов. Гимн, написанный им, просуществовал век. Он был отменен лишь 2 марта 1917 г
Гениальность гимна «Боже, царя храни!» состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире: всего шесть строк и 16 тактов легко западали в душу, без труда запоминались.
Кроме официального гимна с 1836 г. широко распространяется «Славься» М.И. Глинки. Глинка, будучи одним из величайших русских композиторов и основоположников классической русской музыки создал гениальную оперу «Жизнь за царя». Одна из самых ярких частей оперы «Славься» неофициально использовалась в качестве национально-патриотическиго гимна, прославляя личность монарха.
В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел впрошлое и гимн. В Россию пришла "Марсельеза" в конце XVIII - начале XIX веков. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знавшим французский язык. Под названием "Рабочей Марсельезы" песня стала хорошо известной с 1875 года. В дни революции 1905 -1907 годов ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской "Марсельезой" Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам:"Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…".
К 1917 году песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. "Марсельезу" исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т.д. При ее исполнении снимали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант "Марсельезы", а пелась русская "Рабочая Марсельеза": Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823–1900), а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865–1936): с 1917-1918 гг. - «марсельеза»,
«Интернационал» к началу XX века стал общепризнанной боевой песней мирового пролетариата. Слова этого гимна принадлежат перу французского поэта Э. Потье, которого Ленин назвал «одним из самых великих пропагандистов посредством песни». Воспевающий революцию гимн был сложен в 1871 г. дни, когда погибла Парижская коммуна. Спустя 17 лет рабочий Пьер Дегейтер написал музыку, на которую положил стихи Потье. Через несколько лет «Интернационал» становится признанным гимном французских социалистов, что официально закрепляет своим решением первый объединенный конгресс социалистических организаций Франции (1899). Одним из участников конгресса стал А. Коц, молодой русский студент из Донбасса, у которого тогда же возникла мысль сделать текст «Интернационала» достоянием русских революционеров.
Уже в 1906 г. «Интернационал» вошёл в нелегально выпущенный сборник революционных песен, составленный музыкантом Д.А. Черномордиковым. В.И. Ленин, вернувшийся из эмиграции в апреле 1917 г., предложил использовать «Интернационал» вместо «буржуазной» «Марсельезы», который с этого времени, по сути становится альтернативным гимном пролетарских и солдатских масс. 7 апреля газета «Правда» в одном номере с опубликованием знаменитых Апрельских тезисов поместила статью, в которой подчёркивалось значение пролетарского гимна: «Такое же значение, как красное знамя, имеет песня «Интернационал» Она напечатана в № 1 «Правда». Её поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях».
С 1918 по 1943 гг. государственным гимном РСФСР стал «Интернационал», а после образования Советского Союза в 1922 году, он же стал гимном СССР до 1943 года.
Работа по подготовке нового гимна Советского союза проходила в тяжелые для страны 1942-1943 гг. Была создана специальная правительственная комиссия (с участием И.В. Сталина), которая должна была выбрать из множества вариантов несколько, наиболее приемлемых, для заключительного тура. В творческом кроссе по созданию гимна СССР участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. Причём многие из них предложили по несколько вариантов музыки и слов. Текст гимна, отобранный комиссией, подготовили военные корреспонденты официального печатного органа ВВС «Сталинский сокол» С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан. Музыка на стихи «Союз нерушимый …» была представлена на конкурс многими прославленными композиторами: - А. Александровым, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, М. Блантером, Т. Хренниковым, С. Чернецким, В. Кручининым …. Композиторская гонка завершилась, однако, ничем: ни одна связка «текст - музыка» не сработала. Вопрос о новом гимне решался на заседании Политбюро, в результате в обсуждение вмешался сам И.В. Сталин, который предложил понравившиеся слова С.В. Михалкова и Г.А.Эль-Регистана соединить с уже широко известной музыкой «Гимна партии большевиков». «Гимн партии большевиков» был создан А.В. Александровым весной 1939 г. к XVIII съезду ВКП (б). В новогоднюю ночь 1944 г. все радиостанции страны впервые передали новый Государственный гимн СССР, утвержденный накануне пленумом ЦК ВКП (б) .В тот же день пленум постановил « … сохранить гимн «Интернационал», как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Партийный и государственный гимн как бы поменялись местами.
Несмотря на то, что гимну придавалось огромное значение, после войны сложилась парадоксальная ситуация: вплоть до 1984 г. не было утверждено Положение о гимне СССР, и на местах его использовали по своему разумению; кроме того, все союзные республики (кроме РСФСР) обзавелись, наряду с государственными, своим собственным гимном, и только РСФСР оставалась единственной республикой в составе СССР, которая не имела своего гимна. Попытки нескольких ведущих композиторов создать гимн России оказались безуспешными.
Текст гимна выдержал несколько редакций. Основные идеи, естественно, сохранялись - выбрасывались или изменялись лишь некоторые слова, ставшие «неудобными». Например, после смерти И. Сталина были удалены все упоминания о «вожде народов».
Текст последнего по времени действия Гимна СССР был утвержден указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977г. 7 октября того же года была принята новая Конституция СССР. Впервые в истории советского государства в Основном законе появилась статья о Государственном гимне СССР. Тем самым власть подчеркнула значение официального символа суверенного социалистического государства.
С 1943 по 1955 годы исполнялся новый Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик «Союз нерушимый республик свободных», а с 1955 по 1977 гг. гимн стал исполняться без слов, так как в прежнем тексте упоминался Сталин. В 1977 году создается вторая редакция Государственного гимна СССР. В 1990 году правительство РСФСР приняло постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР.
После президентских выборов 2000 г. вопросы, связанные с утверждением главных государственных символов России, вновь обрели актуальность. Поскольку «Патриотическая песнь» М.И. Глинки не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве официального государственного гимна законодательно, российское руководство проявило заинтересованность в окончательном решении данной проблемы.
Решающую роль в выборе текста и мелодии будущего гимна теперь играли не представители творческой интеллигенции, а российские политики. Новый президент РФ В. Путин предложил В. Яковлеву, губернатору Санкт-Петербурга возглавить рабочую группу и внести в Госсовет предложения по символике государства. Судьба российского гимна решилась в Парламенте, где рассматривались различные варианты: фракция СПС предложила утвердить в качестве гимна известную песню В. Агапкина «Прощание славянки», написанную в далеком 1912 г., независимые депутаты - «Широка страна моя родная», коммунисты отстаивали гимн А. Александрова. Сам президент неоднократно высказывался, что он не против того, чтобы произведение Александрова взять за музыкальную основу гимна РФ; ранее, кстати, музыка Александрова уже была утверждена как гимн союза России и Белоруссии. В итоге было принято окончательное решение: утвердить государственный гимн на редактирование, в связи с нынешними политическими реалиями, слова С.М. Михалкова и музыку Александрова. Закон «О государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000г. Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000г. Президентом РФ
В новое тысячелетие Россия вступила с полноценной системой законодательно утвержденных государственных символов.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, гимн является неотъемлемой частью символики государства. Гимн служит, средством поднятия духа, народного самосознания, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою страну.
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Подрастающее поколение должно знать символы своего государства, родного города, гордиться своей историей.
Практическая часть: «Определение уровня знаний государственного гимна РФ».
Для определения знания истории гимна РФ было проведено исследование, в котором принимали участие не только дети, но и взрослые.
Респондентам были предложены анкеты с 3 вопросами, которые должны были определить уровень знаний по истории гимна. Всего было опрошено 56 респондентов 9-10 классов.
На первый вопрос «Назовите 2 первые строчки гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся составил 100 %.
На второй вопрос «Знаете вы авторов гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся составил 46 %.
На третий вопрос «Знаете ли вы об исторических изменениях гимна нашей страны» верный ответ среди обучающихся составил 73 %.
Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что, уровень знаний истории гимна у обучающихся не достаточно высок. Только часть учеников смогли назвать авторов современного гимна, и вспомнить из истории только гимн Советского Союза.
Таким образом, проведенное «Знаете ли вы историю гимна России?» исследование говорит о том, что уровень знаний у учащихся можно оценить как средний.
Безусловно, звучание государственного гимна вызывает у людей чувство гордости. Даже иностранцы не остались равнодушными. И это особенно приятно. У корейца слезы на глазах, чилиец чувствует себя русским, американец призывает уважать Россию. В общем, наш гимн творит чудеса!
Мэйсон Боумик:
Говорите , что хотите, но ни в одной стране нет такого ЭПИЧЕСКОГО гимна...
Киту Матенду:
Это самый красивый государственный гимн в мире…
Себастьян Контрерас:
Даже если вы не русский, приходится признать: этот гимн абсолютно красив, патриотичен и легко запоминается.
Людин Даниэль:
Я ни в коем случае не националист, но этот гимн просто великолепен (я швейцарец, а не русский).
В 2014 году на Олимпийских играх в Сочи мы с гордостью, до мурашек, слушали хор московского Сретенского монастыря, который исполнил гимн России на открытии Олимпиады в Сочи. Во время пения на стадионе «Фишт» множество людей с лампочками сформировали флаг РФ, который как-бы колыхался на ветру. Флаг России поднял космонавт Сергей Крикалев. Я думаю, это не оставило равнодушных.
Но сегодня, к сожалению, инцидентов с российской национальной атрибутикой на международных соревнованиях в последние годы было немало — до того, как использовать её запретили вообще. Организаторы турниров то путали гимны, то вывешивали перевёрнутый флаг…
Спортсменов, естественно, все эти ошибки приводили в возмущение и замешательство: как реагировать на такое неуважение?
Найти достойный ответ удалось женской молодёжной сборной России по хоккею. Девушки не растерялись и исправили ляп, случившийся на чемпионате мира 2015 года в США. Да так, что аплодировали даже сами американцы!
Однако соревнования в США стартовали для сборной с неприятного казуса. На первом же матче группового этапа, в котором россиянки встречались с чешками, организаторы турнира допустили ошибку с гимном России, ставшую уже типичной. Вместо мелодии Александрова американцы включили… «Патриотическую песню» Глинки, служившую гимном РФ до 2000 года. Молодые спортсменки поначалу, кажется, даже не поняли, что за композиция играет на ледовой арене — за время юниорской карьеры слышать эту версию гимна им не приходилось. Девушки молча дождались окончания произведения, а затем, после небольшой паузы, капитан нашей команды решила всё-таки прояснить ситуацию. Хоккеистка подъехала к бортику и побеседовала с организаторами, после чего выяснила, что ожидать правильной музыки сборной не стоит — как, видимо, и уважительного отношения.
Но спортсменки не растерялись и нашли красивый выход из ситуации. Когда капитан вернулась в строй команды, хоккеистки попросту решили исполнить гимн страны самостоятельно — а капелла! Девушки хором пропели всю композицию целиком, впечатлив тем самым даже местных фанатов: американцы кричали и аплодировали находчивым россиянкам. По данным Федерации хоккея России, организаторы турнира позднее принесли российской стороне официальные извинения за случай с гимном. Фанатов же восхитила реакция спортсменок на инцидент: видео с чемпионата мира быстро стало хитом в интернете
Мужская сборная России одержала победу в эстафетной гонке на чемпионате мира в 2017 году. Пока диктор на мероприятии объявлял победителей, российские чемпионы снял шапки, поправили прически… и тут заиграла вместо нынешнего гимна "Патриотическая песня" Михаила Глинки, использовавшаяся в качестве гимна с 1990 по 2001 год. Наши чемпионы начали переглядываться, не понимая, что происходит и почему звучит эта мелодия.
В зале начался свист в адрес непутевых организаторов. И даже французы смогли разобраться, что заиграл не тот гимн.
В итоге ситуацию спас Дмитрий Губерниев. Комментатор подождал немного и, потеряв веру в организаторов, выбежал на сцену, отнял микрофон у ведущего церемонии, после чего передал его биатлонистам. Наши герои не растерялись и сразу же затянули: "Россия священная наша держава…"Тут же подхватили песню и болельщики. Когда уже часть гимна была пропета а капелла, все-таки была найдена правильная версия главной мелодии страны.
Психологи утверждают, что при звучании музыки у человека возникают определенные цветовые ассоциации. Некоторые люди видят «цветами». Вот и мы попробовали «увидеть» наш гимн цветами. Каждому учащемуся был выдан текст гимна. И на его звучание ребята писали свои цветовые ассоциации. Я обработала их и получила следующий результат.
Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашего государства, знание которых традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного человека. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Гипотеза выдвинутая в начале работы «Социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна», полностью подтверждается. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего современную Россию, в которой мы живем.
Информационные источники:
https://iamik.ru/news/tekhnologii/65465/ Гимны, народы и страны
https://school-science.ru/4/5/734 - История гимна России.
https://ru.wikipedia.org/wiki/ - История гимнов России и СССР
https://wika.tutoronline.ru/obshhestvoznanie/class/5/osnovnye-svedeniya-o-gosudarstvennom-gimne-rossii - Основные сведения о государственном гимне России
https://www.pravmir.ru/gimnyi-rossii/ - Гимны России
https://www.pnp.ru/social/grazhdanskie-molitvy-zdravicy-i-marshi-kak-menyalis-gimny-rossii.html - «Гражданские молитвы», здравицы и марши: как менялись гимны России.
https://aif.ru/dontknows/evolyuciya_rossiyskogo_gimna_ot_voennyh_marshey_do_melodii_glinki - Эволюция российского гимна: от военных маршей до мелодии Глинки
https://www.baby.ru/wiki/gimn-rossii/ - Гимн России: история создания, авторы и текст