«Какая у нас память»

2
0
Материал опубликован 14 October 2020 в группе

Автор публикации: Д. Острикова, ученица 4О класса

Исследовательская работа

«Какая у нас память»


t1602634329aa.jpg


Содержание


Введение

Актуальность и важность с.3

Что такое память? Виды памяти. с.4

Исследование видов памяти у учащихся нач. школы. с.4

Результаты исследования. с.5

Специальные упражнения для тренировки памяти. с.5

Выводы. с.5

Заключение. с.5

Список используемой литературы. с.6 Приложение. с.7-9


Введение

В современном информационном обществе человек вынужден постоянно напрягать память: запоминать огромную информацию, хранить ее и воспроизводить для получения необходимого результата. Хорошая память – основа жизненного успеха. В памяти сохраняется опыт, накопленный человеком в течение его жизни, который помогает справиться с какой-либо ситуацией, найти решение проблемы. Именно память, как особое отличительное свойство человеческого мозга, позволяет человеку учиться и совершенствоваться.

Актуальность и важность

Почему одну информацию люди помнят долгие годы, а другую забывают очень быстро? Мне в моем возрасте приходится запоминать все больше информации, поэтому мне захотелось узнать: что такое память человека, у всех ли она одинаково развита, можно ли её улучшить, и есть ли упражнения, чтобы быстрее запомнить?

Актуальность работы: современное обучение в школе требует от учащихся запоминание большого объема информации и многие мои сверстники, как и я, хотят улучшить возможности своей памяти.

Гипотеза: Предположим, что если человеку нужно что-то запомнить, то в его голове происходят разные процессы, связанные с запоминанием. Допустим, что память человека можно улучшить и существуют упражнения, помогающие это сделать. Возможно, что разные люди обладают разными видами памяти.

Целью исследовательской работы является: Изучить способы улучшения памяти.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

1) Узнать, что такое память, виды памяти.

2) Выяснить, что влияет на качество памяти?

3) Опытным путём доказать, что при применении специальных упражнений память можно значительно улучшить.

4) Провести исследование памяти у учащихся нач. школы.

5) Найти специальные упражнения по улучшению памяти.

6) Сделать вывод.

Таким образом, объектом исследования данной работы является память учащихся и уровень её развития.

2.Что такое память? Виды памяти

Так, что же такое память? Прочитав необходимую литературу по психологии, я узнала, что память – это один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребёнок познаёт окружающий мир. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определённой системы отношений к окружающему миру. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Любая деятельность, которая будет осваиваться ребёнком: чтение, письмо, занятие физической культурой, трудовая деятельность – основа на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Чтобы ребёнок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты все виды памяти. Утрата памяти или её нарушения неизбежно ведут к расстройству психики, личности человека.

Память – одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое – то время сохранять информацию, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию. Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.

Процессы памяти:

- Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление.

- Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

- Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта.

Существуют различные виды памяти:

- по органам чувств – это зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память.

- по содержанию – это образная память, моторная память, эмоциональная память.

- по временным характеристикам – это долговременная память, кратковременная память.

- по наличию цели – произвольная и непроизвольная.

3.Исследование видов памяти у учащихся

Для того, чтобы определить какая память развита у ребят начальной школы и каков уровень её развития, я провела мини – исследование слухового, зрительного, моторно – слухового и комбинированного видов памяти. Чтобы это проверить я воспользовалась методикой для проверки видов памяти (ПРИЛОЖЕНИЕ1), которая была размещена на сайте в интернете.

Целью исследования было определение преобладающего типа памяти. Ребятам было предложено четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках. Промежуток между рядами слов 10 минут. Сначала был прочитан первый ряд слов, которые они запомнили, а потом записали. Второй ряд слов ученики прочитали про себя в течение одной минуты, а затем записали все слова, которые сумели запомнить. Третий ряд слов экспериментатор читал, а испытуемые шёпотом повторяли каждое слово и записывали в воздухе, затем воспроизводили на листе бумаги. И последний ряд слов читал экспериментатор, а ученики повторяли каждое слово шёпотом, затем записывали на листок.

4.Результаты исследования

Итак, опросив учеников, обработав полученные результаты, я пришла к выводу, что у учеников начальной школы лучше развита зрительная память, но уровень памяти различный. Так как для обучения уровень памяти важен, возникла необходимость найти способы повышения уровня. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


5.Специальные упражнения для тренировки памяти

Одни лучше запоминают зрительные образы, другие – звуки, третьи – движения, поэтому, чтобы хорошо запомнить что – либо надо использовать не один, а сразу несколько видов памяти. Я нашла в интернете множество упражнений для развития слуховой и зрительной памяти, выбрала два, которые не требовали много времени для выполнения и их мы выполняли даже на уроках, это упражнение «Что исчезло» и « Снежный ком» (на слайде) Упражнения выполняли ежедневно в течение полутора месяца. То есть каждый классный руководитель проводил со своим классом эти упражнения. Затем я с классным руководителем провела повторный замер уровня памяти и получили превосходные результаты. Повысился процент слуховой памяти. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)Значит вывод в том, что необходимо систематически проводить тренировочные упражнения по развитию памяти.

6.Вывод

Таким образом, нами выявлено, что используя специальные приёмы и упражнения для развития памяти у учащихся, повышается уровень запоминания информации, что способствует улучшению обучаемости детей.

7.Заключение

В ходе изучения информации и проведения исследования, я пришла к выводу, что человеческая память, действительно, уникальна. У каждого из нас разные типы памяти развиты различно. Память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддаётся тренировке. Используя специальные упражнения по тренировке памяти, я улучшила результаты зрительной и слуховой памяти. Таким образом, цель работы достигнута, следовательно, моя гипотеза верна! Следовательно, каждый человек может улучшить свою память при помощи систематических упражнений, поэтому мы продолжим выполнять упражнения по развитию памяти. Человек – это то, что он сделал из себя сам. Действительно, человек добивается успеха, только непрерывно работая над собой и непрерывно совершенствуя себя.


8.Список используемой литературы

1) Васильева Е. Е., Васильев В. Ю. «Супер память для всех, или как запомнить, чтобы вспомнить». – АСТ Москва, 2006.

2) Джэл Леви. «Зарядка для мозгов. Повысь свой IQ». –ПИТЕР, 2011.

3) Жукова ОС. «Эффективные уроки для развития памяти». – Астрель – СПБ, 2010.

4) Олег Андреев. «Техника развития памяти». – Астрель, 2008.

5) Т.П.Зинченко. «Все о памяти и способах ее запоминания», - СПб.: Питер, 2002.

Интернет-ресурсы:

6) Как улучшить память и внимание. http://irinazaytseva.ru/kak-uluchshit-pamyat-i-vnimanie.html

7) Как улучшить память быстро, а также работу мозга? http://moya-pamyat.ru/razvitie-pamyati/kak-uluchshit-pamyat-bystro.html



приложение 1

Методика « Определение вида памяти»

Цель: определение преобладающего вида памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолёт, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно – слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.



Приложение 2

t1602634329ab.png


Приложение3

Упражнения для развития слуховой и зрительной памяти

«Что исчезло»

Раскладывается несколько предметов. Ученик запоминает расположение предметов , потом он закрывает глаза. Один из предметов убирается, ему необходимо указать что исчезло. Постепенно количество предметов для запоминания увеличивается

«Снежный ком»

Для эстафеты мы выбираем тему, например «Природа». Ведущий называет одно слово, играющий называет то слово, которое сказал ведущий, и добавляет своё слово. Потом эстафета переходит опять к следующему. Он должен повторить 2 названных слова и добавить ещё одно и т.д.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.