Технологическая карта урока по технологии «Роль народного костюма в изучении традиционной культуры. Национальный головной убор»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А.Н. Знаменского
п. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область
разработала: учитель технологии Ефимова Ирина Валентиновна
Предмет: «Технология» (девочки) 8 класс
Тема: «Роль народного костюма в изучении традиционной культуры. Национальный головной убор»
Тип урока: урок открытия новых знаний и закрепление пройденного материала
Деятельностная цель: активизация познавательной активности и систематизации изучаемого предметного материала.
Содержательная цель: характерные различия и особенности декорирования национального костюма и головного убора.
Цели деятельности педагога:
создать условия для развития познавательной и поисковой деятельности учащихся, формировать навык работы в паре и группе, способствовать развитию внимания, основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение), формировать интерес к изучению народных обычаев и традиций украшения одежды.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, стимулирования учебной деятельности, самоконтроля.
Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах).
Приемы обучения: беседа, самоконтроль, тестовый контроль, практическая деятельность, рефлексия.
Педагогические технологии (элементы): творческая мастерская
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Роль народного костюма в изучении традиционной культуры. Национальный головной убор»; карточки-задания; платки для выполнения практической части
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний. (2 мин.) Основные задачи учителя. Сближение детей для дальнейшей работы Личностные УДД: адекватное оценивание других и самооценка Регулятивные УУД: целеполагание, контроль учебной деятельности, самоорганизация учебного труда Познавательные УДД: общеучебные, логические, знаково-символические Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе |
|
Деятельность учителя Слайд 1. Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Подари мне платок» Здравствуйте, рада вас видеть. О головных уборах. ? Как вы думаете, о чем дальше пойдет наш разговор? Правильно - об особенностях национального костюма, в частности головного убора. Слайд 2. «Роль народного костюма в изучении традиционной культуры. Национальный головной убор» |
Деятельность учащихся Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения ( 5мин) Задачи: формирование навыка воспринимать визуально основную информацию из видеослайдов Регулятивные УУД: контроль эмоциональных проявлений Личностные: познавательная мотивация, знакомство с историей костюма |
|
Деятельность учителя - Развитие народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой и языческими верованиями. Слайд 3. Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей Женский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. ? Попробуйте назвать, костюмы каких народов изображены на слайдах? Ответы (Армения, Турция, Украина) Слайд 4. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически. Ответы (Татарстан, Россия)
Слайд 5. В искусстве оформления традиционного костюма органично соединяются различные виды декоративного творчества и используются разнообразные материалы. Ответы (Норвегия, Казахстан, Индия)
Слайд 6 Народный костюм - это еще и традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Ответы (Донская казачка, Япония, Турция) ? Вы правильно назвали страны, костюмы, которых были представлены на слайдах. А что помогло вам дать правильные ответы? |
Учащиеся работают со слайдами, отвечая на вопросы учителя Взаимодействие детей друг с другом, называют народности по картинкам из слайдов Деятельность учащихся - рассматривают слайды, делают вывод Возможные варианты ответов: Цветовая гамма, характерные виды украшений, знание истории костюма и т.д. и т.п. |
3. Постановка учебной задачи: выявление места и причины затруднения. (7 - 10 мин) Познавательные УУД: хранение информации, классификация. |
|
Деятельность учителя Формулирование проблемы – Особенное место в национальном костюме занимал головной убор. Как вы думаете, какую именно роль и почему? Слайд 7 Особенное место в национальном костюме занимал головной убор В старые времена головные уборы одевались не только для защиты женщин от посторонних лиц, но и для повышения важности и красоты, так как люди в те времена считали, что нормальный обмен веществ и чистота кожи женщин зависит от защиты головы. Разница в одежде девушек и женщин способствовала появлению новых обычаев и традиций. !!О головном уборе нем сложили много пословиц и поговорок: на ваших столах лежат подборки с пословицами и поговорками, выберите из них одну и попытайтесь дать объяснение этому выражению. Слайд 8 По головному убору можно было узнать о происхождении и достоинствах человека. Например, высокие шапки всегда означали знатность породы и сана. В древности по головному убору женщины было легко определить ее возраст, социальное положение и родовую принадлежность. Головные уборы помимо социальной функции играли еще и защитную роль, оберегая хозяйку от сглаза и порчи
? Что нужно знать, для того, чтобы правильно ответить на вопрос о разнице в ношении головных уборов нашими прабабушками? |
Деятельность учащихся - проявляют познавательную инициативу. - высказывают свои предположения - работают с пословицами и поговорками, объясняя их значение Возможные варианты выбора: Баранья шапка на бараньей голове. В голове нет – в шапку не накидаешь. Глядя в прошлое - снимите шляпу, глядя в будущее – засучите рукава» (восточная пословица). Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. На воре и шапка горит. Поменял шляпу – и образ мыслей поменял. Пришел к шапочному разбору. Дома - щи без круп; в людях - шапка в рубль. Новую одежу кроят, к старой примеряют. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) Задачи: Организовать построение проекта выхода из затруднения Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные УУД: выполнение действий по предложенному условию. Общеучебные УУД: поиск информации, выдвижение гипотезы |
|
Деятельность учителя Слайд 9 Типы головных уборов по конструкции различают три типа головных уборов Головные уборы ленточной конструкции Платообразные и полотенчатые Сложные головные уборы из множества деталей Слайд 10 Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу. Непокрытые волосы у девушек считались показателем «чистоты», невинности. Ответы ( венец, коруна, перевязка) Попробуйте назвать головные уборы, изображенные на слайдах? Слайд 11 Головные уборы замужней женщины Замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове или свертывали волосы в пучок спереди. Отсюда формы головного убора: у женщины - покрывающие волосы, у девушек - оставляющие их открытыми. Ответы (сорока, кичка, сборник) Слайд 12 Головные уборы донских казачек А сейчас посмотрим, насколько вы знакомы с нашими казачьими костюмами Ответы (ЗАНУЗДАЛКА, ПЛАТОК, ФАЙШОНКА) |
Деятельность учащихся Предполагаемые ответы: - какие бывают головные уборы, как их носят, из чего изготавливают. Учащиеся ставят цель (Что нужно узнать, чтобы найти решение этой проблемы) Работают устно со слайдами, называя виды головных уборов. |
5. «Открытие» новых знаний. (Реализация построенного проекта.) (10 мин) Основные задачи учителя: научить использовать знания по истории костюма, практические навыки, умения Познавательные УУД: получение новой информации, формирование понятия Регулятивные УУД: оценивание уровня владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) |
|
Деятельность учителя Слайд 13 Виды головных уборов, взявшие начало в народном костюме и дошедшие до наших дней (работа с карточками – заданиями) Ответы: (чалма, тюбетейка, хиджаб, паранджа) Слайд 14 Современные головные уборы Европы (работа с карточками – заданиями) Ответы:(шаль, шляпа, берет) От каких национальных головных уборов эти модели взяли своё начало? Ответ(кика, колпак, кокошник, волосник) Слайд 15 Расшифруй словограмму: работа с карточками – кроссвордами Ответы высвечиваются постепенно |
Деятельность учащихся - Учащиеся работают с карточками и кроссвордом самостоятельно, сверяя итог по ответам на слайдах |
6. Закрепление учебного материала(10-15 мин.) Организовать усвоение детьми новых знаний с их практической деятельностью Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать, способность к самооценке. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
|
Деятельность учителя
И сейчас вам предлагается выполнить самостоятельную творческую работу по предложенным схемам. Слайд 16. Практическое задание. Выполнить декоративное вязание платка несколькими способами. Дать название своей композиции |
Деятельность учащихся Учащимся даётся сантиметровая лента, карточка с изображением костюма и несколько шаблонов – деталей одежды разного цвета. Работают в парах, обмеряют друг друга и подбирают варианты костюма. Девочки работают в паре под музыку. |
7. Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности. Познавательные УУД: структурирование информации, создание алгоритмов деятельности. Личностные УУД: адекватное оценивание других, адекватная самооценка Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие точки зрения партнера |
|
Деятельность учителя Слайд 17 Лист самооценки по критериям «5» – 100% правильных ответов на вопросы учителя, правильно отгаданный кроссворд и заполнение карточки – задания, активное участие в процессе практического задания, дополнительная информация к вопросам учителя. «4» - 70 % правильных ответов на вопросы учителя, правильно отгаданный кроссворд и заполнение карточки – задания, активное участие в процессе практического задания. «3» - 50 % правильных ответов на вопросы учителя, правильно отгаданный кроссворд и заполнение карточки – задания, активное участие в процессе практического задания. - Попробуем оценить свою работу самостоятельно. -Какую цель ставили в начале урока? Справились ли мы с поставленной целью? -Что нового вы узнали о культуре одежды? -Какое задание больше всего понравилось на уроке? -Какое задание вызвало затруднения? Почему? -Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания? Самооценка. Просмотр творческих работ. Слайд 18 СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! |
Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. |