Картина «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего как хроника прошедшего и предупреждение будущему
Автор публикации: А. Зотова, студентка 1 курса
Картина «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего
как хроника прошедшего и предупреждение будущему
План:
1 Вступление:
- Сюжет картины.
2 Основная часть:
- Религиозные предпосылки произведения и их интерпретация.
- Исторические предпосылки произведения и их интерпретация.
3 Заключение:
- Картина «Триумф смерти» на назидание потомкам.
Картина «Триумф смерти» была написана в 1562 году непревзойденным живописцем Северного Возрождения Питером Брейгелем Старшим в жанре религиозная живопись. Сюжет этой картины не являлся редкостью в Средневековье. Его прозвали «Танец смерти» или «Пляска смерти». Художник во время путешествия по Италии познакомился с произведениями других живописцев, и по окончании путешествия уже в Брюсселе было написано это полотно.
На рубеже XV-XVI веков в Нидерландах наступают сложные времена, связанные с набегами испанцев и свирепством инквизиции на фоне зарождения Реформации. Многие люди в то время были уверены, что в 1666 году наступит конец света, и это пугало, как и неопределённость, которая ждала Европу. В середине века испанские инквизиторы уничтожили восстание и зарождавшуюся протестантскую веру в Нидерландах, на территории, принадлежавшей Испании. Эти события привели к большому кровопролитию. Поэтому это произведение является олицетворением, некой иллюстрацией событий, происходящих в XVI веке.
При рассмотрении картины сразу бросается в глаза огромное количество скелетов, которые правят человечеством. На переднем плане снизу изображен скелет, который режет горло человеку, чуть левее два скелета одетые в черные мантии тянут гроб, а с правой стороны происходит битва мужчин со смертью с косой. На среднем плане тоже совершаются всевозможные ужасающие пытки над людьми. Например, десять дьявольских скелетов, трубящие в музыкальные инструменты, указывают на Новый Завет, а именно на апостолов и Иуду. Также рассматривая фрагмент, на котором изображена огромная армия скелетов, загоняющая людей в место истязания, можно обнаружить, что это своеобразная мышеловка, на которой изображён крест, символизирующая церковь. Мысль состоит в том, что массы людей заходят туда без сопротивления, так как у большинства из них действует «стадный инстинкт». Народ действует по общепринятым правилам, и подчиняется религии. Лишь на переднем плане некоторые люди отчаянно борются за свою жизнь. А вдали виден устрашающий пейзаж гор и моря, вдоль по берегу которого тоже идет смерть. Основная часть жертв приняла свою участь.
Все эти образы также могут являться прямым указанием на страшную эпидемию чумы, которая бушевала на территории всей Европы в 1347-1350 годах. Брейгель был современником нескольких вспышек чумы (1544-1548гг. и 1563-1566гг.), поэтому всё происходящее было ему знакомо. Распространяли чумной микроб блохи, которые в свою очередь заражали крыс, а те уже кусали людей. Но высокая смертность была не только из-за эпидемии чумы, также повлиял климат, который в первой половине столетия был не только холоднее обычного, но и куда более влажным. Несколько лет Европу обильно засыпало снегом и поливало дождем. Сотни затопленных городов, неурожай, нашествие саранчи, голод — и, как следствие, ослабленный иммунитет. Все эти причины повели за собой все беды Средневековой Европы.
Весь этот апокалиптический пейзаж напоминает самый главный страх жителей Европы, которые боялись именно этого – конца света. Эти мрачные настроения подчеркиваются коричнево-красной цветовой гаммой, которая ассоциируется с горестью, смиренностью, страхом и адом.
Стоит упомянуть, что Питера Брейгеля Старшего нередко сравнивают с Иеронимом Босхом. Оба художника часто изображали неприглядные стороны человеческой натуры, а также «приземлённость» жизни. Кроме этого, это произведение, также как и триптихи Босха можно разглядывать часами. Здесь столько сцен, что смотря на картину вновь, можно увидеть что-то новое.
«Триумф смерти» произвел на меня неизгладимое впечатление! Такие шедевры искусства напоминают нам о трудных, неопределенных и страшных вещах, которые были давно. Поражает эта точность, демонстрирующая весь ужас и кошмар, который поглотил Европу Средневековья. Тяжело предположить, как творец смог поместить на это полотно такое количество образов, символов, отсылок на определённые события, отразившиеся на жизни людей. Нужно время от времени вспоминать о таких ужасных происшествиях, чтобы в дальнейшем предотвратить повторение подобного.