12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Матвеева Светлана515
Музыкальный руководитель.Работаю в детском доме С 1991г.Дети, свои,чужие-все мои. Приёмная мама с 2001г.Верю в "Бумеранг Добра"! Случилось убедиться,И это-так!
Россия, Владимирская обл.
Материал размещён в группе «Музыкальный руководитель»


Музыкально-тематический лекторий



«ИСТОРИЯ

ГИМНА

                                                                       И

ОТЕЧЕСТВА!»




Музыкальный руководитель

« ГКУ ВО центр содействия семейному воспитанию и постинтернатного сопровождения»

Владимирская обл. г. Собинка

Матвеева С.П.




-2-


Матвеева Светлана Петровна- Муз. Руководитель

Категория-высшая.

Музыкально-тематический лекторий «От истории Гимна к истории Отечества».

Состоит из двух частей.

1часть-информативная.

2ая часть- закрепляющая в игровой форме. Состоит из Викторины (по командам) и Кроссворда.

Подача материала ведется с использованием фильма-презентации. Аудитория- 1-4 классы.5-11кл.

Ведущие мероприятия сами воспитанники.

Текст озвученный в фильме, в текстовом редакторе, выделен курсивным начертанием.

Время проведения 50мин.


Одной из актуальных проблем в воспитательной работе с детьми и подростками является тема,  связанная с патриотическим воспитанием, и пониманием значимости государственной символики Российской Федерации.  Государственные символы – связаны с историей нашей страны и ее сегодняшним днём.

Особенность исторического пути Гимна РФ тесно связана с историей нашего государства. Знать и уважать символику своего государства – гражданский долг каждого человека. 

Цель мероприятия  –  воспитание у учащихся чувства уважения к истории Родины и государственной символике.

Задачи:

Воспитание  у детей уважительного отношения к государственным символам России.

Расширение исторических  знаний, через изучение истории создания   Государственного гимна России;

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Развитие  познавательных способностей.

Ожидаемый результат:

популяризация и осознание значимости Государственного Гимна Российской Федерации;

 расширение исторических знаний и представлений о государственной символике;

развитие творческих способностей и познавательного интереса у детей


1 ЧАСТЬ. Звучит песня-хоровод (в исполнении вокальной группы)

«Россия –матушка».

«От Истории Гимна к истории Отечества».

Вед2: Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация.

Вед1: Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому, что наши отцы, деды, прадеды жили и работали в этой стране, защищали Россию для будущих поколений.

Вед2: Мы с любовью зовём Россию Родиной, потому что родились в ней. Внимание на экран….

Просмотр фильма:

«Сегодня мы с вами сделаем небольшую экскурсию по истории России, через историю создания Гимна нашей Родины. Кто из вас знает, что такое гимн и где он появился впервые?

ВИЗАНТИЯ –государство, которое считается «золотым мостом » между Востоком и Западом, именно там появились и стали записываться первые хвалебные песни – прославляющие подвиги героев во имя Отечества.

Такие песни называются Гимном …….

«Молодых теперь настало время Славить нам . Здрав будь князь, и вся дружина здрава ! Слава князьям и дружине Слава!»

Гимн пришёл к нам из Византии , вместе с культурой , религией и прочим…

Эти хвалебные и торжественные песни, настолько нравились всем, что церковь тут же воспользовалась этим. Так появились многие божественные Гимны: например «Гимн Богородице »и многие другие церковные песнопения…….

Слушание Фрагмент «гимн Богородице»(братия Валаам неневестная)

Пауза в фильме---стопкадр(1.16 кадр «Старая Русь»)


Вед1: Но ни одна из многочисленных церковных песен ,не стала на Руси Гимном .

Вед2: Вы спросите почему ? Потому, что не было Единого Государства .

Русь была раздробленной .

Кадры «Всадник» и «Поле брани»


Каждый жил за себя и для себя, у каждого имелся свой удел земли , герб , флаг , возможно и свой Гимн .

Стоп кадр на «Москва»


Вед2:В течение долгого времени функцию Гимна исполняли церковные православные гимны , какие именно – теперь уж узнать невозможно .

Внимание на экран:

Просмотр фильма:

«Много царей правило на Руси , но кто же из них обратил внимание на то , что у других стран есть свой гимн, а у нас нет? Кто решил, что нам тоже нужен свой Гимн, который обьединит всех людей государства?

Им стал Пётр- I .Тогда и появился «Преображенский марш » -марш первого петровского полка. Причём автор его неизвестен!

Слушание -«Преображенский марш »

Этот марш исполнялся во время торжественных событий (при коронации Екатерины I (1724 году ), на военных парадах ,смотрах. Он был очень популярен в России вплоть до 1917 года.

Стоп кадр «Стрельцы»

Вед1:А чем славен 18-ый век?

Вед2: Лжедмитрий, Крепостное право, Первый русский банк, Суворов, ну и конечно же Екатерина Великая!

Просмотр фильма:


Во второй половине XVIII – царствования Екатерины II ,был сочинён марш в честь победы русского оружия во время Русско- турецкой войны .Победу одержал Суворов. Авторм Гимна стали :слова- Г.Р Державин, музыка О. А .Козловского « Гром победы раздавайся » , т.к. то время было эпохой полонезов ,то этот марш и был написан в форме и стиле полонеза . До нас эта музыка дошла полонезом из оперы П.И. Чайковского «Пиковая Дама » .


Слушание Полонеза из оперы П.И. Чайковского

«Пиковая Дама » .


Стоп кадр «Екатерина Великая»


Вед2: Екатерина 2,Екатерина Великая! Как много связано с ней различных событий на Руси и таинственных историй.

Вед1: А, что же было после правления Екатерины 2?

Кадр Царь Павел1

ВЕД2: После Екатерины на престол встал Павел I , а он ревновал и ненавидел всё, что было сделано его матерью , и следовательно - марш исполняться перестал .

Вед1: А далее?..........

Кадр Царь Александр Павлович.


Вед2: Далее наступило время правления Александра I .

А В 1812 году началась Отечественная война , - (с Наполеоном )

Вся страна поднялась на борьбу с врагом. Сколько героических поступков было сделано во имя свободы и защиты Родины.


Просмотр фильма:

И снова возникла необходимость в музыкальном символе. За неимением собственного был взят английский гимн « GOOD , SAVE THE KING » перевод значил: Боже ,храни короля» .

Почему английский? Он тогда был моден в Европе , и ещё ориентир на передовую страну .Русский текст к английскому гимну написал известный русский поэт В. А. Жуковский , но музыка оставалась чужая – английская .


Вед2: А вы знаете, что этому английскому гимну 300лет? З00 лет гимн обьединяет людей государства Британии.

В этой стране почитают и чтят традции , любят гимн душою и сердцем. А Слушают гимн- величественно, стоя.


Стоп кадр на «Как слушают Гимн»


Вед1: У японцев, гимну, дошедшему до нашего времени , сохранённому предками – 200 лет. Англичане обскакали японцев на сто лет.


Просмотр фильма:

Когда на престол встал Николай I , поездив по различным странам, он понял ,что должен быть свой народный гимн. Царь даёт указание, чтобы на текст В.А. Жуковского, сочинили свою – русскую национальную музыку . Это сделал блестяще придворный композитор А. Ф. Львов . Национальный гимн впервые прозвучал 11декабря 1833 года в Большом театре города Москвы.


Слушание Гимн «Боже, царя храни»

Стоп кадр на «Авторы гимна царской России»


Вед2: Газеты писали : «гром рукоплесканий…все требовали автора…»

Этот русский Гимн был самым кратким в мире : всего шесть строк текста и 16 тактов , легко запоминались , почти с первого раза .


Кадры Николай 2.


Вед1: Шло время .На престол встал Николай II .

Гимн остаётся прежним . Наконец-то , свой , русский : текст и музыка –всё своё !

Однако, случилась Революция!


Просмотр фильма:

После Февральской революции Временное правительство , конечно , отказалось от старого Гимна – ведь Россия перестала быть Монархией , нет царя, нет и гимна.

Встал снова вопрос о новой Государственной символике . Даже был обьявлен конкурс на новый гимн. Победителем стал гимн сочинённый композитором А.Т. Гречанинова на слова К. Д . Бальмонта .

Но после революции В.И. Ленин предложил в качестве гимна «Интернационал ». И в 1918 году он становится первым Государственным Гимном Советского Государства слова Э. Потье , муз . П. Дегейтора . И снова, это не русская музыка.

Стоп кадр «Карта России»

Вед1: Хочется немного остановиться на Интернационале.

Интернациона́л — международный пролетарский гимн;

гимн коммунистических партий, социалистов и анархистов, официальный гимн РСФСР (1918—1944),

Вед2: Слова «Интернационала» написаны Эжен Потье- он француз, сражавшийся на баррикадах города за свободу, где и обнаруживает поэтический дар. Правда, сначала слова «Интернационала» звучали на мотив «Марсельезы». Музыка появилась позже.

Вед1: Это был тоже француз- Пьер Дегейтер. Дегейтер успешно совмещал работу токаря-металлиста, с музыкальным хобби —Пьер Дегейтер нёс службу военного музыканта в рядах французской армии. Однажды его попросили сочинить музыку на широко к тому времени известные стихи. Дегейтер справился с заданием блестяще!


Просмотр фильма:

Интернационал на очень долгое время прижился в нашей стране, у нашего народа. Его знали и пели даже дети. Это была песня , обьединяющая и поднимающая людей на подвиги. ИНТЕРНАЦИОНАЛ помогал смело смотреть врагу в глаза, внушая страх и недоумение: «откуда эта СИЛА?»

Стоп кадр «Будем достойными сынами»


Вед1: Интернационал существовал гимном в нашей стране до 1944года. Время управления страной Советским революционером и коммунистом И.В.Сталиным.

Вед2: Слова «Интернационала » перестали соответствовать духу времени Сталин говорил : Интернационал написан французами . И он устарел .

Нам нужен наш , Советский Гимн ».


Просмотр фильма:

И началась работа над новым гимном. Это было тяжёлое для страны время :1942 -43 годы , шла Великая Отечественная война .Но гимн был создан. Новый Государственный Гимн СССР впервые прозвучал в ночь на 1 января 1944 года (Новый Год ) , а с 15 марта, стал исполняться по радио ежедневно в 6 часов утра и 12 часов ночи .

Слушание Гимна СССР


Просмотр фильма:

И снова в нашей стране потрясения-

Перестройка в СССР 1985-1991 год.

Это время стало масштабным периодом в истории нашей страны, охватившем социальную и политическую жизнь государства.Лозунгами народа были Демократия и Гласность,свобода и Реформа.

Распад СССР. «Союз нерушимый республик свободных» , нарушен и прекращён.

Т.О. Возникла необходимость нового гимна.

В качестве государственного гимна Российской Федерации временно была утверждена «Патриотическая песня » М.И. Глинки – это русский композитор конца XIX века . Эту песню Глинка написал ещё при Николае I , но она, так и осталась в нотном наброске. Тогда предпочтение было отдано музыке другого композитора –напомню -(Львова).

Глинка забыл о своём замысле , и более полувека песня оставалась в архиве .

И вот, 23 ноября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР мелодия Глинки была единогласно утверждена в качестве государственного гимна РСФСР

Гимн исполнялся без слов, общепризнанного текста для «Патриотической песни» не было.


Слушание «Патриотическая песня »


Слова имеют очень важное значение для любого национального гимна . Ведь в них должна отражаться и любовь , и забота о народе , родной земле , гордость за государство , защита от врагов , подвиги народа , которые живут в сердцах и памяти людей многих поколений.


Стоп кадр 21 Век


Вед1: Наконец , решающую роль в выборе текста и музыки Государственного гимна сыграли российские политики 21ВЕКА.


Вед2: Депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации. Именно они приняли окончательное решение : утвердить Государственный Гимн России на слова К.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова ( мелодию прежнего государственного гимна СССР ).

Стоп Кадр «Авторы Гимна»


Вед1: 8 декабря 2000 года был принят закон о Государственном Гимне Российской Федерации и подписан президентом РФ – В. В. Путиным 25 декабря 2000 году.


Просмотр фильма:


И теперь , наконец - то , у нас с вами есть свой русский гимн: нашего любимого государства, где и музыка и слова написаны нашими русскими авторами, людьми живущими в нашей стране, живя вместе с нами общими делами , событиями и переживаниями .


Разучивание Гимна Р Ф – Исполнение .







2.ЧАСТЬ.


Читают стихи ребята о единстве России.


Далее делимся на 2 команды.


Кроссворд( автор Матвеева С.П)

По горизонтали:


2.Музыкальный символ России (Гимн )


4.Государственный Гимн после революции (Интернационал)


7.Патриотическое чувство к своей Родине ( гордость )


8.РусскЬий царь- основоположник Гимна в России ( Пётр I )


9.автор первого Гос. Гимна ( Львов )


12.При нём создали Гимн : « Боже царя храни » ( Александр I)


14.Символ Государства ( Герб )


15.Календарный месяц утверждения нового Гос. Гимна в

Российской Федерации ( декабрь )


16.автор слов 1-го Российского Гимна ( Жуковский)


17.Глава РФ сегодня (президент)


По Вертикали:

1 Символ Государства (флаг)


5. Автор слов современного Гос. Гимна России (Михалков)


6 .Страна со своим правительством и законами (Государство)


10. Страна , где ты живёшь (Россия)


11.Без них Гимн существовать не может ( слова )


12. Автор музыки Гос. Гимна РФ ( Александров )


13.Большая группа муз. инструментов , исполняющая гос. Гимн (оркестр)


18.В первом российском Гимне говорится , что его хранит Бог. (царь)






Кроссворд ( автор Матвеева С.П)


По горизонтали:


2. Музыкальный символ России


4. Государственный Гимн после революции


7. Патриотическое чувство к своей Родине


8. РусскЬий царь- основоположник Гимна в России


9. Автор первого Гос. Гимна


12. При нём создали Гимн : « Боже царя храни »


14. Символ Государства


15. Календарный месяц утверждения нового Гос. Гимна в

Российской Федерации


16. Автор слов 1-го Российского Гимна


17. Глава РФ сегодня




По Вертикали:


1. Символ Государства


5. Автор слов современного Гос. Гимна России


6. Страна со своим правительством и законами


10. Страна , где ты живёшь


11. Без них Гимн существовать не может


12. Автор музыки Гос. Гимна РФ


13. Большая группа муз. инструментов , исполняющая Гимн


18.В первом российском Гимне говорится , что его хранит Бог.






ВИКТОРИНА ( по командам ):

Для старшего звена(5-11классы)

1. Задание: Собрать афоризм о Родине.(Выдаются карточки с словами в разнобой)


Надо чтобы родина была для нас дороже нас самих…

(античный аф.)


Любят Родину не за то, что она велика ,а за то, что своя…

( Сенека)


Нет ничего худшего ,чем блуждать в чужих краях…

( Гомер)


На чужбине ещё больше Родину ценят…

(Афганская пословица)


Защита Родины есть защита своего достоинства…

(Н.К.Рерих)

Дым Отечества ярче огня чужбины…

(античный афоризм)


Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя…

(Гораций)


Самое дорогое для человека на чужбине - Родина…

(арабская пословица)


. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнь.

( Ю. Яковлев .)


.. Родина начинается на пороге твоего дома .

( Ю . Яковлев ) .


.. Для Родины своей , ни сил ни жизни не жалей .

( пословица )


……. Родина – мать , умей за неё постоять .

(пословица)









t1604134223aa.jpg




Викторина для младшего звена (1-4 классы)

2.Задание: Кто быстрее из предложенных пословиц – афоризмов

выберет те, где говорится о Родине :


1.Кто хочет много знать , тому мало надо спать .


2.На чужбине ещё больше Родину ценят.


3.Лучше горькая правда друга, чем лесть врага .


4.Нам дороги родители, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к Родине…


5.НЕ стыдно не знать - стыдно не учиться…


6.Дым Отечества ярче огня чужбины…


7.Своего спасибо не жалей а, чужого не жди…


8.Заработанный ломать лучше краденного каравая…


9.Человек человеком держится, как дерево корнем…


10.Победа впереди - трус позади.


11.Кто, покинув Отчизну , сможет убежать от себя.


12.Когда хочешь себе добра , то никому не делай зла.


13.Кто не ищет с ближним дружбы, тот себе заклятый враг.





















1. Литература:

В . К . Романовский «Символы Российской Государственности»,

-А.О.Ишимова «История России» (для детей младшего возраста),

-М.Н.Еськова «Символы Государства»,

-К. Розеншильд «История Зарубежной музыки»


2. Муз. материал:

- П.И.Чайковский «Полонез» из оперы «Пиковая дама» (сцена бала )

- Бортнянский « Коль славен наш король в Сионе »

- А.Ф.Львов , С.Жуковский « Боже царя храни » ,

- М.И.Глинка опера « Иван Сусанин » хор « Славься »,

- Руже де Лиля « Марсельеза »,

- Э.Потье , Дегейтор « Интернационал » ,

« Гимн Демократической молодёжи »

- Н.Римский - Корсаков заключительный хор из оперы

« Снегурочка »


3. Оформление зала:

- плакат с текстом Гимна Р Ф.

- Флаг

- плакат герба Р Ф

- портрет царя Николая

- портрет-иллюстрация В. Путина.

- телевизор для просмотра видео-записей.

- плакат – кроссворд на тему « О Гимне »

- конверты с заданиями для Викторины. - плакаты с афоризмами о Родине

- плакат - фото президента РСФСР В .В. ПУТИНА.


4. Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран.

Для сопровождения рассказа   используется мультимедийная презентация, отражающая содержание темы.

Ссылка на видео:

https://youtu.be/zbxvNY9VLMs













Дата проведения:  4 ноября 
Опубликовано в группе «Музыкальный руководитель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.