Научно-исследовательская работа «Коми национальный женский головной убор»
Автор публикации: С. Вельма, ученица 3Б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска
Научно практическая конференция
«Золотые россыпи»
Автор работы:
Вельма София Ивановна,
учащейся 2 «б» класса
МБОУ «СОШ № 2», г. Усинска
ИССЛЕДОВАНИЕ:
«Коми национальный женский головной убор»
Направление: культорологическое
Руководитель: Сметанина Светлана Александровна,
учитель начальных классов,
«Почетный работник общего образования Российской Федерации
г. Усинск
2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблема и ее актуальность
2. Цель, гипотеза и задачи
3. Теоретическое исследование
Историческая справка
Анкетирование
Коми национальный женский головной убор
Головной убор в современное время
4. Вывод
5. Список используемых источников
Введение
Я, Вельма София, ученица 2 б класса, родилась в селе Усть-Уса, расположенный в Усинском районе, Республики Коми. Своеобразна и неповторима природа нашего края. Здесь много больших и малых рек и озёр. Леса богаты промысловым зверем и птицей, грибами и ягодами, а водоёмы различной рыбой. В долгие зимние месяцы в северных районах хозяйничают шалые ветры да лютуют сорокоградусные морозы. Зато летом над тундрой светит незакатное солнце, а земля одевает свой лучший наряд, с удивительно яркими красками.
На внеурочных занятиях мы знакомимся с традициями и обычаями народов, живущих в нашей Республике. На одном из таких занятий наш учитель рассказывала и показывала фотографии о национальных костюмов Республики Коми. Особенно сильно бросалось в глаза, что в основе женского головного убора, только платки.
Мне стало интересно, и я решила провести исследование. Оно состоит в том, что изучение особенностей головного убора нашей республики может дать дополнительную, интересную информацию о традициях народа, их быте, взаимоотношениях.
Проблема и её актуальность
В Республике Коми живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.
Мои предки являются коренными жителями Республики Коми, именно поэтому с раннего возраста я изучаю обычаи и традиции этого народа, виды искусства и даже национальный язык. А помогает в этом мне моя бабушка.
Прошлым летом 4 июня в селе отмечался православный праздник христиан «День Святой Троицы». Мы с семьей каждое лето приезжаем сюда, навещаем родственников. И, конечно же, стараемся не пропускать данный праздник. В тот день я увидела женщин в национальных костюмах. Они потрясли меня своей необычайной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки. А вот на головах у женщин были яркие, большие платки. Я очень заинтересовалась национальным головным убором женщин ком и предположила (Гипотеза исследования): каждый вид головного убора имеет свое назначение и соответствует определенному возрасту.
Актуальность данного исследования состоит в том, что изучение особенностей головного убора женщин коми может дать дополнительную, интересную информацию о традициях народа, их быте, взаимоотношениях.
Таким образом, целью работы является: изучение особенностей изготовления и художественного своеобразия коми женских головных уборов.
Задачи:
сбор информации о многообразии женских головных уборов у представительниц коми народа;
познакомиться с литературой и интернет ресурсами, связанными с историей, особенностями народного головного убора;
изучить виды головных уборов;
определить своеобразие женского головного убора как особой составляющей национального костюма.
Объект исследования – национальные женские головные уборы.
Я попросила своего классного руководителя помочь мне составить план исследования.
План исследования:
Встреча с бабушкой. Расспросить о женских головных уборах.
Посещение краеведческого музея.
Изучение литературы.
Проанализировать и сделать выводы о назначении каждого вида головного убора.
Теоретическое исследование
Историческая справка
В 1993 году была образована Республика Коми. В наши дни большая часть населения этих земель является этническими коми-зырянами. Этот народ хранит свое культурное наследие: язык, обычаи, фольклор и, конечно же, костюм.
Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.
Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины.
Анкетирование
Прежде, чем приступить к изучению женского национального головного убора коми, я решила узнать, насколько просвещены жители нашей республики в данном вопросе. Для этого я провела опрос среди своих одноклассников по теме: «Что ты знаешь о национальном женском головном уборе коми?», в котором приняли участие 25 человек.
№ п/п |
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
Названия |
1. |
Знаешь ли ты национальный женский головной убор женщин коми народа? Напиши название |
3 |
8 |
14 |
Платок, шапка, шаль |
2. |
Из каких материалов делали женский головной убор женщин коми народа? |
15 |
10 |
Шкуры оленя, Шерсть, лен, кожа, древесина |
|
3. |
Что изображено на женских головных уборах у женщин народов коми? |
17 |
2 |
4 |
|
4. |
Знаете ли вы орнаменты коми? Какие? |
5 |
20 |
Рога оленя, солнце, изба |
|
5. |
Знаете ли вы самые распространенные цвета в коми костюме? Какие? |
18 |
7 |
Красный, синий, белый, черный, коричневый |
Анкетирование показало, что только 5 человек из 25 знают женский головной убор женщин коми народа. Ученики не совсем знают, из каких материалов выполнены головные уборы: 12 человек назвали шкуры оленя, и лишь 3 человека указали на шерсть, лен и кожу. Затруднения вызвал вопрос об орнаментах коми: 20 человек не знают их совсем, а остальные 5 нарисовали «рога оленя», «солнце» и «избу». На вопрос о распространенных цветах в коми костюме большинство ребят называли только красный, по три человека – синий, коричневый и белый и двое – черный.
В результате опроса, я пришла к выводу, что знания о коми национальном женском головном уборе у ребят очень скудные. Я считаю, что каждый житель нашей республики обязан знать все о ее коренном населении: об одежде, традициях и прикладном творчестве.
Коми национальные женские головные уборы
Очень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин.
Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками.
В Прилузье и на Вычегде девушки носили головедеч - венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Иногда декор головедича дополнялся металическими цепочками. Сзади головедеч и повязка украшались 6-12 цветными лентами, которые собирались на головном уборе девушки в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Головедечь летские девушки, достигшие 16 лет, впервые одевали на Пасху и впоследствии носили в летнее время года. В последний раз девушка одевала такой головной убор при венчании в церки, где вежань снимала его с головы невесты.
На Удоре праздничным головным убором девушек была парчовая повязка (алöй шöвка или барсöвöй от) шириной до 20 см, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к повязке прикреплялись цветные ленты и шелковые кисти. У язьвинских девушек коми-пермячек подобная девичья повязка в одних деревнях называлась "лопшанка", в других "хаас". У вымских коми традиционным головным убором девушки в начале XX в. была "ситка" (сетка), представлявшая собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами. Ситку надевали по праздникам, главным образом на рождество, во время святочных игр. Девичий головной убор ижемок - ныв юр - налобная повязка из сложенного в узкую полоску платка, завязанного на затылке.
Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты называется «юр ной» (юр - голова, ной – сукно) представлял собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным народным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза.
На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором.
После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «кичка» на Печоре, «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке.
Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки.
Комплект женского праздничного головного убора (треюк – ошувка и повойник). Конец XIXв.
В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока – «юр кортод». Он состоит из двух частей: мягкой шапочки, сшитой из ситца или связанной из ниток и одеваемой непосредственно на волосы, и верхнего убора, напоминающего русскую сорочку.
Помимо мягких головных уборов замужние женщины носили и твердые: сборники и кокошники (юртыр, треюр, ошувка).
Головные уборы в современное время
Хотя головные уборы — составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые люди все еще носят и сохраняют их бытование.
В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно - самодеятельных коллективах. В городе Усинске это национальный ансамбль коми песни. А так же национальные праздники. Всё это являются связующим звеном между коми культурой и современностью.
Несмотря на то, что коми национальный головной убор в наши дни полностью вышел из употребления, некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В основном это платки с яркой цветовой гаммой.
Вывод
В результате проделанной работы я узнала, какие бывают разновидности женского головного убора коми костюма, чем различается головные уборы девушек и замужних женщин.
В ходе проведенных исследований я подробнее ознакомилась с прошлым своего народа: традиционным хозяйственным укладом, богатой материальной культурой, величайшей мудростью предков, с теми ценностями, которые бережно хранились и передавались из поколения в поколение.
Теперь, отправляясь на коми традиционные праздники, концерты и другие мероприятия, связанные с культурой этого народа, я с уверенностью смогу определить, к какому народу относится тот или иной головной убор.
Перспективы: я научусь шить головные уборы женщин коми для кукол, вышью себе повязку и научусь носить, буду рассказывать своим одноклассникам и друзьям о национальном женском головном уборе коми.
В дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, в котором особую роль будет занимать декоративно – прикладное творчество коми народа.
Таким образам, в процессе исследования, можно сделать следующие выводы:
- к изготовлению головных уборов коми рукодельницы относились с особой тщательностью;
- головные уборы классифицировались по возрастным особенностям;
- в зависимости от вышеперечисленной группы, головные уборы отличались по форме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Народная одежда коми в XVII – XVIII вв. Жеребцов Л.Н.
Формирование народности коми Лашук Л.П., Москва 1972 г.
Народы и культура Урала в XIX - XX вв. Екатеринбург 2002 г.
Народное искусство коми Грибова Л.С., Савельева Э.А. и др.
Москва 1992 г.
Текстильный орнамент коми Климова Г.Н. Сыктывкар. Коми книжное Издательство 1984 г.
Детям о культуре народа коми Сыктывкар 1995 г.
Журнал « Северные просторы»