«Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии».

0
0
Материал опубликован 10 May

Автор публикации: А. Диканцева, ученица 11 класса


Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования «Момский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Индигирская средняя общеобразовательная школа

им. Н.А. Брызгалова»











ДОКЛАД

На тему: «Изготовление комплекта наглядных пособий для изучения биологии».

(на участие в XXVIII республиканской научно-практической конференции – конкурса молодых исследоватей имени академика В.П.Ларионова «Инники хардыы - professorV.P.Larionov «AStepintotheFuture»)











Выполнила: ученица 11 класса МБОУ «Индигирская СОШ им.Н.А.Брызгалова» Диканцева Алина

Руководитель : Атласова Светлана Дмитриевна учитель биологии и химии







г.Якутск,2024г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА1 Теоретическая Часть

Понятие и содержание внеклассной работы..............................................5

1.2. Роль наглядности и характеристика наглядных пособий………………...2

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Опрос результатов наглядных пособий……………………………………14

2.2 Изготовление наглядных пособий ………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................18

Приложения………………………………………………………………………...



























ВВЕДЕНИЕ



Биология - один из важнейших предметов в школе. Из-за сложных терминов и отсутствия наглядного представления её изучение может вызвать затруднения у учащихся. На своем примере могу показать, что ученики не всегда могут их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:

Неумение воспринимать невидимые элементы, связи и зависимости;

Недостаточное развитие памяти, внимания;

Неумение анализировать, выделять главное и многое другое. Результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие у учащихся тесно связано с эмоциями. У школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ученик обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. У меня появилось вопрос «А что если попробовать самой придумать наглядные пособия, которые часто вызывают затруднения у школьников»? Так, в общем, то и появилась тема моей работы.

Объект исследования: комплект наглядных пособий

Объектная область: предмет биология

Предмет исследования: процесс изготовления наглядных пособий во внеурочное время.

Цель: изготовить комплект наглядных пособий для изучения биологии.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме исследования;

Охарактеризовать методику изготовления наглядных пособий во внеурочное время;

Изготовить комплект наглядных пособий для учащихся.


Провести опрос результативности наглядного материала



Ожидаемые результаты:

Моя работа имеет конкретную цель, она будет полезна и необходима учащимся, интересующимся естественными науками.









































Глава 1.Теоретическая часть



1.1 Понятие и содержание внекласной работы

Внеклассная работа по учебному предмету − важный компонент системы урочной - внеурочной деятельности школьников. В руках педагога эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как условие для реализации индивидуальных способностей подростков и старшеклассников, для пробуждения в учащихся интереса к самообразованию, потребности в самосовершенствовании.

В школьной практике учитель имеет возможность по своему усмотрению в зависимости от конкретных условий организации внеклассной работы определить ее цель и задачи. Стратегической же целью организации внеклассной работы школьников по учебному предмету является создание условий для развития и саморазвития личности школьника. Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

формирование творческого стиля жизнедеятельности школьника;

расширение и углубление знаний и способов деятельности (в том числе творческой) учеников;

развитие опыта и способов взаимодействия подростка с природно-социальным миром (социальная адаптация);

формирование потребности в самообразовании и самовоспитании.

Что касается содержания внеурочной деятельности школьников, то оно опирается как на базисный учебный план общеобразовательной школы и содержание образования по отдельным учебным дисциплинам, так и на творческие самодеятельные программы внеурочной работы.





В программах и планах внеурочной работы учитываются индивидуальное интересы, потребности, способности и возможности

школьников, их возрастные особенности. Так, для разных возрастных групп учащихся меняется соотношение разных видов внеурочной деятельности.

Основными видами внеурочной деятельности школьников по учебным предметам являются: учебно-познавательная, научно-исследовательская, трудовая, производственная, культурно-познавательная, физкультурно-оздоровительная.

Цель и задачи внеурочной деятельности решаются с помощью методов.

Существует много различных классификаций методов обучения. Но наиболее часто используют классификацию Ю.К. Бабанского. Его классификация включает четыре группы методов:

первая группа: методы формирования сознания личности (формирование понятий, законов, теорий, взглядов, убеждений, идеалов и пр.). К ним относятся словесные методы (лекции, рассказы, беседы, диспуты и др.) и наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация опытов).

вторая группа: методы организации деятельности, общения и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся методы организации учебно-познавательной, учебно-практической, трудовой, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой и других видов деятельности, методы постановки задач, предъявления требования, методы выполнения практических.

действий, методы упражнения, приучения к выполнению норм поведения, методы регулирования.



третья группа: методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. К ним относятся методы поощрения, порицания, игровых

эмоциональных ситуаций, использования общественного мнения, примера и др.

четвертая группа: методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения. К ним относятся методы устного, письменного и лабораторного контроля в обучении, методы наблюдения, оценки и самооценки поведения в воспитании.

В.И. Казаренков выделил следующие принципы организации внеурочных занятий подростков и старшеклассников по учебным предметам:

взаимосвязь внеурочных и урочных занятий;

демократизация жизнедеятельности учащихся;

гуманизация отношений между участниками педагогического процесса;

оптимизация учебно-воспитательной работы;

индивидуализация и дифференциация обучения, воспитания и развития школьников.

Соблюдение данных принципов внеурочной деятельности позволяет школьникам не только углубить знания, расширить умения, познать «тайны» природы, человека, общества, космоса, но и установить дружеские и деловые контакты с педагогом, одноклассниками, работниками внешкольных учреждений.

Кроме этого, совместная деятельность учащихся и педагогов создает реальные условия не только для образования, но и для воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития подростков и старшеклассников. В этом случае необходимым условием является ориентация принципов организации внеурочной деятельности, а также ее цели, содержания, форм и методов, средств на обнаружение учениками как интеллектуальных, так и



моральных аспектов различных видов человеческой жизнедеятельности и природно-социального мира.

Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам:

по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные;

по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические, культурно-развлекательные, физкультурно-оздоровительные;

по количественному охвату школьников: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.);

по временным показателям: единоразовые (вечера и т.п.); циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.);

по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные;

по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;

по циклам учебных предметов: физико-технические (включая черчение), естественнонаучные (химия, биология, математика и т.п.). гуманитарно-эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.), спортивно-оздоровительные;


по ведущим функциям учебного предмета: предметные научные знания (физика, химия, биология и др.); формирование способов деятельности (иностранный язык, трудовое обучение и др.); формирование


отношений (музыка, ИЗО и др.); комбинированные (математика, русский язык, литература);

по возрастным особенностям: для отдельных групп школьников, для отдельных классов, для смешанных групп школьников;

по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные;

по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные;

по характеру работы: практические, творческие, комбинированные.

Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету.


























1.2. Роль наглядности и характеристика наглядных пособий



Наглядность – это средства обучения, обеспечивающие формирование у учащихся понятных для них самих наглядных образов.

Теоретическое обоснование принципа наглядности обучения впервые сформулировал Ян Амос Коменский, который опирался на сенсуалистическую философию, где чувственное познание является основным источником изучения мира. Формирование общих суждений, считал он, происходит через обобщение фрагментов памяти и воображения, которые являются откликом на чувственное восприятие объекта.

Важные для современной дидактики мысли высказал И.Ф. Гербарт. Он утверждал, что восприятие каждого ученика индивидуально, но, несмотря на это, интеллект можно захватить чувственным восприятием, создав систему зрительных образов, которые служат основой дальнейшего обучения. Это утверждение можно считать основанием для формирования общих законов создания наглядных пособий.

К.Д. Ушинский считал наглядность важным принципом дидактики, на котором базируется обучение и который обязательно присутствует в методах и приемах обучения.

Выделяют два типа классификации наглядных пособий: первый включает виды наглядности, которые реализуются с помощью средств наглядности; второй – средства обучения в целом, среди которых можно отдельно выделить наглядные средства обучения.

Так, к первому типу относится классификация Т.А. Ильинской, которая включает в себя естественную наглядность, объемную, звуковую, графическую (символическую) и внутреннюю. Ко второму типу можно отнести классификацию С.Г. Шповленко, которая включает средства обучения по характеру представления окружающей действительности.

В этой классификации выделяются несколько групп средств обучения, из которых к наглядным отнесены предметы и явления



объективной действительности, технические средства для демонстрационного и лабораторного восприятия явлений природы, объемные и плоскостные пособия и, наконец, аудиовизуальные средства.

Существуют другие классификации средств наглядности, различающиеся по роли наглядных средств, по каналу восприятия, по характеру взаимодействия с учениками или по способу организации учебно-познавательной деятельности. Именно такое разнообразие позволяет рассмотреть классификацию методов с общедидактической точки зрения. Если рассматривать наглядные методы как способ решения образовательных задач наглядными средствами, то среди них можно выделить: демонстративные (показ реальных моделей) иллюстративные (соединяется изобразительная и графическая наглядность) и электронные (наглядность с помощью информационных технологий).

Рассмотрение классификаций видов наглядности дало возможность представить картину наглядных методов обучения и выявить основания разделения их на группы. Одна включает представления о взаимодействии субъекта и объекта, в результате чего формируется наглядный образ, а во второй и третьей посредником между ними является иллюстративный материал.

Такие классификации основаны на анализе уже готовых наглядных пособий, содержащих похожий учебный материал, выполненный в различных формах. Именно поэтому можно говорить о недостаточности дидактических материалов, которые могут дать учителю основу для самостоятельной разработки наглядных пособий. Педагог, способный структурировать учебный материал в виде образов, сталкивается со сложностью, которая связана с отсутствием примерного плана разработки наглядного материала для определенного предмета. Данная проблема уже много лет рассматривается методистами, и мы можем увидеть большое количество готовых разработок для любых учебных





предметов, но все же они не всегда могут соответствовать целям и учебным задачам, которые ставит перед собой педагог.

Следует обратить внимание на то, что большинство учебных пособий разрабатывается с ориентировкой на универсальное содержание того материала, который издатели предлагают педагогам. Но такие факторы, как разнообразие внутренних учебных программ школ; разнообразие форм обучения и способов деления учеников на классы; способность учителей к тому или иному способу преподавания; разное восприятие материала и др., свидетельствуют о фрагментарном успехе тех учебных пособий, которые предлагают издатели. Поэтому учебные пособия, составленные под руководством педагога или самим педагогом для конкретного класса будут эффективнее, чем универсальные пособия.

В диссертации И.В. Кротова выдвигает требования к учебно- методическим пособиям нового поколения:



Выбор оптимального вида наглядности должен базироваться на анализе структуры и содержания знания, но, кроме того, нужно иметь в виду функции, которые эта наглядность должна выполнять в учебном процессе.

Следует обратить внимание на зависимость целесообразности использования наглядного материала от того, способствует ли наглядность овладению учащимися знаниями, ради которых она исследуется. Если наглядность не связывает эти два рода деятельности, то наглядный материал может быть бесполезен.

Важно учитывать одно из основных положений дидактики, которое утверждает, что наглядные средства не только могут выступать носителями образных представлений, но и должны формировать понятия связей и закономерностей.




Наглядность должна служить хорошим способом запоминания и закрепления полученного знания в образах, которые ребенку будет легче воспроизвести в памяти.

Наглядность должна отражать логику нового материала в сочетании с уже пройденным, что делает ее более продуктивной.

Разнообразие видов наглядности, оказывающих влияние на все органы чувств учеников, развивает культуру наблюдения и мышления.

Наглядное пособие должно управлять вниманием ребенка, которое переходит от произвольного в непроизвольное и наоборот с помощью ярких акцентов. Интересная форма наглядного материала способна заинтересовать ученика, а затем он сможет глубже осмыслить его содержание.










Глава 2. практическая часть



2.1 Опрос результатов наглядных пособий

В практической части исследования мы провели опрос среди учащихся 6-9 классов МБОУ «Индигирская СОШ им.Н.А.Брызгалова», чтобы выяснить ценность данных пособий.

Опрос:

1.Помогает ли данное наглядное пособие в учебной деятельности?

2. Легко ли Вам работать с наглядным пособием по сравнению с учебником?

3. Интересно ли было работать с данным пособием?

Всего в опросе приняли участие ученики с 6 по 9 класс: 6 класс – 7 учеников; 7 класс – 6 учеников; 8 класс – 7 учеников; 9 класс – 5 учеников. 



Диаграмма 1.


t1746859057aa.gif

На вопрос «Помогает ли данная наглядность?»

Из диаграммы видно, что 80% учеников ответили «Да»,8% нет, 12% не знаю.





Диаграмма 2.

t1746859057ab.gif


Диаграмма 3.


t1746859057ac.gif



          Из 100%, 78% учеников отмечают, что им интересно работать с данным пособием, 10% нет и 12% не знаю. Обработка данных показала, что при использовании пособий ученики:

Увереннее делают самостоятельные выводы;

Быстрее находят верный путь решения;

Развитию воображения и творческой фантазии


2.2. Изготовление наглядных пособий


Для начала, мы изучили строение и изготовили макеты. Модель должна демонстрировать детальное строение лошади, оленя и скота включая как внешние характеристики, так и внутреннее строение.

Начали мы с выбора материала для макета. Основным материалом послужила фанера с толщиной 10 миллиметров.

С помощью заранее подготовленного трафарета нанесли на фанеру чертежи и вырезали фигуру с помощью лобзика.

Затем целую фигуру разделили на части, а края получившихся частей обработали наждачной бумагой.

Для изготовления внутренних органов использовали фанеру тонкую и провели те же манипуляции, что и при вырезании основной фигуры.

В качестве основания для макета выбрали полистерол. В нем сделали углубление и один за одним поместили наши готовые внутренности, затем сверху положили основной макет якутской лошади, оленя и скота.

Для придания макету реалистичности – покрыли ворсистой тканью и натуральной шерстью.

Все части тела крупного рогатого скота мы с внутренней стороны подписали как на русском , так и на якутском языке.

Уже готовый макет якутской лошади, северного оленя, крупного рогатого скота мы продемонстрировали во внеклассной работе в 7 и 8 классах. Ребятам понравилось изучать анатомию животных, вот таким наглядным способом. Так же отметили, что макет можно использовать и в качестве пазла.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Наглядные пособия позволяют уйти от постоянного заучивания терминов, помогают почувствовать предмет, ощутить связи – отношения.

Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического использования внеклассной работы школьников.

Внеклассная работа по учебному предмету – эффективное средство обучения, воспитания и развития учащихся.

Наглядность – это средства обучения, обеспечивающие формирование у учащихся понятных для них самих наглядных образов.

Наглядные пособия представляют собой яркий, образный наглядный материал с живым, эмоциональным изложением, пробуждающим интерес к учебе. По содержанию пособия отличаются полнотой и оригинальностью, не повторяют имеющиеся наглядные пособия.

При использовании данных пособий урок приобретает эмоциональную окраску, благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат».

Основные, несущие учебную информацию пособия являются моделями и призваны раскрывать программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений, структурные связи системы понятий.

При необходимости, учитель привлекает учащихся к изготовлению недостающих пособий (например, наглядные пособия, коллекций, комплектов). Для этого можно эффективно использовать внеурочное время.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.