12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2927
Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею...
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский техникум общественного питания и торговли»

 

Секция:

Человек в изменяющемся мире

Исследовательская работа

«Красота в поэзии и жизни»

Выполнили: Нюнькина Виктория,

Смертина Дарья

Руководитель: Граф Анна Родионовна,

преподаватель русского языка и литературы

Ангарск, 2018

Аннотация руководителя

Исследовательская работа затрагивает важный вопрос, изучение которого не закончено и по сегодняшний день. Споры о форме и содержании начались именно вокруг поэзии, они так или иначе затрагивают такое понятие, как красота, и трудно прийти к единому мнению.

Теоретическая и практическая части органично связаны, практическая часть подтверждает гипотезу о краткости, выразительности и правдивости как главных составляющих при определении красоты в поэзии и жизни.

Работа ценна тем, что учащимся представлена попытка дать свое видение красоты в поэзии и жизни, что весьма актуально в наше время, часто называемое трудным и прагматичным. Исследование дает возможность многим задуматься о силе и красоте поэтического слова, жизненном предназначении человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4

Основная часть…………………………………………………………….5

1.Толкование слова «красота»…………………………………………….6

 

2. Поэзия как искусство…………………………………………………………6

3. Есть ли у красоты свои законы?...................................7

 

4. Краткость как критерий красоты………………………………………10

5. Музыкальность и живописность поэзии……………………………11

6. Красота поэзии – в ее правде……………………………………………11

7. Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека.12

 

8. Целительное воздействие поэзии на человека…………………14

 

9. Враги красоты. О разрушительной силе ненормативной лексики и

бранных слов, их несовместимости с категорией красоты….15

10. Результаты опроса студентов техникума…………………………17

11. Примеры красоты в жизни…………………………………………………22

III. Заключение………………………………………………………………………...23

IV. Литература…………………………………………………………………………..24

Практическая часть…………………………………………………………25

Приложения……………………………………………………………………….17-36

Введение

Выбрав довольно трудную тему, мы не сразу решили, как построить свое исследование. Обратившись к толковому словарю Ожегова, убедились, что именно это толкование слова «красота» подразумевалось во все времена в стихотворениях поэтов разных национальностей. Убеждены, что чем больше будет людей, умеющих видеть и ценить красоту, тем лучше будет жизнь вокруг нас. Наша работа может помочь более вдумчиво читать поэтические произведения, потому что в них воспевается человеческая жизнь, которую тоже нужно прожить по возможности красиво, то есть ярко, насыщенно, со смыслом, не тратя время на пустое.

Цель исследования – вывести основные критерии красоты в поэзии и жизни, показать примеры красоты в поэтических произведениях и человеческой жизни, их положительное влияние на образ мыслей людей и поведение, жизненную установку, а также то, что разрушает и губит красоту.

Задача – изучить представление о красоте в поэзии разных авторов; оформить свое представление о красоте в поэзии и жизни в виде исследовательской работы; провести примерный анализ некоторых поэтических произведений в практической части исследования для подтверждения теоретических выводов; показать примеры влияния поэзии на разных людей; определить отношение православной церкви к проблеме сквернословия; исследовать причины речевой вседозволенности и её возможные последствия; показать примеры, противопоставленные красоте (нецензурная лексика и др.), их влияние на уровень специалиста.

Объект исследования: русский язык и литература

Предмет исследования: поэзия, ненормативная лексика, жизнь современников

Методы исследования:

анализ полемики в СМИ;

изучение литературы по проблеме;

анализ стихотворений;

анкетирование, опрос

Основная часть

Что есть красота?

Толкование слова «красота»

Красота – это все красивое, прекрасное, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение

Красивые, прекрасные места

(о природе, в художественных произведениях)

О чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем

Словарь Ожегова.

Как уже упоминалось, в начале работы по выбранной теме, обратившись к толковому словарю Ожегова, мы убедились, что именно это толкование слова «красота» подразумевалось во все времена в стихотворениях поэтов разных национальностей.

Поэзия как искусство

Еще мы убедились, что поэзия сама как искусство – удивительная область творчества, очень красивое явление. В стихотворениях слова, которые являются строительным материалом, сливаются в единое неделимое целое. Это волшебно воздействует на наше сознание и чувства. Сила поэзии в том, что можно кратко и емко передать то, о чем пишут в больших романах.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Так писал Борис Пастернак, один из лучших русских поэтов. Говоря о силе и красоте поэзии, нельзя не вспомнить великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Особенно нам нравятся его полные оптимизма строчки, которые многим из нас запомнились на одном из уроков литературы:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Эти строчки часто приходят на ум, когда нам становится особенно грустно и тяжело. «День веселья, верь, настанет…» - как красивы эти строки, они внушают надежду на лучшее людям, потерявшим веру в себя!

Еще мы убедились, что поэзия помогает людям определить цель их жизни, назначение человека. Виктор Франкл, который был узником фашистского концлагеря и после стал психологом, пришел к выводу, что люди, в тяжелейших условиях не утратившие способности думать о высоком, ставили себе цель уцелеть, чтобы вернуться к своим родным, выживали чаще других.

Не иметь цели в жизни – это очень тревожно. Например, среди людей, потерявших веру в себя, а иногда даже совсем опустившихся, нередко встречаются люди творческих профессий, имевшие когда-то неплохой жизненный потенциал. Среди знаменитостей (например, рок-музыкантов, детей миллионеров и др.) бывают случаи наркомании, бродяжничества и др. Некоторые известные актеры, музыканты, художники и др. иногда в расцвете своей славы уходят из светской жизни. Например, Дэвид Духовны, Ричард Гир и некоторые другие знаменитые голливудские актеры часто наведываются в буддийские монастыри; русская киноактриса Ольга Гобзева (снималась в фильмах «Застава Ильича», «Портрет жены художника» и др.) - навсегда ушла из мирской жизни; а также Наталья Климова, Ирина Муравьева жалуются на усталость от бессмысленности и отсутствия интереса к тому, чем раньше они занимались в жизни. Известный американский рок-музыкант Брайан Уэлш уходил из своей группы Korn, обращался к Богу, ища защиты от наркомании.

В нашем техникуме в разные годы учились ребята, которые заслуживают всяческого уважения. Есть они и сегодня среди нас. У них есть цель в жизни – стать достойными людьми. Они знают, что «жизнь прожить – не поле перейти»…

Есть ли у красоты свои законы?

О том, есть ли у красоты свои законы, с давних пор спорят и поныне. Существуют ли какие-то природные, незыблемые законы красоты, которые бы воспринимались, как общепринятые? Или же это понятие носит индивидуальный характер? Что такое гармония? Симметрия и асимметрия?

Законы красоты в искусстве Древнего мира

На заре человеческого общества египтяне и китайцы математически обосновывали гармонию при помощи деления и отношения отрезков по формуле a / b = b / (a + b), где a меньше b. Греки связывали гармонию с понятиями «мера» и «лад», выводя из этого «согласие разногласного» и принципы организации музыки и звуков. В округленном виде – деление какой-либо величины в соотношении 62% и 38% - число ограничивается значением 1,62.

Золотое сечение в искусстве и архитектуре

Пропорции многих пирамид в Древнем Египте соответствуют правилу «золотого сечения». Это правило использовалось и при изготовлении предметов быта, украшений, барельефов Леонардо да Винчи и многие другие художники сознательно использовали эти «божественные пропорции» и соотношения. Учеными установлено, что вся вселенная, от микрокосма до галактик, соответствует данному закону красоты. Живые организмы также обладают «золотым сечением». Этот закон – универсален. Пропорция - своеобразный эталон, матрица. А отклонения от нее – скорее исключение из правил, подтверждающие закон (вызванные, например, приспособлением к окружающей среде). Пропорции строения тела человека в античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. “Золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей и наоборот. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен античности. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения.

 

Симметрия и асимметрия

Есть ли у красоты свои законы, мы можем наблюдать также, изучая явление симметрии. Это понятие встречается во многих сферах человеческой деятельности. В частности – в искусстве и архитектуре. Перевод с греческого – соразмерность или неизменность. А также – упорядоченность, пропорциональность. Таковы основные характеристики этого понятия. В живой и неживой природе это явление довольно развито, и его часто можно наблюдать. Яркий пример – крылья бабочки или конструкция человеческого лица. Однако в природе симметрия никогда не бывает полной, абсолютной. И подобные между собой части не будут совпадать со стопроцентной точностью. В математике и геометрии, напротив, это понятие достигает абсолютных значений. Так, в геометрии симметрией называется способность фигур к отображению, которое сохраняет их форму и свойства. Грубо говоря, симметричной считается фигура, при линейном преобразовании переходящая в саму себя. Симметрия в искусстве Идея абсолютности линейного отображения пронизывает искусство Древней Греции. Вспомните строго симметричные формы античных памятников, предметов быта (например, греческих ваз). Наиболее четко это явление нашло отражение в орнаментах многих народов мира. В различные эпохи идея симметрии в изображениях – сознательно или бессознательно – использовалась многими художниками и скульпторами. Равномерность повторов характерна даже для устного и песенного творчества, начиная с давних времен.

Таким образом, на вопрос: «Есть ли у красоты свои законы?» можно ответить, что один из них – симметрия. Кстати, асимметрия в работах некоторых художников (Пикассо, Дали и некоторых других), как исключение из правил, лишь подчеркивает действие основного закона.

Гармония

Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.

Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии. Гармония — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим. Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие космоса.

Симметрия — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси. Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.



 

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей, мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.

Ритм - чередование соизмеримых между собой элементов. Отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы — условие его существования.
Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

Законы красоты - это гармония, симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они есть базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Краткость как критерий красоты

Очень интересна поэзия других народов, красота японских стихотворений в стиле хокку (хайку) – в их предельной краткости. Вот, например, стихотворение известного сочинителя трехстиший Исса:

Вот выплыла луна,

И каждый мелкий кустик

На праздник приглашен,

— мы видим в этих словах мечту о равенстве людей.

Японский поэт только будит мысль читателя, дает ей определенное направление.

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Это уже другой поэт – Басё – известный мастер краткой поэзии. Его стихотворение похоже на рисунок, в котором ничего лишнего, все предельно просто. Очень кратко показана грустная картина поздней осени. Поэт изобразил свое душевное состояние, он говорит о собственном одиночестве, упоминая ворона на голой ветке дерева.

Мастерство создания стихов хайку заключается в искусстве в трех строках описать свое чувство или мгновение жизни. В японском трехстишии каждое слово и любой образ на счету, они имеют большую ценность. Основное правило хайку -  выразить все свои чувства, применяя минимум слов, слогов должно быть семнадцать.

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету,

А на поясе длинный меч!

– это поэт Кёрай, увидевший самурая около цветущей сакуры.

Красная луна!

Кто владеет ею, дети?

Дайте мне ответ!

- спрашивает детей Исса, и они задумываются над тем, что луна на небе общая, потому что красота ее принадлежит всем людям.

Итак, краткость – это красота поэзии.

Краткость – важное качество речи. Известно, что спартанцы умели говорить кратко, убедительно, по существу. В наше время не так много людей, обладающих таким даром.

В христианстве, например, многословие считается грехом (т.е. несодержательная, пустая болтовня; не путать ее с речью талантливых педагогов, проповедников и др.).

Считается, что женщины говорят больше, чем мужчины, но это не доказано. В среднем женщины произносят около 8000 слов, а мужчины – 2000 слов. Но часто встречаются очень разговорчивые мужчины, и наоборот. А также интересно то, что в сельской местности люди говорят больше, чем в городе, так как больше общаются, а событий в деревне происходит гораздо меньше.5. Музыкальность и живописность поэзии

Но красота поэзии – это и музыкальность, и живописность. Выход из мира страданий и печали - в погружении в мир красоты, такой является поэзия Афанасия Фета, поэта «неопределенных, недосказанных, смутных чувств». Фет умел уловить неуловимое, жизнь в ее переходные состояниях, строил свои стихотворения по «музыкальному» принципу, то есть подбирал звуки, ритм, мелодию стиха. Поэт стремился звуком передать неопределенное, воздействовать на подсознание:

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей.

Фет видел истинную красоту в женских образах, воспринимал женщину в её слиянии с природой:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

Значит, красота поэзии – это еще и музыкальность, мелодичность стиха. Замечено, что люди, которые любят изящное искусство (музыку, литературу и др.), более чувствительны, чаще сопереживают другим.

Людям обычно нравятся те, кто уверенны в себе, обладают чувством юмора. С ними интересно общаться, они умеют увлекать других, потому что у них неплохой словарный запас, их речь богата пословицами, поговорками, афоризмами. Кроме того, они хорошо читают стихи, в том числе стихи А. Фета.

Красота поэзии – в ее правде

Если Афанасий Фет уводит нас в прекрасный мир грез и мечтаний, то есть поэты, умеющие правдиво, без пышных сравнений оценить описываемое, и это тоже получается очень красиво. Например, Уильям Шекспир так необычно пишет о своей возлюбленной:

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь...

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

Это стихотворение написано уже пять веков назад, но оно не стареет, потому что любовь поэта возносится в вечность, что очень торжественно и красиво. В сонете Шекспира есть краткость, выразительность и правда.

Приходим к выводу, что стихи должны быть краткими и в то же время емкими, выразительными и правдивыми.

Красота поэзии – в ее правде, это подтверждают стихотворения поэтов-фронтовиков, особенно нам по душе стихи Сергея Орлова, который был танкистом на войне, не раз горел в танке на фронтах Великой Отечественной. Он без приукрашиваний пишет о душевных переживаниях солдата, и мы верим каждому слову поэта.

Учила жизнь сама меня.
Она сказала мне,-
Когда в огне была броня
И я горел в огне,-
Держись, сказала мне она,
И верь в свою звезду,
Я на земле всего одна,
И я не подведу.
Держись, сказала, за меня.
И, люк откинув, сам
Я вырвался из тьмы огня -
И вновь приполз к друзьям.

Мы победили в самой страшной войне, потому что были правы.

Из исследований ученых о влиянии поэзии на человека

Поэзия может быть полезной для мозга

Влияние это положительное, потому что выступает как тренировка для мозга. В проводимом эксперименте ученые анализировали состояние мозга в момент чтения великой поэзии. Была получена ответная реакция на каждое слово прочитанных стихотворений. Но особое внимание было уделено сложным оборотам, фразам и словосочетаниям, так как именно с ними головной мозг разбирается по-другому.
Для сопоставления результатов ученые предложили испытуемым два варианта стихотворных произведений. Первый – в оригинальной классической обработке, а второй – переписанные произведения классиков современным и понятным языком. Ученые обнаружили разницу в мозговой активности при чтении этих двух вариантов. Классическая поэзия привела мозг в состояние повышенной активности. Появившийся нервный импульс сохранялся и во время дальнейшего чтения. Ученые объясняют это тем, что при чтении высокой поэзии активируется область мозга, которая отвечает за автобиографическую память, то есть человек связывает прочитанное со своим прошлым, сопоставляя его с новыми впечатлениями.
Однако при чтении переделанных на современный лад стихотворений особенных изменений в деятельности мозга выявлено не было. Например, если ветер был назван яростным, а не безумным, то это не вызывало вопросов у читающего стихотворение. Но употребление Шекспиром эпитета безумный совместно с ветром вызывает определенные вопросы, почему именно это слово оказалось на этом месте и что оно все-таки значит. В этот момент мобилизуется нервная система, заставляя активно работать и головной мозг.
Ученые добавили, что активное действие поэзии сохраняется также и на время после прочтения, поэтому мозг продолжает подробно анализировать и следующий текст. Стоит отметить, что подобный анализ проводился исключительно в отношении поэзии, вполне возможно, что в скором времени будут проведены эксперименты и относительно классической прозы.

Чем полезны стихи про семью для детей?

В нашей жизни каждое слово имеет огромное значение. С его помощью мы можем описать предмет, его свойства, дать оценку окружающему нас миру и т.д. Естественно, что с момента рождения малыша все родители ежедневно разговаривают с ним, обучают его, стараются помочь ему как можно больше узнать об окружающем мире. А для того, чтобы ребёнок как можно быстрее смог всё запомнить, многие авторы пишут стихи про семью для детей, про профессии, про школу, родной край, животных и многое другое. Благодаря ритмическому рисунку и созвучности отдельных слов и пауз дети автоматически запоминают многие слова, выражения и термины. Таким образом процесс обучения проходит намного веселее.

Мнение педагогов о стихотворениях про семью

Как в любой науке или дисциплине, существуют группы людей, мнения которых могут кардинально отличаться. Например, если одни учёные, воспитатели и психологи считают, что любая поэзия оказывает положительное влияние на формирование личности, то другие опровергают это. Они считают, что стихи про семью для детей практически не влияют на мировоззрение ребёнка, поскольку любовь к родным должна закладывать из личных взаимоотношений между членами семьи. Но, согласно практическим наблюдениям, многие дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях или детских домах, изучая поэзию, смогли получить правильное представление о том, какой должна быть семья. И уже во взрослой жизни это во многом помогло им построить правильные взаимоотношения со своей второй половинкой.

Влияние поэзии на формирование личности

Родителям важно знать о влиянии поэтических слов на формирующуюся личность. Во-первых, благодаря стихам можно рассказать ребёнку о сложных научных терминах в увлекательной игровой форме, не переутомляя его. Во-вторых, за счёт гибкости поэзии всё запоминается намного быстрее, а процесс обучения приобретает незатейливый характер. Именно по этим причинам и в школе, и в детском саду, и даже в высших учебных заведениях в программу часто включают изучение стихов. Кроме этого, как показывает практика, читая данные произведения, можно не только ознакомиться с историей, традициями многих народов и узнать практически обо всём, что нас окружает, но и запомнить эти факты на всю оставшуюся жизнь. Также, используя поэзию, человек может в изящном и красивом изложении поведать всему миру о своих чувствах (радости, печали, влюблённости), оригинально поздравить близких людей и т.д.

Если же заглянуть в историю, то сами термины «стих» и «поэзия» произошли от греческих слов (ряд, строй, творчество, сотворение) соответственно и считались способами организации речи. Довольно часто стихотворными текстами считались медицинские или научные трактаты. Написание данных работ в особой форме позволяло отделить их от обыденной (повседневной) речи и придать наиболее важное значение. Поэтому совершенно логично и понятно, почему стихи про семью для детей или про другие сферы деятельности человека или окружающий мир производят такое впечатление на формирование личности.

Как воспринимается поэзия в современном мире?

Согласно различным теориям, которые на протяжении многих лет выдвигали учёные всего мира, поэзия признаётся отдельным видом мышления, заключённого в словесные образы. Именно такой способ мышления присущ и детям, и взрослым, и даже первобытным людям. Благодаря этому, слушая поэтические произведения, каждый из нас может легко представить себе некий образ, который надолго сохранится в нашей памяти. Исходя из этого, давайте разберёмся: что же на самом деле представляют из себя стихи про семью для детей? Во-первых, это поэтические произведения о самых близких и родных людях (маму, папу, дедушку, бабушку, братика или сестричку, а также дядя или тётю). Во-вторых, если попытаться классифицировать их, то условно все стихи можно поделить на «одиночные» и «общие». В «одиночных» речь чаще всего идёт только об одном члене семьи. В «общих» всегда рассказывается про семью в целом, о человеческих ценностях, о семье как главной социальной единице и т.д.

Кроме этого, стихи про семью для детей можно разделить на группы в зависимости от возраста слушателя/читателя. Например, если стих ориентирован на самых маленьких деток, то он будет коротким (обычно одна или два четверостишия), в нём будут использоваться простые слова и ставиться особое ударение на то, что делает тот или иной член семьи и кем он является. При написании художественного произведения, которое будет изучаться в более старшем возрасте (детский сад или школа) автор чаще всего делает акцент на более абстрактные понятия, т.е. он призывает любить своих родных, заботиться о них, помогать, ценить и т.д. Всё это помогает ребёнку гармонично формироваться как независимой личности, запоминая при этом важные жизненные ценности.

Целительное воздействие поэзии на человека
 

Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя.  В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.
  Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На наш взгляд, этому может быть несколько причин.
  Во-первых, поэзия остаётся "закрытой" для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, - это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.
  Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. "Препарировали" стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников.  
  Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь "для души" и чувствуешь стихи сердцем.
  Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.  
  Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.
  Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.
  Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.
  Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: "А я не люблю стихи". Как гласит пословица, "о вкусах не спорят". Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, «трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру».

Враги красоты

Как многословие влияет на душу (христианский взгляд)

Многословие — один из главных пороков современности, часто маскируется под красноречие, коммуникабельность, общительность, отсутствие комплексов. Один из элементов образа успешного человека — это талант оратора. Но зачастую в противовес косноязычию представляется элементарная болтливость, засоряющая души и слух окружающих людей. Каждый из нас сталкивался с людьми, которые говорят много по любому поводу и при этом несодержательно. Эффект очевиден: ораторы, не умеющие кратко и ясно излагать свои мысли, быстро утомляют слушателя, заставляют его скучать, отвлекаясь от обсуждаемой темы. Это говорит о том, что говорящий не обладает мастерством лаконичного формулирования мысли. Слова «многословие» и «пустословие» - синонимы. И многословный человек - тот, который говорит бессмысленные, «пустые», нечеткие вещи. Когда же человек произносит слова взвешено, продумано и сказано в нужный момент, то его нельзя назвать многословным или пустословным.

В качестве примера можно привести талантливых педагогов, лекторов, проповедников, которые могут говорить долгие речи, но публика заслушивается ими и получает несомненную пользу. Люди, виртуозно владеющие словом, постоянно расширяют свой словарный запас, их речевые конструкции точны и понятны собеседникам. Они говорят кратко и по существу, что облегчает процесс понимания информации. Если же речь человека — это нескончаемый поток слов, над содержанием которых он особо не размышляет, то это многословие. А.С. Пушкин писал своей супруге: «Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю». Писатель М. М. Зощенко, ознакомившись с романом одного начинающего автора, описал свои впечатления: «Этот роман при всех недочётах еще и чрезвычайно многословен. Очень многое я могу простить литератору, кроме этого греха. Если основная задача художника заключается в умении показать жизнь, ограничив её в каком-то хаосе средствами искусства, то следующая задача художника — уметь ограничить хаос в языке».

Священномученик Серафим о вреде многословия: «Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и соображения, что они умны, многосведущи, и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями, настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло».

Грех многословия раскрывается в различных спорах, когда люди пытаются доказать друг другу истинность своих убеждений. Преподобный Серафим Саровский писал: «Одного многословия довольно расстроить внутренность внимательного человека». Многословие, пустословие, празднословие – такие виды невоздержания языка пагубно влияют на человека, опустошают душу, это сорняки, не дающие «прорасти» благим мыслям и словам. Апостол Иаков о разрушительном действии многословия: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам, воспаляем от геенны». (Иак 3:6). Давая свободу своему языку, мы даем свободу греховным наклонностям своего сердца и тем самым наносим себе вред. Святые отцы призывали к молчанию как душеполезной практике и лекарству от греха многословия: «Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее. Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность. Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло». Свт. Григорий Нисский поучал своих чад: «Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!»

Совершенно очевидно, что современному мирскому человеку бывает чрезвычайно трудно сохранять молчание в силу разных обстоятельств. Но каждый человек, даже самый занятой, среди суматохи дня может найти время для действия, которое неразрывно связано с молчанием. Святые отцы советовали своим духовным чадам практиковать молчание для приобретения рассудительности, внутреннего спокойствия, собранности ума, что приблизит человека к внутренней, духовной красоте.

 

Опасности многословия:

многословие открывает двери греху;

многословие – враг способности слушать других;

часто подпитывает желание хвастать;

может привести к лести;

часто приводит к пустой болтовне;

может породить сквернословие;

может причинить огромный вред


Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою. (Притч.13,3)

Русские пословицы о многословии:

Пустая бочка пуще гремит.

Не всякую правду сказывай!

Говори с другими поменьше, а с собою побольше!

И глух и нем греха не вем.

Бог дал два уха, а один язык.

Много знай, да мало бай!

Лучше недоговорить, чем переговорить.

Кто меньше толкует, тот меньше тоскует.

Бойся Вышнего, не говори лишнего.

Слово ласковое - мастер дивных див. Слово - полководец человечьей силы. А иногда так красиво звучит тишина - спокойная, осознанная, доброжелательная…

О разрушительной силе ненормативной лексики и бранных слов, их несовместимости с категорией красоты

Психологи считают, что первоначальные мотивы использования ненормативной лексики просты. Кто-то хочет показать свою «продвинутость» или же даёт выход своей неполноценности. Кто-то расценивает нецензурную брань как протест по отношению к нормам общества или пиар. Это могут быть слова-паразиты. Это означает, что человек косноязычен. Мат — самый доступный способ сделать это. Что в результате? Словарный запас не растёт, не развивается интеллект, умение мыслить абстрактно. Повзрослев, подросток остаётся ограниченным в интересах. Он рожает детей, но чему их научит? Процесс становится необратимым.

Возможно, нецензурная лексика подростков — это примитивно понимаемое ими чувство свободы. Кроме того, в больших городах, где приходится много времени проводить рядом с незнакомыми людьми, у некоторых вырабатывается стереотип поведения, который психологи называют «человек в лесу». Такой человек игнорирует окружающих, они для него — как молчащие деревья, которые ничего не слышат и чьё присутствие ничего не значит. Это проявление индивидуализма в широком смысле, полное отсутствие социальной чувствительности, что может закрепиться у молодого человека на всю жизнь.

Директор Института психологии РАН Анатолий Журавлёв уверен: «Эта проблема касается не только молодёжи, просто на молодёжи она проявляется сильней. Повсеместное распространение мата чревато тем, что мы получим поколение, нечувствительное к красоте, не подготовленное к эстетическому восприятию. Мат всегда направлен на другого, и это сказывается на формировании межличностных, межполовых отношений».

Матерные выражения затрагивают интимную сферу человека. И их произнесение — своего рода вторжение в личную жизнь того, кому они адресованы. Значит, это один из видов психологического насилия. Причина проста: мат - один из вариантов выплеска эмоций. Например, если в чем-то убедить коллегу не получается, то это - наиболее быстрый и простой способ. Ненормативная лексика чаще используется в неформальной обстановке или в состоянии стресса. Появилось понятие корпоративной культуры, поэтому мат является нонсенсом и не соответствует современному образу бизнесмена. Человек, разговаривающий матом, будет испытывать трудности при трудоустройстве, а использование в бизнесе нецензурных выражений - дурной тон.

К сожалению, матерное слово сегодня можно услышать всюду - в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в общественных местах. Мат - наиболее грубая разновидность ненормативной лексики. В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения. Произнося нецензурные слова, человек, даже если он делает это невольно, призывает темные силы и участвует в изуверском культе. Матерщина выполняла у славян в функцию проклятья.  Человек, который произносит матерные слова, автоматически призывает все самое грязное и больное на себя, своих детей и весь свой род. При этом матерщинник часто выражает удивление и сожаление по поводу серьезных проблем с органами мочеполовой системы, онкологических и других заболеваний, продолжая при этом сквернословить. Мистическая составляющая нецензурной брани - это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с разрушительными силами Вселенной, делает его рабом, в то время как любовь соединяет с Создателем.

Академик П. Гаряев доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды. Произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а следовательно, меняя генетический код наследственности. При регулярном отрицательном воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни. И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Доктор биологических наук И.И. Белявский установил, что каждое слово несет энергетический заряд и воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Таким образом, еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от матерной речи, он бы никогда не произнес ее.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, например, эти заболевания встречаются нередко. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Сложность еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении матерщинников. Конечно, можно и нужно развивать в себе способность противостоять негативным ударам извне. Но даже если такая способность сформирована, сколько сил уходит на постоянную нейтрализацию "лингвистической бомбежки"…

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, проявляющееся как гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как производящих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих.

Историческая справка. У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово "изматерили" обозначало не "обругали", а просто "прокляли". На Руси до середины ХIХ века сквернословие являлось уголовно наказуемым. За нецензурную брань в общественном месте в СССР полагалось 15 суток ареста. В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность - штраф или административный арест на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.1 Административного кодекса "Мелкое хулиганство".

Однако запреты не решают серьезных внутренних проблем. Большинство людей признает, что нелитературные выражения унижают человека, но это же большинство тем не менее употребляет упомянутые выражения. Трудно представить хозяйку, выливающую ведро помоев посреди комнаты, но сквернословие является теми же помоями. Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его. Так замыкается круг.

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Часто можно услышать, что в мате ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию, и язык не может обойтись без мата. Однако есть и другое мнение. Язык не просто отражает систему ценностей человека и общества (непотребная лексика, скажем, указывает на явную вульгаризацию таких ценностей), но и мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяет само мировоззрение человека, его поведение. В результате изменяются характер народа в целом, общественное сознание, ход исторических событий.

Матерщина основана прежде всего на гнусно-оскорбительном употреблении слова "мать". Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного. Здесь уместно привести слова А.П. Чехова: "Сколько остроумия, злости и

душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо". Ущербность всегда агрессивна, и эта агрессивность проявляется прежде всего на уровне языка. Мат - это "формат" неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны найти свое место в жизни. Мат засоряет язык, разрушает его красоту и стройность, ведет к деградации личности. Мат затрудняет общение. Матерящийся человек не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет сквернословием пустоты, обусловленные собственным скудоумием.

Мат - демонстрация неуважения не только к собеседнику, но и к миру в целом, он подрывает доверие между людьми, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете. Да, есть социальные слои, где тот, кто не ругается, предстает неполноценным членом соответствующей группировки. Но мы говорим сейчас о мате не с позиций маргинальных кругов, а с позиций нормальных людей.

В медицинской практике есть случаи, когда люди с определенными видами паралича не могут сказать ни одного нормального слова, но без запинки произносят целые выражения, состоящие исключительно из мата. Это удивительное явление свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь, что наводит на размышления…

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам, что от его использования страдает общее здоровье человека и снижается общее качество жизни. Они эмпирическим путем доказали, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов. Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста.

Влияет мат прежде всего на мужскую потенцию и женское здоровье. Мужчина, используя нецензурную лексику, провоцирует формирование бесплодия. Именно мужское бесплодие вызывает в настоящее время особую тревогу у специалистов. Примерно 6-8% мужчин являются бесплодными. Около 40% приходится на долю женского бесплодия и 20% - на долю смешанного. Организм регулярно ругающейся женщины переходит на функционирование, во многом сходное с функционированием по мужскому типу. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

Результаты опроса студентов техникума

В результате исследования статистики об отношении общества к проблеме нецензурной лексики, опубликованной в СМИ, и на основе анкетирования студентов удалось выяснить, что большинство респондентов отрицательно относятся к использованию ненормативных выражений в средствах массовой информации, литературе и кино. При высоком проценте употребления нецензурных выражений среди опрошенных студенты не желают, чтобы их будущие дети употребляли нецензурную лексику. На вопрос «Нужно ли стремиться к тому, чтобы в речи вообще не было мата?» положительно ответили 73,3% респондентов нашего техникума. Поэтому можно утверждать, что отношение к ненормативной лексике среди студентов и сотрудников техникума отрицательное.

Проблема низкой лексики – это в большей степени проблема не языка, а общества. Решение, ругаться или нет, зависит от сознательности каждого отдельного человека, его силы воли. Мат - это отказ быть человеком. Нынешняя философия жизни, постулирующая жить «легко», играючи, не могла найти для себя адекватного языка. Человек не хочет отягощаться ничем, включая язык, на котором говорит. Овладение языком - труд. Язык- это часть жизни нации. Но если в этой жизни нет четкой линии между добром и злом, нарушены идеалы, нет однозначного ответа на вопрос «что такое хорошо, и что такое плохо?», как может устоять язык? Он неумолимо опускается.

Бороться нужно не только с матом, но и с причиной его засилья - философией понижения, призывающей человека стать зверем.

Наиболее убедительными по вопросу ненормативной лексики являются доводы Православной церкви. Она объясняет, почему и зачем люди выражаются нецензурно, показывает последствия этого процесса. Мат несовместим с понятиями «красота», «добро», «любовь», «правда», создающими саму жизнь, поэтому ему в ней не место.


 

Примеры красоты в жизни

Такие солдаты, как Сергей Орлов, в страшной войне с фашизмом отстояли нашу землю, на которой мы живем сегодня. Прадед ученика нашей школы Чайкина Романа, Сизых Иван Дмитриевич, был солдатом Великой Отечественной войны, был награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За отвагу», орденом Красной Звезды и др. Он прошел всю войну, был дважды тяжело ранен, дошел до Берлина. По рассказам знавших его людей, он был веселым, красивым, надежным человеком, прожил прекрасную, достойную восхищения жизнь.

Многие знают о поступке русского воина Евгения Родионова, который в чеченскую войну прошел через немыслимые страдания, но не отрекся от православной веры, утвердил ее своей мученической смертью. Он доказал, что и в наше время в России совершаются подвиги. Всего девятнадцать лет – такой короткой, но удивительно красивой была жизнь простого русского парня.

Вызывает восхищение жизненный подвиг полячки Ирены Сендлер. Она, постоянно рискуя собой и жизнью своих родных и товарищей, спасла две с половиной тысячи еврейских детей из немецкого концлагеря.

Есть ли примеры красоты сегодня? Может, не в таком количестве, как в военные годы, но они все же есть. Очень трудная, но прекрасная профессия у спасателей и пожарных, военных, полицейских, часто рискующих собой ради других людей. Достойную жизнь проживают те люди, которые, несмотря на маленькую зарплату, честно трудятся на своем месте, выполняя свой профессиональный долг. Примеры есть, они должны вдохновить современных поэтов, от которых мы ждем хороших стихов, очень нужных в наше время. Жаль, что мы не поэты, иначе можно было бы попробовать показать нашу жизнь, которая прекрасна, несмотря на все трудности! Показать в стихах кратко, выразительно и правдиво…

Заключение

На человека можно оказывать разное влияние. Кто-то слушает классическую музыку, а кто-то интересуется попсой. Можно читать хорошие книги, а некоторые ни одной книги в жизни не прочли… Но почему все-таки надо читать хорошие стихи? Мы слышим благородное звучание слов, что положительно влияет на нас. Сила поэзии в слове, умноженном на эмоции, чувства, переживания. Это несёт определённый энергетический заряд, обогащает наши души.

Хорошие стихи улучшают память, их заучивание тренирует мозг, продлевает умственную активность человека в старости.

Нельзя прожить жизнь, довольствуясь лишь едой и потреблением готового. Иначе человек деградирует, не оставляет после себя ничего полезного. Поэзия может помочь человеку обрести себя, определить свои главные жизненные ценности.

Литература

Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. - М.: Искусство, 1993.

«Как слово наше отзовется…» Избранная лирика русских поэтов. – М.: Правда, 1986.

Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. – М.: Знание, 1983.

Одинокий сверчок: Классические японские трехстишия хайку/ Вступление и перевод с японского А.А. Долина. - М.: Детская литература, 1987.

Ревякин А.И. История русской литературы XIX века. Первая половина. – М.: Просвещение, 1981

Ресурсы Интернет ( www.dishupravoslaviem.ru и др.)

Практическая часть

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет»

Стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись…

Мы убеждаемся, что жизнь — очень сложное понятие. С нами каждый день может произойти что-нибудь неприятное или, наоборот, хорошее. И если на жизненном пути встречаются трудности, то нельзя отступать перед ними. Так же нужно помнить, что «все мгновенно, все пройдет». Когда-нибудь любые трудности заканчиваются. Мы оглядываемся назад и понимаем, что все было не так уж и плохо («что пройдет, то будет мило»). Борясь с неприятностями, мы приобрели какой-то жизненный опыт, новых друзей, открыли для себя что-то новое, или, наоборот, распрощались с какой-то вредной привычкой. Автор призывает нас с оптимизмом смотреть в будущее: «День веселья, верь, настанет». Ведь «сердце в будущем живет». Человек так устроен, что люди всегда живут надеждой и верой, это помогает в борьбе с жизненными невзгодами, помогает совершенствоваться и стремиться к лучшему. Стихотворение оптимистично и в невзгодах помогает нам. Читая это короткое стихотворение, мы учимся относиться к жизни философски. Под влиянием стихов нашего замечательного поэта пробуждаются самые светлые надежды, которые всегда красивы.

Анализ стихотворения А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердце рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и т!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию  дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

В романтическом стихотворении А.А. Фет размышляет о связи человека с природой. Это одно из стихотворений целого цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море». Через картины природы читатель постигает правду о человеке. Здесь показана скромная русская природа. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Это называется «поэзией импрессионистов», в ней подчеркивается полное слияние человека с природой.

Мы слышим голос травы, деревьев, животных. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в созерцание. Но мы видим и суровые картины дисгармонии в природе, а значит, в душе человека: это беда, неустроенность, тревога, беспокойство (метафоры «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа»; инверсия «напрасные на них застыли слезы»).

Непогода связана с душевными переживаниями. Это передают короткие, эмоционально насыщенные предложения. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение очень пессимистично, это выражено с помощью лексических повторов: «сердце рвет» - «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Однако союз «но» («но верь весне») несет в себе светлый образ красоты и гармонии, это вселяет веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, любовь к Марии Лазич была трагической).

Мы считаем, что это стихотворение – пример того, что Фет всю жизнь читал великую и возвышенную книгу природы, был верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека, умеющий делать это красиво и выразительно.

Анализ стихотворения А.А. Блока “О, весна без конца и без краю…”.


Стихотворение А. А. Блока входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Оно очень символично и оптимистично, знаменует наступление новой истории России. Восприятие жизни, мира у Блока оптимистическое:


…За мученья, за гибель - я знаю-
Все равно: принимаю тебя!


Жизнь показана в женском образе “с буйным ветром в змеиных кудрях”.
Сложность и противоречивость жизни изображается Блоком в виде противоположных эмоций: неудача - удача, ненависть - любовь, плач - смех и др.
Глагол “принимаю” неоднократно повторяется и делает стихотворение очень оптимистичным. Главное изобразительное средство в стихотворении - повтор:
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!

Повторение синонимов заостряет на себе внимание, это подчеркивается междометием “о ”, восклицательной интонацией. Сложное и противоречивое отношение к жизни, душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.
В стихотворении жизнь изображена с помощью символов:
…И встречаю тебя у порога
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем Бога
На холодных и сжатых губах…

Стихотворение А. Блока отличается индивидуальным авторским стилем, характерным применением средств и приемов. Его надо читать вдумчиво, потому что оно заставляет нас осмысленно относиться к жизни, то есть думать красиво.
 

Приложения

Приложение 1

Что значит жить красиво? (ответы людей молодого возраста, орфография сохранена)

поездки всякие, вкусная еда

это когда пиво с фисташками или рыбкой там..

свой дом (со всеми прибамбасами), много денег,
большой красивый сад с лавочками.

много, много денег, а там и посмотрим...

Эт кАда хош тебе мороженое, а хош тебе пирожное, а еще под музыку пляшешь. Вот эт жис.

Когда делаешь только то, что хочется, а не то, что от тебя ждут. Когда никому ничего не должен. Когда нет чёткого графика - "утром - на работу, вечером - с работы" и всё это имеет внушительное финансовое подкрепление)

свобода в выборе. Комфорт во всем!

Когда живешь так, что тебе все завидуют.

Вывод: приведены примеры потребительского отношения к жизни, когда хочется жить хорошо, не прилагая особых усилий, обедняя свою жизнь стремлением только к материальному.


 

Приложение 2.

Некоторые результаты опроса студентов техникума (был задан вопрос о том, как опрашиваемые понимают красоту)

Артур:

- Красота – это все, что может вызвать восхищение и положительные эмоции: картины природы, красивые люди, удачно сочиненные стихи, красивая дружба между людьми и др.

Борис:

- В жизни достаточно много красивого: природа (лес, море, горы, реки, луга, поля), красивые девушки, одежда, машины.

Роман:

- Да, я тоже считаю, что природа, наша планета – это самое красивое в мире. Но еще есть красивые поступки людей, их подвиги ради других. Например, подвиг наших солдат, моего прадедушки, всего народа в нашей стране во время Великой Отечественной войны.

Вероника:

- Красота – это что-то изящное, совершенное, идеал (поэзия, природа, красивые поступки людей, Венера Милосская и др.)

Анастасия:

- В нашей жизни за обычным, неизящным и даже унылым могут скрываться очень красивые вещи, и этому есть примеры. Некоторое время назад я проживала в гостинице. Однажды ко мне в номер подселили очень некрасивую девушку. Но после общения с ней я уже не замечала недостатков её внешности, то есть содержание для меня было важнее формы.

Алексей:

- Красота – это что-то изумительное, на ступень выше обычного (внешность человека, картина, взаимоотношения людей и др.)

Преподаватель литературы:

- Литература – это искусство слова. Как всякое искусство, литература следует законам красоты, поэтому мудро поступают люди, читающие хорошие книги, они растут духовно, их словарный запас пополняется красивыми, значимыми словами. Духовно развитые люди не могут поступать некрасиво.


 

Приложение 3.

Исследования Калифорнийского университета

Долго считалось, что объективных законов красоты не бывает. Кто-то уверен, что Джоконда - женщина малопривлекательная, кто-то думает, что Памела Андерсон – редкостная красавица… Однако недавние исследования, проведенные в Университете Калифорнии, доказали наличие общей схемы при выборе человеком красивого предмета и человека.
Были проведены несколько экспериментов. В одном из них группам студентов раздавались рисунки, состоящие из множества беспорядочных точек. Молодым людям необходимо было оценить рисунки как красивые, не очень красивые и некрасивые. Всегда самыми красивыми оказывались рисунки, наиболее напоминающие геометрические фигуры.
В процессе другого эксперимента исследователи наблюдали за мышцами лица, отвечающими за улыбку и хмуро сдвинутые брови, в то время как участники эксперимента рассматривали «точечные рисунки». Снова оказалось, что чем меньше времени у студента ушло на то, чтобы распознать знакомую фигуру в рое точек, тем более приятным находили они рисунок.
Выводы, опубликованные в журнале «Psychological Science», были просты – чем быстрее узнаваем предмет или узор, тем более привлекательным его считают.

Приложение 4

Результаты анкетирования (опрошено 80 человек)

Вопрос

Ответ, % ответа

1

Каково Ваше отношение к нецензурным выражениям?

безразлично

2,1%

отрицательно

97,8%

положительно

0

 

 

2

Употребляете ли Вы нецензурные выражения?

никогда

6,5%

иногда

28,2%

часто

2,1%

в экстренных ситуациях

17,3%

стараюсь не употреблять

45,6%

3

Когда Вы выражаетесь нецензурно, то:

эмоционально разряжаетесь

6,5%

потом Вам бывает стыдно

93,4%

 

 

 

4

Употребляли ли Вы нецензурные выражения в подростковом возрасте?

да

41,3%

нет

15,2%

редко

43,4%

 

 

5

Как Вы относитесь к нецензурным выражениям среди студентов?

положительно

0

отрицательно

70%

безразлично

10

 в экстренных ситуациях

10

 стараюсь не употреблять

10

6

Если Вы слышите нецензурные выражения среди студентов, то Вы:

это поощряете

0

делаете замечание

45,6%

делаете вид, что не замечаете

9,3%

 

 

7

Как Вы относитесь к нецензурным выражениям в средствах массовой информации, в кино и в литературе?

положительно

2,1%

отрицательно

95,6%

безразлично

2,1%

 

 

8

Нужно ли стремиться к тому, чтобы в речи вообще не было нецензурных выражений?

нужно

95%

не нужно

2

безразлично

3

 

 


 

Вывод: отрицательно относится к такому губителю красоты, как нецензурная брань, подавляющее большинство опрошенных (97, 8%); взрослые люди теряют свой авторитет в глазах молодежи, если слышат от них бранные слова (более 40%); большинство опрошенных испытывает стыд после произнесенных ругательных слов и полученных замечаний (более 90%); также большинство считает важным стремление к избавлению от подобных слов в нашей речи (более 90%). При высоком проценте употребления нецензурных выражений опрошенные считают, что надо стремиться к избавлению от этогоЛогично предположить, что такая ситуация обусловлена подсознательным отрицательным отношением людей к подобным словам, которое, к сожалению, трудно воплощается в отказ от сквернословия в реальной речевой практике в силу разных причин..


 

Приложение 5

Результаты анкетирования (опрошено 50 человек)

Вопрос

Ответ, % ответа

Варианты ответов к вопросу №1

в красивой внешности, одежде

в искусстве, в т. ч. поэзии

в природе

в поступках людей

1

В чем вы видите красоту?

20

25

50

5

2

Каково Ваше отношение к красивому в нашей жизни?

положительное

70

отрицательное

0

безразличное

30

 

3

Считаете ли вы поэзию способной возвысить человека?

да

30

нет

25

не знаю

45

 

4

Читаете ли вы сами стихи?

да

10

нет

90

   

5

Хотели бы видеть своих детей читающими, в том числе стихи?

да

80

нет

10

не знаю

10

 

6

Какие примеры красоты в жизни вы можете привести?

красивые девушки-модели

красивые песни, книги, фильмы о любви

Байкал, наша природа

спасение людей в экстремальной ситуации

7

Как вы думаете, важна ли красота в вашей профессии?

да

70

нет

20

не знаю

10

 


 

Вывод: большинство опрошенных положительно относится к красоте к нашей жизни, но мало кто из них видит примеры красоты в жизни современников (5%). При невысоком проценте читающих стихи (10%) большинство хотело бы видеть своих детей читающими. Большинство (70%) считает, что красота важна в их будущей профессии.

Приложение 6

Результаты опроса студентов техникума по профессиям и специальностям (опрошено 48 человек)


 

п/п

Профессия и специальность

Положительно относятся к категории красоты в поэзии и жизни

Считают красоту важной составляющей в будущей профессии

1

Повар, кондитер

50%

90%

2

Поварское и кондитерское дело

52%

95%

3

Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

50,1%

95,5%


 

Вывод: подавляющее большинство опрошенных считают категорию красоты важной составляющей в их будущей профессии (90-95,5%); положительно отнеслись к категории красоты в поэзии и жизни – 50-52%.


 


 

Приложение 7.

Некоторые сведения о матерной лексике

1. Психологи считают, что мат — это хорошее средство для восстановления энергетического баланса и снятия стресса. Но несмотря на эффективность мата, он преследуется по закону!

2. В российском законодательстве есть статья, запрещающая публично выражаться матом. Штраф за это административное нарушение около 500 рублей.

3. Впервые русский мат был упомянут в берестяной грамоте 12 века, которую недавно обнаружили археологи. Правда, что именно написано на берестяной грамоте археологи уточнить отказались.

4. Ругань помогла изобрести телефон! Именно ругательства своего помощника услышал в телефонной трубке Александр Белл, после того, как помощник неправильно соединил какие-то проводки. Поэтому ругань была первыми словами, сказанными по телефону.

5. По статистике, большинство россиян — 64% — считают, что употреблять в речи нецензурные выражения недопустимо ни при каких обстоятельствах. Треть наших сограждан (32%) все же уверены, что употреблять в речи мат иногда допустимо.

6. Если бы 250 лет назад Вы назвали девушку «зараза», она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»

7. Бывший американский президент Джордж Буш очень любит крепкое словцо. Причём, оно проскальзывает в речи президента не только в моменты гнева, а даже чаще в расслабленном состоянии. Впрочем, Джордж Буш никогда не ругается при новых знакомых, в Овальном кабинете и в присутствии жены Лоры.

8. Самым неудачливым матершинником в России многие считают Филиппа Киркорова. После известной пресс-конференции, на которой Филипп публично оскорбил женщину в розовой кофточке, его песни в знак протеста исключили из своего эфира около 700 радиостанций и телеканалов по всей стране.

9. Несмотря на то, что теннис называют «спортом джентльменов», там ругаются все. На Уимблдоне пришлось даже создать негласный штаб по борьбе с руганью. Виновные платят большие штрафы.

10. По количеству нецензурных слов и выражений русский язык оказался всего на третьем месте в мире. Пальму первенства удерживает английский язык, а на втором месте - голландский.

11. В древности мат считали сакральными словами. Русские мужчины применяли их во время обрядов и ритуалов для «вызова родовой силы». Употреблять эти слова можно было всего 16 дней в году, а потом они были под строжайшим запретом.

12. В Мельбурне существует специальная служба психологической разрядки, куда обращаются супруги во время скандала. Вместо того, чтобы в ярости бить посуду, муж или жена набирают номер — и из трубки раздается поток ужасной брани, это немедленно приводит скандалистов в чувство.

13. В Белгороде местные власти приняли решение ввести штрафы за использование нецензурных выражений в общественных местах. Сумма штрафа — 1,5 тыс. рублей. За несколько месяцев бюджет города пополнился «за счёт мата» на 510 тысяч рублей.

14. Одно из самых старых правил этикета появилось благодаря ругани. Английский король Георг V однажды в гневе стукнул кулаком по обеденному столу, после чего разразился сильной бранью. Когда он успокоился, то издал указ, по которому вилки должны лежать на столе зубцами вниз.

15. По статистике, 17% россиян борются при помощи мата со стрессом и выплёскивают эмоции, 5% используют мат для нахождения взаимопонимания и яркости своей речи. И, наконец, 1% россиян считают, что материться можно «повседневно», «в любых жизненных ситуациях».

18. Даосских монахов, согласно правилам буддийских монастырей, обучали, кроме всего прочего, при помощи дубинки и брани. Как показала история, метод был очень действенным.

19. Известный шоумен Роман Трахтенберг одним из первых на нашей эстраде начал употреблять ненормативную лексику. Кроме этого, он посвятил русскому мату свою диссертацию и считал себя матерным философом.

20. Психологи объясняют происхождение мата просто — у людей не хватает слов для выражения эмоций. Яркое тому подтверждение — мат в творчестве рок-групп. Сами музыканты уверены, что мат помогает справиться со стрессом.

21. Человек употребляет нецензурные выражения в среднем 230 000 раз в течение жизни.

Парадокс! По статистике, 29% россиян никогда не употребляют в речи нецензурные выражения (по словам самих же опрашиваемых). В то же время, у 70% респондентов большинство знакомых употребляют мат в своей речи.

22. Крупный российский сотовый оператор опросил своих абонентов и издал так называемый «Мобильный этикет». Одно из правил этого этикета рекомендует «не использовать в качестве звонка телефона звуковые фразы, оскорбительные для окружающих».

23. 120 лет назад судом США рассматривался вопрос: допустима ли в частном телефонном разговоре грубая речь и брань. Конечно, ругаться запретили на том основании, что телефонные линии обслуживаются достойными женщинами.

24. В США изобрели специальное устройство, которое распознаёт нецензурные выражения в телепрограммах и фильмах. В случае мата устройство способно тут же выключить звук, чтобы не травмировать психику зрителя.

26. Согласно официальной статистике, автолюбители в Германии чаще всего платят штрафы вовсе не за нарушение правил дорожного движения, а за пререкания и ругательства в адрес полицейских.

27. Установлено, что при полной потере памяти последнее, что человек еще в состоянии вспомнить — это ругательства на родном языке. Именно по ним врачи могут, например, определить национальность пациента.

28. Однажды ученые поставили эксперимент. Они обругали воду отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате из тех зерен, которые были политы водой с матом, взошли только 48%, а семена, политые святой водой, проросли на 93%.

29. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков, по его собственному признанию, употребляет мат для связи различных частей предложения. Но это не помешало ему отменить концерт группы «Ленинград», который должен был проходить на московском стадионе. Причина отмены — нецензурные выражения в песнях группы.

30. По мнению большинства россиян, бороться с матом бесполезно. Не помогут ни штрафы, ни агитация. Главное — воспитание и внутренняя культура, так считают многие люди.

31. Вывод: матерное слово – страшный разрушитель человечного начала в людях, губитель красоты.

Приложение 8.

Афоризмы известных людей о красоте

 

Уж таков ее обычай: красота всегда права.

Захир-ад-дин Мухаммед Бабур,

основатель империи Великих Моголов

 

Хоть будь красавицей жена,

Но если дурой рождена,

С ней, как с глухой кобылой, мука.

Себастьян Брант,
немецкий писатель-сатирик

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом – это дает красоту и силу ему.


 

До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.

Максим Горький, русский писатель


 

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность – это разум воли.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкий философ


 

Красота спасет мир.

Федор Достоевский, русский писатель

Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному.

Иммануил Кант, немецкий философ

Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда.

Константин Станиславский, русский театральный режиссер

Леса учат понимать прекрасное.

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко. Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном.


 

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Антон Чехов, русский писатель

Автор материала: Н. Смертина Дарья (1 курс)
Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские дистанционные конкурсы для учащихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.