12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сенаторова Ольга337
Учитель МКОУ СОШ №3 г.Уржума Кировской области
Россия, Кировская обл., Уржум



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Уржума

Кировской области






Проект «Куклы – литературные герои»

на региональный Конгресса молодых исследователей

«Шаг в будущее»

(направление «Социальные и поведенческие науки»)





Выполнила: ученицы 7б класса

МКОУ СОШ №3 г. Уржума

Кировской области

Сенаторова Мария, Огородова Ксения

Руководитель: учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3 г. Уржума Кировской области

Сенаторова Ольга Александровна

Консультант: Толмачёва Елена Ивановна




г.Уржум, 2019 год

Оглавление

Паспорт проекта 5

Введение 7

А.С. Пушкин «Дубровский» 8

Марья Кирилловная Троекурова - дочь богатого помещика Кирилы Троекурова. Возраст Маши Троекуровой - 17 лет: "...ей было семнадцать лет..." 10

Маша Троекурова - красивая, стройная девушка: "...красота ее была в полном цвете..."  "...Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..."  "...старый волокита был поражен ее красотой..."  "...прошептала бедная красавица..." "...Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу..." 11

Маша Троекурова рано осталась без матери. Ее мать умерла вскоре после ее рождения: "...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..." 11

Маша Троекурова очень привязана к своему отцу: "...Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..."  11

В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка: "...воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..." 11

Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять: "...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..."  "...Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..." На досуге Маша Троекурова вышивает на пяльцах: "...Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком [...] Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..." 11

Марья Кириловна не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец: "...Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..." Маша любит читать романы: "...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..." 11

Маша хорошо говорит по-французски, как большинство образованных дворян: "...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..." 11

Маша Троекурова хорошо поет и разбирается в музыке: "...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки..."  "...Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..." Сделаем вывод: образ Маши Троекуровой в романе Пушкина является, бесспорно, положительным и олицетворяет девушку с высокими ценностями и убеждениями, которые она никогда не предаст даже ради собственного счастья. Те обстоятельства, с которыми героиня столкнулась на жизненном пути, доказывают это. 11

Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца» 12

Характеристика Насти и Митраши в рассказе "Кладовая солнца": 13

Митраша и Настя - это родные брат и сестра. Митраше 10 лет, а Насте 12 лет: "...Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком..." 13

Настя и Митраша являются сиротами. Их мать умерла, а отец погиб на войне: "...осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне..." Настя и Митраша - дети из простой семьи: "...И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие..." 13

Настя и Митраша живут в селе где-то в Ярославской области: "...В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского..." (Ярославская область) Маленькие Настя и Митраша сами ведут свое сельское хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок: "...После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен..."  "...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..."  Внешность Насти. Автор рассказа называет Настю "Золотой курочкой" из-за ее золотых волос и веснушек. Вот что известно о внешности Насти: "...Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх..." 13

Настя - милая девочка: "...Они были очень милые..." 14

Настя - умная девочка: "...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..." "...И какие это были умные детишки!.." 14

Настя - трудолюбивая девочка: "...Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах..." 14

Настя и ее брат Митраша живут дружно: "...И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы..." "...друзья пошли по тропе, указанной стрелкой..." "...Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит..." "...друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег..." 14

Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает: "...Еще до свету Настя задала корм всем своим животным..." "...Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи..." Настя- ласковая девочка: "...Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку..." "...Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился..."  14

Сделаем вывод: главная героиня рассказа олицетворяет собой самые лучшие человеческие черты, которые позволяют ей выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях. 15

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 15

Маленький принц встречает честолюбца, который хочет, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека, который постоянно считает звёзды, думает, что владеет многими из них и хочет купить ещё больше, фонарщика, который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь, географа, который записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда никуда не путешествует. По совету географа Маленький принц посещает Землю, где, кроме пилота потерпевшего аварию самолёта, встречает и других персонажей и, общаясь с ними, узнаёт много важных вещей. 16

По мнению автора, именно дети своей непосредственностью, чистотой и искренностью способны воспринимать мир во всей полноте. “Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…” Серьезно воспринимая вещи, которые взрослым кажутся нелепыми и неважными, Маленький принц тем самым ставит под сомнение возможность людей испытывать простые радости жизни: благоухание розы, любование звездами, что в итоге превратило их в черствые механизмы. 16

Кардинально жизнь Маленького принца меняет Роза – цветок взбалмошный и капризный, “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”. Принц заботится о ней, ухаживает, но она все же ранит душу маленького героя, и он покидает ее, отправляясь в далекий путь. Путешествие Маленького принца по соседним планетам принесло ему много встреч с разного рода взрослыми, считающими себя значимыми и серьезными людьми, а на самом деле всего лишь захваченными собственными слабостями: тщеславием, яростью, пьянством, жадностью. По сути, все эти образы являются олицетворением пороков человечества, которые мешают увидеть истину и превращают жизнь в бессмысленное существование. Сомнения в правильности своих взглядов одолевают и принца, когда он попадает на Землю и видит целый сад точно таких же роз, как у него на планете. “Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…» 17

Открыть правду и восстановить душевную гармонию принцу помогает Лис. Недаром в сказках он часто символизирует житейскую мудрость, ведь именно Лис помогает Маленькому принцу увидеть истину и вернуть утраченную чистоту сознания: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом: 17

«А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – Впустыне все-таки одиноко… – Среди людей тоже одиноко, – заметила змея» 17

Именно она, древний символ тайных знаний и мудрости, отправляет героя обратно на свою планету при помощи своего яда. 17

Удивительно глубокая и такая наивно простая идея сущности жизни, как высшей ценности, как пути в стремлении души к развитию и духовному прозрению, многогранно раскрыта именно благодаря героям сказки. 17

Ольга Громова «Сахарный ребёнок» 18

Практическая часть 19

Заключение по практической части: 23

Список используемой литературы: 24































Паспорт проекта

1.Название проекта: «Куклы – литературные герои»

2.Руководитель проекта: Сенаторова Ольга Александровна.

3.Учебный предмет, по которому проводится проект: литература.

4.Ф.И.О ученика: Огородова Ксения, Сенаторова Мария

Объект исследования: А.С.Пушкин «Дубровский», О.Громова «Сахарный ребёнок», М.Пришвин «Кладовая солнца», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Предмет исследования: Мария Троекурова, Стелла Нудольская, Настя, Маленький Принц.

Цель исследования: Изучить характеры героев произведений и создать именных кукол.

Задачи исследования:

Перечитать литературные произведения

Понять характеры героев

Создать журнал героя

Сшить кукол

Методы исследования:

-сравнительно-сопоставительный анализ;

-работа с литературоведческими статьями.

Идея данной работы была подсказана журналами «Дамы эпохи».

5.Типология проекта:

По доминирующей деятельности– творческий

По характеру координации - закрытый;

По характеру контактов - внутри школы;

По количеству участников -групповой;

По продолжительности выполнения-долгоосрочный;

8.Актуальность: проект позволит рассказать о литературных героях при помощи кукол.

9.Содержание: проект состоит из теоретической части, книги и кукол;

10. Результат: в ходе проделанной работы мы узнали характеры героев и постарались их отразить в куклах.

11. Примечания, необходимое оборудование: книги, интернет.

12. Этапы работы над проектом:

А) Подготовительный:

- собрать и обработать информацию

- выбрать метод для наилучшего изучения темы

- оформить материал

Б) Планирование:

- анализ проблемы

- разработка плана

- определение источников информации

В) Поиск информации:

- сбор информации

- изучение литературы

- выполнение

Г) Основной этап работы:

- оформление материалов проекта

- работа с компьютером

Д) Защита:

- подготовка доклада к защите

13. Продукт проекта: журналы и куклы



Введение

Читая литературные произведения, всегда мысленно рисуешь себе героя. Чтобы правильно создать портрет персонажа, надо хорошо знать произведение. А бывает и так: журнал «Дамы эпохи», в котором показаны героини литературных произведений, натолкнул нас на прочтение книг. И хотя журнал имеет приложение в виде куклы-героини, но рассказывается в нём только о моде того периода, который отображён в произведении. Мы же пришли к такой мысли: а что если создать куклу-героиню и литературный журнал как приложение? Попробуем! В своём проекте мы поработаем над четырьмя произведениями русской и зарубежной литературы: А.С.Пушкин «Дубровский», О.Громова «Сахарный ребёнок», М.Пришвин «Кладовая солнца», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


































А.С. Пушкин «Дубровский»

История создания

После «Повестей Белкина», в октябре 1832 года, А.С.Пушкин принялся за роман в трех частях, который остался незаконченным и был напечатан только после его смерти. Это был «Дубровский», названный так по имени главного героя. В рукописи заглавия нет, на первом листе просто сказано: «Том первый. Глава первая». Пушкиным были написаны только два тома. Как показывают отметки в рукописи, второй том был закончен в феврале 1833 года.

Сюжет

Каждое из действующих лиц в «Дубровском» носит признаки своей социальной принадлежности. Например, богатый помещик Троекуров. Его роль в романе «злодей­ская». Но по натуре он совсем не «злодей». У него есть задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загла­дить свою несправедливость и вернуть старику Дубровско­му отобранное имение. Но все эти хорошие задатки гибнут в той атмосфере, в которой он живет: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивле­ния. «Избалованный всем, что только окружало его, — говорится в романе, — он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров — явление типическое, и не только для своего времени. Такие Троекуровы неизбеж­но возникают в обстановке безграничного произвола одних и полного бесправия других.

В старике Дубровском сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно, отно­сительная) не только не уменьшает, но еще и обостряет дворянскую гордость. В столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, он не мог удержаться от зависти при виде великолепной псарни своего богатого соседа и сказал ему колкость, на которую тот сначала не обратил внимания. Окончательный разрыв последовал тогда, когда Дубровский, верный своим твердым дворян­ским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ. Возникшая из пустяков ссора растет и приводит в конце концов к тяжелым последствиям как для самого старика Дубровско­го, так и для молодых героев романа — Владимира и Маши. Это постепенное развитие вражды, разгорающейся, как костер, описано у Пушкина с величайшим художествен­ным мастерством: все события естественно вытекают одно из другого.

О содержании последнего, третьего тома можно судить только по черновым наброскам, из которых видно, что Дубровский должен был в конце концов соединиться с Машей Троекуровой. Затем следует, как обозначено в плане, «развязка» — очевидно, благополучная.

Текст «Дубровского», не получивший еще окончатель­ной отделки, обладает такими же свойствами, как и вся пушкинская проза вообще: ясностью, простотой и сжатос­тью. Достаточно одного какого-нибудь жеста, движения, слова — и перед нами весь человек. Вот, например, как сообщает Дубровский дворовым о смерти отца: «Вдруг Владимир явился между людьми и отрывисто сказал: «Не надобно лекаря, батюшка скончался». Сразу виден силь­ный человек, владеющий собой и не привыкший обнару­живать свои чувства, и только быстрый, решительный шаг (он появляется «вдруг») и это «отрывисто» выдают его внутреннее волнение. Кажется, все так просто и естествен­но, а между тем мало кто мог бы так безошибочно найти нужную деталь, чтобы показать человека.

Незаконченный и оставшийся в рукописи «Дубров­ский» имеет некоторую романтическую окраску «разбой­ничьего» романа. Но в то же время дает широкую социаль­ную картину, написанную с глубоким реализмом.

Критик А. Яцимирский: о героине: "Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на "героиню повести"... Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому... получилась бы явная фальшь. <...> Троекурова должна только оттенить собой героя: она - фон, аксессуар, не больше.  И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной... <...> Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней "героиню"... ...создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно... <...> Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство... <...> На пространстве пяти глав (XII - XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII  в конец разрушает иллюзию... и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то "героическое",  что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. <...>

(А. Яцимирский, статья в книге "Пушкин", из серии "Библиотека великих писателей" под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)

Какова же характеристика героини? Обратимся к тексту

Марья Кирилловная Троекурова - дочь богатого помещика Кирилы Троекурова. Возраст Маши Троекуровой - 17 лет: "...ей было семнадцать лет..." Маша Троекурова - красивая, стройная девушка: "...красота ее была в полном цвете..."  "...Взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд..."  "...старый волокита был поражен ее красотой..."  "...прошептала бедная красавица..." "...Он тихо обнял стройный ее стан и тихо привлек ее к своему сердцу..." Маша Троекурова рано осталась без матери. Ее мать умерла вскоре после ее рождения: "...оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку..." Маша Троекурова очень привязана к своему отцу: "...Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности..."  В детстве Машу воспитывала гувернантка-француженка: "...воспитание, начатое некогда под руководством мамзель Мими..." Маша любит читать книги, заниматься музыкой и гулять: "...чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки..."  "...Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение..." На досуге Маша Троекурова вышивает на пяльцах: "...Марья Кириловна сидела в своей комнате, вышивая в пяльцах, перед открытым окошком [...] Под ее иглой канва повторяла безошибочно узоры подлинника, несмотря на то ее мысли не следовали за работой, они были далеко..." Марья Кириловна не любит застолья и пиры, которые устраивает ее отец: "...Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича..." Маша любит читать романы: "...Маша, естественным образом, перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах..." Маша хорошо говорит по-французски, как большинство образованных дворян: "...Кирила Петрович по-французски не говорил, и она служила ему переводчиком..." Маша Троекурова хорошо поет и разбирается в музыке: "...Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки..."  "...Она открыла фортепьяно, пропела несколько нот..."

Сделаем вывод: образ Маши Троекуровой в романе Пушкина является, бесспорно, положительным и олицетворяет девушку с высокими ценностями и убеждениями, которые она никогда не предаст даже ради собственного счастья. Те обстоятельства, с которыми героиня столкнулась на жизненном пути, доказывают это.



















Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца»

История создания

Наиболее известное произведение писателя - сказка-быль «Кладовая солнца», написанная в 1945 году. Время действия - послевоенные годы. В дневниковых записях автор назвал своё творение «Друг человека», где главным героем должна была стать собака Травка. Но потом было найдено поэтическое название «Кладовая солнца», и Пришвин ввёл в текст рассуждения о торфе и торфяных богатствах, скрытых в болотах. Эту замечательную сказку-быль Пришвин написал всего за месяц. Продолжением этой книги является повесть «Корабельная чаща».

«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа - прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений - детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» - вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и главное - с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия - сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему – вот настоящее, истинное богатство [18].

Сюжет

Главными героями рассказа являются девочка Настя и ее младший брат Митраша. Насте 12 лет, а Митраше 10 лет. После смерти родителей Настя и Митраша живут одни в своем сельском доме. Они сами ведут хозяйство, держат козу, Однажды Настя и Митраша идут за клюквой на Блудово болото. В лесу они спорят о том, какой дорогой идти. В результате каждый из них идет своей тропинкой. Митраша решает укоротить свой путь и идет по непроторенной тропинке. Он оказывается на болоте и начинает тонуть. Он зовет на помощь Настю, но сестра его не слышит: она увлеченно собирает клюкву. Наконец Настя вспоминает про брата. Она зовет его, но мальчик не отзывается. Тем временем живущая в лесу собака Травка охотится на зайца. Травка оказывается у болота, видит Митрашу и подползает к нему. Митраша хватается за собаку и выбирается из болота. В это время к болоту приходит волк. Охотясь за Травкой, волк оказывается прямо перед Митрашей. Мальчик стреляет в него из ружья и убивает. Настя слышит выстрел и наконец добирается до Митраши. Настя, Митраша и Травка возвращаются домой в село. Вся деревня встречает их, как героев. Никто не верит, что маленький Митраша мог убить старого волка. Травка поселяется у Насти и Митраши. Настя чувствует вину за то, что забыла о брате, собирая клюкву. Девочка отдает собранную ягоду больным детям из Ленинграда .


Характеристика Насти и Митраши в рассказе "Кладовая солнца": Митраша и Настя - это родные брат и сестра. Митраше 10 лет, а Насте 12 лет: "...Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком..." Настя и Митраша являются сиротами. Их мать умерла, а отец погиб на войне: "...осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне..." Настя и Митраша - дети из простой семьи: "...И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие..." Настя и Митраша живут в селе где-то в Ярославской области: "...В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского..." (Ярославская область) Маленькие Настя и Митраша сами ведут свое сельское хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок: "...После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен..."  "...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..." 
Внешность Насти. Автор рассказа называет Настю "Золотой курочкой" из-за ее золотых волос и веснушек. Вот что известно о внешности Насти: "...Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх..." Настя - милая девочка: "...Они были очень милые..." Настя - умная девочка: "...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..." "...И какие это были умные детишки!.." Настя - трудолюбивая девочка: "...Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах..." Настя и ее брат Митраша живут дружно: "...И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы..." "...друзья пошли по тропе, указанной стрелкой..." "...Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит..." "...друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег..." Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает: "...Еще до свету Настя задала корм всем своим животным..." "...Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи..." Настя- ласковая девочка: "...Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку..." "...Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился..."  Сделаем вывод: главная героиня рассказа олицетворяет собой самые лучшие человеческие черты, которые позволяют ей выстоять в тяжёлых жизненных ситуациях.

























Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

История создания

«Ма́ленький принц» (фр. Le Petit Prince) — аллегорическая повесть-сказка, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке. Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — Антуан де Сент-Экзюпери, из посвящения к книге.

Сюжет

Сюжет повести таков: пилот совершает вынужденную посадку в пустыне Сахара и встречает одного необыкновенного и загадочного мальчика — Маленького принца с другой планеты — астероида Б-612. Маленький принц рассказывает о своих приключениях на Земле, говорит об удивительной розе, которую оставил на своей малой планете, о своей жизни на астероиде, где есть три вулкана, два действующих и один потухший, и роза (это была красавица с шипами — гордая, обидчивая и простодушная, Маленький принц полюбил её, но она казалась ему капризной, жестокой и высокомерной). Он проводит время, приводя в порядок свой астероид, выпалывая баобабы, которые всё норовят глубоко укорениться и заполонить всю планету. Маленький принц любит наблюдать закаты, которые на его малой планете можно увидеть несколько десятков раз в день (по земному счёту). Почувствовав себя несчастным, Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места Вселенной. Посетив несколько других астероидов, он встречает много странных взрослых: короля, которому кажется, что он правит звёздами

Образ главного героя

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранён от взрослого автора-лётчика. Он рождён из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио — потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королём-Солнцем», а в колледже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звёздное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается ещё в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли). А в 1940 году, в перерывах между боями с нацистами, Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Маленький принц встречает честолюбца, который хочет, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека, который постоянно считает звёзды, думает, что владеет многими из них и хочет купить ещё больше, фонарщика, который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь, географа, который записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда никуда не путешествует. По совету географа Маленький принц посещает Землю, где, кроме пилота потерпевшего аварию самолёта, встречает и других персонажей и, общаясь с ними, узнаёт много важных вещей.

По мнению автора, именно дети своей непосредственностью, чистотой и искренностью способны воспринимать мир во всей полноте. “Знаешь… когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце…” Серьезно воспринимая вещи, которые взрослым кажутся нелепыми и неважными, Маленький принц тем самым ставит под сомнение возможность людей испытывать простые радости жизни: благоухание розы, любование звездами, что в итоге превратило их в черствые механизмы.

Кардинально жизнь Маленького принца меняет Роза – цветок взбалмошный и капризный, “зато она была так прекрасна, что дух захватывало!”. Принц заботится о ней, ухаживает, но она все же ранит душу маленького героя, и он покидает ее, отправляясь в далекий путь.
Путешествие Маленького принца по соседним планетам принесло ему много встреч с разного рода взрослыми, считающими себя значимыми и серьезными людьми, а на самом деле всего лишь захваченными собственными слабостями: тщеславием, яростью, пьянством, жадностью. По сути, все эти образы являются олицетворением пороков человечества, которые мешают увидеть истину и превращают жизнь в бессмысленное существование.
Сомнения в правильности своих взглядов одолевают и принца, когда он попадает на Землю и видит целый сад точно таких же роз, как у него на планете. “Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»

Открыть правду и восстановить душевную гармонию принцу помогает Лис. Недаром в сказках он часто символизирует житейскую мудрость, ведь именно Лис помогает Маленькому принцу увидеть истину и вернуть утраченную чистоту сознания: «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.»

К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом:

«А где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – Впустыне все-таки одиноко… – Среди людей тоже одиноко, – заметила змея»

Именно она, древний символ тайных знаний и мудрости, отправляет героя обратно на свою планету при помощи своего яда.

Удивительно глубокая и такая наивно простая идея сущности жизни, как высшей ценности, как пути в стремлении души к развитию и духовному прозрению, многогранно раскрыта именно благодаря героям сказки.























Ольга Громова «Сахарный ребёнок»

История создания

История книги началась в 1988 году. Именно тогда состоялось знакомство Ольги Громовой со Стеллой Натановной Дубровой (Нудольской), подлинная история жизни которой и описана в повести. Ребенок, выросший в абсолютной любви, в благополучной семье со всеми прелестями интеллигентной московской жизни, в пять лет вдруг оказалась дочерью врага народа. В одночасье лишившись всего, Элли попадает с мамой в Киргизию, в лагерь для членов семей врагов народа. Маленькая девочка и ее молодая мама сохраняют самообладание, присутствие духа и чувство собственного достоинства, несмотря на серьезные испытания, голод и болезни. И, как ни странно, в жизни в самые отчаянные моменты им встречаются очень хорошие люди.

Изначально Стелла Натановна, по просьбе Ольги Громовой, написала четыре отдельные истории, которые были опубликованы в газете «Первое сентября» (1999 г.) и в журнале «Библиотека в школе» (2000 г.) под названием «Не позволяй себе бояться». Истории эти очень понравились юным читателям, в частности, школьникам из г. Сергиев Посад.

Читательский интерес побудил Стеллу Натановну продолжить работу над мемуарными записями, для чего в 70 лет она самостоятельно освоила компьютер. Однако, ухудшившееся здоровье не позволило завершить записи. Как завещание осталась Ольге Громовой пожелание героини написать на основе мемуаров повесть для детей и подростков.

По словам редактора, понимание, как это сделать, пришло не сразу. Серьезная работа над книгой началась и длилась весь 2012 год [21].

Сюжет

В 1930-х годах, в обычной интеллигентной семье по доносу арестовывают отца. И мама с маленькой Стеллой становятся ЧСИР — членами семьи изменника Родины, и подлежат выселению в Киргизискую ССР. Так начинается история их мытарств и испытаний, быстрого взросления Стеллы. Через всю книгу проходит мысль о том, что невозможно сделать рабом свободного человека, потому что это состояние души .


Заключение по теоретической части:

Изложенные выше наблюдения позволяют сделать следующие выводы: все литературные герои являются образцом лучших человеческих качеств. Они дают возможность читателю поразмышлять над своими судьбами и сделать правильный вывод. А юному читателю показывают верный вектор жизни.

Практическая часть

Куклы мы выполняем в технике тыквоголовка

Очень известны и часто шьются занимательные куколки тыквоголовки. Они очень похожи на кукол-тильд, но отличаются от них необычным кроем именно головы. Пошив таких игрушек начали давно более 100 лет назад. Шьются такие симпатяги легко, при этом используются выкройки. У них нестандартная форма головы. Она состоит из нескольких частей. Как правило, для шитья одной головы используется более трёх клиньев ткани. Шьют их со швами на передней части головы, но бывают выкройки куклы тыквоголовки без шва на лице. Их можно встретить редко, но тем не менее они существуют. И также на лице обозначается выпуклый подбородок и нос. Такие части тела, как руки и ноги, пришиваются отдельно. Оттенок натурального цвета куклам придают, подкрашивая ткань, используя для этого натуральные красители либо чайный раствор или кофе. Туловище тыквоголовой куклы обладает нестандартной формой. Руки и ноги удлинены. Встречаются куклы с пришивными отдельно ушами, но это тоже редкость. Набивку производят обычными наполнителями, делают это довольно-таки плотно. Внутрь многие рукодельницы рекомендуют вшивать палочку для поддержания большой головы, она обшивается наполнителем. Лицо имеет множество выделенных деталей. Красками прорисовывают глаза, нос, рот, используют для этого акриловые краски. Выполняя такую кропотливую работу, можно проявить всю свою фантазию. Многие пришивают или клеят даже ресницы для придания игрушке особенного образа. На руках пальцы прошивают нитками. Для красивого изгиба линий локтей и колен выкроенные детали дополнительно прошивают. Помимо интересного строения головы, куколки обладают очень красивыми причёсками. Делаются волосы для них в основном из шерсти, но нередко можно встретить также их из атласных лент или ниток мулине. Причёски выполняются различные — плетутся косы, завиваются красивые локоны. Как и в обычном парикмахерском деле, крепятся они также на резинки и заколки, у этих созданий всё как у людей. Не обходится и без аксессуаров — они тоже любят носить колье и цепочки.

Материалы для изготовления

Что потребуется для создания куколки? Давайте соберем свой набор для шитья куклы:

иглы и нитки натуральных оттенков (хлопок, лен, ирис);

ткань (о выборе ткани далее);

бумага и карандаш (для создания выкройки);

хорошие ножницы;

мягкие набивочные материалы (вата, синтепон, холлофайбер, синтепух и так далее);

ткань, шнуры, бусины и пуговицы для изготовления нарядов Тильде;

пряжа, шерсть или нитки

Ткани

Какие ткани используются? Традиционно берут только натуральные ткани, это может быть:

любой хлопковый материал;

натуральный лен и ткани на его основе;

тонкая шерсть;

трикотаж;

флис.

Выбирать ткань нужно не только по внешнему виду, но и по специальным критериям:

ткань должна быть достаточно плотной, если плетение будет жидковатым, куколка просто расползется;

также следует рассмотреть структуру ткани, бывают включения более плотных нитей - это выглядит неаккуратно;

не стоит выбирать слишком жесткую ткань, она будет плохо выворачиваться, появятся заломы, а кукла будет выглядеть жесткой;

ткань должна быть достаточной пластичной, иначе она не будет слишком хорошо отглаживаться.

Процесс изготовления

делаем выкройки в натуральную величину;

t1611997401aa.jpg

раскраиваем ткань;

t1611997401ab.jpg

сшиваем все части тела и набиваем их наполнителем;

t1611997401ac.jpg

шьем куклу;

t1611997401ad.jpg

t1611997401ae.jpgделаем прическу и одежду;

t1611997401af.jpgt1611997401ag.jpg











рисуем лицо

t1611997401ah.jpg

и подбираем аксессуары.


t1611997401ai.jpg

































Заключение по практической части:

В процессе работы мы получили настоящих кукол-литературных героев. Мы изобразили не только внешние данные, но и попытались передать писательское видение образа.
































Список используемой литературы:


Громова О. К. Сахарный ребёнок: история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской: [ для сред. И ст. шк. возраста : 12+ ] / Ольга Громова; ил. М. Пастернак. – 6-е изд., испр. – Москва : КомпасГид, 2016. – 160 с. ( дата обращения : 25.02.19).

Пришвин М. М. Кладовая Солнца : сказка-быль ; Корабельная чаща : повесть-сказка / М. М. Пришвин. - Санкт-Петербург : Лениздат, 2014. - 318 с. ( дата обращения : 29.03.19).

Краткое содержание «Кладовая солнца» Пришвина: пересказ сюжета, рассказ в сокращении│LITERATURUS: Мир русской литературы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.literaturus.ru/2016/12/kratkoe-soderzhanie-kladovaja-solnca-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html ( дата обращения : 24.02.19).

Сахарный ребёнок – Википедия [Электронный ресурс]. – URL: http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/Сахарный_ребёнок ( дата обращения : 24.04.19).

25


Авторы материала: М. Сенаторова (7 класс), К. Огородова (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 30.01.21 в 12:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.