Наглядное пособие для развития речевого дыхания дошкольников «Аквариум»
/data/files/i1548164795.jpg (1920x1080)Наглядное пособие для развития речевого дыхания дошкольников «Аквариум»
Автор учитель-логопед МАДОУ д/с «Солнышко»
с.Исянгулово Акманова Н.А.
Аннотация
Наглядное пособие «Аквариум» - пособие для развития речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями, способное заинтересовать и удивить ребенка, развивать внимание, память, умение действовать по словесным инструкциям.
Пособие адресовано учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям.
Пояснительная записка
Основной целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, развитие фонематического слуха, накопление словаря, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, конечно же, коррекция речевых нарушений.
На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речевых нарушений необходимо уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Большую часть пособий для дыхательных игр и упражнений учителя-логопеды могут легко сделать самостоятельно.
Наглядное пособие «Аквариум» предназначено для индивидуальных занятий с детьми от 4 до 7 лет и занятий с микрогруппой. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Использование данной наглядности способствует развитию у детей речевого дыхания.
Данное пособие можно использовать в коррекционной совместной образовательной деятельности детей и педагога для дыхательной гимнастики.
В процессе игры можно придумывать каждый раз различные образовательные ситуации, задания в игровой форме, что способствует коррекции речевых нарушений. Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, а также физическое развитие.
Цель наглядного пособия: развитие плавного длительного направленного выдоха, активизация губных мышц.
Задачи:
способствование общему оздоровлению;
стимулирование регуляции мышечного тонуса;
способствование улучшению психоэмоционального состояния дошкольников;
развитие зрительно-моторной координации и умения непроизвольно сделать более глубокий вдох и более длительный выдох ;
способствование обогащению словарного запаса дошкольника.
Изготовление пособия:
Необходимые материалы для изготовления:
коробка из-под кукол с прозрачным открывающимся окошком;
бумажные обои с рыбками 1-1,5 метра;
цветная бумага для оклейки коробки;
нитки для подвешивания рыбок.
Ход изготовления:
Коробка из-под кукол с прозрачным открывающимся окошком (окошко должно закрываться, чтобы внутренняя часть не пылилась) оклеивается с наружной стороны голубой цветной бумагой, а с внутренней –бумажными обоями с рыбками.
Изготавливаются рыбки : вырезаются из тяжелых бумажных обоев , так как они не тонкие и для того, чтобы рыбки «поплыли» в аквариуме, необходим хороший выдох.
Небольшие рыбки в разных местах устанавливаются на задней стенке коробки, используя поролон для создания эффекта 3D.
Рыбки разного размера подвешиваются в коробке - «аквариуме». По желанию можно оформить и дно «аквариума».
Инструкция к использованию:
Открыть «окошко», подняв прозрачную плёнку, и начать игру.
Можно организовать игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания, на регуляцию мышечного тонуса, на развитие словаря, автоматизацию звуков, на развитие фонематических представлений, формирование слоговой структуры слова, развитие связной речи, обучение грамоте.
Пример игры: ребенку предложить подуть на рыбок (на всех вместе и на одну конкретную) в аквариуме так, чтобы они «плавали» (казались плывущими) .
Игру можно сделать совместно с детьми, предложив детям вырезать рыбок разного размера и цвета.
Данная игра может использоваться как на логопедических занятиях, так и на занятиях воспитателя.
Правила: необходимо следить, чтобы ребёнок при выполнении задания не поднимал плечи и не надувал щёки. Продолжительность игровых упражнений:
- упражнение повторяется 3-5 раз;
- дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Источник информации:
1.Воробьёва Т.А., Воробьёва П.А. Дыхание и речь: Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014. -112 с.: ил.-(Серия «В помощь логопеду»).